Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (1046) → Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт: Защита семьи? Или ее разрушение?

Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт: Защита семьи? Или ее разрушение?

№5 (1046) / 3 февраля ‘20

Архипастырь

Владыка, закон о домашнем насилии вызывает массу вопросов. Очень интересно узнать Ваше мнение: когда Вы его прочитали, как Вы поняли, закон направлен на защиту семьи или на разрушение?

– Когда я познакомился с этим текстом, первое, что меня удивило: количество организаций, которые привлекаются, чтобы войти в распахнутые двери другой семьи. И у меня сразу вопрос: как можно сохранить семью, когда она становится доступна для такого количества людей? Это, конечно, вызывает тревогу.

Я прочитала, что такое же мнение высказал Патриарх – он выступил против принятия этого закона, и реакция в обществе такая: Патриарх против – значит, Церкви милее «Домострой».

– Нет, ни в коем случае. Что касается «Домостроя», то это социально-общественный документ XVI века, который не имеет под собой никакого религиозного обоснования. Он не введен в Церковь как основная книга, по которой выстраиваются домашние отношения. Ничего подобного.

Надо прямо сказать, что Церковь категорически осуждала и осуждает любое проявление насилия. Любое проявление агрессии по отношению к другому человеку – несомненный грех.

Церковь не только осуждала, но всегда противодействовала подобного рода насилию: мы можем найти множество примеров из житий святых, когда они ревностно и властно его останавливали. Что касается обсуждения этого закона, оно заключается не в том, что Церковь против защиты тех, кто подвергается домашнему насилию. Мы ставим под серьезное сомнение методы, которыми собираются его предотвращать: не станет ли методология, которую предлагают внедрить посредством этого закона возможностью не только усугубления, распространения, а еще и провоцирования насилия?

Сама внутренняя подоплека закона к этому очень хорошо располагает.

Валентина Ивановна Матвиенко, спикер Совета Федерации, считает, что этот закон укрепит семью, и сказала, что законодатели открыты к диалогу и ждут конструктивных предложений. У Вас было бы одно замечание (ограничить круг лиц, входящих в семью для решения этих вопросов), или Вы предложили бы что-то еще?

– Что еще меня удивило и с чем я совершенно не могу согласиться – это отсутствие презумпции невиновности человека, которого обвиняют в чем-либо. Сам закон предполагает некоторый нонсенс в процессуальном праве: достаточно, чтобы соседка на лестничной площадке услышала, что в семье теща говорит мужу своей дочери: «Ты всю жизнь ей испортил», а он отвечает: «Глаза б мои вас не видели» (или что-то подобное, как обычно бывает, когда разыгрывается внутренняя драма – например, кто вынесет мусор). Достаточно звонка этой соседки в соответствующие органы: ей кажется, что в этой семье происходит очень серьезный и жесткий конфликт. А завтра придут перечисленные люди, которые как бы имеют право участвовать в разбирательстве и, основываясь только на своих предположениях, сделают вывод: этот человек – действительно потенциальная угроза, нанес он ли какую-либо психологическую травму своей теще, которой очень резко ответил. Это вызывает очень много вопросов: не станет ли это, наоборот, методом разрушения семьи?

У меня возникли вопросы по определению психического страдания: приехавший полицейский должен определить вид психического страдания? Как Вы думаете, кто должен выносить вердикт, на самом деле это страдание или в семье что-то не то происходит?

– Совершенно верно. В том-то и вся проблема этого законопроекта – Вы справедливо задаете вопрос: кто же должен принимать решение?

Если это полицейский, который по очевидным признакам может сказать о каком-либо совершенном действии, – это один вопрос. Другое дело – какая-либо психологическая экспертиза состояния людей. Но ведь если сразу сделать исследование психоэмоционального состояния человека, находящегося в раздражении по какому-либо поводу (например, разбитой вазы, подаренной давным-давно), все что угодно может происходить с ним в этот момент.

Мы прекрасно понимаем, что судить по одному факту недостаточно. А крик из-за закрытой двери может для кого-то стать единственным фактом, который будет доказательством вины человека… Но ведь судить по этому факту нельзя. Например, мама говорит ребенку: «Выключай компьютер, нужно садиться делать уроки», а ребенок находится в состоянии «я не закончил последний уровень» – он уже большой, знает телефон омбудсмена, снимает трубку телефона и говорит: «Мне тут наносят психическое страдание, не дают закончить игру».

Конечно, если члены семьи говорят, что в семье есть негодяй, который поднимает руку на свою жену, на своих детей, это нужно решать незамедлительно. Я думаю, никакая мама не станет терпеть такого отношения своего мужа, любая здравомыслящая женщина, что называется, сразу начнет бить во все колокола – изо всех сил защищать жизнь свою и ребенка. Но это совершенно другая история.

Если мы говорим о законоприменении, то, на мой взгляд, сегодня нужно сделать все, чтобы уже существующие законы и правовые нормы по защите материнства и детства работали в первую очередь.

Я для себя в законе выделила несколько пунктов, с которыми абсолютно согласна. Что Вы для себя отметили?

– Положительный момент – в конечном итоге все сужается до сотрудника органа внутренних дел. Важно, что остается ответственность, которая возлагается на него. Собственно говоря, закон о полиции говорит: совершая то или иное действие, сотрудник полиции несет ответственность. Это положительно: тогда можно разобраться, что там было на самом деле.

С другой стороны, в силу разного рода несовершенств законодательства, мы понимаем, что возможен подлог из чьих-то мнений и интересов. Здесь трудно будет избежать коррупционных схем.

Я знаю, что Вы уже встречались с прихожанами, обсуждали этот вопрос. Что говорят люди?

– Они говорят, что не готовы открывать дверь перед всеми. Одна из прихожанок во время беседы сказала простые и понятные для меня слова: «Я очень хотела бы, чтобы ко мне приходили на помощь тогда, когда я зову. Если я понимаю, что сама могу разобраться с этой ситуацией, даже если мне или супругу приходится повышать голос (сейчас мы покричим, но потом обязательно найдем общий язык, просто таким образом нужно выйти нашим внутренним эмоциям), тогда я лучше сама разберусь. Я не хотела бы, чтобы на звук упавшей чашки прибегала целая толпа к моей двери, взламывала ее, входила в дом: «Что у вас здесь происходит? Нам показалось, что здесь что-то неладно»».

Нужно дать возможность людям, что называется, до последнего разобраться внутри своей семьи. Но вместе с тем быть внимательными к просьбам или разговорам тех, с кем мы общаемся. К примеру, когда женщина приходит к своей подруге и рассказывает о том, что происходит дома, подруга должна прежде всего поддержать ее сделать решительный шаг. Но если очевидно, что семью не сохранить, она уже давно разрушена, тогда нужно сделать шаги к тому, чтобы сохранить свою жизнь и жизнь своих детей.

Но из-за одного звука разбившейся чашки не стоит выламывать чужие двери.

Полагаю, наши слушатели поняли Вашу точку зрения, и, может быть, кого-то это сподвигнет прочитать закон, а не просто пройтись по верхам. Спасибо Вам большое. Ваше заключительное слово!

– Дорогие братья и сестры, ходите друг к другу в гости – и не ищите для этого специального повода. Если люди, с которыми вы дружите, вам дороги, если это ваши дети, друзья, соседи, найдите любую возможность общаться с ними на улице, во дворе, в подъезде собственного дома, переступать порог дома, когда вас зовут в гости. Никогда не говорите: «Некогда, не сейчас». Поверьте, когда знаешь, что за стеной у тебя друзья, то в нее можно постучать в самый сложный момент своей жизни, и тогда на пороге твоего дома при открытых дверях появятся твои друзья. Когда мы помогаем друг другу, Бог всегда помогает нам сохранять нас вместе. Пусть Его благословение пребывает с нами.

Записала:
Инна Золотовская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Каждый из нас должен ответить на Божию благодать своей верой, соучастием в добрых делах и молитвой

– Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Сегодня великий день – мы празднуем Богоявление. Мы также именуем этот день Крещением, потому что праздник был установлен в честь Крещения Господа и Спасителя нашего от Иоанна в водах Иордана.

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Вадим Буренин: В чем смысл жизни?

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс