Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (1049) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Символ веры. Часть 10

Протоиерей Алексий Ладыгин: Символ веры. Часть 10

№8 (1049) / 24 февраля ‘20

Огласительные Беседы

Продолжение. Начало в №36 (1029), 2019–№7 (1048), 2020

Мы продолжаем изучение Символа веры: будем говорить о его 5-м члене – «И воскресшаго в третий день по Писанием». Догмат Воскресения Христова – основной догмат нашей веры: «Если Христос не воскрес, – говорит апостол Павел, – то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша», ибо тогда происходит колебание всех основ нашей христианской веры. Поэтому на этот догмат обращается особое внимание.

О Воскресении Христовом пророчествовали древние пророки, о нем мы читаем с первых страниц Священного Писания Нового Завета. Воскресение Христово было – это не вымысел, а прямое свидетельство святых апостолов. Господь проповедовал на земле, творил великие чудеса – и вдруг нашего Господа распяли на Кресте, и затем произошло Его погребение.

Ученики были в сильнейшем страхе, боялись всех – иудеев, книжников, первосвященников. И страха ради иудейска закрывались в Сионской горнице, боясь за свою жизнь.

Господь, видя колебание апостолов, не им первым открывает тайну Своего Воскресения. Тайна Воскресения нашего Господа открывается в первую очередь Божией Матери, затем женам-мироносицам. Они, видя это удивительнейшее чудо, идут и говорят о нем апостолам. Но, как сказано в Священном Писании, святые апостолы, к сожалению, не имели веры, ибо думали, будто им было явлено призрачное видение.

Апостолы Петр и Иоанн Богослов побежали ко гробу – в Священном Писании очень ярко описан этот момент. Иоанн Богослов, его Господь любил, первым пришел ко гробу, ибо был молод: он быстрым шагом опередил апостола Петра. Апостол Петр пришел вторым. Они увидели, что гроб пуст: Господь действительно Воскрес. Когда апостолы Петр и Иоанн Богослов пришли и сказали об этом ученикам, те «не имели веры».

Затем в Священном Писании описывается, как Господь дверями затворенными прошел сквозь стены к святым апостолам, когда они, 11, были вместе в Сионской горнице – Он явился им и обличал их за неверие. Таково реальное описание Священным Писанием Воскресения Христова.

Не все апостолы собрались вместе, до последней минуты не было апостола Фомы. Господь явился этому апостолу, когда ученики сказали тому, что видели Воскресшего Господа. Фома сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Он не верил и мучился до тех пор, пока не познал Воскресшего Господа, пока Господь не явился ему в 8-й день по Своем Воскресении.

Господь явился и сказал: «Фома, подойди ко Мне, принеси руку твою и вложи в ребра Моя: и не буди неверен, но верен». Тогда Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!». Ему уже не было необходимости проверять Господа – он увидел Его воочию и наполнился сильнейшей верой.

Затем было явление Господа эммаусским путникам Луке и Клеопе, которые тоже были в сомнении. Они шли в Эммаус, обсуждали Воскресение Христово и думали: «Как может сие произойти? Произошло ли это?». Господь присоединился к ним, стал обличать и говорит: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» (да и Сам Господь в проповеди говорил о Своем Воскресении – что Ему предстоит умереть и в третий день воскреснуть, приводил некие образы о Воскресении). Когда они сели за совместную трапезу, Господь был узнан ими при преломлении хлеба (не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?).

Воскресение Христово – это не неподтвержденный факт, а реальное событие. Для нас это очень важно, ибо Воскресение Христово – один из основных догматов Церкви.

Господь Своей смертью побеждает смерть, упраздняет ее и тем дарует каждому из нас воскресение. Этот очень важный момент подтверждается не только апостолами, которые, можно сказать, были заинтересованы в этом. Книга Священного Писания Нового Завета все реально описывает, а мы уже не раз говорили, что Священное Писание есть Божественное Откровение – то, что Господь открывает нам, чтобы мы утвердились в вере и пошли спасительным путем.

Мы черпаем знания из Священного Писания: то, что открыл нам Господь, что реально было совершено Им в определенный исторический момент и что совершается вне истории, вне времени, ибо Он делает это постоянно для каждого из нас: как говорят святые отцы, каждый день, каждую минуту, каждую секунду Господь проливает Свою Кровь за каждого грешника. Он постоянно умирает за каждого из нас и Своим Воскресением выводит наши души из ада, открывая для нас двери Царствия Небесного.

Подтверждение получено не только от святых апостолов, но и от тех, кто не любил Господа, – первосвященников и старейшин. Они пошли к Пилату и сказали: «Господин, Он лжец, обманщик. Он говорил о том, что в третий день воскреснет. Надо поставить стражу». Пилат говорит: «Поставьте стражу и стерегите Его. У вас имеется кустодия (печать) – опечатайте гроб, наблюдайте за Ним».

