Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №6 (1047) → Иеромонах Макарий (Маркиш): «Не отвечайте злом на зло, но побеждайте зло добром»

Иеромонах Макарий (Маркиш): «Не отвечайте злом на зло, но побеждайте зло добром»

№6 (1047) / 10 февраля ‘20

Беседы с батюшкой

Начнем с тех вопросов, которые у нас были ранее (их всегда очень много, спасибо нашим телезрителям). Такой вопрос: «Какое толкование Священного Писания лучше всего? Что бы Вы могли посоветовать человеку, только начавшему воцерковляться?».

– Это уточнение очень хорошее. Потому что Священное Писание одно, а толкований очень много. Они были с древности, и до сегодняшнего дня их производят на свет разные знатоки. Но есть такой общий совет – читать учебное пособие архиепископа Аверкия (Таушева) по изучению Священного Писания Нового Завета – Четвероевангелия и Апостола, то есть всех новозаветных книг до Апокалипсиса (Откровения Иоанна Богослова). Это очень простое учебное пособие (обстоятельное, но без уклонений в тонкости), оно принято в наших духовных школах на начальном уровне. Значит и гражданские лица с огромной пользой могут его читать, а далее смотрите уже по своим интересам, склонностям, способностям.

Что такое удача? Говорят, ее желать нельзя, потому что это имя дьявола.

– Суеверия и предрассудки растут как бурьян. Очень хорошая аналогия – грядка. Всякий бурьян всюду прорастает, в любом месте, не важно, что посадите. Так же суеверия и предрассудки. Это не интерес к Христу, Церкви, к языку, России, к традиции Церкви, а действительно интерес к дьяволу, где-то его обязательно надо найти.

Надо еще понять, что имеется в виду под удачей. Один скажет: «О, мне пожелали удачи, пойду-ка я в подпольное казино, поставлю там ползарплаты, а потом вторую половину зарплаты, мне же пожелали удачи, надо удачу разыграть». Или на ипподром, еще куда-то (есть легальные места). Одно дело, если мы понимаем под удачей просто какие-то добрые события в жизни человека... Скажем, брак. Человек еще не женат, удачно встретил красивую и замечательную девушку, и они вступили в брак. Чем не удача? Очень хорошо. А если человек зашел в какую-то контору – и там вся удача у него ушла в азартные игры?

Мы затронули тему, как разыграть удачу. А сейчас очень часто встречается реклама, что можно делать ставки на спорт, на что угодно. Это что такое? Это грех?

– Я думаю, это упущение в нашем законодательстве, и обращаться надо не к нам.

А духовное понимание какое?

– Азартная игра всегда будет грехом, потому что грех – это вред. А материальный азарт в расчете на быстрое обогащение – проявление тупого сребролюбия. Понятно, что это плохо. Не так давно это было, когда вся Россия была наполнена игровыми автоматами, казино, еще чем-то, и действительно не было буквально дня (я тогда регулярно исповедовал людей), чтобы кто-то не приходил и не говорил: «Не знаю, как так получилось», – в общем, находят всякие оправдания.

Наш губернатор, сын покойного протоиерея Александра Меня, Михаил Александрович Мень, первым (быстрее, чем по Российской Федерации) в Ивановской области запретил это дело, под дикие вопли и улюлюканье либеральной толпы, и жалующиеся люди исчезли, они перестали просаживать свои трудовые деньги.

Я не законодатель, в жизни никогда не делал ставок на спортивные события, но почему-то Законодательное собрание приняло решение, что это допустимо…Я бы предложил вывести ставки на спортивные игры из сферы легальной коммерческой деятельности. С другой стороны, можно сказать, что такая вещь, как тотализатор на ипподроме, имеет историческую основу. У нас многое имеет историческую основу.

Не знаю, дорогие друзья, обращайтесь к вашим депутатам Законодательного собрания, обсуждайте это с ними.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «Я хочу уточнить вопрос о притче про богача и Лазаря, которую приводят как пример посмертной участи каждой души. Но непонятно, почему у души богача оказался какой-то язык, который надо омочить водой. Лазарь оказался на лоне Авраама (на груди, что ли, у него?). И вообще, как туда попал сам Авраам, ведь до Воскресения Христа дорога в рай была закрыта? Значит, не надо понимать это буквально?».

– Вы совершенно правы. Буквальное понимание (а буквальное – значит, по своему усмотрению) всегда вредит. Что такое притча (по-гречески «паремия» – то самое слово, которое мы используем на вечерне)? Это иносказание, басня, некое нравоучительное изложение. Я встречал людей, которые говорили: а умерший Лазарь причислен к лику святых? Это не реальная фигура, это герой притчи, как кот и повар в басне Крылова. И поэтому делать вывод о том, что эта история служит руководством к посмертной судьбе каждого человека, мягко выражаясь, неразумно.

Господь показывает очень важные вещи: жалость, сострадание, терпение, посмертное воздаяние. Понятно, богач попал в неприятное место не за то, что он был богатым, а за то, что был жадным, немилосердным, много зла делал в своей жизни. Восприятие евангельских притч ни в коем случае не следует выстраивать на контексте каких-то конструкций, которые потом прилагаются к своей собственной судьбе или к другим людям.

Следующий вопрос: «Мой муж считает себя атеистом, в него глубоко вошло советское воспитание, хотя он крещеный. Чаще всего он терпимо относится к моему вероисповеданию, но, бывает, на него такое находит, что он начинает хулить мою веру. Мне, верующей, очень больно и тяжело это принимать и слушать, я начинаю с ним ссориться, плакать, говорить неприятные слова. Сегодня мужа возмутило то, что я перекрестила еду на столе, отказался есть. Конечно, мы поссорились. Посоветуйте, как мне себя вести в подобных случаях, какие молитвы читать? Я, конечно, прочла Иисусову молитву, молитву Животворящему Кресту, но, думаю, этого недостаточно. Подскажите, пожалуйста, как поступать?».

– «Достаточно – недостаточно»… Как будто посолил, поперчил. Это не годится. Молитва – не магия, не магический заговор, это голос вашей души, обращенный к Господу.

По опыту скажу, такие коллизии и столкновения происходят, и бывают печальные результаты, а бывают хорошие. Очень много зависит в данном случае от поведения, от здравого рассудка, здравой меры верующей жены. Это все-таки муж. Одно дело, вы на работе с кем-то поцапались, а другое дело – ваш муж, часть вашей жизни. И, судя по контексту, люди немолодые, не вчера поженились, чтобы им сказать: «Что вы, ребята? Давайте миритесь». Эти люди давно укоренились в перетягивании каната. И от жены требуется буквально мудрость – как у змея, и простота, доброта, чистосердечие – как у голубя.

Перекрестила пищу – муж отказался есть. Абсолютно на ровном месте скандал со стороны мужа. А почему со стороны жены скандал? Почему дальше эта замечательная верующая жена раздула скандал? Ведь она могла его загасить. Она говорит: «Я плачу». Женские слезы никто не запрещал. А дальше говорит: «Сказала обидные слова». А это зачем? Плакать можно, а вот дурные слова надо сдерживать.

Где-то что-то доброе сказать. Это жена и муж, своя святыня, своя семья. Буквально можно процитировать апостола Павла: «Не отвечайте злом на зло, но побеждайте зло добром». И вот здесь, я абсолютно уверен, верующая жена способна то зло, которое есть, к сожалению, в ее муже, победить добром, победить Христом. Но для этого надо иметь здравый смысл и христианскую веру не на словах, а на деле.

Следующий вопрос: «Часто возникает такая ситуация: читаешь молитвенное правило – и звонит телефон. Как правильно поступать? Откладывать молитву и отвечать? Ведь святые отцы говорят: оказать любовь человеку выше молитвы. Но если человек звонит, чтобы просто поговорить, как правильно поступать? Подскажите, пожалуйста».

– Современные телефоны, как правило, показывают, кто звонит. Можно посмотреть на экран телефона. Если видно, что звонит человек, которому присуща излишняя болтливость, тогда можно отложить разговор. А если звонит кто-то, кого вы, может быть, не знаете, или кто не склонен к пустым разговорам, а склонен к серьезным делам? Я монах, священник, мне звонит, например, мой епархиальный секретарь или кто-то из прихожан, у которого, может быть, какая-то беда случилась (просто так поговорить священнику никто не звонит). Тогда, если это молитва (а иной раз богослужение), приходится взять трубку, послушать, что говорят.

А вдруг там человек умирает?

– Если умирает, я пойму и тогда продолжу разговор, дам соответствующую инструкцию. А, может быть, и прерву богослужение. У меня пока такого не было, но, по обычаям Церкви и даже по некоторым формальным правилам, если священника вызывают к постели умирающего, он может прервать службу (даже Литургию, а уж богослужения суточного круга – безусловно).

Следующий вопрос: «Как убедить подростка-пономаря, что игры на телефоне – грех и пустая трата времени?».

– Здесь не хватает одного информационного факта: это подросток 9 лет или 15 лет? Каждому будет свое. И далее: каковы отношения подростка с тем, кто спрашивает? Сплошь и рядом подростки среднего и старшего возраста не воспринимают родителей. Ему скажут «белое», а он будет делать «черное».

А бывает, что и нет. Бывают очень хорошие, добрые отношения с родителями, с отцом, мамой, с дедушкой и бабушкой. Поэтому учитывайте возраст и вашу способность что-то ему сообщить. Если способности нет и вы подозреваете, что вас не услышат, то лучше найдите третье лицо. Если подросток пономарь, обратитесь к священнику, который почти наверняка будет иметь авторитет у этого юноши. Вы нашли того, кто скажет. А теперь – что сказать? В интернете в поиске найдите о вредном воздействии компьютерных или интернетных игр, подберите информацию, можно распечатать это или почитать… И дальше либо самим, либо через посредника этому юноше, подростку сообщите, лучше исподволь.

Например, если бы мне кто-то сказал: «Ты знаешь, батюшка, у нас тут мальчик, поговорите с ним», – я бы сыграл небольшую пьесу. Спросил бы у этого мальчика:
– Молодой человек, Вы знаете Мишу?
– Не знаю, а что случилось?
– Этот Миша недавно в сумасшедший дом угодил.
– А почему?
– Да вот в игры играл, и дело кончилось плохо.

Вопрос телезрителя из Воронежской области: «Виноват ли Понтий Пилат в смерти Иисуса Христа? И можно ли молиться об умершем свидетеле Иеговы?».

– Виноват ли? В общем, да. Он не исполнил того долга, который от него требовала его должность. Он был судьей в этой стране, но не судил по истине, а поддался давлению толпы. В какой мере он виноват – не нам судить, но это – его должностное преступление. И на этом приходится остановиться. Что ж делать? Как было, так было.

А что касается второго вопроса, он более гибкий. Наша личная молитва не подвержена никакому уставу, это голос нашего сердца. «Молитесь о врагах», – говорит Спаситель. Есть у нас обычай, отчасти даже и канон, о том, что церковная молитва возносится только о православных людях. Давайте будем следовать этому обычаю, к церковной молитве не будем привлекать лиц иного вероисповедания. Хотя в целом надо сказать вам, друзья, что без упоминания имен мы, безусловно, молимся в церкви о людях независимо от их вероисповедания: «О стране сей, народе, властях и воинстве ея...». Конечно, там поминаются люди всех вероисповеданий. Но поименная молитва на молебнах, панихидах – это, скорее, обычай, а поминовение на литургиях – скорее, закон, здесь мы сохраняем то, что принято в Церкви. В вашей личной молитве решайте сами. Если считаете необходимым, если какой-то человек был вам близок и оказался в этой секте, кто может запретить вашу молитву?

Следующий вопрос: «Посоветуйте, какому святому молиться при заикании у взрослого христианина? Есть ли в наше время старцы, провидцы, которые излечивают от заикания?».

– От заикания излечивают не старцы и не провидцы, а врачи-логопеды, психологи или психотерапевты. Точно так же, как от заворота кишок излечивают гастроэнтерологи, от бронхита – пульмонологи. Старцемания и всякого рода уклонение в сектантскую, псевдостарческую среду – страшнейший грех, который до сих пор не изжит у нас.

В 1998 году Синод принял постановление, которое оберегало верующих от такого рода уклонений. Прошло 20 лет, не знаю, каковы успехи, но некоторые наблюдения достаточно тревожные. Существуют оборотни в рясах, которые заманивают людей идеями, что могут все исцелить, и возглавляют свои псевдоправославные секты под маской православия. (Было издано несколько хороших книг «Под маской православия».) А дальше люди свободны в своих добрых и злых делах.

А какому святому молиться – это немножко другая песня, но святым мы молимся по нашему личному устремлению. Молитва святому – дело совершенно не формальное. Если вы знаете этого святого, любите, понимаете, чем он свят, чем знаменит и почему он вам близок, тогда вы ему и молитесь. А если просто написано в какой-то псевдоправославной книжке, что если правое ухо болит – молитесь этому святому, а если левое ухо, то другому святому?..

А бывает еще «лучше» (в кавычках). Придете в храм, а бабушки вам говорят: вот эта Богородица сильно помогает в торговле, а вот та Богородица – в семейных делах. Это кошмар. На чужой роток не накинешь платок, но невежество, предрассудки, суеверия надо искоренять.

Можно ли молиться о себе после смерти?

– Друзья мои, это неизвестно. Это иная реальность, мы о ней практически ничего не знаем. Макарий Великий говорит: «Небесные вещи принимайте как слабое отражение вещей земных». Слабое отражение. Это трезвое восприятие того, что есть материальный мир Вселенной, который мы воспринимаем нашими органами чувств, нашим позитивным знанием, и есть инобытие, иной мир, который доступен нашему познанию лишь по мере Божественного откровения. А в Божественном откровении мы находим молитвы святых. Действительно, в Книге Откровение Иоанна Богослова есть такая фраза, но насколько она возможна для каждого и в какой мере – остается под вопросом.

Такой вопрос: «Легко любить и сочувствовать на расстоянии, но как избавиться от раздражения, ухаживая за немощным человеком (ухаживаю за папой 92 лет после инсульта)? Очень часто раздражаюсь, что он что-то не понимает. Молюсь, исповедуюсь, но это возникает вновь и вновь».

– А здесь ответ сравнительно простой. Раздражение – это моя эмоция, мой эмоциональный импульс, который возникает помимо моей воли. Суньте палец в огонь – вам будет горячо. И говорить: я не хочу, чтобы мне было горячо, – бессмысленно. Но один человек, когда испытывает боль или раздражение, тут же подскакивает, начинает кричать, недовольство проявлять, а другой губу прикусит и виду не подаст.

Был такой древнеримский герой Муций Сцевола. Я кратко расскажу. Это было за много лет до Рождества Христова, римляне воевали со своими соседями, как тогда было принято. Сцевола попался в руки врагов, его стали допрашивать. Он свою руку положил в огонь, на горящую жаровню, и так отвечал допрашивающим. Они посмотрели на него и осаду с Рима сняли, поняли, что с такими людьми воевать не стоит.

Вам не надо руку жечь на огне. Но если это ваш родной отец, благодарите Господа, что Он дает вам возможность делать доброе дело, и раздражению не давайте хода. Ваша воля не должна быть подчинена вашим эмоциям. Это основной принцип нравственно-богословского взгляда на человека, а уж тем более при ухаживании за больным человеком. «Он меня раздражает…». Ну и что? Я не раб своих эмоций.

Как молиться за человека, который, как я чувствую, мне завидует?

– На ваше благоусмотрение. Может быть, вам не надо слишком давать волю своим чувствам. Мы уже говорили о раздражении. Завидует и завидует – это его проблема. Если вы хотите за него молиться – почему бы вам не помолиться так, как считаете нужным? В связи с этим вопросом важное соображение. Священник, как и врач, обязан за вопросом видеть человека. За этим вопросом я вижу женщину, очень чувствительную и излишне впечатлительную. Надо ей помочь немного впечатлительность ограничить.

А когда ты завидуешь человеку, что нужно делать?

– Что значит «я завидую»? Надо отделять помысел от намерения. Например, у вас хорошие ботинки, а у меня рваные. Я думаю: «Хорошие ботинки у Сергея, мне бы такие». И все, на этом остановлюсь. Мне скажут: «Ты позавидовал». Нет, у меня нет никакого греховного намерения снять эти ботинки... Ничего подобного я не имею. В жизни так часто бывает. Но и обратное бывает, когда (возьмите сюжет Отелло) зависть превращается в страшную ненависть и разрушительную силу и просто приводит к гибели людей. Но в таком случае надо каяться. Если вы обнаружили в вашей зависти нечто большее, чем случайный помысел, и это переходит в ваши греховные намерения, тогда это разговор для Исповеди.

В завершение программы хочу попросить Вас обратиться к нашим телезрителям.

– Канал «Союз» – исключительно серьезный и полезный ресурс для нашей православной жизни. Мы очень часто смотрим в прошлое и говорим: «Вот Древняя Церковь, вот святые отцы, вот учители Церкви, вот Русская Церковь и русский народ, которые одерживали важные победы». Но мы упускаем из виду, что наша современность предоставляет нам некие возможности, дары, которых не было у наших предков.

Лет тридцать-сорок назад кто бы мог представить, что можно будет сидеть перед экраном телевизора и получать такие сведения, как на канале «Союз»? Кто мог представить, что можно будет пойти в храм, участвовать в богослужении, в святых таинствах Церкви, а потом выйти во двор, зайти в церковную лавку, в книжный магазин и выбрать там любые сокровища христианского духовного наследия, о которых и мечтать не могли наши совсем недавние предки? А уж те предки, что подальше, просто были неграмотными, они и Священное Писание прочитать не могли. Когда мы говорим: «Надо благодарить Господа», вот за это благодарите Его и принимайте эти дары, пользуйтесь ими. Кому многое дано (а нам дано очень много), с того много и спросится.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс