Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Вопрос телезрителя: «Однажды моя мама нашла крестик, подняла его и отнесла в церковь. А знакомые сказали, что не надо было его поднимать: на нем может быть порча и в семье начнутся проблемы. Так ли это?».
– Я думаю, не нужно обижаться на этих знакомых, ведь они заботятся о вашей маме: «Ой, аккуратно!». Они за нее переживают, но это переживание там, где не нужно: лукавый их обманул. Почему он так обманывает? Ему приятно, что люди будут ходить и случайно наступать на знамение Креста Господня – это же попрание Креста!
Помните грузинских мучеников? Персы положили кресты и иконы на мост и сказали: «Кто перейдет – тот живет. Кто не перейдет – того убивают на месте». Десятки тысяч человек убили, ибо никто не перешел. Река была полна кровью. Не может христианин поступить по-другому.
Господь говорит в Евангелии: возьми крест свой, и следуй за Мною. Поэтому для нас поднять крест и идти за Господом – это великое благо. На крестах не может быть порчи, наоборот, «Крест – хранитель всея вселенныя; Крест – красота Церкве; Крест – царей держава; Крест – верных утверждение; Крест – ангелов слава и демонов язва» – от креста бежит вся нечистая сила. Вот лукавый и боится, что кто-то еще один крестик поднимет.
Правда, если человек невоцерковленный, не исповедуется, не причащается, то на него какой-то колдун магию может навести. Если человек воцерковленный, находится в общении с Духом Святым в таинствах Церкви, то ему ничего не страшно. И даже если человек не очень воцерковленный, но крестик носит не как украшение, это немножко определяет его жизнь: он чуть-чуть смиряет свои страсти – крестик напоминает о молитве, о том, что Господа надо просить. Сила вражия бежит.
Но напоминаю: если крестик подняли, то это не значит, что вы обязаны его носить. Можно просто положить его на полочку. Если это красивый крестик, можно отнести его в храм, попросить повесить его к особо почитаемой иконе – украсить ее: бывает, люди в благодарность приносят. Вариантов много. Главное, чтобы крест не остался в небрежении. Самое главное: если мы его куда-то отнесли, повесили, без молитвы все равно толку не будет.
Предрассудков у нас очень много. Еще вопрос: чем отличается богоявленская вода от крещенской?
– О, есть такая мифология! В студенческие годы и в начале обучения в аспирантуре Свято-Тихоновского университета, где я изучал богословие, у меня была частичная нагрузка в Богоявленском кафедральном соборе (надо было кормить мою молодую семью, а не только на учебе сосредоточиться) – это второй по значению храм в Русской Православной Церкви после Храма Христа Спасителя (в советские годы главным был Богоявленский собор: Храм Христа Спасителя разрушили во время гонений). Богоявление – престольный праздник собора, в этот день всегда служит Святейший Патриарх.
Вчера Господь сподобил выбраться на всенощное бдение в родной для меня Богоявленский собор, где я оставил столько трудов, сил, любви... Долгие годы я там уже не служу, но это близкое и радостное для меня место. Прихожу на всенощную – идет патриаршая служба, при этом полно людей, которые на службу даже не заглядывают. Они просто пришли, ведь: «Богоявленский собор – здесь самая святая вода!». Люди не идут в храм рядом с домом, а специально приезжают сюда – «здесь самая-самая богоявленская вода».
Надо понимать: везде, где совершен чин великого освящения воды, который служится в Сочельник и повторяется в день Крещения, вода одна и та же во всех храмах. Поэтому я даже немножко расширю ответ на вопрос: во всех храмах вода одинаковая. Идите туда, куда душа тянет в этот праздник.
Вчера душа потянула меня в родной собор – я туда пришел, попал на патриаршую службу. Святейший помазал меня елеем. Встреча с ним всегда радостна, потому что 9 лет назад, как раз в соборе, Патриарх благословил меня на ношение подрясника; для меня это памятное событие – это было на исходе нескольких лет моего труда там в качестве чтеца. И люди, приходя в Богоявленский собор, очень часто спрашивали, порой и у меня как чтеца (поскольку батюшки бывали заняты): «Когда нам набрать воды: сегодня или завтра?».
На этот вопрос приходится отвечать снова и снова. У нас чин великого освящения воды по Уставу совершается один раз: накануне, в Сочельник – не в день праздника, не 19-го числа, а 18-го, после Литургии, которая обычно соединяется с вечерней. Но поскольку все мы люди немощные (на двунадесятый праздник у нас есть силы прийти, а на Сочельник – не у всех) и чтобы все могли еще раз набрать воды, побывать на этом чудесном коротеньком богослужении, его просто повторяют на следующий день и вода, освященная на нем, абсолютно та же.
Это предрассудки, что накануне Богоявления и накануне Крещения разная вода: Богоявление – это Крещение. Как я уже говорил, Богоявление раньше объединяло названия двух праздников: Рождества и Крещения. А сейчас оно Крещение осталось как второе название: здесь Бог явился не только во плоти, как при Рождестве, но всей Живоначальной Троицей. Богоявление – это Крещение, здесь нет никакой разницы, и между крещенской и богоявленской водой, освященной 18-го, в Сочельник, и 19-го, в сам праздник, тоже нет никакой разницы: это один чин.
Поэтому можете в один день спокойно набрать воды, а в другой спокойно молиться, не отвлекаться.
Вопрос телезрительницы из Новгородской области: «Сейчас я живу в Новгородской области и немножко удалена от своей епархии. Зависит ли число людей, о которых мы молимся читая молитвенное правило, от духовного роста или чего-нибудь еще? Есть ли какое-нибудь ограничение? Я спрашиваю об этом, поскольку страдаю гордыней и тщеславием, и мне бы не хотелось перепрыгнуть порог, о котором говорили святые отцы. Как его определить?».
– Надо понимать, что наша молитва количественно не измеряется. Господь сказал в Евангелии: думают, что в многословии своем будут услышаны. Нет, молиться нужно совершенно не так. Надо избегать двух крайностей. Господь говорит, что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их, только посередине – христианский, царский путь.
Вы живете в замечательной Новгородской области. Очень люблю Великий Новгород, стараюсь там каждый год бывать – там самые древние храмы: монголо-татары туда не дошли (Господь специально сохранил уголок нашей Родины, где находятся самые древние фрески!) и европейцы туда не дошли (спасибо Александру Невскому) – это некий заповедник. Потом, конечно, шведы грабили, но, слава Богу, не разрушили наши храмы. Замечательный регион! Я старался туда со школьниками выезжать.
Поэтому не нужно думать, что вы отдалены от чего-то и издалека вам сложнее молиться. Нет, это место святое, наша северо-западная святая земля, и Господь слышит ваши молитвы.
Что касается числа имен: ни один святой отец не говорит, что надо ограничивать себя в молитве. Можно ограничить себя только в многословии. Если вы просто ставите техническую задачу (перечислить как можно больше имен), надо понимать, что это никак не приблизит вас к Богу. Понятно, что если вы думаете о ком-то, беспокоитесь о чьих-то духовных или даже земных, приземленных проблемах, то, конечно, помолитесь за этого человека.
Апостол Павел дает нам советы, которые мы должны совместить: Непрестанно молиться (ты просыпаешься и засыпаешь с молитвой, но не в том смысле, что непрестанно стоишь и поклоны кладешь; нет, что бы ты ни делал: домашние дела, семейные, рабочие, отдых ли у тебя, веселишься, – молитва должна быть внутри постоянно. Это, конечно, высокие идеалы, они не настолько достижимы в миру. Но мысли, страсти куда-то увели, а потом – вернулся, как в тихую гавань, внутри сердца помолился) и молитесь друг за друга. И еще: друг друга тяготы носите (если рядом идет бабушка с тяжелой сумкой, надо помочь ей нести эту сумку, а не помолиться, чтобы бабушке стало легче ее нести – хотя можно совместить: и сумку взять, и за бабушку помолиться).
Когда люди далеко друг от друга и невозможно помочь очно, можно помочь молитвой. Поэтому молитесь за любое число людей. Единственно, если вы понимаете, что у вас сейчас не молитва, а вычитывание имен, то лучше замените это на какую-то осознанную молитву: закройте список имен – почитайте Псалтирь или спойте какой-то акафист. Богу не нужен список имен (если мы кого-то не перечислили – забыли). Если Господь понимает, что эти люди в нашем сердце, мы о них думаем, то Он это обязательно учтет.
Подытожим: ограничений нет. Можно молиться за любое количество людей, но при этом не надо гнаться за тем, чтобы вычитать длиннющий список. Вполне достаточно просто попросить Господа. Он поймет, кого вы имеете в виду. Бог все знает.
Вопрос: «Нужно ли освящать квартиру после ремонта (она была освящена 10 лет назад) или достаточно окропить ее святой водой и приклеить наклейки с изображением Креста Господня?».
– Ремонт – один из поводов: чин называется «чином освящения нового дома». Когда наши предки строили дом (особенно на Севере, в Архангельской области), они не могли строить его вширь, ведь рядом на улице были другие дома. Дом вырастал в длину (назад), когда семья увеличивалась. И его на каждом новом этапе строительства освящали.
Понятно, что ремонт – не строительство, но можно освятить. У нас, например, есть праздник Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме: храм чуть-чуть перестроили, подремонтировали – и заново освятили. Раз храм освящают, то можно позвать священника, чтобы освятить дом (особенно если вы не просто обои поменяли, а серьезно в это вложились, украсили стены своей домашней церкви).
Кроме того, в крещенские дни можно позвать батюшку не для освящения квартиры, а чтобы он отслужил благодарственный молебен за предыдущий год, покропил святой водой – заодно попить с ним чайку, поговорить о духовных и житейских вопросах. Хорошая традиция эта была распространена до революции и потерялась в советские годы.
У нас в храме второй батюшка – бразилец. Он воспитывался в семинарии, учился в Русской Зарубежной Церкви (это эмигранты, которые сохранили традиции дореволюционной России). У них до сих пор так и происходит.
В Западной Украине бывают злоупотребления, которые докатываются и до нас: каждый год освящать квартиру. Не зовут батюшку, не молятся вместе с ним – он начинает что-то изобретать. Не нужно: благодать никуда не уходит. Просто послужить молебен, покропить крещенской водой можно.
Помню, в детстве мы с братьями, сестрой, папой, мамой после праздника Крещения приезжали домой, пели тропарь. Папа ходил, окроплял (причем он у меня не священник – обычный светский человек), а мы пели. Это было маленькое семейное христианское торжество.
Вопрос телезрителя: «В Послании апостола Павла к Галатам, в главе 4, есть такие слова: Если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне. Он говорит о своих глазах, и в других посланиях тоже упоминает об этом. Когда он шел в Дамаск, он был ослеплен, потом зрение вернулось, но получается, что проблемы с глазами у него остались, он плохо видел? Значит ли это, что Христос не простил ему гонения на христиан?».
– Нет, Господь его всецело простил. Давайте вспомним апостола Петра, предателя Господа, который трижды отрекся от Него: Господь простил его еще на Галилейском берегу и поручил ему пасти Своих овец.
Когда мы каемся перед Господом, Он прощает нас, можно сказать, авансом – это относится и к апостолу Петру, и к апостолу Павлу, и к каждому из православных христиан. Как в притче о немилосердном заимодавце – было 2 должника. Господь простил одному из них долг в 50 000 000 долларов (в пересчете на современные деньги), а тот не простил своему должнику долг гораздо меньший.
Если попросить Господа, Он все сразу прощает. Но если ты потом думаешь, что ничего не должен, – это не так: ты должен Господу. Господь прощает нас авансом – и апостола Павла Он простил авансом за те гонения, и апостола Петра за предательство. Потом они доказали своей жизнью, что достойны прощения.
Может, мы не отрекались от Христа как апостол Петр, не гнали христиан как апостол Павел, но Он нас прощает за наши малые грехи.
Нам, возможно, не нужно идти, все оставив, проповедовать христианство, чтобы нас побивали камнями, спускали в корзине со стены, чтобы мы терпели кораблекрушения. Может, не нужно нам таких подвигов. Но мы, как и апостолы, должны помнить: если мы сегодня покаялись, то это не значит, что через неделю придем – и снова покаемся, ничего страшного. Нет, мы говорим: «Господи, я чувствую, что мои грехи отделили меня от Тебя. Я сейчас пройду этот путь обратно». Апостол Павел шел этим путем всю жизнь – он говорит: дан мне пакостник плоти. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.
Я не задумывался об этом; очень интересно – я всегда рад вашим вопросам по Священному Писанию. Порой с прихожанами читаешь Евангелие, а старенькая бабушка скажет что-то, о чем я (вроде и учился богословию, сдавал экзамены, читал специальную литературу) с этой стороны и не размышлял. Очень важно обмениваться мыслями о Священном Писании.
Правда, может, у апостола Павла сохранялось поражение зрения – может, ему было тяжело. Сложно узнать людей на расстоянии, кто-то на него за это обижался: «Ой, что-то не здоровается», – а человек просто плохо видит. Конечно, это ему тоже, может, мешало.
Нет, Господь его сразу простил. Но, чтобы апостол Павел не возгордился, Он ему посылал некоторые телесные немощи. Очень часто Господь посылает нам болезни не чтобы мы дальше каялись в грехах. Нет, может, мы уже на пути исправления, но просто, если у нас сейчас все будет только хорошо, мы возгордимся и пойдем за гордостью, как Денница, который пал и стал сатаной.
Господь полностью простил и дал апостолу Павлу длинную жизнь до мученической смерти, чтобы показать, что он достоин прощения. Будем и мы показывать Христу, что достойны прощения.
Вопрос: «Один наш известный богослов говорит, что и Иуда причастился, но не спасся. А батюшки говорят, что причащаться надо раз в неделю, раз в месяц, раз в год. Получается, спасает только покаяние?».
– Мне тоже близко это толкование. У святых отцов есть два направления (традиции) толкования. Одни считают, что Иуда не причастился, что он был на традиционной пасхальной иудейской поминальной трапезе, но в момент причастия его уже не было. Мне все-таки пасторски ближе другая святоотеческая точка зрения: что Иуда причастился, но причастился в осуждение. Это очень важный урок нам от Господа: само по себе, технически, Причастие нас не спасет.
Если мы идем на Причастие с нераскаянным грехом, даже если исповедовались, но не изменили себя (думаем, что правы в каком-то грехе), то это очень большой риск. Спасает нас только Христос – Господь говорит: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.
Конечно, у Господа милосердие неизреченное: Он может спасти кого хочет, в том числе человека, который ни разу не причащался.
Но чтобы действовать наверняка, надо обязательно причащаться. Стремиться к единству со Христом всем сердцем, быть как апостолы, которые, когда Господь вознесся на Небеса, сидели в Сионской горнице и каждый вечер совершали Евхаристию (еще не сошел Дух Святой, – просто как воспоминание). Потом первые христиане собирались в катакомбах, старались, несмотря на гонения, не отпадать от Причастия ни на неделю, ни на месяц; по возможности собирались каждый день.
Очень важный, грамотный вопрос – связь с покаянием. Причем не с таинством, в котором мы Исповедью свидетельствуем, что каемся и внутри. Когда на Тайной Вечере Господь сказал: «Один из вас предаст Меня», – все апостолы стали спрашивать: «Не я ли, Господи?» (то есть были некоторые покаянные слова: а может, это я?), и Иуда тоже сказал: «Не я ли, Господи?».
Но это не было покаянием…
– Человек может подойти и сказать: «Я в этом каюсь», – но идет причащаться и по-прежнему думает: «Я буду мстить, вредить». Тут есть большой риск.
Поэтому (если резюмировать) причащаться надо на каждой Божественной литургии, но каждый раз смотреть не сколько я прочитал текстов в молитвослове, а нет ли у меня греха, о котором я уверен: у меня есть право и какое-то извинение совершать этот грех. Даже если мы не можем победить грех (бывают вредные привычки, которые мы – точно знаем – будем повторять, или бывают страсти, с которыми мы боремся, однако они снова нас одолеют), но знаем, что это несправедливо, что мы не хотим этого, это не будет Причастие в осуждение.
А если мы идем к Причастию и – «нет, у меня есть такие обстоятельства, условия, что я вправе совершать этот грех (в уме, на словах или в делах)», то тогда это уже Причастие в осуждение: мы, увы, пойдем по дорожке Иуды. А лучше идти по дорожке других апостолов – того же апостола Петра.
Вопрос: «Христос многое делал до Своей проповеди, выхода на общественное служение. Он говорил, что исполнял Закон. Что произошло во время Его крещения? Зачем это было нужно? Почему крестил Предтеча?».
– Ответ на этот вопрос легче понять, если прийти на службу в Сочельник – и дай Бог, чтобы на ней более или менее понятно читали паремии – ветхозаветные отрывки пророчеств о крещении. Причем у нас есть не только прямые пророчества, например, из пророка Исаии («грядите на воду»), но есть и символические пророчества действием: Иоанн Предтеча мыслится как новый Илия. Илия проходит через Иордан, вместе с ним пророк Елисей – и Елисей получает от Илии силу вдвое большую, чем его собственная; это тоже вспоминается, ибо Илия и Елисей пророчески символизируют Иоанна Предтечу и Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, так как Спаситель несравнимо больше, чем Иоанн Предтеча (Елисей же получил силу вдвое больше, чем пророк Илия, хотя он немножко в тени).
Поскольку все двунадесятые праздники связаны с Пасхой, Праздником праздников, Крещение неразрывно связано с этой финишной прямой – Воскресением Христовым, как и ветхозаветная пасха. Евреи, выходя из египетского языческого плена, проходят через Чермное море, воды расступаются – и спасают их: тех, кто идет к Господу, они ограждают, а тех, кто против Господа, они потопляют.
Можно сказать, что и нас спасает от греха иорданская вода: Господь исполняет ветхозаветное пророчество, когда Сам входит в воду.
Еще одно, менее известное, но тоже читаемое на богослужении ветхозаветное символическое пророчество, которое Господь исполнил как Человек и как Бог: Бог дал этот Закон и, Человек по своей природе, Господь этот Закон исполняет – Сам исполняет Свои правила.
Господь – Манна, сошедшая с Небес, ибо мы вкушаем Его Тело и Кровь, это Хлеб жизни, сошедший с Небес. Он говорит об этом в Евангелии от Иоанна (в других Евангелиях этого нет). Очень важный отрывок – беседа о Хлебе жизни, обязательно ее перечитайте…
Вот священники несут ковчег Завета, вступают в воды реки Иордан; очень натуралистично описано – воды не просто расступились, вода стала стеной там, где она притекала, а там, где утекала вниз, по всем законам физики ушла дальше, назад, до Мертвого моря. Люди посуху перешли.
Все книжники и фарисеи, которые стояли на иорданском берегу, видели голубя, слышали глас с Небес – они, поскольку с утра до вечера учили народ, должны были сразу принять Христа как Мессию и пойти поклониться Ему в ноги. Но они от этого отказались… Нам же это очень важно, поэтому советую всем читать Ветхий Завет, вдохновляться.
Записала:
Светлана Волкова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.