Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Здравствуйте, дорогие телезрители! Для меня большая честь быть в этой студии и участвовать в программе.
Отец Иоанн, я долго думал, с чего начать нашу беседу, но так получилось, что начало родилось само, когда мы с Вами разговорились. Вы упомянули, как смогли построить свой храм – это удивительная история, и я прошу Вас в подробностях ее рассказать. Мы начнем знакомство именно с этого.
– Несколько слов предыстории: как был построен храм в городе Борщеве Тернопольской епархии. Нужно сказать, что в 1990-х гг. из 300 храмов, которые были в епархии, более 200 отобрали греко-католики и другие конфессии. После этого 15 лет в том городе, где мы сейчас служим на Западной Украине, канонического Православия не было – после 15-ти лет нужно было заново воссоздать не только храм, но общину. Представьте, область состоит из 16 районных центров, в 8 нет ни одного православного храма. И в этом месте, где вокруг в радиусе 100 км, нет православных приходов, была создана православная община. Это было до меня – наш староста очень много трудился над этим. В 2006 г., когда мы туда пришли, уже место служения было – небольшое помещение, площадью 4 х 7 м2 (раньше там был магазин промтоваров). Было желание построить настоящий храм.
Фактически это было подсобное помещение? Вам его выделили?
– Один человек подарил. Было очень много попыток начать строить храм, но ничего не получалось. На руках у нас с матушкой тогда был маленький ребенок, старший сын Гавриил. Мы пробовали делать свечи, то есть расходы на семью как-то покрывали. Мы держали перепелов – у нас их было 2–3000. Когда уже плотно подошел вопрос, как начать строительство храма, взяли благословение у нашего Правящего архиерея Владыки Сергия. Он сказал, что нужно все дела отложить и начать строительство.
К тому времени у нас уже родился 3-й ребенок. Простите, может, это будет звучать высокопарно, но получилось так: мы от государства получили деньги за ребенка и все, что имели, направили на благое дело. Купили конверты, марки, бумагу, принтер, написали около 15000 писем и разослали по всему миру. Подождали несколько недель, и в одну ночь в 3 часа утра раздался звонок из одной епархии – и с Божией помощью за 2 года мы построили прекрасный храм – фактически копию храма Покрова-на-Нерли. Храм полностью расписали в каноническом стиле приблизительно XII–XIV вв.
А когда Вы по-настоящему поверили, что это возможно – что это не просто слова, а все произойдет?
– Владыка тогда с некоторым юмором сказал: «Смотрите, чтобы хотя бы деньги, потраченные на марки, вернулись». Но когда пришла помощь из одного монастыря со словами, что, мол, простите, что не можем много помочь – у нас у самих корпуса погорели, жертвуем только такую маленькую сумму, тогда мы поняли, что играет роль не столько финансовая сторона, сколько соборная молитва. Фактически все храмы, все монастыри, которые нам помогали, подавали о нас на сорокоуст, на Неусыпаемую Псалтирь, на проскомидию на целый год – такая была усиленная молитва.
А вокруг вас люди верили, что удастся это сделать? Ведь все понимали, что общины нет, людей очень мало, Вы, батюшка, уж простите, не бизнесмен – дополнительный доход взять неоткуда.
– На первых шагах не верили. А потом поняли, что не только храм построим, но и целый церковный комплекс будет.
Потом люди начали присоединяться, объединяться?
– Конечно.
Когда они видят, что происходит что-то, казалось бы, невозможное, повторяется как с апостолом Фомой: он не верил, но потом был рядом.
– Да.
Построили храм, благоукрашение его продолжается. Знаю, что вы еще и сады разбиваете на территории – об этом расскажите…
– Мы сначала посадили несколько декоративных красивых деревьев возле храма, и человек, который этим занимается, сказал нам: когда попробуете, потом уже не сможете остановиться. Так и получилось.
Мы сделали хороший проект, как озеленить нашу территорию – она у нас небольшая, 12 соток. Потом мы поняли, что места мало. Возле храма есть прилегающая территория, принадлежащая нашей мэрии, и мы там тоже начали делать аллеи. Мэрия ничего против не имеет. У нас сейчас есть уже около 250 видов разных деревьев.
250 именно разных видов? Назовите несколько.
– Например, 25 видов сосны.
Откуда они появляются у вас?
– У нас есть знакомые, которые нам это показывают, а у этих знакомых есть еще знакомые, которые этим занимаются. Теперь мы уже сами начали этим заниматься, у нас есть своя теплица, где даже зимой черенки прививаются, растут семена редких деревьев.
Соборность даже в этом – кто-то где-то достает, привозит, помогает...
– Да. Я немного отклонюсь от темы. Мы с семьей любим вместе отдыхать. Летом берем на 2–3 недели отпуск, заправляем машину, загружаем продукты, берем палатки, спальные мешки и едем в Крым. Там отдыхаем и в это время посещаем все ботанические сады, дендропарки, собираем семена.
Вы занимаетесь и строительством, и благоукрашением, и садами, и детьми, которых у Вас шестеро. Люди, видя что-то очень хорошее, светлое, обращаются к Вам со многими вопросами? С чем идут к Вам прихожане?
– Скажу честно, сейчас время очень тяжелое, и люди (если они не из ограды Церкви, не наши прихожане) обращаются с очень тяжелыми вопросами. Можно сказать, что эти вопросы адресованы в первую очередь психотерапевту, психологу. Но каждый священник на своем месте служения должен быть и психотерапевтом, и православным психологом.
Например, человек поехал за границу работать, и часто бывает такое, что семьи распадаются. Это реалии жизни. Бывает, что родители приезжают с заработков, а дети встали на нехорошую стезю. Вот с такими вопиющими вопросами люди обращаются.
Мы даже поднимали вопрос на епархиальном собрании, чтобы при каждом Епархиальном управлении был психотерапевт, православный психолог, потому что очень тяжелые вопросы у людей. Если 20 лет назад таких вопросов не было, то сейчас они есть: это проблемы наркомании, суицидов, зависимостей различного рода. Вот такие сложные проблемы.
Вернемся к семье – какое чувство Вы испытываете, когда видите своих детей? Мы с вами в студии работали над колядками, песнями, и я ни разу не услышал, чтобы Вы повысили голос.
– Первое, что я испытываю, – непрестанное благодарение Богу и благоговение перед детьми как перед даром. Господь дал кусочек глины, из которого мы как соучастники должны сделать что-то хорошее. Вот эти два чувства я испытываю в первую очередь. И себя я считаю очень богатым человеком – у меня все есть: послушная матушка – жена, дети, которые тоже стараются нести послушания в семье и быть детьми при Церкви. Это очень много.
Одна из ярких проблем современности – молодые родители приходят и говорят: я не справляюсь со своим ребенком, он меня не слушает, я не знаю, как с ним взаимодействовать. Как воспитываете Вы?
– Буду искренним. Есть очень много разных методик: только добрым словом, только хорошим взглядом... Скажу честно, иногда что-то бывает из-под палки. Мне очень понравилось такое высказывание, что слово «учить» – от славянского «наказать», «наказ». То есть под словом «наказывать» мы подразумеваем только хорошее. Очень хорошо помогают высказывания святых отцов. В частности, святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что ко многому нужно понуждать – и самого себя, и детей: если только гладить по головке, результата не будет, а если немножко в чем-то принуждать – есть результат.
И в чем Вы видите результат?
– Ребенок видит и понимает: если он делает что-то даже с понуждением, то это ведет к добру. А если не будет понуждения и он будет своевольничать, то он уклоняется от хорошей стези.
Это доброе отношение…
– Доброе, но иногда, если нужно, – строгое.
А есть главный принцип, правило в вашей семье? Как вообще регулируется ее жизнь?
– Правило такое: мы всегда одной мысли с матушкой. Если кто-то из нас, родителей, бывает не прав, то другой родитель не показывает этого при детях. Если кто-то из родителей строго с детьми обращается, например, то другой детей не жалеет. Или наоборот: если один жалеет, тогда другой тоже жалеет.
Единение.
– Да, чтобы был авторитет обоих родителей.
А что делать, если ребенок не слушается? К Вам с такими вопросами приходят люди, советуются, как себя вести?
– Наш Владыка Сергий всегда советует вечернее время проводить за семейным чтением. Это очень важно – читать вместе жития святых, даже художественную литературу или смотреть поучительный мультфильм тоже вместе, при просмотре останавливаться и делать какие-то выводы. Это очень помогает. Тогда проблема непослушания детей отпадает.
Это было выработано у вас с самого начала? Если да, то кем? Вы где-то это услышали, узнали? Расскажите о своем опыте… Это появилось в Вашей семье со временем?
– Моя матушка очень любит детскую литературу, и все, что можно было купить, она покупала. С рождения первого сына она всегда читала книги – Псалтирь, Евангелие. Это привилось, и так было со всеми остальными детьми. Получается, такая форма у нас выработалась с самого начала. Мы приучили детей, что, когда они идут спать, мы их осеняем крестным знамением и они просят прощения (мы боремся с тем, чтобы это не было автоматически, а искренне) один у другого, и перед сном это сглаживает атмосферу. Здесь тоже вырабатывается послушание. Ну как так, если дочь или сын попросит прощения, а через минуту не слушается?.. Такого не может быть.
Вы сказали об искренности. Вы стараетесь всегда говорить только правду?
– Наш Владыка советует так: можно сказать не всю правду, но ни в коем случае не обманывать. Можно умно скрыть что-то, перевести вопрос в другое русло, но ни в коем случае не говорить неправду.
Мы так стараемся. Можно что-то сказать детям в форме притчи, но ни в коем случае не обманывать.
Насколько я знаю, ваши дети активно участвуют в богослужениях и во всех сопутствующих работах при храме. Расскажите об этом, пожалуйста.
– Почему они всегда с нами? Сначала у нас не было помощников при храме. Когда старший сын начал подрастать, он с 4–5 лет был в алтаре, а потом у него уже было основное послушание на клиросе: он с матушкой, когда нужно, пел дуэтом – если у кого-то из прихожан не получалось прийти на клирос, они пели вдвоем.
В алтаре еще кто-то был из пономарей. Тогда было вот так. Если у нас праздник выпадает на середину недели, на будни, то часто бывает, что наши дети поют на клиросе вместе с матушкой – они всегда при церковных послушаниях.
Насколько я вижу, они с трепетом и любовью относятся к этому. Откуда это рождается? Часто бывает, что ребенок, походив какое-то время в храм, вдруг отворачивается от него – ему становится неинтересно. Судя по тому, как вы работаете вместе со своими детьми, в том числе над певческим творчеством, у вас таких проблем нет?
– Мы всегда стараемся и в воскресной школе, и в проповедях в первую очередь объяснять ход богослужения. Каждый момент Литургии стараемся объяснять и прихожанам, и своим деткам, чтобы они понимали, что означает, например, Херувимская песнь, или малый вход, или Евхаристический канон. Мы подробно об этом рассказываем, чтобы было к этому благоговение – если нет благоговения, то будет просто формализм. Мы стараемся, чтобы это было основное на богослужении.
Сегодня часто можно видеть, что молодые люди, задумываясь о семье, сначала планируют какие-то другие дела – «нужно решить проблему с жильем, попутешествовать построить дом, приобрести наряды, машину и уже потом завести детей». Судя по вашей семье, у вас другой взгляд на жизнь. Расскажите о нем – и что бы Вы сказали тем, кто ставит на первое место материальный комфорт?
– Мы всегда живем по такому принципу: если Господь дает детей, Он всегда даст и на детей. Простите, может, это прозвучит немножко грубо, но детей не «заводят»: можно завести какого-то питомца, но дети – дар Божий. С первой минуты зачатия это уже живая душа, и человек должен с благоговением относиться к тому, что Бог дал ему бессмертную душу. А от нас формируется только тело. Нужно всегда жить честно перед Богом.
Знаете, все дети любят кататься на санках с горки, с горки всегда хорошо съезжать. Но чтобы снова съехать с горы, нужно затащить санки на гору. Если хочешь кататься, нужно саночки и ремонтировать, и носить на горку. Вот такой принцип.
Нужно быть честным перед Богом. Мы же любимого человека целуем не через стекло – это самое святое, потому в таких святых чувствах Господь дает бессмертную душу. Детей «планировать» – это низко. Ну как можно запланировать погоду на завтра, например?
Кстати, у нас в семье медицинские показатели такие, что матушке нельзя было рожать деток: у меня резус отрицательный. Но у нас уже шестеро деток! Вот так.
Если бы вы послушали врачей, детей не было бы?
– Были бы, но, как врачи говорят, минимум.
Потому, что это безопасно для здоровья?
– Да.
Кстати, о здоровье, о внешнем виде. Многие девушки боятся, что если они будут рожать детей, то произойдут внешние изменения, они лишатся здоровья, никто на них смотреть не будет и так далее.
– Знаете, я заметил: когда матушка рожает каждого следующего ребенка, она всегда молодеет. Про это может сказать и любой доктор. Изменений у матушки никаких нет – наоборот, красота все больше.
Сплоченность в вашей семье – это итог какой-то работы? Или все получается само, чудесным образом? Например, ваш старший сын – участник олимпиады, спортсмен, интересуется ботаникой...
– Мне очень понравилось высказывание Блаженнейшего Владимира (приснопамятного), предстоятеля Украинской Церкви. Он сказал, что веру, как и любую добродетель, не нужно доказывать – ее нужно показывать.
И в семейных ценностях это тоже очень важно. Можно рассказывать очень красивые лекции и с детьми говорить, но этого будет мало. Если показывать пример, в чем-то даже понуждая себя, – это очень много.
Спасибо Вам огромное, батюшка, что посетили нас. Благодарю Вас за удивительный опыт – возможность побыть рядом с Вашей семьей, когда вы вместе делали небольшую, короткую спевку, а потом в этой студии исполняли колядки и песни. Спасибо большое!
Записала:
Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.