Когда стражники, первыми увидевшие Воскресшего Господа, возвестили книжникам и первосвященникам, что Его нет во гробе, Он Воскрес, они запретили им говорить об этом: «Возьмите деньги и скажите, что ученики пришли и украли Его». Стражники спрашивают: «А что с нами будет?». – «А вы в это время спали».

Свидетельства реальные, но в них не соблюдена логика и на самом деле они подтверждают факт Воскресения Господа. А ведь если это произошло, то совершилось самое основное в нашей жизни: Господь Своей смертью побеждает смерть, а Своим Воскресением Он совоскрешает и всякого человека, который верит в Него: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек – эти слова Господа для каждого из нас непреложны.

С Воскресением Господа связаны свидетельства о знамениях и чудесах, произошедших в это время. Мы говорили, что есть свидетельства первосвященников, книжников, святых апостолов. А есть свидетельство через природу – сама природа свидетельствовала о важности Воскресения Христова: церковная завеса разодралась сверху донизу, было землетрясение, расселись камни, тьма бысть по всей земли – событие не только Воскрешения, но и смерти Господа было очень страшным.

По Его Воскресении произошло великое чудо – восстание мертвых из гробов. Когда Лука и Клеопа шли в Эммаус, они говорили, что было землетрясение, камни расселись, многие мертвые воскресли, святые воскресли и свидетельствовали о Пришествии Мессии, Его спасительном пути. Кому они об этом говорили? Многие задаются вопросом: кто воскрес в этот день? Конечно, не все мертвые, но святые. Говорится о тех, кто был свидетелем своей святости перед людьми. Пророки, цари, священники или первосвященники, жившие до Пришествия Христова, своей душой спустились в ад, ибо двери Царствия Небесного были закрыты. В это время они воскресли. Древних ли времен, последних ли – об этом Священное Писание не говорит. Оно говорит только о свершившемся факте – не говорится, кому они явились, кому не явились. Являлись ли они апостолам? Может быть, и не являлись, ибо апостолам являлся Сам Господь: «Потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых бо́льшая часть доныне в живых, а некоторые и почили», – говорит святой апостол Павел; может, это те иерусалимляне, которые должны были укрепиться в вере.

Все или не все – об этом Священное Писание не говорит, но говорит о ярком свидетельстве Воскресения Господа, ибо это событие не должно было пройти мимо людей, чьи сердца горели верой и ждали прихода Мессии. Это событие утверждает в нас веру в Воскресшего Господа.

Перед нами встает очень интересный вопрос: если Господь Воскрес и воскресил вместе с Собой тех мертвых, которые восстали из гробов, прикоснулись ли они к смерти? С одной стороны, мы не задаем себе этот вопрос в начале нашего христианского жизненного пути. Но, с другой стороны, этот вопрос возникает, ведь каждый, кто соприкасается с основами веры, начинает рассуждать: было? не было? а как было? куда ушли эти святые? умерли ли они опять? вошли ли они обратно во гроб? Святые отцы говорят, что не вошли, но сопровождали Господа на Небо и первыми с Господом вошли в Царствие Небесное.

Господь после Своей смерти сходит в ад и проповедует всем, кто находился в этой темнице, показывая Свою силу: слава – на Небе, проповедь Его Божества была на земле, а Его сила была явлена в аду. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? – восклицает Священное Писание. Действительно, нет ни силы, ни победы: сила в Господе, а Он разрушает саму смерть.

Своей проповедью Господь утверждает главную заповедь, которую Он дал первым людям после грехопадения: и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту – в этой заповеди, истине, надежде Он утверждает всех, кто ждал Воскресшего Господа, имел сердечную склонность к Нему. Слыша проповедь Господа, наполненную надеждой на спасение, все они выходят из ада.

Когда они узрели спасение, то вошли в рай. Был ли Господь в это время в раю, или было только Его сошествие во ад? Если мы внимательно читаем Священное Писание, то понимаем, что в это время Господь был и в раю. Ныне будешь со Мною в раю, – говорит Он благоразумному разбойнику, который исповедует Господа и просит Его: Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Своем. Когда Господь пришел, Он сразу же поклонился Своему Отцу. Об этом тоже свидетельствует Священное Писание, которое утверждает нас в вере.

Господь Своим Воскресением побеждает смерть. Воскресение – это основа: «…и даровал нам жизнь вечную». Победа над смертью – это жизнь. Лучше, дороже жизни ничего нет, поэтому человек постоянно стремиться к жизни.

Христианство – не только вера, не только ограничение, как некоторые думают; это утверждение жизни, реальность жизни человека, жизни и временной, и вечной. Самое главное – вечной жизни: Господь Своим Воскресением упраздняет смерть и дает человеку жизнь вечную, то есть утверждает в ней человека.

Мы говорим: «Господь Воскрес, победил смерть», – а смерть-то присутствует в нашей жизни. Как быть? Как понять, как соединить несоединимое в реальности нашей жизни?

Чтобы рассуждать об этом, мы должны быть очень верующими людьми и проникать в тайны и глубины нашего вероучения – поучения, назидания святых отцов. Без них мы не сможем его понять: без глубины познания Священного Писания для нас все это будет нереально.

Для того и дается вера: не просто воспринять то, что даром дается (истина или не истина), а что очень хорошо на сердце полагается. А на сердце полагается то, что верою воспринимается. Когда человек углубляется и укореняется в своей вере, он понимает, что каждое слово, каждая истина, что нам даются по вере нашей, есть правда, на которой строится наша духовная жизнь.

Святые отцы говорят, что есть три смерти: телесная, душевная и вечная. Каждая из них что-то за собой несет. Телесная смерть – душа уходит из тела, человек становится недвижим. Душевная смерть – потеря Духа Святого: человек живет уже без Божией благодати. «Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается», то есть без Духа Святого нет духовной жизни (человек может жить телесной жизнью, но на самом деле он мертвый, бездушный). Вечная смерть: человек отлучается от жизни святых и вычеркивается из книги жизни.

Святые отцы говорят, что Господь упразднил две последние смерти – вечную и духовную. Мы скажем: «Как же Господь упразднил их, если мы понимаем, что человек, который живет без Бога, умирает, не прикасается к тому вечному, ради чего Господь пришел на землю, пролил Свою Божественную кровь?». Только тогда человек может надеяться на то, что будет воскрешен вместе с Господом, когда он соединяется с Господом, Его спасительным путем.

Господь оставил еще и покаяние: «Кому простите здесь, на земле, – тому и Я прощу на Небе». Всякий грех человека, приводящий его к смерти, упраздняется Господом. Грехом вошла в эту жизнь смерть: человека Бог создал бессмертным, а грех – причина нашей смерти.

Когда нет греха – нет и смерти. Есть покаяние, которое очищает человека от греха: через покаяние упраздняется смерть и духовная, и вечная. Если человек не приносит покаяние, то он, умирая, прикасается к вечной смерти.

Телесная смерть причина наших страданий. Почему же мы сразу не прикасаемся к бессмертию? Потому, что Господь не случайно упраздняет смерть Своей смертью. Нашей телесной смертью упраздняется смерть. Почему Господь показывает именно такой путь? Потому, что пока мы по жизни идем в борьбе, только в конце прикасаемся к плодам Божественного подвига.

Телесная смерть необходима человеку, чтобы он боролся с грехом, не привязывался к этой земле. Если мы привязываемся к земле, то никак не можем от нее оторваться – очень страшно, что мы не имеем стремления к Небу, вечности; мы с вами еще будем говорить о том, что должны иметь стремление к Небу, ведь впереди еще будет Вознесение Господне – Своим Вознесением Он показывает наше внутреннее стремление.

Это, конечно, не будет борьбой с грехами, страстями, нашей человеческой гордыней, которая очень сильно мешает нам жить. Мы рассмотрим массу примеров человеческой гордыни: от первых мировых правителей (Александра Македонского) до последних (даже ныне живущих), которые думают, что они будут жить вечно, что преклонили перед собой Небо и землю, а на самом деле Господь может прервать их мысли в любую минуту.

Наблюдая за этим, мы начинаем бороться со своей гордыней, своим желанием постоянно привязываться к этой жизни. Это понимание рождается в нашем сердце.

Поэтому и остается телесная смерть, некое разлучение как итог человеческой жизни. Пис ание говорит: «Помни последняя своя – и вовек не согрешишь» – когда человек помнит о смерти, об итоге жизни, он начинает бороться со своими грехами и задумывается о ее изменении.

Господь показал нам, что мы побеждаем смерть только своей смертью: Он прошел через смерть и победил ее смертью, и этим же путем идем мы. Но мы побеждаем нашу смерть Воскресением нашего Господа, верой в Него: Аще же умрохом со Христом, веруем, яко и живи будем с Ним – кто умирает со Христом, тот будет воскрешен Им в последний день, то есть мы обеспечены вечной жизнью, но по вере нашей, через таинство Покаяния.

Следующая наша беседа будет о 6-м члене Символа веры. Мы с вами потихонечку продолжаем двигаться. Это не может не радовать нас, ведь перед нами открывается глубина познания нашего вероучения – пути к спасению: «Верую в Господа нашего Иисуса Христа… И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца». (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Светлана Волкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс