Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (1051) → Протоиерей Артемий Владимиров: Пост – весна души

Протоиерей Артемий Владимиров: Пост – весна души

№10 (1051) / 9 марта ‘20

Беседы с батюшкой

Как правильно настроиться на пост, чтобы провести его с радостью?

– Думается, нужно помнить: пост увенчается Пасхой. Пост есть стезя, по которой мы шествуем к светлому Воскресению Христову. Постом мы призваны усвоить для своей души все плоды искупительного подвига нашего Спасителя, Который ради освобождения человека, человечества от пленения диавола, ради победы над смертью, жертвами которой мы стали, ради освобождения нас от страстей, как мы видим из святого Евангелия, и Сам возлагает на Себя пост, не имея в этом нужды: не имея в Себе ни точечки темной от наших человеческих страстей. Являя образ совершенного послушания Небесному Отцу, Сын Божий проходит через горнило преследований, страданий, клеветы, неправедного суда и восходит на Крест, беря на Себя, усваивая Себе нашу вину и снимая с нас, с человеческой природы проклятие, которое мы навлекли на себя сами в лице Адама, умножив это своими собственными грехами.

Пост должен помочь нам еще теснее сочетаться, соединиться со Христом – сродниться с Ним. Мы призваны постом широко раскрыть наше испорченное гордыней, похотью и злобой сердце, раскрыть его навстречу взору Небесного Врача-хирурга, Спасителя Господа Иисуса Христа, чтобы Его благодать, воспользовавшись нашим вниманием, покаянием, верой, молитвой, любовью, очистила нас от всякой скверны плоти и духа и, таким образом, наши сердца были бы приготовлены к единению с Воскресшим Спасителем. Всему этому и служит Великий пост как в его внутренней, духовной части, так и во внешней части воздержания от излишеств.

Пост предполагает воздержание, дисциплину. Как связана дисциплина со свободой и радостью?

– Чтобы обрести свободу свершать подлинное добро, крайнее выражение которого есть молитва к Богу, чтобы обуздать собственную плоть, которая теснит дух и порабощает его, нам и дарован пост: нам не нужна свобода в излишествах, пресыщении, пьянстве, нарушении нравственного закона, ибо всякий творящий грех (совершающий что-то во имя ложно понятой свободы и против воли Божией) становится рабом, пленником греха. Таким образом, свобода есть «свой обод»: мы должны знать свой обод – ограничить потребности низшей части природы, чтобы возвыситься духом. Так вода бывает теснима в недрах земли, но найдя выход из нее, бьет, словно гейзер, вверх и переливается в лучах солнца всеми цветами радуги.

Итог дисциплины – это радость и свобода?

– Свобода о Христе Спасителе. А пресыщенное брюхо, по пословице, к учению глухо.

Пост – время сугубой молитвы. Какой она должна быть во время поста?

– У каждого своей, не будем только забывать слова Евангелия – непрестанно молитесь. Как дышит человек во имя жизни, поддерживая силу бытия, так, в идеале, он должен прийти к молитвенной обращенности ума и сердца к Господу Иисусу Христу.

Этому и служат различные чинопоследования, утренние и вечерние молитвы (чтение Псалтири, Священного Писания, Евангелия тоже вменяется в молитву), богослужения Великим постом – они протяженные, неспешные. Чего ради? Чтобы Господь Своим невидимым перстом возжег внутреннюю лампадку нашего сердца – в храме или вне храма, в уединении или среди людей человек, духовно выздоравливающий, призван внутри себя всегда тянуться, словно цветок, к источнику света и тепла, взывать к Богу: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного».

У младенца своя порция молитв (как молочная смесь), у студента – чуть больше, у батюшки свой оборот молитв, у человека, готовящегося перейти в мир иной, есть понимание, что без молитвы – как без воды.

А вот качество молитвы – куда более важный вопрос. Качество молитвы – это всегдашнее внимание ума к словам произносимого молитвословия. Однако здесь важно понимать, что резервуар, в котором плавают золотые рыбки наших молитв, – это сердце.

Внимание ума к сердцу – неотъемлемое требование правильного постного времяпрепровождения. Дело в том, что наш ум наводнен мыслями, образами, мечтаниями – мы находимся в постоянной внутренней суете, даже находясь в уединении. Работает телевизор (к сожалению, не телеканал «Союз», а смотрим какие-то пустые рекламные заставки), пустопорожние разговоры по телефону... Душа просто облеплена, как теленок слепнями, прожектами, воспоминаниями, мыслями. Какая тут молитва, когда эта круговерть, как непрестанный видеоряд, не оставляет нас даже ночью? Вот почему так важно уйти в глубину. Рыба ищет глубины.

Правильная молитва совершается не в голове, а в глубинах нашего духа – она сосредоточивает ум, очистившийся от этих воспоминаний, образов, мечтаний, и соединяет его с духом, с сердцем. Сразу никто, конечно, не может выйти из порочного круга внутренней суеты, но терпение и труд, как известно, все перетрут.

Говорят, что все внешние молитвы даны, чтобы человек пришел в итоге к маленькой внутренней собственной молитве, пусть даже она состоит из двух слов: «Господи, помилуй». Особенно хороша молитва с призыванием имени Иисуса Христа: когда мы с верой обращаемся к Богу, Богочеловеку, через Его имя энергия Святого Духа обильно осеняет сокрушенное, кающееся сердце.

Вот почему для всех людей, без различия званий и состояний (домохозяйка это, студент, школьник, священник – пастырь, пасомый, инок или люди семейные), если они сочетают с молитвой простоту и незлобие (не держат обид, не помнят их, корректны, доброжелательны, улыбчивы, не создают конфликтов), мало-помалу имя Господа Иисуса Христа и станет Хлебом Небесным, питием, что питает и орошает душу… Что бы ты ни делал – всегда: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».

Оптинские старцы рекомендовали акцент делать на этой части – «помилуй мя, грешного», то есть немощного, слабого, нуждающегося. «Господи, Ты все видишь, все знаешь, мысли ведаешь наперед; поддержи, укрепи, заступи, спаси Своей благодатью». Если мы так более-менее внимательно проведем пост, пребывая и вне храма сохраним память о Боге, будем ходить в Его присутствии, совершенно убежден: Пасха в этом году будет, как всегда, ослепительно прекрасной, радостной, светоносной и спасительной.

Для глубокой и уединенной молитвы нужно выделить время. Стоит ли для этого ограничить круг общения, круг дел? Не обидятся ли люди, если им отказывать в общении?

– У святого Иоанна Златоуста есть хорошие слова: кто обижается, тот просто глуп. Но глупым не хочется быть никому, поэтому чем человек внутри серьезнее, собраннее, тем решительнее он должен выхватывать у мира, лежащего в бесконечной суете, час, полчаса, 20 минут уединения: Бог и он. Грубиянами нам быть не нужно, но, поверьте, никто никогда не обидится, если мы скажем: «Простите, я должен завершить телефонный разговор. У меня еще по плану 40 минут пообщаться с Тем, Кто нас слышит, видит и любит, и вознести свои просьбы, моления за вас Ему, нашему Создателю. Вы не против?..».

Что бы Вы посоветовали тем, кто молиться не умеет, кто в первый раз вступает на поприще Великого поста?

– Памятовать, что пост должен делать нас не больными, а здоровыми. Все хорошо в меру. Крайности всегда чреваты дурными последствиями. Почему я на этом заостряю внимание? Сегодня люди – это ходячая немощь. Здоровье далеко не блестящее: у одного стенокардия, у другого мерцательная аритмия, у третьего давление, у четвертого поджелудочная пошаливает...

Хотя устав поста общий, в конкретном приложении к данному человеку, очевидно, нужно руководствоваться рассуждением. Дети, у кого растущий организм, грызут по пути в школу какие-то «Марсы» и «Сникерсы» – от этого нужно отказаться. Что касается обычного обеда, завтрака – мама пусть разбирается, что малышу или отроку под силу: в школе свой устав, дома свой.

Пост не должен нас излишне ослаблять – мы должны иметь энергию для совершения ежедневного круга дел, чтобы оставалась еще сила на молитву. Молиться нужно ясным умом и мирным сердцем. Конечно, особые ограничения касаются всякой развлекательщины, без которой, к сожалению, сегодняшний человек почти не может обойтись. Бабушкам, которые привыкли плакать над телесериалами или ужасаться криминальной хроникой, точно надо ограничить себя от этой белиберды.

Раскройте толкование на Евангелие Иоанна Златоустого, или давайте почитаем записи из дневника старца Силуана, или обратимся к современной житийной литературе – почитаем «Отец Арсений»: есть замечательные свидетельства о священнике, прошедшем лагеря и сохранившем лампаду молитвы.

Таким образом, постом мы должны особенно внимательно исследовать страстишки, дурные привычки, порочные навыки, которые, как щупальца осьминога, присосались к нам. Их-то и нужно с помощью Божией благодати безжалостно отрывать, сознавая свою немощь и надеясь на Врача – Господа Иисуса Христа.

Но чтобы нам не изменили решимость и внутреннее терпение, чтобы нам обрести нравственную свободу, конечно, не забудем таинства Церкви: погружаясь в эти оазисы, мы чувствуем на себе Божию десницу, энергию Святого Духа.

В таинстве Покаяния, у креста и Евангелия, раскрывая свою совесть, осуждая себя за содеянный вольно и невольно грех, прося у Бога помощи, мы через священника тотчас получаем приток Духа Святого, инъекцию бессмертия – сила Божия снисходит на нас, и дьявол, посрамленный нашим смирением и самоосуждением, бежит прочь.

Конечно, Великий пост мы не мыслим без Евхаристической Чаши. Причащение Святых Христовых Таин – заветная высота, к которой мы должны восходить от праздника к празднику, от воскресенья к воскресенью, ибо сочетавшись со Христом, восприняв с осознанием своего недостоинства Его Пречистые Тело и Кровь, мы незаметно для себя становимся сосудами, в которых пребывает Сам Господь Бог.

Что за пост, если человек, пройдя все его седмицы, так и не удосужился приобщиться Святых Даров? Напротив, мы говорим сегодня о весне покаяния – никогда душа столь явственно не чувствует освобождения от томившего ее груза, такой легкости совести, ясности ума, мирного, радостного, благодарственного расположения к Богу, как через глубокую Исповедь и причащение Святых Христовых Таин…

Как быть, если человек не чувствует искреннего, глубокого покаяния?

– Опираться здесь нужно не на сердце – оно достаточно инертно и пленено раздражительностью, самолюбием, тщеславием, гордостью, нечистой мыслью, суетой. Ум, совесть, дух должны вести.

Мы живем по Священному Писанию. Господь изрекает первые слова, выйдя на открытое общественное служение: покайтесь и веруйте в Евангелие; покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Мы должны понуждать, побуждать себя внимать душе, извлекать из глубин сознания погребенные там грехи.

Человек, возбуждая в себе дух молитвы, должен чаще Великим постом помышлять, что не за горами кончина, последний экзамен. Не зря апостол Павел говорит: ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что́ он делал, живя в теле, доброе или худое.

Суд Господень – единственное событие, которое непременно будет в нашей жизни. Участниками его мы все очень скоро станем: что там завтра ты напланировал – еще бабушка надвое сказала... И жизнь коротка: не теряй ни минуты.

Мне хотелось бы напомнить вам проповедь одного начинающего церковного оратора, семинариста: у нас в Московской духовной семинарии учащиеся должны раз в полгода произнести проповедь – они ее заучивают, переучивают, цензор делает указания, юноша волнуется, и вот на службе он выходит, облаченный в церковное одеяние, крестится: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа»… И за 7 минут он должен с чувством, с толком, с расстановкой сказать что-то полезное для сердца. Но если руководствуешься только механической памятью, опыта общения от уст к устам, от сердца к сердцу еще нет, то может случиться то, что случилось с «самым знаменитым проповедником всех времен и народов» (это было лет 20 тому назад). Семинарист вышел на амвон, встал, перекрестился. Люди, раскрыв глаза и рты, приготовились слушать его (в алтаре сидит епископ – ему тоже интересно, как учащиеся готовятся к пастырскому служению), а у него как теленок языком все слизнул из памяти – не помнит ничего. Секунда, вторая, краснеет, бледнеет – ничего не может вспомнить. Вот что значит механическая память... Вновь перекрестился, смотрит внутрь себя – а там блок какой-то... Бросился он со стыда в дверь алтаря, в северную маленькую дверку, а там уже помощники епископа, иподиаконы, его выталкивают: «Куда?! Говори, владыка уже раздражен!». Семинарист ерзает, как уж на сковородке, в третий раз говорит: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа»… Народ уже не знает, смеяться или плакать, жалко же человека. И вдруг осенило – действительно, у верующего во Христа нет безвыходных положений: «Братья и сестры, не будем терять ни минуты! Спасайтесь. Аминь!». Говорят, что такой короткой и, я бы сказал, огненной проповеди два-три столетия в стенах замечательной Московской духовной школы никто не слышал. Главное, и запоминать не нужно.

Так что Великим постом, дорогие друзья, будем заниматься своей душой, памятуя, что она драгоценнее всего мира, нужно представить взору Сердцеведца Господа и дух, и душу, и тело в непорочности. Как? Через покаяние, Исповедь, внимание, молитву, дела милосердия, Причащение Святых Таин, благодарение.

Как научить поститься детей?

– Дети – это наши ягодки, кровиночки-слезиночки. Они не живут самостоятельной от родителей жизнью. В этом смысле от меры воцерковленности семьи и зависит домашний устав. Мне знакомы многодетные православные семьи, где дети даже малого возраста с удовольствием разделяют со взрослыми постнические труды и наподобие трех израильских отроков (читайте Книгу пророка Даниила) не только не худеют, но, разделяя постную трапезу со взрослыми, причащаясь Святых Христовых Таин, ведя здоровый образ жизни, они румяные, светлые и радостные.

Конечно, здесь последнее слово остается за родителями: каждая мама, зная психику и физику, душевное устроение ребенка, найдет способ, в чем его ограничить. Давайте вспомним пресловутые компьютерные игры, приставки, ролики – дети страждут явной зависимостью от гаджетов.

Наверное, с этого нужно начинать – гулять с детьми, вместе с ними ходить где-нибудь по заснеженной березовой аллее… Пусть дети со вниманием читают «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою». Итак, пост для детей – это упражнение в послушании, самоограничении. Поставить «кирпич», выражаясь языком автомобилистов: проезда нет капризам, истерикам, раздражительности, грубости, пустому, праздному времяпрепровождению – вот начало подвигов.

Конечно, нужен образ Иисуса Христа, Богородицы в доме, чтобы дети видели Божественный взор, понимали, что Господь любит их, чтобы дети ходили в присутствии Божием и свои мысли, слова и действия соотносили с тем, Кто есть Любовь распятая и Воскресшая. Вот путь, идеал – направление, по которому должны идти родители и воспитатели.

Может быть, несколько советов нашим телезрителям…

– Я хочу вспомнить кое-что из народной мудрости, которая гласит: кто чем увлекается, тот тем и искушается. Мы уже говорили, что каждый пусть найдет золотую меру. Не вдаваться в пресыщение – оно неприлично и вредно для здоровья. И не запощиваться: заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет.

Молитва должна собой пронизывать течение всего дня, но когда мы в сердце молимся, глаза боятся, а руки делают: никто нас не освобождает от выполнения обязанностей, которые на нас лежат как на родителях, как на тружениках.

Пусть не пост ездит на нас, а мы ездим на нем: это творческое отношение к заповеди воздержания – Устав достаточно строгий, сформировался он в далекие времена, но каждый пусть сообразуется, сколько раз в день вкушать. Преподобный Серафим советовал вкушать чаще, но понемногу, чтобы не выжидать 9-го часа (трех часов пополудни) и так утрамбовать живот, что потом и до дивана не доползти (можно ведь и постной пищей объедаться).

И, конечно, вспомним слова из Нагорной проповеди Господа Иисуса Христа: ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. То есть перед людьми ты должен быть радостным и веселым, бодрым и энергическим, сокрывая бисер веры, подвига покаяния и молитвы в глубинах своего сердца. Мы должны не вторгаться во внутренний мир людей, но делиться с ними радостью о Господе, тайно молиться за ближних – и этим принесем им Великим постом существеннейшую пользу.

Благодарю за возможность поделиться мыслями, которые я сам собираюсь начать претворять в жизнь буквально послезавтра. Да благословит нас Господь не только начать за здравие, но и завершить Великий пост радостью Святой Пасхи.

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс