Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (1052) → Священник Константин Кокора: Нам нужно стремиться, чтобы пост и приносил нам радость, и был подвигом

Священник Константин Кокора: Нам нужно стремиться, чтобы пост и приносил нам радость, и был подвигом

№11 (1052) / 16 марта ‘20

Беседы с батюшкой

Начался Великий пост – время, которое должно нас во многом перезагрузить. Мы перед эфиром говорили, что Вы в первый раз прочитали молитву Ефрема Сирина как священник. Наверное, у Вас при этом возникло особое чувство?

– Да, вы совершенно правы. Впервые мне удалось это сказать вслух при огромном скоплении народа. Интересно, что эта молитва по Уставу читается про себя, как это ни странно, – с воздеванием рук. Но с течением времени священнослужители стали произносить ее вслух: народ перестал ее повторять и просто забывал слова. Священнослужители перестали воздевать руки, но стали читать ее вслух.

Интересное замечание, не знал. Об Уставе... Сейчас есть особенные, важные моменты – поклоны и другие. Как они появились? Как коленопреклонение появилось в Великом посту?

– Сам акт коленопреклонения был известен Церкви с самых древних времен. Еще ветхозаветное богослужение и ветхозаветные реалии показывают нам, что коленопреклонение было одним из самых значительных и уподобляемых покаянию символов богослужения. Мы можем сказать, что оно присутствует с самых первых веков – тем более в такое особое время, как время Великого поста. Человек, как вы сказали, переосмысливает весь тон своей жизни, и это будет очень уместно.

Что для Вас первая седмица Великого поста? Может быть, что-то из детства?

– У меня в детстве не было опыта проживания церковного поста и церковной жизни: в Церковь я пришел в довольно позднем возрасте. В 17 лет я впервые пришел на Исповедь. Для меня это было что-то очень необычное на протяжении всех этих лет: настолько сменяются декорации, изменяется тональность богослужения, меняется что-то и в самой природе – не зря это время называют «весна постная»: вся природа оживает, и человек призван оживать. Мне кажется, здесь есть диссонанс с тем, как иногда внешне воспринимают пост – сугубо заунывное пение, люди начинают скорбеть о грехах, надевают темные одежды, ничего не едят, при этом начинают сильно злиться на других. А здесь, наоборот, весна: ты расцветаешь, от чего-то отказываешься, открываешь глаза, ищешь, кому нужна твоя помощь…

Ведь изначально пост был дан, чтобы призвать человека к доброму делу. Еще пророк Исаия говорил, что пост, угодный Богу, – это когда ты накормишь голодного, приютишь нищего, обратишь внимание на человека, который рядом с тобой. Великий пост – это время расцвета человеческой души, таким он должен быть. Хорошо бы каждому это прочувствовать.

Что самое важное нужно отметить о посте телесного? В Уставе, насколько я знаю, прописано, что пищу мы вообще не вкушаем в какие-то дни.

– В первые три точно.

Как это правило действует для мирян?

– Очень интересно, что в самые первые века появления поста аскетика была тайным деланием. Монахи перед уходом в пустыню причащались Святых Христовых Таин в Прощеное воскресенье и расходились. Каждый из них брал с собой пищи столько, сколько мог унести – это был запас на весь Великий пост. Когда после десятков дней поста монахи собирались снова, никто ни у кого не спрашивал, как другой постился, какие упражнения были в его быту, чего достиг, какие были у него видения и так далее – это было временем интимного пребывания человека наедине с Богом.

Конечно, каждый из нас сейчас вряд ли сможет позволить себе такую роскошь, ибо мы присутствуем на богослужении, мы не монахи. Каждому из нас нужно взвесить степень поста по своей мере, посоветовавшись с духовником, оценить свои возможности. Часто бывает так, что человек на себя берет очень много, а потом с этим не справляется. Конечно, ничего страшного нет, если человек меру ослабит или, наоборот, понимая, что может взять на себя больше, в течение поста ее изменит. В каждом случае нам нужно стремиться, чтобы пост и приносил нам радость, и был подвигом – в задачи Церкви не входит лишить человека здоровья. Хотя такое бывает часто – человек думает: все, сейчас буду поститься, как первые аскеты… Но, думаю, мало кому сейчас это под силу: люди работают, у каждого есть семьи, домашние обязанности. Самое главное – сохранить тональность радости встречи с Богом; все остальное приложится.

Мы начали говорить о молитве Ефрема Сирина. Могли бы Вы рассказать о ней подробнее?

– Первое, о чем нужно сказать, – праздность.

«Господи и Владыко живота моего, Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Автор – Ефрем Сирин, живший в IV веке, аскет, подвижник, написал множество различных произведений аскетического характера, комментировал Священное Писание. Он пишет, что все начинается с праздности – очень популярного в наше время греха, что окутывает собой весь мир. Нам гораздо легче не пойти на богослужение, праздно провести время, посидеть в интернете, потратить время на что-то совершенно неважное.

Ефрем Сирин предлагает нам в первую очередь попросить у Бога, чтобы мы вырвались из пут праздности и сказали себе: что я могу сделать в пост? Очень важно, что в пост можно ставить себе какие-то задачи, сказать себе: в пост я меняю образ жизни. Праздность идет самым первым пунктом. Поборов ее (по крайней мере, встав на путь ее изгнания из своей жизни), мы можем переходить к следующему.

Дух уныния. Уныние тоже очень популярный «пункт» в нашей аскетике – один из самых страшных грехов: человек может грешить во многом, но фоном может идти уныние – очень многие грехи проистекают из уныния. Уныние находится во главе даже таких вроде бы не связанных с ним грехов, как тщеславие и гордыня. Когда человек унывает, он не испытывает надежды на то, что воля Божия и Его любовь могут простираться на него. От уныния идет леность – нежелание что-либо делать, невозможность себя подъять на подвиг.

Следующим пунктом идет то, что можно классифицировать как разновидность лени, – любоначалие, когда человек, пребывая в праздности и унынии, не замечает и не чувствует ближнего как человека, которому нужна помощь, как человека, который тоже от него зависит... Естественно, он начинает над ним властвовать: желает не угождать ему, а потворствовать своей прихоти или указывать на его ошибки – например, говорит: «Ты не так постишься. Я пощусь, а ты нет, ты идешь не в Царствие Божие, а мимо него».

Последнее – празднословие. Когда человеку нечем заняться, он естественным образом начинает грешить даже в своем слове. Во время моего воцерковления у меня был случай. Я приехал в очень серьезный скит и взял на себя по неопытности такой подвиг: жил там 11 дней. В какой-то момент я понял, что мне так хочется с кем-нибудь поговорить!

А сколько Вам было лет?

– Наверное, года 22. Причем я был довольно косвенно связан с Церковью, у меня не было в планах поступать ни в какие духовные училища и тем более становиться священнослужителем.

Тогда я ощутил на себе, что значит отсутствие желания общаться с человеком, ибо ты полностью посвящен Богу – разговор в первую очередь с Богом. Там мне сразу сказали, когда я мыл посуду и предложил о чем-то поговорить: мы здесь не разговариваем, только Иисусова молитва.

Для меня это было очень странно: как можно без общения? Очень тяжело, ведь я человек из мира, привык к общению. Сейчас, повзрослев, я понимаю, что это не было отсутствием общения – это была смена координат, когда человек полностью посвящал себя Богу. Человеческое общение было ему, можно сказать, «не в кассу» – не было нужно. Мы в другой тональности переосмыслили свою жизнь. Это для меня было очень поучительно.

Вопрос телезрителя: «Когда на Литургии нужно вставать на колени? И делать ли это в воскресенье?».

– Один из самых популярных вопросов – когда и что можно делать в церкви. Если мы говорим о посте, то очень большое искушение говорить, что можно, а что нельзя. Человек может всю жизнь прожить в церковной действительности, руководствуясь только этими словами – «когда можно поесть, когда нельзя», «с какой ноги встать», «через какое плечо свечку поставить». Мы постепенно от этого избавляемся, но в нас это очень глубоко сидит.

Самый простой пример, как можно узнать, когда вставать на колени: посмотреть, когда священник это делает. Молитва Ефрема Сирина тому пример – после каждого из трех прошений мы встаем на колени, затем исполняем двенадцать малых поклонов, затем читаем снова всю молитву целиком и встаем на колени. Есть особые случаи, когда коленопреклонение удобно. Когда выключается свет – еще один важный признак. Выключается свет – человек может находиться один на один с Богом, когда никто на него не смотрит; это интимное пребывание человека и Бога – тогда можно вставать на колени. Сейчас будет много таких случаев, когда это будет уместно делать.

2-й вопрос был по поводу воскресенья. Воскресные дни, как и субботние, не входят в обычные рамки великопостных богослужений – это отдельные дни, когда появляется Божественная литургия в самом прямом смысле. Эти дни изымаются из великопостных дней, поэтому там коленопреклонения не совершаются – в воскресные дни они вообще не совершаются (хотя вечером воскресенья опять начинаются, но это уже понедельник).

В течение недели, с понедельника по пятницу, мы не совершаем Божественную литургию Иоанна Златоуста. Почему так получилось? Две Литургии положено по Уставу.

– Великий пост, на стезю которого мы вступили, вырастает из воспоминания одного из важнейших событий Евангельской истории – нахождения в пустыне Господа Иисуса Христа, когда Он постился. Он посвящает всю Свою жизнь общению с Богом Отцом, а на 40-й день, как написано, Он взалкал, и к Нему приступил сатана и искушал Его. Поэтому Литургия вынимается из этого ряда богослужений. В Древней Церкви Литургия занимала главнейшее место. К сожалению, сейчас это выпало из-за 70-летнего периода атеизма (может быть, это просто общее обмирщение всей Вселенской Церкви).

Характерный пример: на рубеже III и IV веков был самый большой период гонений за первые три века – император Диоклетиан решил ударить в самое сердце христиан. Он издал указ, по которому все люди, находящиеся на святой Литургии, причащающиеся Святых Христовых Таин (а тогда все христиане причащались; не было такого, чтобы ты пришел на Литургию и мог сказать Богу, что сегодня не причащаешься), должны быть подвергнуты смертной казни – все становятся мучениками. Конечно, он попал в самую точку… Было огромное количество казней, много крови пролито (если бы сейчас был какой-нибудь император, который бы не любил христиан, был богоборцем и издал такой указ, я не думаю, что было бы такое же количество смертей – думаю, совсем мало христиан пострадало бы). К сожалению, Литургия как центр не только богослужебной, но и вообще христианской жизни сместилась – акценты сместились: на это место встало что-то другое – церковные суеверия, аскетика.

Это тоже явление нашего времени – люди постятся, но непонятно, зачем: «Скоро купальный сезон, нужно привести себя в норму» или «просто чтобы чувствовать себя лучше». А ведь пост для того и существует, чтобы причащаться.

Поэтому Церковь идет навстречу человеку. Человек не может жить без Причастия, как мы не можем жить без материальной пищи. Так появляется Литургия Преждеосвященных Даров: Дары заготавливаются на Литургии, которая служится в воскресенье, и сохраняются на престоле до Литургии в среду и пятницу. Христиане от них причащаются – Церковь идет навстречу. Конечно, эти богослужения тоже нужно обязательно посещать – это и есть наши встречи со Христом. Мы, постясь, чувствуем, что вместе с Ним проходим пост: окунаясь в Евангельскую историю, мы действительно становимся сопричастниками Его подвига, мы постимся вместе с Ним – это гораздо легче.

Вернемся к молитве Ефрема Сирина. Зачитаю строку, которая очень мотивирует и становится интересным моментом в посте, в духовной жизни: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему». Большие слова для нас.

– Я согласен. Ефрем Сирин нас не останавливает на посте так, чтобы мы только не делали чего-то плохого, но и призывает нас к чему-то. Интересно заметить, что вся православная церковная аскетика направлена не только на то, чтобы человек себя от чего-то оторвал, избавился от грехов, но и чтобы он ракурс своего видения мира, Бога, Церкви, ближнего сместил в правильном направлении – вот эти положительные прошения: мы не только хотим от чего-то избавиться, но и себя приобщить к чему-то.

Целомудрие в наше время понимается очень часто только в сексуальном плане: человек либо целомудренный телесно, либо нецеломудренный. В православной аскетике это человек, у которого дух, душа и тело вместе способствуют спасению: нет расхождения между телом и душой. Очень интересно вспомнить, что отношение к телу в христианстве очень трепетное: тело играет огромную роль в спасении человека – оно либо совершает грехи, либо участвует в спасении. Исаак Сирин говорит, что в конце времен тело тоже будет участвовать, выбирая себе посмертную участь. Невозможно грешить вне тела.

Целомудрие – это нормальное сосуществование духа, души и тела в человеке, а не только проявления телесного характера.

Смиренномудрие – одна из самых основных христианских добродетелей. Смирение, думаю, всем очень знакомо, и мы друг друга очень любим смирять. Ефрем Сирин просит этого себе, чтобы таким быть – не кого-то смирять, не кого-то постить, а «дай мне все это, чтобы я был таким – остальные меня не должны волновать». Это интимный момент поста: когда я один на один с Богом, я отвечу за свои грехи.

У нас такое тоже часто бывает: ну, я грешен – как все. Богу не важно, что «как все»: именно ты важен – как ты сейчас ответишь за пребывание в этой жизни?

Смиренномудрие – это ощущение себя таким, какой ты есть, без прикрас, без преувеличений. Иногда можно, окаивая себя, быть тщеславным («я самый грешный, грешнее меня никого нет»). На самом деле так в человеке тоже может говорить гордыня.

Смиренномудрие – когда ты понимаешь: ты такой, какой есть, – ты видишь себя. Особенно это чувство приходит к людям перед смертью или перед лицом тяжелой болезни, когда из жизни уходит вся шелуха, и ты понимаешь, что ты один на один со смертью – больше играть не во что. Это тоже некая борьба с нашим актерством, с желанием быть такими, какими нас любят воспринимать люди, а не какие мы есть.

Дальше идет терпение – еще одна важная добродетель. В пост мы начинаем искушаться: можем не съесть конфету, но при этом перестаем терпеть ближнего своего. Здесь нужно выбирать. Ближний намного дороже, чем конфета. Лучше съесть конфету, успокоиться и сказать: значит, пока не по мне шапка – не могу в себя вместить, лучше я конфету съем, но ближнего буду любить. Как говорили древнеегипетские аскеты, хочешь увидеть Бога – посмотри на брата.

И самый главный венец добродетелей – любовь, как плод всех аскетических подвигов, нашего причастия, вообще всей нашей жизни, который мы должны стяжать. В пост мы можем лишь коснуться его – сделать рывок и, коснувшись, опять уйти в свою действительность. Но мы должны всеми фибрами души, всеми средствами тела стремиться в любви всегда пребывать; без Бога это невозможно. Еще одно измерение Литургии – без Бога мы не сможем пройти пост: это будет как делание от тщеславия, которое ко Христу может не иметь никакого отношения. Это что касается положительных добродетелей, целей поста.

«Даруй ми, Господи, зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего яко благословен еси во веки веков. Аминь».

– Опять же, «мне» – Господи, дай мне стать другим. Вступая на путь поста, мы должны понимать, что в нашей жизни что-то должно поменяться.

Ефрем Сирин говорит: «Дай мне видеть мои грехи». Это еще один из маркеров нашего времени – человек говорит: у меня нет грехов. А когда ему указываешь, что есть то-то и то-то, он: ну, это как у всех. Человек об этом очень легко забывает, а грех – нечто такое, что уродует, прекращает его существование как Богом созданной, избранной, богоподобной личности. Когда он перестает исполнять эту свою совершенную функцию. Протопресвитер Александр Шмеман говорит, что пост призван нас вернуть в богоподобное состояние.

Когда мы отказываемся от низменных страстей, начинаем видеть себя такими, какие мы есть, и стремимся стать лучше, все заканчивается тем, что Ефрем Сирин приглашает нас явить свою любовь к ближнему: не осуждать его, не только видеть свои грехи, но увидеть в ближнем человека, который тоже спасается наравне с тобой.

Прошу Вас обратиться к нашим телезрителям и дать наставление, как нужно провести время Великого поста, чтобы встретить Светлое Христово Воскресение.

– Самое главное – настроиться на великопостный лад. Человек начинает видеть совершенно иное измерение жизни. Церковь призывает тебя, говорит тебе устами своих песнотворцев, святых и Самого Христа, что ты можешь по-другому на все посмотреть: никогда не терять радости, желания поститься не тривиально, ведь пост – это творческое время, когда ты можешь посмотреть на себя и спросить: «От чего я могу отказаться ради Христа? К чему я могу себя принудить?». Добрые дела – пожалуйста, не есть что-то – пожалуйста. Отказ от интернета, от телефона – пожалуйста. Мне нужно что-то изменить, Господи.

Самое главное – в пост мы можем почувствовать близость Христа. Мы делаем шаг навстречу, от чего-то отказываемся и вдруг понимаем, что Он уже тысячу шагов нам навстречу сделал, – это самое радостное.

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс