Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №4 (1045) → Протоиерей Димитрий Смирнов: На опыте молитвы вера и зиждется

Протоиерей Димитрий Смирнов: На опыте молитвы вера и зиждется

№4 (1045) / 27 января ‘20

Беседы с батюшкой

После Нового года прошло Рождество, мы сейчас находимся в середине праздника Богоявления. Батюшка, когда-то это был единый день праздника, а потом вдруг между Рождеством и Богоявлением появились 2 недели. Зачем?

– Наше богослужение составляли гениальные люди. И литургически это очень важно, ибо за этими двумя антифонно расположенными праздниками – 30 лет жизни Христа: от Его первого явления в Вифлееме до явления на Иордане. Церковь дает христианам возможность молитвенно пройти Его путь – вспоминают Его семейство, предков… Рождество и Крещение наполнены большим смыслом, на осознание которого требуется время.

Удельный вес праздника Рождества в церковном году весьма велик – в древности его величали второй Пасхой. Он устроен по образцу Пасхи Христовой, которая начинается Светлым Христовым Воскресением, потом следует Антипасха (которая обрамляет Светлую Седмицу), и дальше – 40 дней до Вознесения. Это и логично, и церковно, и традиционно, и миссионерски правильно построено.

Осмысление шло постепенно. Господь не учил о Святой Троице – Он Ее являл. А уже потом гении золотого века христианства (греческой философии) смогли найти необходимые слова «Святая Троица» на основе Евангелия и событий, которые мы созерцаем через Евангелие. Это процесс творческий, длинный, он шел столетиями, и теперь мы имеем такую красоту и право духовно наслаждаться ею.

Есть люди, которые, немного почитав о древних традициях и правилах, ратуют за возвращение к тому, что было в начале христианской эпохи. А это сильно разнится с традицией, в которой мы сейчас живем.

– Есть много разных людей. И я таким был, когда мне было 20 лет, в этом ничего удивительного нет. Мне эти мнения, ходатайства знакомы наизусть, можно сказать, с детства. К этому вопросу нужно подходить с точки зрения церковной пользы: как говорил наш гениальный русский историк, канонично все, что полезно Церкви; это замечательная фраза очень глубокого человека.

При Патриархе Алексии II, например, были внесены изменения в Служебник. На основании Архиерейского чиновника исправлен иерейский Служебник – очень правильно, грамотно, никто и не заметил. Всякие изменения в сложившийся веками чин должны вноситься так, чтобы это было незаметно.

Не нарушало общецерковного строя.

– Не нарушало, ибо тут очень много всего… Это должно сочетаться с церковными песнопениями и так далее. Патриарх правильно сказал: о реформе перевода со славянского на русский даже речи не идет: мы не можем терять эту драгоценность.

Возьмем сербское богослужение… Извините меня, это не перевод – вульгаризация. Очень печально. А нам надо, наоборот, сохранять высокий штиль церковнославянского языка, который создан специально для богослужений – это язык ни дворянства, ни черни, это язык богослужебный. Мы, конечно, можем менять некоторые слова, делать какие-то инверсии, но сам язык должен сохраняться.

Вопрос телезрителя: «Можно ли верить в Бога, не придерживаясь ни одной из религий? Ведь большая часть населения планеты так и живет».

– Конечно, можно! А можно и вообще не верить – или верить в звездочки и созвездия. А можно вообще просто водку пить и смотреть только телешоу. Люди свободны. Полная свобода может быть, если человек познает истину. А то, что большинство населения Земли не знает Христа, нам известно. В огромных странах (таких, как Китай, Индия) во Христа верует только незначительная часть населения.

Апостол Павел про это сказал: «Все мне позволительно, но не все полезно». Какая польза от глубокой и просвещенной веры во Христа? Человек с помощью этого пути наследует вечную жизнь. А большинство людей не наследуют вечной жизни по причине того, что врата в жизнь вечную – Христос. Он Сам про Себя говорил: Я есть дверь: Мною аще кто внидет, спасется – а кто не внидет, тот не спасется.

Но большинству людей спасение нужно только от инфаркта, инсульта и рака – вот то, что их пугает. А остальное их не пугает: «Я умру, и из меня лопух расти будет». Никаких раздумий: если ты сегодня утром умрешь, что будешь делать вечером? Душа-то бессмертна.

У человека такое сознание: быть, как все. Это часто звучит.

– Господь сказал: Не бойся, малое стадо! Все не могут быть христианами – это совершенно исключено. Святые отцы заметили, что люди разделяются на три группы: плотские, душевные и духовные – в зависимости от того, что преобладает в их жизни и сердце.

Плотским главное – поесть. Что для них Новый год? О чем они больше всего говорят? О шампанском, оливье и селедке под шубой. Добавим сюда петарды: часть людей гибнет, другая часть – калечится, а третья – остается без глаз. Вот и весь Новый год. И искусственно вызываемое веселье.

Переход цифр от 31-го к 1-му будет и в январе, и от 29 февраля к 1 марта. И по этому поводу не надо спать? Жечь электричество? Опять есть оливье? Что мы празднуем? Какое событие? Никакого. Это условно: Петр Алексеевич решил, что мы будем, как в Европе, начинать год 1 января. Потом большевики изменили юлианский календарь на григорианский – и это сдвинулось с 14-го (по их стилю) на 1-е (по новому). Что хотят, то и делают. Завтра наше правительство захочет и поменяет на 16 мартобря – и все, и будет.

Другое дело Рождество – это событие вселенского масштаба. Или Обрезание Господне. В этом событии есть смысл, это великий праздник. А какой смысл в Новом годе?

Его именуют семейным праздником.

– Так назвать-то можно хоть бразильским: это наш родной советский бразильский праздник. Он задуман, чтобы вытеснить Рождество, «подвинуть».

В общем, очень даже удалось.

– А просто сделали кальку.

Рождественскую елочку назвали новогодней.

– Да. Просто заменили названия. Как поменяли названия улиц во всех городах. У нас все города построил Ленин – везде улица Ленина главная. Ленин, Ленин – Ленин, который опустошил Россию: самое большое опустошение было при нем. Потом его верный соратник, наш «Ленин сегодня», продолжил дело Ленина.

Вопрос телезрителя: «Можно ли к больному месту приложить икону?».

– Все мне позволительно, но не все полезно, поэтому полезнее перед иконой помолиться от всей души и попросить Спасителя или святого, который изображен на иконе, об исцелении. Это будет более благочестивый жест.

Можно встать на колени, сделать поклон, зажечь лампаду и елеем из этой лампадки пальчиком или кисточкой (или спичкой с намотанной на нее ваткой) помазать больное место. Но перед этим – помолиться. Вот это будет правильно.

Вопрос: «Люблю делать дорогие подарки. А тут услышала, что это проявление сребролюбия. Как так? Я же не себе, а другим».

– Сребролюбие – это медаль, у которой две стороны: одна – жадность к денежным знакам, а другая – мотовство. И там, и там есть сокрытое удовольствие. В первом случае – стяжание большей суммы, которая радует (например, разглядывание нулей в сберегательной книжке: один, а дальше – ноль, ноль, ноль; с каждым нулем сумма вырастает на порядок – и человек радуется). А здесь другое: он дарит дорогие подарки и питается восхищением в глазах людей, которым он их подарил. Цена дорогих подарков – честолюбие и сребролюбие.

Человек расточает свое ради подарка другому – и при этом болен сребролюбием?

– Да.

Вопрос: «Отец Димитрий, что, по Вашим наблюдениям, объединяет людей, приходящих к Богу в сознательном возрасте? Многие беды, жизненные тупики – не у всех так. Есть ли общая черта у приходящих к Богу после многих лет безбожия?».

– Интерес к жизни Христа Спасителя. Я помню, мы, будучи студентами, всей нашей группой из института ездили в храм, который стоял на окраине Московской области. Мы были разными людьми, но у всех был интерес к этому.

Жил человек совершенно равнодушным… Или как?

– Нет. Я, например, никогда не был равнодушным. С тех пор как я ощутил себя человеком (я думаю, что это было года в 3), меня эти вопросы очень занимали. Я молился Богу еще в детском саду. Бог мне помогал. На опыте молитвы вера и зиждется. Я никогда не был неверующим.

А в институте все ребята, которые с нами ездили (девочки даже были), искали Бога.

Жизнь, которую проводит человек, перестает его удовлетворять…

– Когда у меня появилась Библия, я уже не мог читать художественную литературу: она казалась мне чрезвычайно пресной и даже чудной – человек бьется над какими-то проблемами, пытается их решить, осмыслить, а все уже давно решено!

Будет ли профессор математики, высшей алгебры или специалист по топологии читать учебник по арифметике? Вся художественная литература представлялась мне совершенно неинтересной преснятиной.

Когда я уже достаточно погрузился в Библию, то потихонечку начал возвращаться... Меня интересовало уже совершенно другое: фраза, слог, красота выражения – художественная часть…

Не сюжет?

– Что Толстой может написать особенного для христианина? Только что-то возмутительное. Но сама художественность чрезвычайно велика. Можно обращать внимание на совершенно другие вещи.

Нас объединяла (хотя мы все были разные) любовь к изобразительному искусству, но у всех были разные любимые художники, все читали разные книги…

И все-таки вместе.

– А это главное, что нас объединяло: мы вместе пели, слушали нашего священника, который нам каждую службу проповедовал, потом вместе садились за стол. Это было такое время!.. Я 9-го числа был у товарища, который тоже ездил туда, и посмотрел фотографию. Как же интересно: какими мы были! Чудными. (Смеется.) Ну такие хорошие все – просто невозможно!

Вопрос телезрителя: «Есть пунктик: любодеяние. Почему женщине, кающейся в этом грехе, нельзя исповедовать его женщине-священнослужителю? Мне очень сложно подойти к священнику и сказать об этом. Ведь есть диакониссы, есть настоятельницы монастырей. Можно к ним подойти? С ними проще говорить. Почему нельзя к ним подходить, почему я обязательно должна говорить молодому священнику (он же мужчина!) такие вещи? Есть тайна Исповеди, и есть тайна человека, особенно женщины. Второй вопрос: как отличить осуждение от рассуждения? Где граница между ними, как не перейти от рассуждения к осуждению?».

– Начну со второго. Никак. И границы нет.

Когда будете рассуждать – сразу начнете и осуждать. Поэтому не надо рассуждать, чтобы не осуждать.

Теперь по поводу любодеяния. Вы можете написать об этом в записке и подать священнику. Он потом ее прочитает.

А когда вы идете на осмотр к гинекологу-мужчине, который принимает 20 женщин каждый день? И что? Другого врача, женского пола, в больнице нет. Если начнете стесняться, вас просто не поймут. Вы больны или у вас есть вопросы – вот врач, скажем, кандидат наук, а вот профессор. Помолиться надо, чтобы страх пропал.

Любодеянием заниматься не страшно, а говорить об этом человеку, который не знает ни номера вашего паспорта, ни фамилии, страшно? Это грех распространенный: каждый священник ежедневно выслушивает такие вещи. Вы хотите нас чем-то удивить? Я уже 40 лет исповедую. Думаете, можно найти какой-то грех, о котором я ничего не слышал? Так что не извольте беспокоиться.

Но многих людей беспокоит мнение, которое может сложиться у священника о кающемся.

– Просто народ не знает, что испытывает священник во время Исповеди: он испытывает радость, что грешник покаялся, а не омерзение к нему. Я, например, все 40 лет радуюсь, когда человек приходит с покаянием. Не начинает плести тень на плетень, а кается: «Я, такой-то, согрешил тем-то, прости меня, Господи! Больше никогда в жизни не буду!». А некоторые даже плачут. Прямо прилив радости!

Так и Христос говорил: на небесах более радости об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. А люди-то не знают, ведь темнота – непроходимая! «Священник о нем мнение составит!». Да на лице все написано (Господи, помилуй)!

Батюшка, Вы сказали, что осуждение и рассуждение в устах обычного человека – это одно и то же.

– Да. Практически это так. О чем беседуют женщины? «А вот она… А я ей сказала… А она мне…». Диалоги передают. В передаче этих бесконечных диалогов всегда есть выгораживание себя и осуждение другой.

И обычно на Исповеди человек рассказывает, какой он хороший, а какие все вокруг плохие: и зятья, и снохи. Бывает, и дочь плохая – все плохие, а она хорошая: «В среду, пятницу пощусь, в церковь хожу, причащаюсь регулярно, Писание читаю». Прямо делай фото, вставляй в рамочку – и лампадку вешай.

Человек исполнил все, что, на его взгляд, нужно христианину.

– Каким судом судите, таким будут судить и вас.

Обычно на это говорят: «Я никого не сужу».

– И не надо – иди тогда с Богом. До Страшного Суда! Большой привет!

Батюшка, бывает, что нескольким людям нужно рассудить создавшуюся ситуацию. Здесь никак не обойдешься без мнения каждого.

– Тогда нужно научиться отделять прегрешения человека от него самого. Как хирург отличает, где раковая опухоль, а где здоровая нога. Или хороший стоматолог: зуб живой, его не надо вырывать (а если у него в одной руке телефон…«Ой, извините, я вам не тот вырвал!». – «Большое русское спасибо!». – «Пройдите в кассу. С вас 50 рублей»). Так что надо отличать.

А раз человек спрашивает, как отличить, это говорит о том, что он не различает. А раз не различаешь, то ты не можешь быть ни хирургом, ни стоматологом, ни акушером. Не можешь! Вот когда научишься, тогда можно допускать, но не раньше.

Вопрос «где черта?» раз в месяц кто-нибудь обязательно задает: дико хочется осуждать! Надо прекратить, а человек не может, так как это страсть. Он говорит: «А рассуждать?» (думая, что сейчас получит карт-бланш). Не получит!

Рассуждение – редчайший дар.

– Да. Встречается реже, чем любовь.

Каждый человек считает, что именно он им владеет.

– Если считает, пусть купит счеты – и считает (если будет считать на телефоне, скажут, что у него зависимость).

Вопрос телезрителя: «Мой папа умер 12 июля. Можно ли в этот день его поминать? Я слышала, что по большим праздникам поминать нельзя».

– Поминать-то можно. Смотря что вы вкладываете в слово «поминать». Если вы с утра были на службе в честь первоверховных апостолов Петра и Павла, после службы перекусили, поехали на кладбище, помолились за папу, потом вернулись домой к гостям, накрыли стол (уже непостный – пост закончился, если праздник не попадает на среду или пятницу) и вспомнили папу, ничего в этом плохого нет. А смешивать все это не надо. Можно и 13-го справить поминки, но записку об упокоении его души подать именно 12-го. Вот так правильно.

Вопрос: «У моей матери – шизофрения. Сейчас находится на лечении, но, когда ее выпишут, идти ей некуда: мой муж и его родственники против нее, все наши родственники от нее отказались. Я не знаю, чем помочь. Муж категоричен. Жилья у нас пока нет. Живем у мужа сестры. Куда девать мать? Я в отчаянии. Подскажите, как выбраться из этой ситуации».

– Есть много всяких способов. Например, снять матери отдельную однокомнатную квартиру, нанять сиделку и как минимум дважды в неделю ее навещать. Такой есть выход.

Я не знаю, в каком она состоянии. Шизофрения имеет много различных форм. В Москве, например, есть учреждение – дом престарелых для психохроников (для тех, у кого хроническое психическое заболевание; я в такую больницу 10 лет ходил причащать этих несчастных людей). Надо узнать, где ближайшая такая больница, съездить, посмотреть, какие там условия, хорош ли обслуживающий персонал, поговорить с лечащим врачом, какова степень ее заболевания. Все-таки эта женщина вас зачала, выносила, родила, вскормила. Это большой подвиг. Родителей надо почитать.

Если агрессивная форма заболевания, то ничего не сделаешь – надо в специальное учреждение. А если она вполне может жить среди людей, то надо обязательно решать эту проблему по-христиански.

Вопрос: «Отец Димитрий, что делать, если в жизни очень много зла и несправедливости?».

– Я в курсе (даже, надеюсь, больше, чем автор этого письма). Так о чем он спрашивает-то?

Что делать, когда постоянно с этим сталкиваешься?

– Стараться, чтобы зло и несправедливость не захватили нашу душу.

Записала:
Светлана Волкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс