Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №6 (1047) → Священник Михаил Кудрявцев: О доверии Богу

Священник Михаил Кудрявцев: О доверии Богу

№6 (1047) / 10 февраля ‘20

Беседы с батюшкой

Сегодня отец Михаил, который в течение многого времени вел передачи «Беседы с батюшкой», «Церковный календарь», первый раз с нами в качестве гостя. Мы будем обсуждать очень интересную тему, казалось бы, имеющую очевидный ответ, но это не так.

Сегодня в нашей Церкви это один из самых главных апологетических вопросов: как отстоять свою веру. Мы должны понимать, что значит доверять Богу, что это такое…

– Если я правильно понимаю, вы подразумеваете катехизацию. Мы живем в стране, которая крещена, но не просвещена. Отвечая на ваш вопрос, хочу вспомнить одного из своих наставников, приснопамятного Владыку Маркелла (Ветрова), скоро годовщина со дня его преставления. Он говорил простую, но нами редко осознаваемую вещь: «Нужно не просто верить в Бога – надо верить Богу».

Сейчас большинство православных, хотя они иногда не бывают воцерковлены (заходят в храм только поставить свечи, мало знают о Причастии, главных таинствах Церкви), на вопрос «Верите ли вы в Бога?», отвечают утвердительно. Понятно, что каждый верит по-своему. Если их опрашивать по Катехизису митрополита Филарета, то будет много промахов, – но в Бога они верят – как говорит нам Библия, и бесы веруют и трепещут: это не вопрос веры в Бога. Для Ветхого Завета неверие было безумием – как говорит пророк Давид, сказал безумец в сердце своем: „Нет Бога“. Все мы в какой-то мере верующие. Даже атеисты не совсем неверующие – они просто верят в небытие Бога.

Апостол Павел в Послании к Евреям говорит: «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» – не вера в Бога вменяется в праведность, а вера Богу. В этом есть основа доверия.

Сейчас идет много разговоров о духовности в самых разных сферах – культуре, образовании, воспитании детей. Иногда голова кругом идет от того, что от этого понятия ничего не осталось: «духовные» и картины у нас, и пение, и манера поведения. А что в этом всем духовного?

Когда мы задаем себе вопрос: «Верю ли я Богу?» – все потихонечку становится на свои места.

Верю ли я Богу? Если я верю Богу, то должен знать, что Он мне говорит. Но невозможно верить, доверять Богу и не интересоваться Священным Писанием, ведь это слово Божие, обращенное к нам. Слово Божие требует от нас соответствующих действий. Христос говорит на Тайной Вечере: Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. Пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета... Сие творите в Мое воспоминание. Если мы доверяем Богу, верим Его словам, значит, Его слова – истина. Если этого не происходит (идем от обратного), значит, мы Богу не верим, не доверяем. А если мы Ему не доверяем, чего мы хотим в нашей жизни?

В общении, в особенности с неверующими, я сталкиваюсь с вопросами: «Как вы верите (доверяете) Богу, если вам необходимы доказательства бытия Божия? Я вне Церкви – почему Господь не приходит ко мне и не вмешивается в мою жизнь, не заставляет меня верить в Себя?». Как научиться доверять Богу?

– Мне не верится, что существует на земле человек, к которому не стучался бы Христос – апостол Иоанн Богослов пишет в Откровении: «Се, стою у двери, и стучу: если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною».

Христос стучит в сердце каждого. Вопрос, как сподобиться этот стук услышать и дверь своей души открыть. Здесь ключевой, как и во всей аскетике, вопрос гордыни.

Христос говорит простую вещь: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». Христос не говорит: «Научитесь поститься, молиться» – Он говорит нам очень простые вещи. Христос говорит: «Научитесь, ибо Я кроток и смирен» и «заповедь новую даю вам: да лю΄бите друг друга».

Христос не дает сложно оформленных задач – они трудны по своей сути, но оформлены очень легко.

Доверие Богу невозможно без смирения, без исполнения первой Заповеди блаженств: «Блаженны нищие духом». Доверие Богу невозможно, пока мы не признаем свое фиаско. Все мои усилия, все духовные надежды на то, что я наконец-то стану порядочным человеком, хорошим семьянином, завяжу со своими вредными привычками, рано или поздно заканчиваются крушением. Все возвращается на круги своя: гордыня приводит к падению, конфликтам. Невозможно верить Богу, пока мы сами держим штурвал. Штурвал надо отдать.

Вопрос телезрителя: «В Послании апостола Иакова написано, что В искушении никто не говори: „Бог меня искушает”, потому что Бог не искушается злом, и Сам не искушает никого. Но в Книге Бытие прямо говорится, что искушал Бог Авраама, чтобы он отдал в жертву своего сына. Бог искушает или не искушает? Бог ведь неизменен… Или это только творчество Моисея и Иакова?».

– Во-первых, нужно понимать, что, сравнивая Ветхий Завет и Новый Завет, мы говорим о совершенно разной культуре написания. Во-вторых, одно и то же слово в разном контексте может иметь разное значение. Если мы воспринимаем слово «искушение» как «искус» – испытание, то можем сказать, что даже Христос употреблял это. Вы помните, что женщина-сирофиникиянка подошла к Христу и просила исцелить ее дочь – и Он ее испытывает…

С другой стороны, искушение, как зло, конечно, не исходит от Бога – Он не источник зла; это однозначно. Другой вопрос, что Бог иногда оставляет человека Своей благодатью. Так писали многие подвижники (Силуан Афонский много пишет о богооставленности). Это определенная ступень духовного роста, когда Бог дает возможность человеку в каком-то смысле сразиться один на один с духами зла. Искушения происходят через духов злобы.

Бог не искушает никого. Но и апостол Иаков говорит правильно, что но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью.

Нужно понять, что дьявол может действовать только на больные точки: если человеку не очень свойственно сребролюбие, то без толку его соблазнять золотыми горами. Дьявол будет действовать на больное место: у человека есть страсть к алкоголю – вот он и будет этим искушать человека. Искушает в данном случае не Бог. Человек искушается, увлекаясь собственной похотью.

Как практически научиться смирению, преодолеть гордыню?

– Тут надо понять простую вещь: мы сами ничего не можем. Любые установки на тему «хочу победить гордыню» неверны: «я» – это и есть гордыня. Как только звучит «я» – это и есть тот самый пресловутый эгоизм.

Мы должны понять простую вещь: нас меняет Христос. Нужно понять смысл Евангельской притчи о закваске: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все… (Или Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.)

Мы должны понять, что мы – это мука, в которую порой попадает Христос (закваска),. Он потихоньку сквашивает все тесто нашей души. Наша задача Ему не мешать – вот что самое главное. Ключевое здесь – таинство святого Причастия (все Предание об этом говорит). Именно в святом Причастии мы учимся (помимо того, что происходит реальное соединение со Христом) доверять Богу. Мы говорим – как разбойник: «Первый из грешников есмь аз. Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!». Вот это ключевое, как мне кажется.

Вопрос телезрительницы: «Я знаю, что Бог есть любовь. Я знаю притчу о блудном сыне. Недавно я прочитала, что Бог воплотился в первую очередь из-за любви к нам. Но, когда начинаю молиться, грехи не пускают к Нему. Я знаю, что Он может сделать все. А вдруг мне не сделает? Кто я такая, чтобы Он мне что-то сделал, когда я не поборола свои страсти? Не то что доверия у меня нет, но я не имею права, что ли, просить Его о чем-то».

– Об этом мы сейчас говорили. Как только мы говорим: «Я не победил свою гордыню, не победил свои страсти», – мы не даем места Богу.

Получается, мы не впускаем Христа в свою жизнь. Пока мы Его не впускаем, ничего не произойдет. Смирение – это принесение себя Ему таким, каков я есть – не целеньким и святым: мы приносим себя Ему грязными, грешными, с духовной точки зрения – никакими, признавая свое реальное духовное положение.

Когда приходит нищета духовная, тогда и начинается духовная жизнь.

Христос входит в нас, а когда Он входит в нас, начинает в нас молиться. Нужно понять очень глубокую и важную вещь: мы молимся не потому, что мы молимся, но потому, что Христос в нас молится Отцу в Святом Духе (есть такая богословская формула, которая объясняет действие Святой Троицы в жизни человека).

Причастие – не просто необходимость: оно как воздух, как жизнь. Но можно ли быть готовым к Причастию?

– Тут такой принцип работает: я готов, если я не готов; я не готов, если я готов.

Никто из нас не свят, никто не достоин этой святыни. Никто. Святитель Василий Великий говорит в молитве ко Причастию: «Знаю, Господи, что недостойно причащаюсь Пречистого Твоего Тела и Крови, но к Тебе прихожу, сказавшему: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает, и Я в нем».

Это первая часть ответа.

Сама каноническая жизнь Церкви, те каноны, которые были сформулированы на Вселенских Соборах, говорят четко: «Человек, который не причащался три воскресенья подряд без уважительной причины (если он не был в больнице, хотя и в больнице можно причащаться), считается от Церкви отпавшим». Надо понимать, что это не административная мера – это констатация факта. Духовная жизнь говорит нам, что за 3 недели, в большинстве случаев, человек теряет благодать, которую он получил. Мы все – решето, через которое очень быстро вытекает благодать Святого Духа.

Я могу сказать по примеру многих прихожан, которые причащаются каждую неделю – от них часто можно услышать: «В четверг и пятницу я чувствовал, что Христос рядом, благодать еще присутствует. Еле дотерпел до воскресенья». Таков наш современный мир.

Вопрос телезрителя: «До какой степени нужно отдаваться в руки Божии в отношении душевного и телесного здоровья? Как вообще можно доверять Богу? Сколько ваш коллега работает на „Союзе“?».

– По осени исполнилось 7 лет, как я на «Союзе». Доверяться Богу надо на 100% – и в вопросах здоровья, и во всех других. Просто доверяться надо правильно.

Доверие – не безумие. Господь говорит фарисеям, что они оставили суд и милость (то есть рассуждение и милость). В отношении телесного здоровья это работает тоже на 100% – это не значит, что мы должны без рассуждения забросить свое здоровье. Это не значит, что мы не должны быть милостивыми к себе: у человека язва желудка, а он изнуряет себя постом. Не надо себя убивать. Милостивыми будьте к себе и ближним. Доверие Богу должно быть полным, стопроцентным.

Христос в Евангелии говорит простые и понятные вещи. О посте Он говорит: «Пост ваш да будет втайне». Фарисей говорит: «Но Устав предписывает сегодня сухоядение, поэтому на работе буду сидеть с пустой тарелкой. Все будут на меня смотреть, а я буду грустить». И возникает вопрос: «Как в одной голове помещается одно и другое: формальное согласие с Евангелием и фактическое, на 100%, противоречие ему?».

Мы опять возвращаемся к этому: «Надо верить Богу». Господь Иисус Христос пришел к фарисеям и сказал: «Отметаете заповеди Божии, а соблюдаете предания человеческие».

В Ветхом Завете можно было хитрыми способами избежать заповеди почитания родителей. Не отдать что-то родителям, если они попросили, а ловко сказать: «Дар Богу» – и все, это отдать уже нельзя. Все можно было подвести под эту категорию. Удобно и хорошо. Так же и здесь.

Но надо же, в конце концов, Богу верить…

Мы уже затронули тему Причастия. Как причащаться: часто, редко? Давайте поверим Богу, Который говорит: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.

Мы хотим жизни вечной? Надо задать себе прямой вопрос: «А я хочу жизни вечной? Я вообще верю? Я исповедую Символ веры? „Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века“ – это вообще про меня?».

Если я верю, для меня это принципиальный вопрос.

Как сейчас люди живут с ипотекой? Каждый верит в банк, потому что, если он не будет верить в банк, банк отберет квартиру. Это же просто: мы верим банку – почему же мы не верим Богу?

Бог говорит: «Если не будете причащаться, не сможете попасть в Царствие Божие». Первенец из мертвых Христос вошел в рай, и мы входим в рай по мере того, насколько Ему причастны, – а мы с Ним соединяемся в Причастии. Как в детской игре «Паровозик» дети друг за друга цепляются, так и мы попадаем в Царствие Божие. Первый – Христос.

Мы говорили, как научиться слышать Господа, Который стучится к тебе в дверь. У кого-то из отцов я читал, что дверь открывается только нами изнутри – Господь не открывает двери Сам, хотя может все. Если мы созданы свободными и мы личности (и Господь любит нас), тогда получается, что смирение – это и есть любовь?

– Конечно, можно и так говорить. Но знак равенства ставить нет смысла, потому что для этого и существуют два разных слова: любовь и смирение – как разные грани одного и того же бриллианта. Существует много замечательных слов и имен, которыми мы можем назвать Бога. Это прекрасно, что мы говорим о смирении, и понимаем, что в смирении есть и любовь, и кротость, и радость, и мир, в ней есть все эти грани. Они всегда друг друга дополняют. Но, думая о каждом качестве в отдельности, мы открываем для себя что-то новое.

Я не успел ответить еще на один из ваших вопросов, когда вы говорили о Причастии, о том, чтобы причащаться по желанию – по голоду.

Когда мы совершаем таинство Крещения, мы нарекаем человека новоизбранным воином Христовым. Соответственно, мы все военнообязанные, не свободны в полной мере. Военнообязанный должен обеспечить явку, заправлять свой автомобиль не тогда, когда ему хочется, когда у него лампочка загорелась, а каждое воскресенье, потому что Христос ждет нас. Не только нам нужен Бог, но и мы Ему нужны. Он ждет, что мы будем в духовном порядке – и Он сможет нас использовать в том числе для Своих целей. Мы ведь Тело Христово.

Вопрос телезрительницы: «Хороший человек по личным своим грехам упал в грязь, в грехах своих утонул. Просит: „Господи, помоги встать, не могу без Тебя“. Так он и ушел из этого мира в грязи. Если Господь – любовь, то почему такие попущения? Или не нужно лезть в тайны?».

– Действительно, лезть в тайны домостроительства Божия нет смысла: мы никогда их не поймем. Как говорит апостол, кто знает из людей, что в человеке? Только дух человеческий, который в нем. Так и Божиего не познал никто, только Дух Божий.

Мы должны понимать, что Бог с каждым ведет диалог. Жизнь каждого человека – диалог с Богом. Как он состоялся, как он завершился – мы этого не знаем…

Может быть, с человеком, о котором идет речь, все разрешилось принципиально в последнюю секунду его жизни. Может быть, в последнюю секунду он, как разбойник, смог сказать Господу: «Господи, помяни меня во Царствии Твоем». Нужно понимать, что Христос от нас хочет совершенства – Он говорит нам: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный». Всемогущий Бог старается (только представьте себе масштаб происходящего действа, этой драмы человеческой жизни), делает все, что только может, чтобы спасти свободного человека – и если есть хоть какая-то надежда, Он, как идеальный игрок, обыграет этого свободного человека.

Записала:
Наталья Культяева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс