Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Прекрасные дни Святой Четыредесятницы Великого поста… Мы должны уже душевно, умом и физически настроиться на время подвига.
Время поста – это курортно-санаторное лечение для нашей души. Может быть, телу это не очень приятно, но так устроена наша поврежденная грехом природа: когда наш внешний человек тлеет, внутренний обновляется. И наоборот, если внешний человек благодушествует, то внутренний находится под гнетом.
Задача поста – освободить свою душу из рабства плоти. Для этого нужно ограничить свои телесные «хотелки» (не потребности, а именно прихоти) и умственные увлечения – ограничить себя в лишней информации. Наверно, это самое важное: дать гигиену нашей душе и уму, ведь очень много дряни мы в себя принимаем с информационной помойки – интернета, со всевозможных сетей, запутываемся в них и перестаем думать, слышать, чувствовать, понимать: просто живем по инерции.
Все-таки самое главное дело Великого поста – вернуться ко Христу, к жизни с Богом, к живым отношениям, почувствовать Его присутствие в нашей жизни, почувствовать Его сердцем. Для этого, конечно, нужно приложить усилия, чтобы освободить сердце от ожирения: оно у нас заплывает с течением суетной жизни, и молитва становится безжизненной, духовное чтение ослабевает, и вся жизнь расслабляется и распускается.
Очень важны во время Великого поста не просто аскетические упражнения, а обязательно их нужно дополнять присутствием в храме. В храме за вечерним богослужением, например, в субботу, когда звучит потрясающая до глубины души песнь: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему».
Присутствие в церкви – самое лучшее воспитание и оживление нашей веры. Ничто так не пробуждает чувство Бога (ни книги, ни проповеди, ни аскетические упражнения), как внимательное присутствие человека на богослужении. Это самое сильное для укрепления веры явление в нашей жизни, поэтому в Великий пост нужно восстановить свой церковный режим, почувствовать Бога.
На одном из богослужений в субботу вечером, когда поется песнь «Величит душа Моя Господа» – песнь Пресвятой Богородицы, – я стою на Исповеди. И как только начинается песнь, нужно найти образ Божией Матери, чтобы к Ней обратиться молитвой «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Передо мной стоит распятие и два образа: Божией Матери и Иоанна Богослова – маленькие иконочки перед большим крестом; это было на следующий день после Сретения, когда мы читали Евангелие и слова: «И Тебе Самой оружие пройдет душу», и до глубины души потряс именно этот момент, когда Божия Матерь стояла у Креста и видела, как Ее Сына убивают. Душу прошло оружие, да откроются помышления многих сердец.
Никто лучше, чем Божия Матерь, не знает, как утешить скорбящих, как утешить матерей, у которых с детьми беда или которые теряют детей. Она знает.
И это чувство, что это все по-настоящему (не просто воспоминания, истории из далекого прошлого, а это все живо, и Церковь нам дает возможность все это проживать), очень глубоко проникает в сердце. Красоту богослужений Великого поста, наверное, не сравнить ни с чем, поэтому настраиваемся, планируем… Чтобы погрузиться в эту атмосферу и «закваситься».
В храмах Православной Церкви мы слышим притчу, которая так и называется – о Страшном Суде. Господь рассказал ее Своим ученикам (и нам через них) накануне Своих крестных страданий и крестной смерти.
Когда Господь сядет на Престоле судить мир, соберутся перед Ним все народы, и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов, и поставит одних одесную Себя, других – ошуюю. Тем, которые справа, Он скажет: Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо Я алкал, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был наг, и вы одели Меня, был болен, и вы посетили Меня... Те скажут: «Господи, когда мы это сделали? Мы вроде ничего особого в жизни и не совершали, когда же мы могли Тебе послужить?». Он скажет: «Поскольку вы сделали это одному из братьев Моих меньших (то есть человекам), то сделали Мне».
Представляете принцип наших отношений с Богом? То, что мы делаем человеку, Бог воспринимает лично – как Себе!
Потом Он скажет тем, которые слева: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам Его: ибо Я алкал, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Те с удивлением скажут: «Господи, мы вроде всю жизнь что-то такое делали...» , и он скажет: «Поскольку вы не проявили любви и милосердия к вашим братьям, то не проявили этой любви и ко Мне». И пойдут эти в муку вечную, а другие – в жизнь вечную.
«Я был болен, и вы Меня посетили; Я был голоден, и вы Меня накормили...».
Мне кажется, Господь от нас ожидает движения навстречу. Не так, как это обычно бывает, как в истории про преподобного Петра, мытаря. Он был человеком богатым и жадным. Нищие между собой поспорили: один сказал, что точно выпросит у Петра милостыни. А другие ему говорят: «Невозможно, уже сто раз просили. У него просто каменное сердце». Этот нищий пристал к Петру, когда Петр ехал на базар торговать: «Дай, дай, дай». И так ему под кожу залез, что Петр схватил с телеги буханку хлеба и запустил ею в него со словами: «На, только отстань».
Нищий прибежал к своим, показывает, что выпросил милостыню, чему другие нищие только удивились: ничего себе!.. А Петр ночью увидел сон, в котором ему явился Господь, и в руках у Него был этот хлеб. Настолько это поразило Петра, что он проснулся другим человеком и в конце концов стал преподобным.
Но, наверное, не такой милостыни Господь ждет от нас, когда к нам пристают – например, когда звонит родственник и спрашивает: «Почему ты ко мне приходишь? Навести, я соскучился». А мы еще подумаем...
Очень важна в духовной жизни предупредительность. Богу важно, чтобы нас не вынуждали, руки нам не выкручивали: «Подай, помоги», а чтобы у нас самих был живой импульс навстречу, когда видим человеческую нужду. Господь говорит, что милостыню нужно творить так, чтобы правая рука не знала, что делает левая: видишь нужду – и у тебя сразу реакция, ты готов помочь.
Например, когда мы чистим зубы, мы же не решаем проблему, какой рукой взять щетку – левой или правой: берем ее как привыкли и не задумываемся, и ложку за столом берем естественно, привычной рукой. Так же и милостыня должна быть настолько привычной, чтобы не задумываться, пропьет ее человек или не пропьет, есть у меня деньги или нет. Душа обучена навыкам.
Господь ждет от нас не вынужденного доброделания, а предупредительности. Именно об этом Он говорит в притче о Страшном суде: «Я был болен, вы это увидели, почувствовали и пришли. Я был голоден, и вы это заметили». То есть Он не приставал, не начинал нас трясти: «Ну накорми». Но мы сами почувствовали, что другому человеку нужна помощь.
Предупредительность очень важно в себе воспитывать: тогда есть надежда, что на Божием Суде при встрече с Ним у нас будут в сердце те приобретенные качества, которые помогут нам быть в вечности со Спасителем.
Помогай нам всем Господь.
Записали:
Нина Кирсанова
и Инна Золотовская
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/peredachi/blagaya-chast-s-protoiereem-evgeniem-popichenko-vypusk-ot-20-fevralya2;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/blagaya-chast-s-protoiereem-evgeniem-popichenko-vypusk-ot-23-fevralya2
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.