Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (1049) → Протоиерей Андрей Канев. Настоящее воцерковление выражается в том, что человек познает: он ничего не может без Христа

Протоиерей Андрей Канев. Настоящее воцерковление выражается в том, что человек познает: он ничего не может без Христа

№8 (1049) / 24 февраля ‘20

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) 2019 – №7 (1048) 2020

Братья и сестры, телезритель прислал в одном письме несколько вопросов (он тоже очень рад, что есть телеканал «Союз» и можно услышать важные темы о духовной жизни). «Первое – грех осуждения. Чем больше воцерковляюсь, тем больше люблю осуждать других. При этом не считаю себя белым и пушистым. В отношении себя применяю фразу Макария Великого: “Николиже сотворих благое пред Тобою” (“Ничего доброго перед Тобой, Господи, я не сотворил”). Если не осуждать других (их грехи или пороки), не будет ли это равнодушием по отношению к окружающей действительности? Это, наверно, похуже, чем осуждение?».

Проблема: «Чем больше воцерковляюсь, тем больше осуждаю других». И второй вопрос – о равнодушии к окружающей действительности.

Давайте коснемся первого вопроса. Такое искушение бывает, когда человек начинает разбираться, что такое грех, а что – не грех. Мы сталкиваемся с этим, когда приходим в церковь. Мы идем на Исповедь, начинаем разбираться в этих вопросах. И когда узнаем, как правильно надо жить, очень хорошо видим, что окружающие, близкие живут не так, а противоположным образом, и тогда рождается: «Они такие, а я вот такой. Они грешники, а я – вроде как кающийся грешник».

Но кающийся грешник не будет осуждать других людей: он глубоко понял, кто он есть на самом деле, хорошо изучил себя, понял, какие у него страсти, насколько нагло, дерзко они проявляются даже когда он этого не хочет, как они насилуют его сердце (5 минут назад он еще не хотел грешить, но снова впал в свои старые грехи). Чем больше человек это понимает и по-настоящему воцерковляется, тем глубже осознает, какой он на самом деле несовершенный. Ведь процесс воцерковления – это не просто хождение в церковь и чтение легкой церковной литературы, это вживание в понятия веры, святоотеческое наследие, церковное Предание, активное, плодотворное участие в таинствах.

Мы пишем и говорим: исполнять заповеди. Напомним себе, что исполнять заповеди – крайне тяжело. Господь наш Иисус Христос, придя на землю, воплотившись, дал нам заповеди в Евангелии. Они даны не людьми – если бы их писал человек, он бы писал так: «Ешь повкуснее, спи и блуди побольше, отбирай у слабого», и так далее. Таковы наши человеческие греховные цели и задачи в жизни, такие у нас греховные заповеди.

А в Евангелии совсем по-другому: люби врагов, отдай верхнюю одежду, если просят. Чтобы это выполнить, недостаточно человеческих усилий. Человек пытается – и понимает, что ничего не получается: внешне он, может быть, что-то и изобразил, а внутри с этим не согласен. Попросили у тебя верхнюю одежду, а ты нахамил в ответ: «Мне самому мало». Сколько таких жизненных примеров, когда мы в делах не выполняем эти заповеди.

Если человек глубоко это понимает, то он понимает, что без Бога спастись невозможно.

Помните, в Евангелии апостолы спросили: «А кто же тогда спасен будет?». Господь сказал: «Человеку это невозможно, Богу все возможно». Настоящее воцерковление, на мой взгляд, выражается в том, что чем дальше, тем больше человек познает, что он ничего не может без Христа: без Христа он никто, ходячий грешник. Если Христос его не спасет, то он будущий житель ада.

Когда понимаешь, как нагло в тебе действуют страсти и что ты не соответствуешь Евангелию (кроме одного названия, что ты христианин и веришь в Господа Иисуса Христа), неужели будешь осуждать другого? Никогда не будешь. Если я духовный инвалид, то другой человек – точно такой же, мы мало чем отличаемся друг от друга.

Да, мы разные личности. У кого-то одна страсть ярче, у кого-то – другая, но они у нас все есть: мы рождаемся с полным набором страстей – у всех одно и то же. Просто в силу ряда причин что-то ярче, что-то менее яркое, у кого-то явные грехи, у кого-то такие же, но тайные. Мы несчастные, мы все болеем грехами. Что происходит с христианином, когда он видит согрешение ближнего?

Брат правильно написал: «Люблю осуждать». Что такое «люблю осуждать»? Допустим, человек любит кофе. Он им наслаждается, получает удовольствие? Какое тонкое греховное превозношение, когда мы любим узнавать что-то про другого... На этом строится индустрия новостей, светской печати: какие-то сплетни, когда кто-то женился или устроил скандал, становятся новостями федерального уровня. Зачем нам это надо? Этот мир лежит в грехе – грех становится чуть ли не добродетелью, поводом для получения мимолетной славы: сделал что-то дурное, про тебя рассказали – здорово, «получился хайп», как говорит молодежь.

Если к другому относиться по-настоящему, по-христиански, то неужели ты будешь осуждать его? Я уже приводил такой пример. Люди лежат в реанимации (мне как священнику, по долгу службы, приходится бывать в таких местах) – они там друг друга не осуждают. Один другому не говорит: «Чего ты лежишь? Отключи систему искусственной вентиляции легких, иди работай». Почему он так не говорит? Ему так больно, что не важно, в каком виде он лежит, ходят ли вокруг врачи, медсестры. Это уже не важно – ему лишь бы выжить.

Правильное воцерковление связано с тем, что человек учится покаянию – это дар Божий, который позволяет человеку увидеть себя, кто он, но и не осуждать другого, ведь другого надо пожалеть.

Брат пишет правильно: в нас это есть. Когда мы начинаем осуждать других людей – это грех гордыни. Когда мы на людях показываем себя хорошими, а внутри на самом деле не такие – это грех тщеславия (он примешивается). Они идут рядом.

Понятно, что не надо вытаскивать негативные качества наружу, но и показухой не надо заниматься.

Именно в эту беду попали фарисеи – в Евангелии это одни из тех людей, которые отвергли Христа. Изначально это было ревностное религиозное движение – они решили, что пора исполнять заповеди, но увлеклись тем, что стали исполнять их внешне, не внутренне. Они осуждали, превозносились над теми, кто внешне заповеди не исполнял.

Есть опасность фарисейской болезни, о которой Господь говорил апостолам: «Бойтесь закваски фарисейской». К нам они тоже обращены.

Мы можем попасть в ситуацию, когда внешне мы – христиане, благочестивые, ходим в церковь, исповедуемся, причащаемся, а глубины своей не копнули, гордыню свою не увидели. Для нас Иванов, Петров, Сидоров – повод посмеяться над ними, позубоскалить за их спиной. Это проблема духовного фарисейства, о котором нам с вами нужно знать, понимать ее, ибо никто от этого не застрахован.

Если мы ловим себя на том, что получаем удовольствие, пересказывая грехи другого человека, то с нами страшная беда. Давайте вспомним: «Не суди – и не судим будешь», «какой мерой меришь, такой и тебе будут мерить» – помните? В Евангелии. Это Книга, по которой нас Господь будет судить.

Если у нас с вами есть такие беды, то, конечно, в них надо раскаяться и относиться к ним очень-очень серьезно, не допускать этого. А если допускаем, то оплакивать, ведь это показатель, что мы не со Христом: Он не такой.

Вспомним Евангельскую историю. В одном из городов, где проповедовал Господь, люди поймали блудницу. Они не предположили, что это блудница, а застали ее на месте преступления и хотели поступить по Закону. А как поступали по закону того времени? Выводили за город, брали камни и кидали их в человека, пока он не умрет от полученных травм. Страшная, долгая, мучительная и унизительная смерть.

Подвели ее к Господу и говорят: «По нашим законам ее надо убить таким способом». Господь сказал: «Кто без греха, пусть первым бросит в нее камень». Он сидел, склонившись к земле, и что-то писал на песке (Евангелие нам передает такие подробности). Поднял голову – и увидел, что все разошлись. В них совесть проснулась: «Что мы будем эту женщину наказывать? Я ведь тоже грешник. Пусть не так согрешил, не в том грехе, но тоже ведь грешник». Вот чему нас учит Евангелие. Этот пример Господа очень показательный, яркий, на него мы должны ориентироваться.

С этим разобрались, братья и сестры? Осуждение – тягчайший, очень сложный, страшный, серьезный грех.

Можно ли стать равнодушным к окружающей действительности, если не осуждать грехи и пороки других? Мы прекрасно понимаем (христиане лучше всех должны это понимать), что грех, а что – не грех.

Когда мы видим согрешающего человека (или нам передают, что тот или иной человек пал, сделал гадости, грех), первое, что нам нужно, – это просто заставлять себя думать: «Он человек хороший, только оступился. Поступок его неправильный, но человек он хороший». Если мы будем заставлять себя так делать, то будем отделять грех от человека.

Может, он оступился один раз и больше такого не повторит? Или человек находится в плену у сатаны, который вертит им как хочет? Мы не знаем внутренних бед этого человека – может, он согрешил и будет всю жизнь каяться за этот поступок, а мы его осудили. Вот в чем беда.

Да, мы не можем сказать про плохой поступок, что он хороший. Грех есть грех, но ведь человек несчастный, он жертва лукавого, жертва своего неправильного выбора. Человека надо пожалеть. Мы не можем быть равнодушными к греху – нельзя к нему быть равнодушным, но и осуждать грешника нельзя. Понимаете, в чем вопрос?

Что касается равнодушия к окружающему, это тоже интересный вопрос. Вот смотрю на наш православный мир (я имею в виду разных людей) – у нас кто чем увлекается: кто-то пытается создать монархию, кто-то бьется чуть ли не за православный сталинизм. Вот тут явно неравнодушие людей.

Братья и сестры, а точно ли это Евангельское занятие? Это ли дело христианина – заниматься правительством, пытаться устанавливать какие-то формы правления, которые сейчас просто невозможны? Нужно ли это нам? Да, это неравнодушные люди, но точно ли они занимаются православными вещами, христианскими делами? Ведь можно заниматься внешне чем угодно и все называть христианством, но это далеко не так.

Все это скрывается под маской «мы неравнодушные».

Есть вещи, которые мы просто не исправим – в мире есть несправедливость, она и будет в нем. Да, мы можем походатайствовать о человеке, который несправедливо пострадал (в приходской практике это часто бывает, когда, допустим, люди попадают в беду и священники ходатайствуют за них). Не всегда это приносит пользу. И если не принесло, что теперь делать?

Не так все просто. Надо видеть меру ревности об изменении внешнего мира, который в итоге когда-то все равно придет к своему логичному завершению – наступит Страшный Суд. Поэтому надо наводить порядок вокруг себя, в государстве, в своих семьях, но не так, чтобы это разрушало самого христианина, как будто он борется с ветряными мельницами: он «борется за мир во всем мире», а у него в подъезде бардак. Наведи порядок сначала в своей семье, а потом будешь понимать, что делать дальше.

Чем мы только не увлечены! Может, я не прав? Поправьте меня… Мне кажется, это ловушки, чтобы наш ум, силы души направить не на главное, не на спасение, а на внешнюю суету. Это мое мнение.

Что касается оценки каких-то правителей, людей при власти, их решений, у нас с вами есть конституционные права, которыми мы можем пользоваться как христиане: мы можем выражать свое мнение, голосовать за тех людей, которые нам понравились. Но я встречаю таких христиан, которые насмотрятся новостей, «кричательных» передач (в них вообще христианского духа нет) и начинают: эти такие-сякие...

Нас не будут судить за то, что люди такие-сякие. Христос не будет за них судить, Он скажет: «Как ты-то сам, родной?».

Мы не любим близких, смотрим эти передачи и занимаемся непонятно чем… Надо заниматься собой и близкими: Евангелие направлено на внутреннего тебя, на твое сердце.

Мы думаем, что придет православный царь, заставит всех креститься – и все маршем пойдут в церковь? Неужели мы действительно в это верим? Не будет такого. Или давайте возьмем автоматы и всех приведем в церковь?

Христу нужны такие? А им Христос нужен? Нет, конечно.

Вы понимаете, что я рисую какие-то странные картинки.

Надо быть в Церкви по-настоящему. А мы, христиане, не наводим порядок внутри себя, в своей душе, не живем по вере, веру свою не знаем, в таинствах не участвуем, равнодушны к Церкви.

Окружающая действительность с ее безумием – как цунами в океане. Цунами – это волна высотой во множество метров. Она может обрушиться на город, берег и их разрушить.

Безумный мир очень быстро набирает обороты. Современные технологии, коммуникации – вроде бы дело хорошее, но они часто используются для пропаганды греха. И чем дальше, тем больше ум человека побеждается им. Конечно, мы как христиане должны понимать, что это плохо. Но, с другой стороны, мы должны понимать, что своей немощной рукой мы не можем остановить наступление конца света – просто мы должны сами правильно жить.

Непросто научиться не осуждать других, спокойно относиться к тому, что будет в будущем, каким будет мир. Мы должны понимать, что в будущем наступит воля Божья.

Теоретически звучит просто, а на самом деле очень непросто. Мы привыкли, что все зависит от нас, нашего решения, мнения, опыта, а все зависит от Бога, Которому ничего не стоит одним Своим словом все изменить: улучшить обстановку или оставить ее так – из этой обстановки, несправедливости выйдет потом что-то благое.

Наш Бог – Всемогущий, Он из совершающегося видимого зла, цепочки каких-то событий может привести человека к покаянию, к Себе. А мы будем говорить: «Он такой-сякой»? Да, бывают откровенные грешники, которые причиняют зло многим людям, но мы должны понимать, что это тоже жертвы сатаны – ведь Бог их не создавал такими: Он не создавал человека злым, разрушающим, убийцей, наркоманом. Действие лукавого, страстей таково, что человек погибает. И вместо того чтобы нам, христианам, сказать: «Жаль, что погибает», мы еще осуждаем его

Гордыня – очень тяжелый грех. Именно она не дает нам принять волю Божию.

Воля Божия – не всегда благая: в вопросе воли Божией мы всегда должны понимать, что Господь часто что-то попускает, попускает действовать явному злу. Он не хочет его, но попускает: этот мир по-другому не понимает.

Если нам надо понять глубину раскаяния, если мы не хотим идти к Богу, Господь попускает бесам напасть на наше сердце. Мы падаем, а потом говорим: «Господи! Оказывается, без Тебя невозможно жить». Не потому, что других путей нет, а потому, что мы по-другому не понимаем.

Поэтому, дорогие мои, тут надо быть крайне внимательными к себе. Осуждение показывает нашу глубокую гордыню. Если мы замечаем за собой, что нам нравятся сплетни, осуждение, значит Евангелие не живет пока в нашем сердце. Чтобы оно жило, надо изучать его, в него вчитываться. Надо выкраивать днем время, чтобы хотя бы немного, но читать Евангелие, иначе мы этой прививки для ума не получим и будем всю жизнь мучиться и метаться.

Согрешил, пошел на Исповедь, признался, что согрешил, а на самом деле где глубокое изменение, глубокое покаяние? Оно будет тогда, когда увидишь сам, какой ты.

Себя увидел – и другого хорошо поймешь, что он такой же немощный, страдает и мучается. Трудно увидеть грешников, наслаждающихся грехом (временно – да, можно).

Но какое свойство имеет грех? Человек впал в грех, страсть, лукавый дает легкое наслаждение, потом человек впадает в зависимость от греха, становится рабом этой страсти. Где потом радость? Сначала ему казалось, что все замечательно, но потом – нет. Так что здесь очень все непросто.

То же касается оценки исторических деятелей, которые уже давно ушли из жизни – этот человек в жизни натворил много бед и страданий, он ответит за свои дела: в мире нет справедливости, а у Бога все справедливо. Не нам давать кому-то нравственную оценку: понятно, что Бог воздаст каждому по его делам. Если человек уходит из жизни, не покаявшись, это беда. Стоит пожалеть такого нераскаявшегося грешника.

Спасибо вам, брат, за интересный и глубокий вопрос. Мне кажется, хорошо, что вы подчеркнули эту особенность греха осуждения и искушения, когда ты вроде бы за справедливость, за правду, а на самом деле всего лишь осуждаешь других.

Спасибо вам, дорогие братья и сестры, что вы присылаете ваши отзывы, письма с вопросами! Пишите – это очень важно, чтобы наша передача продолжалась, чтобы мы говорили об очень важных вещах, на важные темы, которые касаются нашей духовной и внешней жизни, грехов, страстей, на электронный адрес нашей передачи: kanev@tv-soyuz.ru . Можно писать и на почтовый адрес телеканала «Союз», если у вас есть такая необходимость. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Наталья Культяева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс