Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №4 (1045) → Священник Михаил Проходцев: Справедливость и воздаяние за грех

Священник Михаил Проходцев: Справедливость и воздаяние за грех

№4 (1045) / 27 января ‘20

Беседы с батюшкой

Сегодня довольно сложная для обсуждения тема: когда мы говорим о справедливости, то наверняка можем назвать несколько ее вариантов: какую-то можно назвать высшей, есть бытовая справедливость («эта зарплата справедлива», «это наказание справедливо», «этот приговор справедлив»), но при этом звучит одно слово – «справедливость». Давайте разберем, что такое справедливость и совместима ли она с именем Божиим. И продолжим затем уже тему воздаяния за грех.

– Возможно, говоря о справедливости, мы ждем, что восторжествуют правда, закон – то должное воздаяние, которого мы ожидаем. Если мы говорим «это справедливый правитель» – значит, он наказывает разного рода преступников, причем сурово, как в Азии: например недавно мы узнали, что там отлавливали наркоторговцев и убивали их. Таким образом людей отучали торговать наркотиками. Но что тут страшно? Под эту же гребенку попадали и люди, которых оклеветали. Справедливый правитель тем не менее наведет порядок: будет призревать бедных, заботиться о них, не даст богатым быть слишком богатыми и так далее: будет равенство, братство, мир, торжество правды и спокойствие.

О подобной справедливости говорили большевики, когда был совершен государственный переворот в России, случилась революция, начались гражданская война, «красный террор», репрессии и потом коллективизация: «Мы за справедливость», «мы восстановим справедливость», «мы всех буржуев уничтожим», «от каждого по способностям, каждому по потребностям» и так далее... Может быть, это слишком радикальный пример, можно взять и попроще.

Люди требуют справедливости, когда видят преступника, узнают о страшном преступлении. Справедливость – это воздаяние, соответствующее тяжести совершенного. Все мы смотрим новости по телевидению, читаем их в интернете или в газете и слышим о страшных вещах, происходящих в нашей жизни: человек, например, убил свою возлюбленную страшным образом.

Мы в любом случае желаем этому человеку воздания.

– Достаточно посмотреть комментарии людей – это страшный гнев: в большинстве случаев люди требуют его немедленно растерзать, уничтожить и тому подобное.

Вот такое сегодня понятие справедливости: нужно все поделить, наказать виновных, прекратить всяческое безобразие, беззаконие и так далее.

И возникает вопрос. Хорошо, бытует такое мнение о справедливости, живет в каждом из нас так или иначе. Но мы вспоминаем о Христе, о том, что мы (вроде как) христиане – у нас есть Господь, Который призывает нас к чему-то, Который сказал, что любит нас, обещал, что не покинет нас, призвал нас прийти к Нему. То, что Он делает, и происходящее сегодня, – это разные вещи?

Помните историю, как иудеи собирались забить камнями женщину-грешницу? Тогда Господь говорит им так: «Кто из вас без греха, пусть первый кинет в нее камень». И толпа разошлась, женщина осталась одна. Господь призывает ее более не совершать греха.

В Евангелии таких примеров много, когда по меркам людей какой-то человек повинен смерти, какому-то наказанию. Достаточно вспомнить благоразумного разбойника на кресте – это самый яркий пример: он, безусловно, наделал много зла и справедливо (по тому понятию, которое мы определили) оказался на кресте. И Господь говорит разбойнику, который сделал много зла: «Истинно говорю тебе: сегодня же будешь со Мною в раю».

То есть возникает вопрос: справедливость, о которой мы размышляем, рассуждаем, говорим и которую ждем сегодня в мире, и Господь – насколько это совместимо? Господь открывается нам как справедливый Бог с точки зрения справедливости, о которой мы сейчас говорим, или же Он раскрывается перед нами как-то иначе?

И мы видим, что перед нами Господь Иисус Христос в Новом Завете раскрывается не как справедливый Судья, какого мы сегодня можем увидеть в суде, а как любящий, милостивый Отец, Который пришел спасти грешников и призвать их, даже самых страшных и заблудших, к покаянию. Справедливость и Божия милость – перед нами встают уже два понятия, о которых мы сегодня можем рассуждать и размышлять.

Мы возлагаем на себя это размышление и говорим себе: «Да, я должен любить. Но как я могу полюбить человека, сотворившего зло мне, моей семье? Что делать с убийцей, который убил моих близких?». Если тому, кто сталкивался с преступлениями в адрес свой или близких и детей, сказать: «Ты должен полюбить этого насильника, убийцу», – уверен, мало найдется людей, которые ответят: «Я его прощаю». Хотя такие примеры у нас есть, в том числе и в Царской Семье было это прощение.

Но сейчас мы живем по другим законам, и они очень интересны: мы называем себя христианами, поступаем, как язычники, а для третьих людей требуем кар, которые, наверное, не сочетаются ни с язычеством, ни (тем более) с христианством.

– Мне вспоминается, что при чтении Евангелия я не раз заставал себя в таком состоянии. Я уверен, что его испытывал каждый читающий Священное Писание. Это очень важно – говорить о Священном Писании. И слава Богу, что есть возможность говорить.

Читаешь: «фарисеи пришли к Иисусу...», «фарисеи искушали Христа», «фарисеи задали вопрос», «фарисеи пытались уловить Его», «фарисеи, книжники, законники пытались убить Его, совещались против Него» – и думаешь: «Да какие же вы мерзкие! Не могу читать про это», а потом вдруг с ужасом узнаешь в этих людях себя и думаешь: «Господи, какой же я...». И просишь, чтобы Господь дал сил, научил любить людей: не потому, что ты должен это делать, а потому, что вообще в себе этого дара порой не ощущаешь и реально в нем нуждаешься. Когда происходят какие-то страшные вещи, когда люди сталкиваются с тем, что с их семьей произошло такое горе, они не обязаны и не должны любить этого человека (и не факт, что они когда-нибудь его полюбят). Вполне возможно, что в гроб человек может сойти с ненавистью к этому человеку.

Но как же страшно – сойти в гроб с ненавистью. Мы же не знаем, что потом произошло с убийцей. Предположим, никто не захочет ходить в тюрьму к убийце своих детей, с ним разговаривать, спрашивать его: «Ну, как ты здесь живешь?». Если будут ходить, то, чтобы постараться сделать ему еще больнее.

А представим себе, что в нем что-то перевернулось, и 20, 30 лет, которые он будет там сидеть, будут наполнены реальными страшными муками. А раскаяние будет наполнено покаянием, может быть, слабой надеждой на то, что Господь по Своему великому милосердию помилует его, а, может, не будет этой надежды, но будут слезы покаяния – и Господь по Своему великому милосердию реально исцелит этого человека, даже после того страшного греха... А теперь обратим внимание на тех, с чьей семьей произошло это страшное безутешное горе: в сердце, конечно, будут и печаль, и ненависть, и злоба, и желание уничтожить этого человека...

Но как страшно умереть с этим – перейти в вечность со всем тем, что ест душу изнутри, с обидой, печалью. От этого же будет не так просто разрешиться. Поэтому Господь призывает прийти к Нему всех обремененных, труждающихся и найти в Нем покой.

Господь призывает нас облиться слезами горя, но постараться за всеми личинами страшного убийцы разглядеть душу человеческую, которая может стенать, мучиться и страдать. Может быть, это не получится, но если захотеть, чтобы получилось, то человек может молиться к Господу, как наверняка молилась преподобномученица Елисавета Федоровна, чтобы Господь дал ей возможность простить: это тоже дар – от Господа. Мы в себе такого ресурса можем совершенно не найти: где его взять, если все покрыла печаль, тоска, ненависть?

Вопрос от телезрителя Владимира из Воронежа: «Например, православный человек попал в какую-то скорбную ситуацию. Он начинает в себе искать причину, что совершил какой-то особый грех. Понятно, что Богом положено какое-то время нести воздаяние за грех. Об усопших тоже можно такое услышать…».

– Как раз сегодня у нас разговор и о воздаянии, в том числе при жизни и после смерти. Что касается нашей жизни, в которой мы живем, то, безусловно, человек совершает грех – преступление против Бога. Грех человека уводит от Бога по его свободной воле: это было его зачастую свободное решение, движение его воли. И он может укорениться в грехе и в нем и погибнуть.

Но Господь никого не желает погубить. В отличие от нас, людей, которые могут кому-то желать смерти, Господь благ и милосерден и ждет спасения и покаяния от каждого грешника. И, безусловно, Он может в жизни этого человека подействовать тем образом, как будет потребно для его спасения, хотя это может показаться каким-то страшным действием в жизни человека. Но когда мы говорим о воздаянии, тут нужно понимать, что воздаяние – не карма, когда человек совершил что-то и уже ничего не исправить.

Отец пустил в сына стрелу, и если мы будем говорить в понятиях кармы, то, якобы, так предопределено было и стрела обязательно попадет в сына. Если же мы будем говорить о христианском понимании, то Господь в силах в миллиметре от лица остановить эту стрелу – она упадет, и сын окажется невредим.

Господь человека не наказывает, но может поставить в условия, когда он, совершив страшный грех, переживая страшное раскаяние и каясь в этом грехе, придет к своему спасению. Если это произойдет, будет замечательно, – но это будет большой труд для человека.

Воздаяние после смерти: есть частный суд для каждого усопшего, есть всеобщий Суд, который мы исповедуем и все ожидаем – он еще не пришел. Если бы окончательным было решение Господа по поводу того или иного человека, то молитва за усопших была бы совершенно бессмысленной, но мы молимся, зная, что человек при жизни грешил, жил не совсем правильно (в нашем понимании).

Мы можем искренне молиться, чтобы Господь по Своему великому милосердию в день Страшного Суда исправил участь этого человека и вывел его из ада, если он там пребывает, в Царствие Божие.

Если говорить о воздаянии, человеку дается время – как бы взлетная полоса или, наоборот, тормозной путь. Мы говорим: «Этот человек столько ворует, столько грешит! Как только его земля носит?». Для человеческого понимания это непонятно: Господь давно должен был его истребить, но дает ему еще день, еще шанс – еще немножечко времени, чтобы он остановился и понял, что идет не туда.

Предположим, я не знаю, что чувствует чиновник, когда его хватают за руку и сажают в тюрьму за то, что он занимался коррупцией. Он не пишет в Twitter после этого о своих духовных переживаниях, но они ведь могут быть: могут быть подлинное раскаяние и очень длинный путь покаяния – гораздо длиннее, чем тюремный срок, который он получил. Люди могут его не простить, люди могут запомнить его как последнего мерзавца, но Господь видит его сердце – Один только Бог. И только Он знает, что в этом сердце изменилось или не изменилось, воспользовался ли он тормозным путем (и в то же время взлетной полосой) для себя или не воспользовался. Если он ею не воспользовался, то там уже только погибель. А если воспользовался?

Вопрос от телезрительницы Надежды из Воронежской области: «Если я совершаю грех и знаю, что это грех (могу его не совершить, но совершаю), я понимаю, что виновата. А есть момент: знаю – это грех, но не могу противостоять ему. Как относиться к этому? Я не могла, например, противостоять жадности… И у меня случаев бывает много, когда я не могу противостоять чему-то. Что это?».

– Это наша человеческая природа, которая поражена грехом и склонна грешить. Но апостол Павел говорит: кто кем побежден, тот тому и раб. Мы можем господствовать над грехом, можем господствовать над своей природой, – но только с помощью Божией. Евангелие говорит более 300 раз, что самая трудная заповедь для исполнения (когда я узнал об этом, был очень удивлен) – не бойся! Она начинается с первых глав Книги Бытие и через все Священное Писание просто лейтмотивом идет – не бойся, не бойся, не бойся, только веруй; просите – и дано будет вам.

Господь не пустословит – Он обещает нам: если мы будем веровать, если со всей неотступностью будем просить, стучать в дверь, то дверь обязательно откроется. Нужно просто понимать, что в себе мы часто не найдем (мы сегодня говорим об этом в передачи) ресурса, необходимого нам для нашего преображения во Христе. И тогда ничего не остается, как осознать себя нищими духом, не имеющими возможности стать лучше без помощи Божией – и просто возопить: «Господи, дай мне сил!» и непрестанно просить их: не останавливаться, не отчаиваться, не бояться. Тогда Господь обязательно исцелит.

Все ведь от чего у нас? От нашего маловерия. Господь говорит: если будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе ввергнуться в море, она ввергнется.

Господь призывает апостолов: «Воскрешайте мертвых, выгоняйте бесов, исцеляйте людей». И ведь, возможно, мы могли бы и беса выгнать, и исцелить именем Божиим человека по вере своей. Если бы мы действительно веровали – по-настоящему.

Я не говорю, что мы все неверующие: и мы, сидящие в студии, и телезрители телеканала «Союз». Нет. Господь видит движение сердца, видит, что мы движемся к Нему, в Его сторону, и Он призывает нас Ему верить, чтобы мы жили в вере, чтобы мы ее обрели и через веру Господу нашему Иисусу Христу спаслись. Пожалуйста, верьте Господу, не бойтесь, просите – и дано будет вам.

Мы часто слышим, и справедливо, такое выражение: Господь есть любовь. И в этом случае возникает вопрос: «Как же так? Спасутся все – и серийный убийца, и маньяк? Тогда какой смысл в моем духовном труде? Я, в общем, хороший человек – каждый день молюсь, читаю каждый день Священное Писание, причащаюсь и так далее. А тот человек – убийца. Он тоже спасется?».

– Вот есть я, есть мои отношения с Богом. От них отношений, от того, как они будут выстроены, зависит мое спасение.

Дальше я ничего не могу сказать: мне сказать об этом нечего по той простой причине, что мы с вами имеем множество библейских примеров – в том числе и благоразумного покаявшегося разбойника, о котором мы сегодня говорили. В глазах людей ничего, кроме осуждения и ненависти, он не вызывал и умер на кресте осуждаемый и ненавидимый. И никто даже подумать не мог из смотревших на эту казнь, что этот самый разбойник сподобится святости и войдет первым в рай.

Не священники, не монахи, не богословы, не книжники и фарисеи, а разбойник.

– Да, поэтому хочу ответить на этот вопрос так. Внешне человек может быть последним мерзавцем, по нашему мнению, но что у него внутри творится, мы не знаем.

Вы упомянули человека из колонии. Мне тоже доводилось бывать в Мурманской области с Владыкой в колонии особого режима, где сидят люди по 20 лет и больше. И мы служили Литургию в храме, где были молящиеся заключенные. Некоторые из них причастились Святых Христовых Таин. В алтаре тоже помогали заключенные. Кто-то из сотрудников колонии нам сказал: «Вот вы видите их, они молятся – такие все святые... А здесь на каждом по нескольку трупов. Не будем показывать, на ком сколько, но тем не менее». Я не оправдываю ни в коем случае грех, что они совершили: это ужасные поступки, но кто знает, кроме Бога, что происходит в их сердцах? И как они после этого живут: каются каждый день и плачут о содеянном или (в храме таких наверняка не было, но, может быть, в самой колонии есть) кто-то подкидывает монетку и хвастается, сколько прикончил людей – и для него это достижение? Он не видит в этом никакого противоречия, совесть его усыплена, его не терзает. Такое тоже может быть. Поэтому я не знаю, спасутся ли эти люди.

Но я могу размышлять о своем спасении и молить Господа, чтобы Он спас меня, моих ближних, которых я люблю, и всех, кто этого спасения в Бозе жаждет.

Можно сказать, мы ненавидим грех, но любим человека. И если он от греха отделим, то путь к спасению очевиден: человек может и в себе возненавидеть этот грех. Наверное, это тоже борьба со своей плотью, со своим грехом, и если мы увидим свой грех, то сможем отделить грех от другого человека, полюбить его, возненавидя грех.

– Безусловно. Есть духовный закон: если человек совершает тайный грех, это может стать явным. Если человек грешит и грешит, то в конце концов может попасть в ситуацию, когда грех для него станет невозможным: с ним что-то случится, он окажется, например, в тюрьме, совершив страшное преступление – или еще что-то... Но помимо духовного закона воздаяния и за добро, и за зло есть еще Божие Промышление о каждом из нас. И уже неизреченно, как Господь действует в нашей жизни: спасает, милует или, наоборот, отпускает вожжи – и человек летит в пропасть, ибо сам этого хочет: не потому, что этого хочет Бог.

Записали:
Елена Кузоро
и Екатерина Береснева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс