Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (1046) → Протоиерей Андрей Овчинников: Евхаристия – стержень, вокруг которого вращается вся наша жизнь; она сердце нашей Церкви

Протоиерей Андрей Овчинников: Евхаристия – стержень, вокруг которого вращается вся наша жизнь; она сердце нашей Церкви

№5 (1046) / 3 февраля ‘20

Беседы с батюшкой

Вопрос: «Как быть, когда стыдно перед Богом за грех, который ты уже исповедовал, но совершил снова и не знаешь, хватит ли сил не оступиться еще раз?».

– Думаю, что стыд – естественный результат совершенного греха и стыдиться нужно не греха, а нераскаянности в грехе. Надо подойти к священнику, который знает много таких случаев – не нужно смущаться, что перед священником придется это рассказывать: вы не первый, кто будет каяться в этом грехе, уверяю вас – мы знаем практически все, особенно если священник уже немолодой и не первый год служит в Церкви. Нас удивить ничем нельзя, утешайтесь этим.

И, самое главное, когда над вами прочитают разрешительную молитву, верьте, что в этот момент Господь дает вам особые силы бороться с этим грехом. Говорю это из личного опыта: сам тоже исповедуюсь в грехах и, когда хочу исправиться, начать новую жизнь, с особым покаянием стою перед Богом и чувствую внутреннюю силу для борьбы. Поэтому стыдиться не надо – надо над собой трудиться: это называется плодами покаяния, которые ведут к новой жизни перед Богом и людьми.

Когда каешься в грехе на Исповеди, но понимаешь, что совершишь его снова, это покаяние или нет? Что делать?

– Возьмем пример: человек хочет покаяться в грехе курения, когда он курил 30 лет. Понятно, что он сразу исправиться не сможет. Или грех многословия, с которым мы живем и тоже победить его не можем. В таком случае надо понижать градус греха: это уже маленькая победа.

Мы должны так поступать практически с каждой страстью – мы же не сможем обуздать в себе ни осуждение, ни зависть, ни гнев, ни многословие, но понизить градус в наших силах – и потихоньку двигаться в работе над собой. Я думаю, надо на этот путь настроиться.

Вопрос телезрителя: «Моего прадедушку звали Эдуард. К сожалению, мы не знаем, какое имя ему дали при Крещении. В храме сказали, что не будут его поминать».

– Эдуард – имя христианское, его можно употреблять во время молитвы. На последнем Епархиальном собрании и на заседании Синода было принято решение: если имена людей созвучны с христианскими именами, то они не меняются при таинстве Крещения. Это старая проблема, когда взрослый человек начал свой путь в Церкви и не знает, каким именем его крестили, а носит нехристианское имя. На этот случай святитель Филарет Московский говорил, что надо подойти к священнику, исповедоваться, и во время разрешительной молитвы батюшка называет то имя, которое будет с человеком дальше по жизни. Первое Причастие он совершает с новым именем.

Имя Эдуард употребляется в молитвах, поэтому не надо смущаться – надо вашего прадедушку так и поминать, а людям, у которых есть такие проблемы, надо при жизни постараться их решить, чтобы не оставлять этот удел родственникам, которые будут тоже беспокоиться, когда мы уйдем в другой мир.

Вопрос: «Как молиться за человека, если мы не знаем, жив он или нет?».

– Думаю, можно употреблять приписку «без вести пропавший». Вопрос, в какой записке: заздравной или заупокойной?

Думаю, пока мы точно не знаем о его кончине, можно подать о здравии. И вспомнить слова нашего Спасителя, что Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы. Надо молиться и предать жизнь человека Богу, верить, что Господь милостив к каждому.

Вопрос: «Как правильно понимать покаяние и раскаяние? В чем разница?».

– Само слово «покаяние» («метанойя») означает «изменение жизни» – плод новой жизни, разворот нашего корабля на другой курс. Раскаяние – процесс принесения перед духовником Исповеди, на которой происходит прощение грехов. Думаю, это единый процесс: в покаянии присутствуют и Исповедь, и сокрушение о грехах, и плач сердца, и епитимья может быть, и новые труды над собой – все это покаяние, но оно, конечно, предполагает участие сердца. Это самое главное.

Пока человек не восплачется в душе плачем сердца, о котором очень много писал святитель Игнатий (Брянчанинов), ни о каком покаянии говорить нельзя.

Мы понимаем, как глубоко согрешили, очень сильно сожалеем, хотим исправиться, начать новую жизнь – с этим мы приходим к Богу. Господь нас принимает в Свои объятия, духовник разрешает от грехов, благословляет, и мы начинаем новую жизнь, которая есть покаяние.

Можно ли исповедоваться священнику по телефону или отправив электронное письмо?

– Мне кажется, Исповедь не предполагает такого формата, но духовный совет возможен (я часто этим пользуюсь – мои духовные чада бывают далеко или я могу быть в отъезде). Самое главное, чтобы связь со священником не прекращалась.

Кстати, есть традиция: если вы уже выбрали себе наставника и совершили грех, который вам стыдно исповедовать перед вашим духовником (поэтому вы идете к другому батюшке), то, как говорили многие старцы, Исповедь вообще не совершается – это лукавство. Вы опять возвращаетесь к своему духовнику такими чистенькими, пушистенькими, хорошими, не сказав о том грехе, в котором вы постеснялись покаяться. Такого стыда быть не должно: если это ваш духовный отец, он должен знать о вас все.

Если у вас есть смущения, вас борют какие-то помыслы или вы даже согрешили – мне кажется, можно написать и позвонить, можно через электронные средства связаться с духовником. Он помолится, и это будет уже преддверие Исповеди – вы перед ним открылись (открытие себя перед священником – великая сила в борьбе с духовными напастями). Враг хочет самого главного – чтобы мы никому о грехе не рассказывали, чтобы свет покаяния не приходил в наше сердце, тогда с нами легче справиться.

Вопрос телезрительницы: «Когда идешь к Причастию, обязательно надо простить всех. А если я не могу кого-то простить, как быть? Так и сказать батюшке, что не могу простить кого-то, а хочу причаститься?».

– Давайте так рассуждать. Любое исправление требует Божией помощи. То, что вы говорите о прощении, предполагает, что сердце вообще должно очиститься от обиды, от воспоминания того зла, которое вам причинил человек.

Понятно, что степень непрощения тоже разная – бывает такая злоба на человека, что не хочется вообще его слышать и видеть. Но если человек над собой работает, с одной стороны, нужно прилагать свои усилия, делать все от нас зависящее. Например, прийти в храм и подать за вашего обидчика записку. Или на работе сделать ему маленький подарок, или предложить выполнить за него какую-нибудь работу – мы со своей стороны идем на примирение. Это первая составляющая. Вторая составляющая – приход в наше сердце благодати, которая врачует эту рану.

По этому пути надо двигаться в отношении любой добродетели и любого греха. С одной стороны, наши усилия, без которых Божия помощь не приходит, с другой стороны – окончательное уврачевание, которое совершает благодать. Надо учиться этому. Например, ушел муж от женщины. Как можно причаститься с полным прощением его? Понятно, что она старается, но это очень тяжелый, болезненный удар.

Для того человек и причащается – в том числе и чтобы рана как-то уврачевалась. Потихонечку, со временем, прощение будет приходить. Мы знаем очень много примеров, когда люди хотели исполнять эту заповедь Божию. Заповедь прощать врагов и обидчиков – центральная в Евангелии, на этот труд Бог смотрит внимательнее всего.

Рассуждая как телезрительница, можно вообще никогда не причаститься…

– Конечно. А вы еще поду-майте, кто хочет вас от Причастия отлучить постоянными помыслами, что вы что-то не прочитали, плохо постились… Мне одна женщина рассказывала: ей все время снилось, что она что-то съела ночью или выпила воды. Она утром просыпается с чувством, как будто позавтракала, и так идет на Причастие. То же – с непрощенной обидой.

Приступайте с верой. В молитвах перед Причастием мы тоже об этом молимся: «Молюся убо Тебе: помилуй мя и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную». Так что дерзайте.

Вопрос телезрителя: «В Послании к Римлянам апостол Павел говорит о Божественности власти (правда, по ее приказу ему голову отрубили, но сейчас не об этом). В конце есть такие слова: „Тертий, написавший сие послание“. Кто его написал – Павел или Тертий, и кто такой Тертий?

– Раньше писарями были рабы. Апостол Павел был автором этого Послания, но исполнял его Тертий. В конце этого Послания была подпись Павла.

Про власть, которая была Божественная, но издала указ о гонениях и о том, чтобы предать смерти Павла: такое было время – Церковь была гонима. Но это не означает, что это было для Церкви плохо. Вообще, любая власть от Бога – либо благословенная, либо попущенная Богом, но в каждый исторический период мы видим красоту Церкви с иной стороны. И расцвет ее, наверное, приходится как раз на гонения. Когда жизнь спокойная, сытная, все общественные, социальные болезни приходят не только в общество, но и в Церковь.

Святитель Иоанн Златоуст говорил, что самое страшное гонение – это отсутствие гонений. Когда жизнь спокойная, Церковь напоминает корабль, который оброс ракушечником и не может маневрировать, двигаться правильно и быстро. Требуется очищение. Приходят бедствия, скорби, гонения, чтобы очистить Церковь от плевел, которые туда проникли.

Так что читайте Послания апостола Павла, особенно к Римлянам: это самое обширное, глубокое, серьезное Послание – догматическая часть непростая; в каждом Послании есть часть нравоучительная, где он говорит о многих заповедях, что можно исполнить в миру, в том числе заповедь о семейной жизни, взаимоотношениях друг с другом, отношении к власти.

Вопрос: «В молитвах ко Причастию читаем такие слова: „Прости нам согрешения и прегрешения наши“. В чем разница?».

– Думаю, оттенки разные. Возможно, наш перевод не очень точно передает содержание. Думаю, это уже касается внутренней жизни. Грех – это что-то серьезное, тяжелое, глубокое. Вообще, слово «грех» в единственном числе – это библейское учение: грех как повреждение человеческой природы.

Уже потом, в более позднее время, стали говорить о грехах, о страстях, когда мы к поврежденности добавляем свои личные ошибки, нарушения, согрешения. С этим надо разбираться, ибо поврежденность – это одно (то, что мы наследуем от Адама), а то, что мы сами добавляем к этой болезни, – уже другой момент.

Прегрешения, согрешения, которые мы совершаем в жизни, бывают разные. Мы их совершаем в делах – это самая грубая сфера, которую нужно стараться исправлять в первую очередь. Дальше мы должны смотреть за своим языком, то есть за грехами словом. А все прегрешения, которые здесь имеются в виду, наверное, относятся уже к внутренней жизни – нашим мыслям, чувствам, желаниям. С этим мы будем до конца жизни бороться, эта невидимая брань совершается внутри человека.

Благодать Причастия влияет главным образом на то, чтобы наше сердце, наш ум достигали чистоты, спокойствия, чтобы мы не сами только над собой работали: чтобы пришел мир Божий – и как хорошо станет! «Всех хочется полюбить, всем хочется сделать добро, нет похотливых, злобных, завистливых мыслей» – вот признак благодати. Пришел мир – значит, Бог к тебе пришел.

Вопрос: «Почему наша Церковь не признает наличия братьев и сестер у Иисуса Христа, хотя в Евангелии неоднократно о них говорится?».

– Мы говорим о братьях и сестрах Иисуса Христа по плоти – это дети Иосифа от первого брака. Но Рождение Христа Спасителя было чудесное. Кстати, в этом Его главное отличие как Человека от всех нас – чудесное Рождение. Второе Его отличие – безгрешность.

Рождение Спасителя от Духа Свята и Марии Девы – догмат нашей Церкви. Больше детей у Пречистой Богородицы не было. Надо это принять и помнить, что братья и сестры Иисуса Христа – это дети старца Иосифа от первого брака.

Вопрос: «Воспитание детей должно начинаться с духовного воспитания родителей. Оправданны ли какие-то занятия с родителями на приходе и в какой форме?».

– Еще как оправданны! Надо воспитывать не только родителей, но и детей наших, подростков, чтобы они своих детей потом смогли правильно воспитать.

Это проблема системная, мы должны понимать, насколько это серьезная проблема, ведь воспитание – это наука из наук, искусство из искусств. Сейчас в Церкви очень много людей, в том числе семейных, оторванных от традиций и не получивших христианского воспитания. С ними нужно работать, учить их.

На мой взгляд, самая главная задача – христианское воспитание в семье, счастливое детство, которое должны дать родители, чтобы ребенок свои детские годы провел с мамой, папой, братьями, сестрами, чтобы у него были добрые, хорошие воспоминания.

В это время закладываются и психика, и характер, и способности. Как в семье будет заложено, какие дух, климат, система ценностей, в том числе если это система христианских ценностей, так он и будет жить дальше – на приходе воспитать ребенка не получится ни священнику, ни воскресной школе. Мы можем только что-то подправить, помочь родителям. Если они идут в правильном направлении, священник скажет ребенку: да, то, что говорят мама и папа, правильно, этим нужно заниматься.

Например, вся семья ходит в храм. Ребенок начинает капризничать. К батюшке подвели: «Петя, возьми себя в руки, ты же мальчик, будущий солдат, воин, защитник, как же ты будешь без веры жить, без Бога?». Можно поддержать. Или, например, хотят родители отучить детей от гаджетов, телефонов, игр. Подходят к священнику, и тот говорит: «Да, тебе надо спортом заниматься, книги читать, гулять». Ребенок видит, что ему с разных позиций советуют одно и то же.

Очень важно еще, чтобы в семье было единство советов. Если и родители, и дедушка, бабушка, тетя, дядя, братья, сестры говорят об одном, то ребенок никуда не денется – он будет слушаться. Сила семьи – великая сила. Эту силу нам нужно приобретать.

Вопрос: «Есть ли сейчас старцы, можно ли у них излечиться от болезней? Какого старца Вы посоветуете?».

– Когда был жив архимандрит Кирилл (Павлов), ему неоднократно задавали этот вопрос. Он отвечал: есть старики. Думаю, старцы, наверное, есть, но я не могу вам конкретно никого порекомендовать. Мне кажется, что Церковь не оскудевает своими пастырями и молитвенниками. По вере вашей да будет вам, говорит Господь. О каких исцелениях идет речь, я не знаю, какая болезнь – физическая или духовная, но у нас есть Евхаристия – самое главное в Церкви, стержень, вокруг которого вращается вся наша жизнь; она сердце нашей Церкви. Любой священник обладает благодатью прощения, молитвы, совета. Если вы с верой приходите к пастырю, вы получаете ответ. И хочу вам пожелать, чтобы вы нашли себе духовника и не бегали к разным батюшкам. Трудно и нам первый раз дать совет незнакомому человеку, и вам некомфортно каждый раз приспосабливаться к другому священнику. Ищем себе духовника, слушаем совет преподобного Иоанна Лествичника, который говорит: сначала испытай, чтобы тебе не выбрать больного вместо врача, гребца вместо кормчего, человека страстного вместо святого, а уже после этого прилепляйся и слушайся советов, исполняй их.

Сейчас особое внимание уделяется социальным сетям; бытует мнение, что телевидение уходит в интернет, священник становится более доступным. Вы недавно завели аккаунт в Instagram. Люди начинают писать, спрашивать Вас? Какова Ваша проповедь сейчас на этих просторах?

– Спасибо, что подняли эту тему. Я совсем недавно стал блогером, блог пока еще маленький. Страничка в Instagram – новое направление, где мне хочется говорить о самом главном. Самое главное – это как быть христианином сегодня, поэтому я использую формат доступной беседы, привлекаю примеры истории. Например, недавно я даже опубликовал новогодний тост (и на Старый Новый год, и на гражданское новолетие) с пожеланиями, у наряженной елки. Я хотел бы, чтобы вы зашли на мою страничку @prot.andrey_ovchinnikov (https://www.instagram.com/prot.andrey_ovchinnikov ), посмотрели мои творческие проекты. Это стихотворения собственного сочинения, видеовыступления, ответы на письма, небольшие статьи, видеообращения. Я пытаюсь с разных сторон зайти к нашим посетителям, подписчикам: самое главное – зацепиться, найти ту ниточку, мостик, чтобы мы были на связи и понимали друг друга. Христианство сейчас не должно быть строгим, навязчивым, железобетонным – оно должно приспосабливаться к жизни современного человека, к немощам, к проблемам жизни, но должно нести в себе красоту, мудрость и святость. Если я к этому вас подтолкну, буду Богу благодарен. Моя цель – собрать маленькую интернет-общину вокруг себя и работать с людьми, которым я интересен.

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс