Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (1046) → Протоиерей Вадим Буренин: В чем смысл жизни?

Протоиерей Вадим Буренин: В чем смысл жизни?

№5 (1046) / 3 февраля ‘20

Беседы с батюшкой

Наверное, вопрос «В чем смысл жизни?» задает себе каждый человек, хотя бы немножко начинающий осознавать себя в этом мире. Чем старше мы становимся, тем больше отмечаем нюансы, и его мы продолжаем себе задавать и в 20, и в 40 лет, и в более старшем возрасте. Но, может, никакого смысла нет? Если бы Вас попросили ответить на этот вопрос за минуту, что бы Вы сказали?

– Я бы сказал так: в обожении. В том, чтобы приблизиться к Богу, чтобы уподобиться Богу через стяжание Святого Духа.

Но как человек может осознавать себя в этой жизни как личность, которая ходит пред Богом? Как осознать себя и как в этой жизни не стать скотом?

– Священное Писание говорит нам, что человек должен жить в любви к Богу и ближним своим. Если жизнь в любви есть, то он живет осмысленно. Жизнь – это соработничество нашему Творцу и Создателю. Здесь, на земле, каждый имеет возможность развиваться духовно и физически и достигать больших высот. Тому, кто так живет с Богом на земле, жизнь в радость. Так ощущали ее многие наши великие соотечественники, но мы знаем и о многих других людях, которые вели настоящую повседневную христианскую жизнь и верили, что Господь с ними, что они на земле готовятся к жизни вечной. Процесс приготовления напрямую связан с тем, что человек пытается обожиться. В этом отношении очень большое значение имеет Церковь, когда люди приходят в православный храм, молятся за Божественной литургией, причащаются Святых Христовых Таин – в Церкви совершается таинство, человека крестят, совершают другие священнодействия, и все это дает им возможность обожиться – стяжать благодать Святого Духа.

Для верующего подобного рода слова вполне нормальны и естественны. Но, к сожалению, таких людей на сей день не так уж и много. Нельзя сказать, что выбирающих сознательно жизнь с Богом было во все времена очень много, и Господь говорит, что это малое стадо, которому не надо бояться иметь такую жизнь, чтобы подготовить себя к жизни вечной. Это большой труд – соработничество с Богом, и это труд повседневный, когда человек с утра, просыпаясь, славословит Бога, молится – и так проводит целый день. Вечером, уже перед отходом ко сну, тоже славословит Бога и говорит очень важные слова: что он предает себя в руки Божии и просит Господа, чтобы Он его благословил. Так может говорить тот, кто действительно осознает, что эти слова – не пустой звук, а действенны.

Иногда мы сравниваем свою повседневную жизнь с той, которая навязывается, например, СМИ; у меня возникает очень странное ощущение, что я сейчас займусь ерундой, а потом уже начну молиться – «сейчас это не очень важно: с понедельника начну нормальную жизнь или через пару часов – а сейчас в ВКонтакте посижу!».

– Мы вспоминаем, что первым человеком, который с Христом вошел в рай, был разбойник. Он на кресте в последние минуты своей жизни попросил Господа, чтобы его помянуть, обратить на него внимание. Произошло некое преображение внутри этого человека – такая милость Божия произошла с ним, но не у каждого будет такая возможность. Бывает, что смерть приходит внезапно, и люди совершенно не думают, что пройдет сейчас еще какой-то миг – и их жизнь на земле закончится, а они не подготовились.

К сожалению, многие совершенно не осознают важность происходящего с ними на земле – даже имеющие определенное и высшее, и даже философское, богословское образование; здесь многое зависит от того, был ли человек воспитан в христианской православной семье. Я считаю, что мне очень повезло – я воспитывался в православной семье, и мне уделяли достаточно внимания, чтобы я рос человеком, воспитанным в духовно-нравственных традициях нашего народа. Но не всем так повезло, хотя, надо сказать, в нашем городе, общаясь со сверстниками, я слышал и видел, что для многих христианство не было чуждым: во многих семьях вера в Бога сохранялась, многие молились, приходили в храмы. Во всяком случае, некие представления имелись…

Одни для себя приняли решение жить с Богом, а другие решили жить как люди совершенно свободные, которым все дозволено. Я помню, как некоторые (даже мои одноклассники) закончили свою жизнь, к сожалению, печально – погибли в автокатастрофах: молодые люди могли еще жить и жить, но произошли трагические события – и их жизнь прервалась. Они неплохие были, но их жизнь не была жизнью с Богом и они ушли в мир иной, совершенно не подготовившись. И на сегоднямы наблюдаем, как многие гибнут в автокатастрофах, самолеты разбиваются, еще какие-то трагические события происходят – и люди внезапно лишаются жизни, которую они провели не так, как могли бы, если бы ставили перед собой задачу подготовиться к встрече с Богом.

На сегодня к нам в храм приходит много заболевших онкологией со словами: «Батюшка, нам осталось мало жить не предъявляйте к нам каких-то серьезных требований: мы пришли – и слава Богу, что пришли. Мы записку подадим, сорокоуст закажем, свечку поставим, на акафисте можем постоять, помолиться „Всецарице”, и хватит – у нас и так тяжелое состояние». И когда начинаешь с человеком общаться, он уходит из храма окрыленным – у него появился вкус к жизни, несмотря на будущую смерть, которая предстоит каждому из нас. Я каждому говорю: «Если вручите себя в руки Божии, то уже Господь будет управлять тем, сколько вы проживете – вы проживете именно столько, сколько Господь сочтет нужным, чтобы вы подготовились к вечной жизни. Если вы для себя приняли такое ответственное решение, то проживете качественно иную жизнь».

И слава Богу, что появляются те, кто об этом не жалеет перед лицом смерти: немало людей прислушались к моим словам и до своего последнего вздоха провели жизнь подготавливаясь, и действительно их жизнь стала качественно иной, они уходили в мир иной как православные христиане – у них были мир и покой в душе, жизнь, наполненная смыслом. Если прежде смысла в ней не было, то именно после прихода в Церковь она преобразилась.

Я часто слышу слова, что смысл жизни в самой жизни, в самом существовании (но мне иногда кажется, что слово «существование» совершенно разнится со смыслом слова «жизнь». Биологическое существование – одно из проявлений жизни, жизнь со Христом – это тоже жизнь). Как Вы об этом думаете?

– Вчера мы совершали память святого праведного батюшки отца Иоанна Кронштадтского. В своей жизни он показал, как человек действительно может от рождения и до своего последнего вздоха прожить со Христом. Эта жизнь была очень яркой, более того – чудесной во всех отношениях с его рождения, когда Господь излил Свою милость на него: Господь всегда отвечал ему такой любовью, что ниспосылал ему все, что было необходимо, чтобы он мог на земле осуществлять свое служение. И здоровье ему давалось в объеме, какой был необходим, чтобы он ежедневно совершал свое служение.

Мы знаем и о многих других угодниках Божиих – например святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Господь даровал ему духовное разумение, он овладел знаниями – и помогал людям и духовно, и как врач. Более того, Господь ему давал силы совершать каждый день операции, а после них приезжать в храм и молиться за тех, кого он оперировал, чтобы Господь помог этим людям в жизни: тоже совершенно удивительный пример! Более того, у него оставались силы еще преподавать (на сегодня остались еще свидетели того, как он читал лекции). Господь давал реально необходимые силы, чтобы человек мог нести свое служение: ведь это колоссальная нагрузка – врачу-хирургу стоять многие часы и совершать операцию так, чтобы рука не дрогнула и он никому не навредил. Нужна определенная выносливость организма. Приезжать в храм и совершать службы – тоже большая нагрузка, и Господь ему давал силы, как и читать лекции (те, кто читал лекции, имеет представление: это очень тяжелый труд).

Господь действительно дает силы тем, кто служат Богу и людям, пребывая в любви к Богу и людям. На этих примерах мы хорошо видим, как любой, кто идет сознательно на жизнь с Богом, получает от Него помощь, которая ему необходима. Но бывает, что сила Божия в немощи совершается, и у нас немало святых угодников, у которых было немощное тело. 1 января мы совершали память преподобного Илии Муромца, почивающего в Киево-Печерской лавре. Известно, что долгое время он не мог ходить, но жил с такой крепкой верой в Бога, так молился и так над собой работал, что Господь, видя его постоянство и твердость, дал ему силы дальше нести свое служение так, что оно осталось на все времена достойным подражания примером.

Почему не слышат многие призыва Божия? Просто нет желания, или это духовная глухота? И можно ли вообще человеку очнуться и задуматься, в чем смысл жизни?

– Господь дает свободу выбора. И если жизнь совершенно без Бога, она проводится так, что он духовно не совершенствуется, над собой не работает. Но бывают случаи, когда человек находится на диване по каким-то физическим немощам и у него на сей день есть возможность и духовную литературу читать, и наш телеканал «Союз» смотреть, другие духовные передачи, фильмы: он может и на диване над собой работать.

Здесь вопрос выбора человека – он выбирает то, что пойдет на пользу или что никакой пользы не принесет, а может и усугубить его состояние (ибо иные передачи способствуют душевному расстройству, отрицательно воздействуют на нервную систему)…

Вопрос о смысле жизни приобретает очень острый характер – «мне нужно на него срочно ответить, ведь не за горами смерть». И насколько важно выбирать и общение с людьми? Имеет смысл не сидеть в обществе нечестивых – ограничить себя в общении, или это перебор?

– Я вспоминаю свою семью. У нас в семье отходили все в мир иной со спокойной, тихой радостью – были верующими людьми и знали, что отходят ко Господу, Которому они верили: надеялись, что Он их не оставит, и в этой жизни жили по заповедям Божиим. Поэтому переход в жизнь иную был без раздражительности, гнева, осуждения. И многие прихожане, которых я исповедовал, причащал, соборовал перед смертью, тоже уходили в мир иной с тихой радостью, не было в этом никакой трагедии.

И бывает наоборот: люди жили без Бога и столкнулись с ситуацией, когда смерть уже действительно на пороге, – автокатастрофа произошла или еще какие-то события и человек должен через некоторое время отойти в мир иной. Для них это действительно трагедия, ведь они не подготовились к вечной жизни, у них в душе раздрай, нестроение, очень трудно обрести мир и покой. Не каждый может, как разбойник, обратившись к Господу, попросить Его «помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии си» – для этого тоже нужно определенное внутреннее духовное состояние.

Еще вопрос: я прихожу в церковь, дом Божий, чтобы найти мир в своей душе. Но мир поселяется в нас ненадолго, а потом набрасывается на нас другой мир… Мы можем жить без богослужения и «в Бога верить в душе»? Жизнь литургическая необходима.

– В любом случае вера действенна. Человек верит и знает, что Бог есть, и старается жить по вере. Он может быть так загружен, что у него немного возможностей посещать храм.

Я знаю некоторых преподавателей (школьных, высших учебных заведений), они загружены всю неделю с утра до позднего вечера: постоянно у них ученики, они пишут статьи, посещают читальные залы, работают в архивах и не так уж часто посещают храм. Но у них твердая, крепкая вера – и они в соответствии с верой живут.

А есть говорящие, что у них есть вера, но свои слова ничем не подкрепляющие. Люди могут в той или иной ситуации совершить деяния, нарушающие заповеди Божии.

Господь сказал: «По делам их узнаете их». Если человек говорит, что он православный христианин, он берет на себя определенную ответственность – должен соответствовать этим словам.

Ваши прихожане задают Вам вопрос: как жить?

– Прихожане – нет, мы общаемся очень много времени, они все посещали воскресную школу, в подавляющем большинстве посещали наши приходские или епархиальные катехизаторские курсы.

Когда они только пришли в Церковь ко Христу, с ними проводились духовные беседы – в начальной стадии они должны были ответить на духовные запросы людей. Сейчас необходимо объяснять сложные ситуации, человеку нужно получить благословение на ту или иную деятельность – и здесь идет соответствующая духовная беседа.

А у людей со стороны есть много вопросов, поскольку они незнакомы с нашим вероучением, со Священным Писанием.

Прихожанам, «захожанам» и людям, с которыми я общаюсь вне Церкви, предлагаю ознакомиться с нашим вероучением и читать Священное Писание Нового Завета. Слава Богу, некоторые к этому прислушиваются, знакомятся с нашим вероучением, открывают духовные книги и пытаются в каких-то вопросах разобраться – к сожалению, их не очень много.

Сколько праведников нужно, чтобы город не был уничтожен… Наверное, Вы делаете все, чтобы праведников было достаточно и Православная вера держалась. Еще вопрос: насколько полезны для человека, философские размышления, ведущие не к размышлению о Боге?

– Все люди разные, с разным образованием. Иногда бывает горе от ума: у человека так много знаний, что он предается совершенно пустым размышлениям, которые никак не помогают ему – таких людей немного, но они есть.

Немало и тех, кто не умеет в определенный момент сказать себе «стоп», у них начинается словесный поток, который превращается в празднословие, вредящее человеку. Надо сказать, что на сегодня очень многие говорят зачастую без умолку – о том, чего совершенно не понимают; им бы лучше разобраться, а потом уже беседовать… Многие считают, что чем больше они говорят, тем лучше, – однако они себе вредят, впадая в грех многоглаголания и празднословия.

Возлюбленные братья и сестры, давайте будем стараться следить за своими словами, чтобы то, что мы говорим, никоим образом (прежде всего нам) не навредило.

На неких телеканалах идут «духовные» передачи о всяких пророчествах, гадалках и прочем. Насколько мы должны включать здесь цензора?

– К сожалению, на телевидении сегодня немало передач, которые режиссируют какие-то пророчества, но на самом деле эти передачи совершенно деструктивны и имеют своей целью зомбирование населения.

Нам нужно сторониться этого?

– Да, надо стараться сторониться: нам на сей день пытаются рекламировать людей, говоря, что это пророки, провидцы, ясновидящие, но на самом деле здесь очень много шарлатанства.

Записала:
Елена Чурина

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс