Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (1049) → Священник Михаил Проходцев: Юродство ради Христа

Священник Михаил Проходцев: Юродство ради Христа

№8 (1049) / 24 февраля ‘20

Беседы с батюшкой

Тема юродства Христа ради обсуждается в нашем обществе довольно давно. Я много раз слышал мнение, что юродство – одно из самых странных проявлений православной мысли, бытия и вообще православия. Эта тема в особенности сегодня требует нашего размышления, в память блаженной Ксении: она – одна из самых любимых святых не только в Петербурге, но и вообще в Православной Церкви… Давайте разберемся, что такое юродство.

– Спасибо за приглашение поговорить на такую интересную тему. Я хотел бы поздравить всех с днем памяти святой блаженной Ксении Петербургской. Радостно, что ее почитание не прервалось ни в годину революции, ни в годину перестройки, ни сегодня, когда мы живем фактически в постхристианской цивилизации, когда кажется, будто Бога уже нет в мире, будто Он не действует, неинтересен, не нужен, неудобен. Все равно люди почитают эту святую. Это замечательно, слава Богу. С праздником!

Подвиг юродства – проявление, характерное для Православия. В Православной Церкви, в частности, в Русской Православной Церкви, мы можем насчитать с полсотни юродивых (если считать грубо, с XIII–XIV веков и идти до XVIII века). В XVI веке более всего юродивых: 14 (я имею в виду прославленных в лике святых). В других Церквах это не получило распространения – есть Франциск Ассизский, орден францисканцев: они просто жили в бедности, они не юродствовали.

В многочисленных протестантских церквах нет вообще понятия юродства. Оно есть только в Православии. Важно, что в Православной Церкви есть понятие «Христа ради юродивый». Если вообще говорить о слове «юродивый», то можно сказать «уродивый» – некто странный, непонятный, совершенно не похожий на других, ведущий себя в крайней степени эпатажно (сегодня бы так сказали) для общества, ведущий себя странно. Кто-то даже напрямую может указать на такого человека и сказать, что он урод: он выглядит уродливо и ведет себя уродливо – не так, как другие.

Понятно, что и юродивых ради Христа некоторые (может, даже многие) могли считать уродами общества, которые ему неудобны и непонятны. Но почему мы говорим «юродивый ради Христа»? Потому, что первым юродивым, с Которого юродство и начинается, был Сам Господь наш Иисус Христос – бродячий проповедник из Галилеи, Который для своего времени и общества был настоящим революционером: учение, что Он проповедовал, и предпринимаемые Им действия были абсолютно неудобны для общества, в котором Он жил.

В результате нашего Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Который взял на Себя грехи мира, вочеловечился ради нас, бесконечно смирил Себя, принял человеческую природу, распинают – и как бунтовщика, и как мятежника, и как богохульника. Все обвинения, что можно было на Него навесить, навесили, но на дощечке, прибитой на Кресте, было написано: «Иисус, Царь Иудейский» – вот вина, что была Ему вменена. За Ним не было никакого греха, никакой вины, и мы, христиане, это прекрасно знаем.

А те люди, которые добровольно взяли на себя такой путь, – буквально исполнить учение Христа, Его Евангелие (ту радостную весть, которую Он нам дал), и есть Христа ради юродивые. И мы сегодня можем поговорить о юродстве Христа ради, полном подражании Христу на примере святой блаженной Ксении Петербургской.

Не обладая ни богословским образованием, ни какими-то вещами, которым надо много учиться, она тем не менее явила полный, абсолютный пример христианской любви.

Вопрос телезрителя: «Человек может принимать вид безумного по разным причинам. Например, принц Гамлет, герой пьесы Шекспира, притворялся умалишенным, чтобы совершить свою месть. Но его вряд ли можно отнести к юродивым ради Христа. Есть такое явление – кликушество. Как оно отличается от юродства Христа ради?».

– Действительно, человек может принимать на себя вид безумного, но это вовсе не значит, что он юродивый ради Христа. Мы с вами сегодня еще раскроем это понятие, поэтому я не буду далеко забегать. Что касается людей, которых называют кликушами, мы примерно представляем, о ком речь: такие люди, сидя на улице, поносят всех матерными словами. Они выглядят соответствующим образом. Например, какая-нибудь бабушка сидит с пакетом, в нем банки, бутылки, и она всех очень грубо хает. Я знаю немало людей, которые, оказываясь рядом с подобными, переживали такое состояние, как будто оказались рядом с бесноватым.

Я объясню, что это такое. Бывает, в храм приносят мощи и приводят бесноватых. Когда я был студентом духовной академии, первого курса, мне довелось стоять у мощей святителя Спиридона Тримифунтского (нужно было регулировать поток молящихся), и принесли бабушку, которая кричала. Казалось, что силы в ней больше, чем есть на самом деле.

Мое переживание тогда было такое, что у меня душа к пяткам ушла и к пяткам прилипла. Это было подлинное ощущение того, что я оказался рядом с тем самым бесом, о которых только слышал, читал и которых реально никогда не видел, слава Богу. Но это переживание (не ощущение силы: бес не имеет никакой силы) того, что это реальность и я с этой реальностью не хочу иметь ничего общего, заставило горячо молиться Богу и святителю Спиридону, чтобы это состояние прошло и в душе наступил мир. Такое состояние не мною одним пережито – и другие люди его переживали.

Поэтому говорят, что такие люди настолько находятся во власти беса, что их личности здесь практически нет. Это кликушество. А Христа ради юродство – когда человек добровольно отрекается от себя, своей личности, но при этом он находится в чистом сознании и постоянном богообщении. Если для сравнения поставить рядом современную кликушу и житийного юродивого, то мы увидим колоссальную разницу. Внешне они могут быть похожи, но внутреннее состояние будет принципиально другое. Если первый отдал себя на бесовское растерзание (в таком случае я не знаю, что тут делать), то второй, наоборот, ограждает себя молитвой от всякого беса, укрепляется Господом и молится за каждого, встречающегося ему, плюющего на него, дающего ему копеечку, чтобы Господь и этого человека оградил от всякого зла. Я прошу меня простить за это пространное введение, но это было важно – на живых примерах обозначить эту разницу. Мы с вами знаем, что блаженная Ксения – юродивая ради Христа.

Пример ее – удивительный. Если мы понимаем, что такой подвиг – высшее христианское проявление (я имею в виду пример блаженной Ксении или Василия Блаженного), то почему нам не стать юродивыми? «Я принимаю решение: бросаю все, иду на улицу и начинаю юродствовать» – это же невозможно сделать от ума? Должно что-то произойти в жизни человека, чтобы это случилось? Почему мы не можем стать юродивыми?

– Мне кажется, слава Богу, что мы не можем стать юродивыми. Если мы познакомимся с житием святой блаженной Ксении, то увидим, что на этот подвиг, который она несла 45 лет, ее толкнуло страшное горе, невосполнимая утрата.

Святая блаженная Ксения – Ксения Григорьевна Петрова – замечательный образец русской женщины традиционного уклада. Она вышла замуж за Андрея Федоровича Петрова, придворного певчего, полюбила его, а он полюбил ее. Это замечательно.

Мы с вами видим, что ее осознанная взрослая жизнь начинается с того, что она вышла замуж, полюбила своего мужа, души в нем не чаяла. Ведь апостол Павел говорит, что муж – глава семьи и что это важно понимать: если женщина это понимает, не ставит себя выше мужа, не пытается роли в семье поменять, это замечательно – значит, она правильно понимает свое предназначение.

Если муж не авторитарный тиран в семье, любит свою жену и понимает, что он для нее после Господа Бога первый (это важно понять), это тоже замечательно. Кажется, именно такие отношения, такая настоящая любовь, совместный рост были у Ксении Григорьевны и Андрея Федоровича. Но внезапно Андрей Федорович умирает. Умирает, как мы знаем из жития святой блаженной Ксении, без церковного покаяния. Не написано, какие грехи он совершил, которые подтолкнули его супругу выйти на улицу в его одежде и сказать: «Все, Ксения умерла, я теперь Андрей». Об этом могла знать только будущая святая – Ксения.

Мы не будем рассуждать, что он мог быть страшным грешником (это совершенно ни к чему), и честно можно сказать, что Бог ему судья. Для Ксении эта потеря стала моментом, который она не то чтобы не могла пережить как супруга (да, для нее это было очень сложно), но нужно понимать, что это был XVIII век. Как это – умереть без покаяния, какой-то грех не осознать в себе, не покаяться в нем искренне, не прийти к тому, чтобы выбросить его из своей жизни и соединиться с Богом, подлинно стать ближе к Нему? Одна только святая Ксения знала, что это такое.

Ради любви к своему мужу, которого она безмерно любила, в котором видела образ Божий (он не был Бог для нее, а в нем как бы отражался образ Божий), ей нужно было молиться за своего супруга, чтобы Господь сподобил его вечной жизни. Бесконечное переживание за своего мужа, подлинная любовь толкнули ее выйти на улицу в абсолютно здравом уме и начать общаться с Богом от его имени.

В родительскую субботу мы говорим, что наш христианский, человеческий долг, наша обязанность – молиться о наших близких, отошедших к Господу. Я могу себе представить, насколько велик подвиг, когда вся жизнь превращается в молитву сначала за одного человека, а в итоге – за всех. Говоря о христианской любви и Ксении Петербургской, мы понимаем: можно от любви к одному человеку прийти к любви ко всем людям. Подвиг любви – это, наверное, путь, по которому, даст Бог, мы должны пройти? Вспоминается апостол Павел…

– Здесь важно понимать, что будущая святая Ксения не планировала возлюбить все человечество. Она любила своего мужа, и ей наверняка этого было достаточно.

Вот мы говорим: «Как любить всех?». Нам бы научиться своих ближних любить: по-настоящему любить свою жену, детей, уделять им больше внимания, бабушку, дедушку, маму, папу – самых близких. Радиус своей любви трудно раскинуть сразу на всех, распылиться и сгореть.

Любовь – это и дар, и процесс, которому мы постоянно учимся и в котором постоянно возрастаем. Так нам говорит Священное Писание.

Святая Ксения, выходя на улицу в видимом безумстве, уже получила этот дар от Господа – через обретение своего мужа и бесконечно скорбя, что он ушел из этой жизни без должного покаяния, из-за которого она пошла на 45 лет молиться за него, пока не преставилась сама, как говорит предание, на его могиле (есть предположение, что в часовне они оба). Наверняка она, будучи замужем, при живом муже, читала слова из Послания апостола Павла к Галатам: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона». Если эти слова были ей знакомы, она слышала их в храме, то всецело хотела бы направить их на своего супруга, адресовать ему: «Ты мой супруг, я тебя люблю».

Но после того как Андрея Федоровича не стало, для нее принципиально важным оказалось сказать уже не «ты», а «я – это ты», то есть полностью растворить свою личность в любимом человеке – как бы стать им. А на самом деле это и есть любовь: если каждый из нас посмотрит на свои отношения с другими людьми, то увидит, как много в этих отношениях занимает он и как мало – другой, тот, с кем ты сейчас общаешься или кому пытаешься выразить свою любовь.

Она – это воплощенное Евангелия, подражание Христу, буквальное исполнение тех слов, которые говорит Христос: «Отвергнись себя, возьми крест свой, следуй за Мной, раздай свое имение нищим» – мы все это видим. И в результате – стяжание плодов Духа, о которых говорит святой апостол.

Вспоминаем апостола Павла: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» – здесь как раз тот самый вариант. Владыка Варсонофий вчера в проповеди говорил, что можно жить с умом, но без Бога, а можно жить без ума, но с Богом. Я понимаю, что можно жить с умом без Бога, таких примеров тьма, но можно ли жить без ума – с Богом?

– Мы сейчас говорим о святой блаженной Ксении. И в пример приводить все время я буду именно ее. Нужно понимать: юродивые носили видимое безумие, но по факту они были абсолютно здравомыслящие люди.

Как сегодня говорят, «он юродивый (или блаженный)» – значит, как бы сумасшедший или близок к этому состоянию. Многие говорят: юродивые были психически больные люди. Но, друзья, ни один психиатр не будет ставить диагноз заочно. И выставлять диагноз по житиям той же святой Ксении совершенно необъективно.

Те, кто говорил, что безумие юродивых было психическим отклонением, как правило, занимали сугубо материалистическую позицию и стоят на ней: говорят, что нет никакого действия Святого Духа, а эти явления и проявления были якобы какой-то патологией.

Чтобы каждый из нас мог открыть для себя русское юродство, подлинное (не стать юродивым, а понять, что это такое), рекомендую каждому нашему телезрителю добыть книгу замечательного современного российского писателя Евгения Водолазкина «Лавр» и прочесть ее. До недавнего времени ректор Санкт-Петербургской духовной академии архиепископ Амвросий, теперь архиепископ Верейский, нам говорил: «Ребята, это надо читать – эта книга о святом». И когда эту книгу в нашей семье прочел я, потом моя супруга, нам действительно открылось юродство. Я что-то понимал, читал жития, но Евгению Водолазкину удалось очень ярко показать это явление: абсолютно нормальный, вменяемый человек, бесконечно любящий своего ближнего, за которого он юродствует ради Христа.

Такие юродствуют всегда за кого-то: святая блаженная Ксения пошла юродствовать ради Христа за своего мужа, герой книги Евгения Водолазкина тоже юродствует всего-навсего за одного человека – весь путь его жизни ради молитвы об одном человеке (перед ним, ушедшим в мир иной без покаяния, за которого необходима была вся его жизненная молитва, он увидел себя виноватым, грешным).

Вспомним жития святых юродивых: во всех случаях Господь дает им дар особого знания и прозрения…

– Да, это есть.

Неужели чтобы стать зрячим, нужно каким-то образом отречься от этого мира? В нашем сегодняшнем, как Вы выразились, постхристианском обществе, где главный принцип наслаждения и самого простого секулярного образа жизни, неужели мы совсем обречены быть слепыми? Или у нас есть путь для прозрения?

– Каждый из юродивых, обретая ум Христов (тот, о котором говорит апостол Павел; мы его сегодня цитируем), все больше и больше становился безумным для мира с теми требованиями, стереотипами, порядками, которые в нем существовали.

Если мы будем размышлять сегодня, стоит ли становиться безумными для мира, чтобы стяжать ум Христов, это актуально для каждого нас: для мира каждый из нас должен стать безумным, чтобы обрести премудрость Божию.

Проверить это элементарно. Попробуйте перекреститься в троллейбусе, электричке или метро и понаблюдайте за реакцией – не как эксперимент, а просто в какой-то момент осените себя крестным знамением и скажите: «Господи, помилуй меня, грешного». Очень много удивительных и даже страшных вещей можно услышать о себе в этот момент. Пойдут разные слова – «фанатик», «юродивый», «блаженный», это можно услышать в свой адрес.

А если человек исповедует себя христианином, работая в какой-то организации, на фабрике, заводе, в фирме, где большинство сотрудников глумятся или настроены негативно по отношению к Церкви, к Богу, Который якобы не дает им того или иного, заставляет людей страдать, то можно понять, насколько мы, христиане, впадаем в безумство, по мнению постхристианского мира (прошу прощения, я буду использовать эту формулировку – и я могу ее обосновать)...

Не нужно думать, что мы, христиане, особенные – мы такие же люди, как и все остальные, мы живем в том же обществе, у нас те же интересы. Единственное наше отличие – мы понимаем, что в этом мире очень много безумия, уводящего нас от нашего любимого Господа. И наша задача, цель христианской жизни – идти от этого безумия к постижению премудрости Божией, стяжанию ума Христова. И, конечно, на этом пути мы будем неизбежно поносимы как безумцы.

Вспоминается один из самых известных наших юродивых – Василий Нагой. Известно, что Иван Грозный очень ценил и боялся его: ведь он обличал царя в таких вещах, за которые Иван IV мог и казнить. Известен случай, когда он обвинил Ивана Грозного, что тот не был вчера на Литургии. «Как же так? Весь народ видел меня на Литургии!». – «Нет, ты свой дворец на Воробьевых горах строил». Имеется в виду, что Иван Грозный думал на Литургии не о Боге, не о молитве, а размышлял, каким должен быть его дворец на Воробьевых горах… Понятно, что это не сумасшествие, а какой-то другой ум.

– Да, это отречение от себя – смирение, стяжание Духа Святого благодаря бесконечному стремлению к осмысленному, буквальному исполнению Евангелия, без всякой гордости, а просто из любви к Богу, к человеку.

Святая блаженная молилась и за других. Эта любовь затрагивает и касается каждого, кто с ней встретится – и даже тех, кто не встретится. Она молилась за весь город. Все ее подвиги, все чудеса, которые были сотворены, были для жителей и ради жителей Петербурга. Это и дом, который не сгорел, и множество разных случаев, когда женщина обрела себе сына на Смоленском кладбище или когда женщина чудесным образом обрела мужа.

Естественно, юродивый не отправляется на этот подвиг, чтобы взять и обрести все – нет, он движим только любовью. Мне кажется, что святая блаженная Ксения была счастлива, несмотря на все лишения: любить по-настоящему – это быть счастливым. Возможность по-настоящему любить своего мужа при жизни и после его земной кончины, направить свою жизнь на то, чтобы молиться за него, – это любовь, и в ней можно было обрести и счастье, и успокоение, и Бога, что очень важно.

Меня поражало в Петербурге всегда несколько вещей. Спроси любого петербуржца, как найти храм Смоленской Иконы Божией Матери, – могут не все знать. Но как пройти к блаженной Ксении, знают все в любом районе города. И на кладбище не только в день почитания святой блаженной Ксении, но и каждый день невероятная очередь из людей, с просьбой притекающих к блаженной Ксении. Раньше мне казалось, что это постоянно бытовые просьбы, а потом я понял, что это просьбы людей, которые заботятся о своих близких: они просят помощи и заступничества Ксении перед Господом. И это очень радостно.

И еще меня потрясла история: еще не была снята блокада, но пришел первый поезд с продовольствием на Финляндский вокзал, его встречала толпа примерно в 10 000 человек, все опустились на колени и возвели руки к Небу: в этот момент все поверили Господу – все поняли, как это удивительно.

Записали:
Наталья Культяева
и Екатерина Береснёва

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс