Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (1049) → Наедине со своей совестью

Наедине со своей совестью

№8 (1049) / 24 февраля ‘20

Этот день в истории

Ф.М. Достоевский называл крепостное право «родовым грехом России». И действительно, к середине XIX в. оно имело уже историю, прочно вошло в быт, нравы, язык. Скажем, известная поговорка «вот тебе бабушка и Юрьев день» – мы обязаны незабываемой реформе XVI в., отменявшей переход крестьянина от одного хозяина к другому, которое ранее он мог совершить поздней осенью в день великомученика Георгия. Отсюда же, видимо, обидное словечко «объегорить». Полувеком позже отец Петра Великого царь Алексей Михайлович издал в 1649 г. Соборное уложение, где было прописано право хозяина судить своих крестьян, осуществлять бессрочный сыск беглых крепостных – это считается окончательным оформлением в стране крепостного права.

И потом еще не один государь внес свой вклад в это дело. Петр I издал указ, запрещавший крестьянам уходить от своего помещика на вольные заработки без письменного разрешения. В царствование Екатерины II помещик получил право ссылать провинившихся или неугодных крестьян в Сибирь, осуждать на каторжные работы. До самого рубежа XVIII–XIX столетия самая бесправная часть русского общества даже не знала попыток верховной власти дать ей хоть чуть больше свобод. Но когда по рельсам запыхтели первые паровозы и люди высшего света выучили слово «гуманизм», стало понятно: надо что-то менять.

О необходимости перемен заговорили, когда Россия проиграла в 1856 г. Крымскую войну. Кстати оказалась и смена государей. Жесткого, консервативного Николая I сменил его сын Александр, который и вошел в историю под прозванием Освободителя.

Уже в год восшествия император на встрече со столичным дворянством заявил: «…лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели добиваться того времени, когда оно начнет само собой уничтожаться снизу». На подготовку реформы ушло 5 лет. А его оглашение сам Александр II называл лучшим днем своей жизни.

Накануне обнародования манифеста самодержец попросил своих приближенных оставить его в одиночестве: «Я хочу остаться наедине со своей совестью», – сказал государь. Приближенные почтительно удалились из царского кабинета, где на столе императора лежал проект документа, которому было уготовано изменить целую державу. Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» был подписан.

Конечно, реформа внедрялась не моментально, были трудности, недоразумения, растянувшиеся на годы – скажем, заводской Урал, где всегда широко использовали труд крепостных, ждал долгий кризис. Разорялись помещики. Потерявшие хозяина крестьяне спивались или нищали. Как писал Некрасов, «реформа ударила одним концом по барину, а другим по мужику». Но этот болезненный переход от полурабской России к свободной был жизненно необходим.

Много нареканий в самой радикальной части общества вызвали выкупные платежи: согласно закону крестьяне освобождались без земли. Они обретали личную свободу, а свои наделы им нужно было еще выкупить. Крестьяне продолжали платить по этой реформе еще полстолетия, до самого 1907 г.! Да, за освобождение вся страна заплатила немалую цену, но свобода всегда стоит немало.

Р. S. Несмотря на все трудности, после принятия Манифеста империя сделала большой шаг вперед – за короткое время, буквально в то же десятилетие, в России разразился бум строительства железных дорог, расцвела промышленность, Москва и Петербург выросли до размеров самых крупных мегаполисов мира. А царь Освободитель, так болевший за русский народ и его благо, ровно через 20 лет после опубликования Манифеста погиб от рук террористов. Увы, свобода питает не одни только благие начинания.

 

В других номерах:

№19 (1012) / 27 мая ‘19

Этот день в истории

Византия не умерла

№11 (956) / 13 марта ‘18

Этот день в истории

«Дни и ночи у мартеновских печей...»

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс