Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (1049) → Протоиерей Димитрий Смирнов: Всякая хорошесть, сделанная вне Христа, есть зло – святые отцы так учат

Протоиерей Димитрий Смирнов: Всякая хорошесть, сделанная вне Христа, есть зло – святые отцы так учат

№8 (1049) / 24 февраля ‘20

Беседы с батюшкой

Начало подготовки к Великому посту, и такой вопрос: «Почему именно с притчи о мытаре и фарисее начинается этот период?».

– В этой замечательной притче Господь нам показывает, что Ему нужно, какова Его воля. На примере мытаря Он показывает его покаяние, а Великий пост – время покаяния.

Она показывает, какое покаяние угодно Богу?

– Да.

Фарисей говорит вроде неплохие слова благодарности Богу?

– Да, но благодарность за то, что он и так должен был сделать. В Писании Нового Завета сказано: если ты все исполнил, как этот фарисей, говори про себя, что ты раб негодный есть. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику. Это сознание негодного раба, оно истинное.

Он не описывает, почему стал таким?

– Нет, только результат. Это притча, и в ней в лаконичной форме (можно сказать, телеграфным текстом) все рассказано, без объяснения. Притча не нуждается в объяснении, своей яркостью она запоминается, чтобы из года в год, созерцая эту притчу, человек, который хочет стать христианином, проникся ею, запомнил ее – и уже стремился к этому. Это указание правильного пути покаяния, который приближает к нам Царство Небесное.

А про фарисейство Господь говорил: «Горе вам, лицемеры». Это уподобление в своей речи, в поступках фарисею... Ведь очень многие говорят: «Вот он был неверующий, но очень хороший человек». И фонарный столб, хоть он и некрещеный, очень хороший: всем свет показывает, чтобы человек не упал, не поскользнулся. Очень хороший фонарный столб. Но не больше.

Если посмотреть со стороны на фарисея, действительно хороший человек.

– Чисто внешне.

Да, много чего хорошего вроде бы делает, но мы не можем заглянуть внутрь его.

– Всякая хорошесть, сделанная вне Христа, есть зло – святые отцы так учат. На своем опыте они в этом убедились: растут тщеславие, гордыня, самовосхваление, самодовольство и многие-многие «само–», что является мерзостью. Бог-то наш скромен.

Но Господь говорит: «И сие творите, и того не забывайте», то есть и о милостыне, и о покаянии.

– Нет, и вера без дел мертва – и так далее. Но дело в том, что, если человек делает дела без веры, они способствуют только его тщеславию, что есть смерть.

Такое дело не украшает человека совсем?

– Духовно – нет, вредит.

Вопрос телезрителя: «Мне 11 лет. У меня 2 вопроса. Подростку надо вычитывать каноны или одно Последование перед Причастием? И еще: перед школой я не успеваю прочитать все утренние молитвы, поэтому приходится их сокращать. А из Евангелия сколько надо прочесть глав?».

– Вообще-то, существует такое, нигде не написанное, правило: хотя бы одну главу. По поводу утренних молитв – нет ничего проще. Просыпаемся на 10 минут раньше – и все будете успевать. Какие тут проблемы? Я их не вижу.

А правило перед Причастием для подростков?

– Подростки бывают разные. Ко мне сегодня пришел подросток чуть меньше 50-ти лет. Он не знает таких слов, как «правило», никогда в жизни не видел ни одной молитвы. Его беспокоят совершенно странные вопросы, которые очень отдаленно напоминают нашу церковную жизнь. Что с него спросить-то?

Так и подростки – они все разные: некоторые подростки с 7-ми лет читали Апостол в храме и без ошибок, и громко. А некоторые священники не могут по-славянски прочитать, у них язык заплетается (тоже подростки лет за 40). Хотя упражнение-то простое: возьми за полчаса до службы и прочти, а хочешь – вслух прочти, а трудные слова подчеркни карандашиком, чтобы потом стереть, не портя бумаги. Дело ведь только в том, что ты хочешь и сколько в тебе лени.

Обычно, когда человек хочет границу найти в чем-то, это говорит о том, что ему совсем не хочется трудиться.

– Да. Если человек хочет что-то купить, встает же в 5 утра и занимает очередь, стоит на морозе.

Никто не спрашивает: во сколько мне встать?

– Да, приходят, какие-то записи ведут. Как правило читать, так начинается: «А сколько можно?», «а где грань?», «а давайте исключим...». Да кто тебя заставляет молиться? Ну не молись совсем.

Понимают, что не молиться совсем все-таки нехорошо.

– Что, все понимают? Не знаю.

По крайней мере, из тех, кто приходит в церковь.

– Много в церковь приходит народу – и не знают, что к Причастию, что перед Причастием... У некоторых я даже спрашиваю: «А что ты на завтрак ел?». – «Да ничего не ел, только бутерброд и чай». Ничего не ел. Видишь? Приходится, чтобы не испугать насмерть, объяснять.

Следующий вопрос: «Иисус сказал исцеленному больному: „Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже”. Если человек повторяет грех, в котором каялся и был прощен, с ним может случиться что-то ужасное?».

– Конечно, то и значит. Сегодня я наблюдал в нашей трапезной совершенно кошмарную сцену. Маленький ребенок (где-то около 2-х лет) безобразно орал, так что ни повара, кто пищу раздавал, ни остальные, кто пришел обедать, не могли ничего слышать. Ясно, что он эту манеру приобрел дома. Сидит мама, с ложечки его кормит, сидит папа – как зайчик, и не знают, что с ним делать. Он полностью владеет ситуацией. Говорить он не умеет, но с помощью прибавления и убавления этих звуков, интонации добивается чего хочет.

Я говорю: «Да вы кого растите? Это что, таким образом выращивают христиан?». Я не знаю, слышат они или нет. Она говорит: «Я не знаю, что с ним делать – он все время орет». Взрослые люди, Господь им послал ребеночка, на вид он очень симпатичный – прямо ангелочек с картины Рубенса: вьющиеся льняные волосы, мордашка очень симпатичная. А орет безобразно, гнусно, такая интонация: «Я тут главный» – и он на всех чихал уже. Я не знаю, есть ли ему 2 года, но в его крике слышно: «Я на вас на всех чихал, вы будете делать то, что я от вас требую, а вы еще угадайте из моего крика, что я хочу». Я, конечно, крик его прекратил, но каждый раз я не могу появиться там, где это происходит. Родители должны решать такую проблему: если это укрепится в нем, дитя погибнет в духовном плане.

А им будет еще хуже – это точно.

– Конечно, он же будет расти, у него появится речь, которой он тоже будет манипулировать. Зачем это надо? А ведь для чего существует семья? Чтобы для Господа выращивать христиан, а не монстров.

Когда люди спрашивают, что делать, они действительно в растерянности…

– Ну, есть книги, есть психологи, мы живем в Москве, которая есть центр Православия Земли. Сколько здесь храмов, священников, есть священники-психиатры, есть священники-психологи – да кого хочешь можно найти себе в помощь. Надо же этим заниматься.

Следующий вопрос: «Мой ребенок часто болеет, поэтому живет у бабушки с дедушкой, так как мы с мужем работаем. Скучает по родителям, даже обида чувствуется. Я в замешательстве. Уволиться? Муж переживает, что в связи с моим увольнением могут возникнуть финансовые трудности, да и родственники не одобряют домохозяйство в городской квартире. Подскажите, как правильно поступить».

– Я могу только сказать, как бы я поступил. Я бы, конечно, уволился. У меня был конь. И в определенный момент он стал набрасываться на тех людей, которые его кормили, выгуливали и пускали в работу, чтобы мышцы у него не застаивались. Он и кусал, и бил копытами. Я его отправил к специалистам, они посмотрели на него и говорят: «Вы знаете, что с ним происходит? Он по вам скучает – вы слишком редко к нему приезжаете, поэтому он в таком нервном состоянии». Это лошадь, а что говорить о ребенке?

И мне пришлось его отдать в прерию, там просто лошади живут, бегают по полям, едят что хотят (им зерна немного подкладывают, а так они на вольных хлебах). Один какой-то гражданин там есть, и он любуется, как лошади скачут по его домашней прерии (в Московской области есть такое хозяйство). И он там уже, конечно, одичал, но зато не так ему скучно. А я чаще не мог приезжать – это далеко, 80 км от Москвы, часто бывать нет никакой возможности.

Ребенку нужна мама, а с определенного возраста еще и папа, и лишать его этого в самый драгоценный период его жизни?.. К 5-ти годам человек уже формируется как личность. Мама на работе. Для чего? Чтобы больше вермишели купить или пару лишних колготок? Так лучше в лаптях ходить, зато у ребенка с душой все будет в порядке.

Им действительно маму и папу дай – и они счастливы.

– Да. Так ему и надо дать счастье. Ребенок должен жить внутри счастья, а счастье – от мамы и папы и от их любви, чтобы он видел, что он нужен. А его сплавили, да еще спрашивают у какого-то там старика, что он скажет. На кой нужны эти деньги? Будут финансовые трудности. Да шут с ними, с трудностями – купите мешок гречки и ешьте: для ребенка нужно сбалансированное питание, а взрослый может на одной гречке жить, день на сливочном масле, день на подсолнечном. Прекрасно.

Вопрос телезрительницы: «Я в среду и пятницу постоянно держу пост, это для меня святые дни. Надо ли, когда я иду на службу причащаться в воскресенье, еще попоститься и в субботу (третий день)?».

– Если будете причащаться – желательно, а то, наевшись сала, как-то не принято у нас причащаться.

Следующий вопрос: «Как мне понять, для чего я родился на свет? Имею в виду земную жизнь. То, что человек рождается, чтобы служить Богу, – это мне понятно, но как понять, чем заниматься в земной жизни? Я все время становлюсь жертвой обстоятельств, из-за которых остаюсь без работы. А мне бы хотелось найти себе земное пристанище, чтобы быть уверенным в завтрашнем дне и наконец-то больше не думать, где заработать денег на жизнь. Пытаюсь читать молитвы, прошу Бога указать мне путь, но Бог не отвечает, и я теряю веру в Него. Помогите советом».

– Самое лучшее дело – идти в монастырь: что бы там человек ни делал, все будет во славу Божию – колет ли дрова, топит ли печь, печет просфоры или носит их в храм и так далее. Что скажут, то и делай. И не надо думать ни о пище, ни об одежде. И каждое движение (начиная от подъема, когда звонят в колокол к службе, и кончая отбоем) – все будет во славу Божию. Прямой путь в монастырь, раз такая задача стоит, и веру не потеряешь: она будет, наоборот, укрепляться.

Я помню, когда был еще молодой, был алтарником, у нас в алтаре прислуживал старенький монах (около 80-ти лет ему было). И он так говорил: «Как в монастыре премудро устроено: выглянул в окно – братия идет в храм на молитву, неудобно же в келье сидеть, встал и сам идешь. И так во всем». И все трудятся, и все во славу Божию. Как апостол Павел говорит: «Едите ли, пьете ли – все делайте во славу Божию». Самые простые вещи, а тут еще посудку за всеми помыл, если твоя чреда, – замечательно.

Но это если у человека лежит душа к монашеству.

– А зачем монашество? Иди трудником. Если уж тебя там уговорят за несколько лет... А так – простым трудником: телогрейка да сапоги – и все. А то монашество ему, клобук… А архимандритом не хочешь быть? Это уже совсем из другой оперы.

Следующий вопрос: «Вы не раз говорили, что на убийстве собственных детей счастья не построишь. Как получается, что женщины, которые делали аборты, счастливы? На них женятся, у них рождаются здоровые дети...».

– Это где вы такое видели?

Видно, наблюдает...

– Не знаю. Я, например, таких женщин видел куда больше, и все что-то плачут.

Может, с Вами они более откровенны?

– Может быть, да. Что-то я счастливых не видел… Нет, насчет счастья – это ошибочное видение… И в основном человек тешит себя завистью других. «Мне завидуют, значит – со мной все в порядке». Но это совсем не так. С тем, что дает семья и дети, ничто не сравнится. Всегда хорошая мать питается духовным светом, который исходит от детей. Поэтому ставлю два балла: наблюдение неверное.

Эта женщина плачется о своем одиночестве.

– Ей зависть застилает глаза. Зачем одиночество? Возьми 3-х девочек. Ко мне недавно пришел один знакомый священник, который усыновил троих детей. Сейчас у него горе: старшая вышла замуж. Он говорит: «Ну, что двое? Мало! Хочу еще двоих взять». Я ему говорю: «Ты не торопись. Родит старшая дочь – внуки появятся. Может быть, этого хватит. А если будет задержка с этим – тогда возьми».

Какое у нее одиночество? Столько детей есть в многодетных семьях! Пойди туда в няньки – и будет тебе прекрасная, веселая жизнь: детей же (как говорят?) чужих не бывает. Ну вот и давай: ноги в руки – и бегом! Слава Богу, дети есть. Сейчас опека с удовольствием ищет семьи, кому бы отдать детей.

Вопрос телезрителя: «Каков смысл притчи о мытаре и фарисее? Почему на этой неделе не всегда соблюдают пост?».

– Мы этим посрамляем всех фарисеев. Некоторые обожествляют пост (именно пищевой), а Неделя о мытаре и фарисее показывает, что не это главное: главное – покаяние.

Фарисейство – это лицемерие. Почему? Человек думает: если он не ест сардельки с горчицей, то уже праведник – исполнил что надо. А Богу не это надо, Ему надо наше воздержание от страстей – гнева, раздражительности, зависти, обжорства, злоречия, осуждения (могу до следующей пятницы рассказывать, от чего нужно воздержание).

Фарисеи приходили в бешенство от того, что Господь, по их мнению, нарушал субботу.

– Он не нарушал.

По их мнению, нарушал.

– По их лицемерному мнению. Господь так и говорил начальнику синагоги: «Лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? Неужели не стоило освобождать от недуга скрюченную пожилую женщину?». Он в субботу исцелил. А мнение начальника синагоги: «Есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи́те исцеляться, а не в день субботний». Тебе жалко, что она на день раньше выздоровеет? Каков же твой бог, если он заставляет человека лишний день страдать? Я имею в виду начальника синагоги. Выходит, что бог-то злой! А ты, фарисейская твоя физиономия, значит, добрый? Ты закон исполняешь! Это лицемерие и мерзость перед Богом. Вот что Господь хотел этим сказать.

Забыли о милости.

– Конечно. Господь говорит: Милости хочу, а не жертвы.

Жертву приносить легче, чем оказывать милость?

– Разумеется: милость требует работы сердца, а жертву может приносить любой негодяй. Любой!

Если совесть чуть-чуть вдруг забеспокоила, можно прийти и что-то принести?

– Можно. Но это чтобы совесть утихла, не беспокоила. А надо, чтобы она была живая и все время, как набат, звучала в сердце! А так можно и винца выпить литра четыре – и уже вообще ничего не будет беспокоить. Лежишь себе, потеешь. Но это ли искомое? Этому ли Господь хочет нас научить?

Когда у человека возникает покаянное чувство, дьявол тут же устраивает ситуацию, когда его несправедливо обидят, появятся трудности – и вот человек уже в обиде, покаяние исчезает?

– Разумеется.

Потом человек спохватывается – и говорит: «Я хотел, но у меня не получилось».

– А когда убил кого-то, говорит: «Я не хотел». «А, не хотел! Ладно, иди. Арест снимается, живи дальше. Даже портрет с доски почета не будем снимать». Он же не хотел! А взял – и убил. Вопрос: Господь этого хочет? Чтобы нас окружали такие люди? Господь говорит: Се, стою у двери, и стучу. Что это за дверь? Это дверь в сердце человека. Вот что хочет Господь! А не человека, сидящего за ширмой с веселыми картинками, изображающего из себя дитя пророка или праведника и говорящего какие-то многочисленные и многозначительные слова.

Господь сказал: Милости хочу... Блаженны милостивые…

– И еще сказал: Блаженны алчущие и жаждущие правды. А правда заключается в том: «Человек, ты лицемер! И рожа твоя фарисейская!». Вот правда. Не нравится? Но это факт!

Либо оставь свое фарисейство, как некий фарисей, который пригласил в свой дом Христа. Я думаю, не все фарисеи были этим довольны.

Ему захотелось.

– Это же совсем неплохо: захотеть, чтобы к тебе пришел Христос. А Закхей (мытарь, а не фарисей) сделал гораздо лучше. Он хотел только поглядеть (говорит: мне довольно) – и залез на дерево: рассчитал, где пройдет Христос.

Но он даже представить себе не мог, что Человек, Который известен всему Израилю, может войти в его дом?

– А почему? У него было смирение: Закхей прекрасно понимал, что он недостоин. А фарисей даже воды не подал, когда Христос пришел: Царь Вселенной, Создатель невидимого и видимого мира к нему пришел, а он воды не подал! Вот тебе почет и уважение. Что это значит? Он Его не почитал ни как учителя, ни как авторитета, он любопытствовал. Любопытство пересилило общественное мнение. В душе шла сложная игра, основа которой – лицемерие. Поэтому морда как была фарисейской, такой, к сожалению, и осталась. И еще осуждал: «Если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Почему она Его ноги своими слезами умывает да власами отирает, а Он пятками по ее голове не стучит, не прогоняет? Она же грешница! Я-то знаю, что она грешница, а если бы Он был пророк, то тоже знал бы это» – и так далее. Его фарисейство смежило ему очи. Господь однажды сказал: Фарисей слепой!

Человек судит о том, что видит, но не знает.

– На самом деле не видит. Зрение-то нужно другое! Один приходит и говорит: «Я вижу ангелов», – а старец ему отвечает: «Лучше бы ты видел свои грехи» – гораздо полезнее! Ангелов он видит, подумаешь!

Записали:
Елена Кузоро
и Светлана Волкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс