Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №4 (1045) → Протоиерей Александр Трушин: Очень важно отсечь наши выдумки про нас самих – как дети любят говорить, «не воображай»

Протоиерей Александр Трушин: Очень важно отсечь наши выдумки про нас самих – как дети любят говорить, «не воображай»

№4 (1045) / 27 января ‘20

Беседы с батюшкой

Вопрос телезрительницы: «Мой муж умер 10 лет назад. Каждый раз перед годовщиной я за 40 дней начинаю читать чин литии, совершаемый мирянами на кладбище. Может, я неправильно делаю?».

– Можно, конечно. Существуют разные молитвенные правила поминовения усопших. Кто может запретить молиться человеку, тем более если он поминает своих близких? Я знаю, что в священнической практике мы предлагаем, когда человек скончался, первые 40 дней читать Псалтирь; и самое лучшее, если вы будете постоянно поминать человека при чтении Псалтири: и вам хорошо пребывать в молитвенном состоянии, и душе усопшего это нужно. Но и души живых нуждаются в поминовении, поэтому чтение Псалтири и поминовение на «Славе» усопших будет полезно и для души усопшего, и для души читающего.

Хорошо, когда люди молятся, находят время прийти на кладбище и помолиться о близких. Тема смерти полезна для верующего человека, ибо он вспоминает, что предстанет пред Богом, будет держать ответ – тогда-то хвостиком не повиляешь, не скажешь: «Господи, меня тут сосед в пост откормил шашлыками, поэтому я наелся».

Действительно, мы дадим ответ перед Богом, мы будем перед Ним такие, какие есть на самом деле: не будет у нас выдуманного нами Бога. Нередко человек внутри себя проигрывает такое кино: как бы Бог ему сказал то, а он бы Ему ответил это… Такая фантазия иногда сопровождает человека, но это ничего общего не имеет с тем, как мы будем перед Господом держать ответ.

Нередко люди приходят в церковь в таком состоянии: они заранее нафантазируют, что скажут батюшке, как им батюшка ответит, что они ему дальше скажут. Такие вот диалоги мы любим внутри себя составлять. Приходит человек, а батюшка что-то не так ответил. И видишь, как человек начинает сердиться, метаться туда-сюда. Думаешь: чего ты мечешься? Тебе никто грубо не ответил – просто ответили не то, что ты хотел, не то, что ты «запрограммировал». Очень важно нам с вами в церковной жизни уметь разделить свои пустые мечтания, представления о Церкви и то, что с нами происходит на самом деле.

Очень хотелось бы, чтобы мы почаще видели, кто мы на самом деле. Мы очень любим надевать маски: в храме я такой – дома другой. Оставаться в своей простоте, чистоте было бы очень полезно человеку.

А как определить, какой ты? Может ли человек самостоятельно в себя заглянуть и увидеть свои грехи?

– При постоянной духовной жизни, конечно, реально: люди, постоянно исповедующиеся, очень хорошо видят свои грехи. Многие очень хорошо умеют понять, что есть грехи, с которыми они справляются, а есть грехи, с которыми они справиться не могут. Это первое. Второе: похвально, если есть хорошие духовники. Задача духовника – не посоветовать, какие ботиночки купить и куда поехать отдыхать, а помочь человеку определиться в духовной жизни, которую человек пытается вести.

Здесь нередко мы с вами не выдерживаем. Если духовник с нами откровенен, то мы не выдерживаем этого. Вот если он скажет: «Знаешь, да ты, миленький мой, обжора», – то, конечно, меня обида раздирает. Мне-то кажется, что я герой, пощусь: не стал есть то, это... Это я привожу как пример. Нередко духовники или по любви, или видя немощь человека, не говорят ему что-то напрямую – и люди не видят за собой грехов, не справляются с этим.

Наверное, раньше всех это должны бы делать родители: с подросткового возраста давать наставления. От отца, матери ребенок должен слышать: каков он, к чему склонен, к каким прегрешениям (или, наоборот, какие у него есть таланты). Но сейчас мы уже этого не видим. Мамы заняты с головой на работе, папам тоже некогда. Ребенок растет в своих страстях, не получив прямого указания… Поэтому очень важно, чтобы мы были в своей простоте: могли отсечь наши выдумки про нас самих – как дети любят говорить, «не воображай»... Так и есть.

У нас следующий вопрос: «Сколько раз в день нужно читать Евангелие и как правильно его читать? Можно ли молиться во время службы и читать акафист? Если я сокращаю утренние и вечерние молитвы – это грех? Как правильно читать эти молитвы? Есть какие-то правила: сидя, стоя?».

– Удивительно, что такие вопросы появляются: такое впечатление, что все священники, выступающие на телевидении, только об этом и говорят. В интернете тоже, смотрю, священники тоже дают наставления в вопросах нашей повседневной жизни. Но раз уж этот вопрос звучит, не будем его опускать.

Что же, друзья мои, сказать? Есть возможность – читайте Евангелие целый день. Бог в помощь: чтение Евангелия рассматривается и как молитва тоже.

Сокращаются ли молитвы утреннего и вечернего правила? Я знаю людей, которые не успевают вычитывать правила. Они в полшестого утра уже едут на работу, возвращаются поздно вечером. Они используют совет преподобного Серафима Саровского: три раза в день читают «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся», «Символ веры», и вот это их молитвенное правило; поскольку оно небольшое, у них есть возможность читать его со вниманием, не отвлекаясь. Это очень немаловажный фактор: нередко люди губами читают правило, а умом уходят далече. Мы с вами прекрасно понимаем, что такая молитва не принимается. У святителя Игнатия (Брянчанинова), если я не ошибаюсь, есть слова, что такая молитва – пустое сотрясение воздуха.

Поэтому, чадца возлюбленные, только с благословения своих духовников возьмите правило, когда бы вы могли не отвлекаться, читать молитвы, сохраняя свое внимание.

И вот здесь мы с вами подходим к такому непростому моменту, когда Господь говорит: «Где двое или трое соберутся во имя Мое, там Я посреди них». Это касается не только церковного сообщества, не только церковного собрания на богослужении, но двое – это душа и тело. Если тело молится, а душа в это время «ходит» по рынку или торговому центру, то вас не двое – Господь не наполняет человека, нет Христа в человеке в этот момент. Если более тонко смотреть, то мы говорим: тело, душа и дух. Вот те трое, которые должны вместе пребывать на молитве. Тогда Христос наполняет человека. А если духом человек пребывает в другом месте, то Бога в нем нет. Поэтому вновь призываю: исполняя молитвенное правило, старайтесь приложить к этому все силы, то есть собраться мыслями. Всем рассуждением своим, всею крепостью своею, всею душою своею предаться именно молитвенным словам.

И, насколько я понял, прозвучал вопрос о чтении акафистов во время богослужений? Это вообще недопустимо. Многие святые отцы на это говорят, что во время пребывания на богослужении мы полностью слушаем службу.

Иначе зачем мы пришли, правда?

– Конечно. Есть редкие случаи, когда мы с вами опоздали на службу, находимся где-то в конце храма (храм полон) и по каким-то причинам не слышим хор или возгласы священника, тогда единственное, что разрешается, – творить Иисусову молитву. А все остальное время мы слушаем возгласы священника, прекрасные песнопения, иначе наше пребывание на службе не принимается Господом.

Помним, как Василий Блаженный обвинил Ивана Грозного, когда тот побыл на богослужении: ты был в это время не на службе, а гулял по Воробьевым горам – святому было открыто, где пребывает человек своей душой, своим умом.

Поэтому ни в коем случае на церковной службе не будем лишать себя этого благодатного состояния, внимания к песнопениям, словам священника, его возгласам, ведь он молится от нашего имени, за нас и наших близких, поэтому, конечно, обязательно на службе участвовать в самом богослужении.

Вопрос телезрителя: «У меня во время молитвы часто возникают хульные мысли. Как мне их побороть?».

– Об этом часто пишут святые отцы – что бес нашептывает на ухо, старается выбить человека из молитвы. Мы просто продолжаем с вами молиться. Некоторые говорят: «Батюшка, я начинаю все снова». Спрашиваешь: «И сколько длятся твои утренние молитвы?». – «Полтора часа». Но это же немыслимо, измучить можно себя… Хорошо, если ты на пенсии, не на работе, а человек, которому нужно бежать на работу, не может так правило исполнять.

Поэтому, друзья мои, какие бы мысли враг нам с вами в ухо ни вдувал, ловим их в кулак и сохраняем свое внимание на тех драгоценных словах, которые мы перечитываем, – будь то слова Иоанна Златоуста, Василия Великого или множества других святых. Ведь молитвы даны нам с Неба через святых, и мы обращаемся к Небу, к Богу.

А если начинаешь читать молитвы и понимаешь – «не идет», что лучше: прекратить молитву или бороться?

– Я думаю, такой вопрос желательно решать с духовником. Но раз уж мне выпала такая функция – заменить духовника в эфире, то хотелось бы обратиться к каждому человеку индивидуально…

Это было давно, я еще был помощником в алтаре, сам – мирской человек, и видел священника, который выходил исповедовать, возвращался и начинал делать земные поклоны – там оказывались две женщины (или одна), которые его страшно раздражали, и он говорил: «Я в таком состоянии не могу начать Литургию – не имею права». И вот сделает с десяток земных поклонов, попыхтит немножко – и уже с улыбкой, радостью, с веселыми глазами начинает Божественную литургию. Это замечательный пример. То есть у каждого из нас свой подход. Кому-то надо отойти и почитать Иисусову молитву, прежде чем приступить к молитвенному правилу, кому-то надо сделать земные поклоны, а кто-то (у меня на глазах было) святой водички налил на ладошку, лицо протер, по волосам прошелся, вздохнул и начал молиться. Сошло то состояние отвлеченности или искушения, которое в это время одолевало.

Если, например, человеку 76 лет, то советовать ему сделать несколько земных поклонов язык не повернется, в лучшем случае пусть один поклончик сделает; в таком возрасте я бы посоветовал ему умыться святой водичкой. А если тебе 30–40 лет, то перед молитвой сделай несколько земных поклонов: пусть отойдут отвлеченность, рассеянность, и тогда спокойно приступишь к молитве, чтобы ты мог действительно помнить, что разговариваешь с Богом в этот момент – это страшный момент, торжественный. (Есть даже такие случаи, когда человек во время молитвы вдруг умирал.) Лучшего, наверное, не придумаешь.

Когда преподобному Серафиму Саровскому был открыт час его смерти, и он встал на молитву, сомневаюсь, что он отвлекался и думал о чем-то другом. И мы не знаем, когда Господь изволит изъять нашу душу. Прекрасно, если это будет во время молитвенного правила, когда мы полны внимания к молитве, к Богу. Тут уж душа, как на лифте, на лесенке с молитвенными крыльями, поднимается прямо ко Господу, в Его любящие руки.

Вопрос телезрителя: «Идти на поводу – нехорошо. А где грань между любовью и угождением человеку?».

– Я думаю, здравомыслие и жизненный опыт должны подсказать человеку, что мы называем угождением, а когда подходим к человеку с любовью.

Если ребенок получил двойку или хулиганил и пришел к матери с покаянием, а она обняла его, сажает за стол и кормит – она угождает своему сыну или любит его? Жена терпеливо отнеслась к мужу, который усталым вернулся с работы, ворчит… Она потерпела, пока он разуется, помоет руки, поставила перед ним тарелку щей, положила второе, потихоньку спросила, как идут его дела (или помолчала, потерпела, пока он покушает, и только после этого начала спрашивать) ­– она ему угождает или по любви своей так поступила?

Не должно смешивать эти понятия. Угождение и любовь – разные вещи.

Когда священник стесняется сделать замечание своему прихожанину, что тот постоянно впадает в один и тот же грех, не говорит ему: «Миленький мой, сколько же можно? Что ты все время пьян?» – он угождает своему прихожанину, чтобы не испортить с ним отношения: «Подумаешь, пьян! Он же пришел в церковь – уже хорошо!». Хорошо… Но если он из года в год это делает – получается, я ему угождаю. И так во многих вещах.

А если по любви, нужно как раз взять за плечо и сказать: «Знаешь, миленький мой, от тебя в очередной раз несет. Давай-ка ты сейчас иди из церкви, посиди на крылечке, подумай, что такое состояние недопустимо. И чтобы в следующий раз я тебя видел трезвым». Вот это будет любовь.

Жизненный опыт и рассуждение должны нам подсказывать в таких вещах. Конечно, хочется, чтобы с любовью все друг к другу обращались. Но это уже как каждому даст Господь, по его силам.

Вопрос телезрителя: «Часто из святых мест паломники-друзья привозят разные браслеты (бывает, с иконками), нитки, четки и так далее – это действительно что-то святое или просто побрякушки?».

– Я считаю, это – бедствие наших дней. Однажды, уже много лет назад, отправляясь в Иерусалим, чтобы посетить монастырь Марии Магдалины и знакомых монахинь, я тоже набрал из Москвы всевозможных иконочек, чтобы им подарить. Воодушевленный, представляя, как монахини будут рассыпаться в благодарностях, я пришел в монастырь, торжественно вручаю эту кипу иконок, и вдруг они говорят: «Батюшка, забери их обратно. Нам столько этого привозят! Грех не хочется брать на себя. Все это валится, падает, за шкафами лежит в пыли. Бога ради, раздай кому-нибудь – нам ничего не надо. А что приехал, рассказал, как у вас в России идут дела, – это для нас огромная радость».

Нет необходимости в обилии этих маленьких иконочек, ниточек, браслетиков. Тем более многие их не носят или носят не к месту или неаккуратно.

Зачем это? Я понимаю, что желание подзаработать есть на каждом приходе, и ищут для этого пути, но к духовной практике это не имеет никакого отношения. Лучше на стоимость браслетика подайте записку – пусть в этом монастыре обо мне, старом грешнике, помолятся: это гораздо дороже. И прикиньте, кому вы собираетесь везти браслетики – взрослым людям? Напишите о них записку, пусть о них священник помолится (или братья или сестры) – будет большая польза. Если вы маленьким детишкам везете – хорошо, им интересно. Действительно, они не понимают, что такое записочки, и с радостью относятся ко всяким браслетикам и прочим побрякушкам.

Мы с вами находимся, так сказать, на пограничной полосе: каким-то храмам нужен доход, который они получают от продажи этих сувениров, но одновременно мы должны подходить к этому с разумением.

Паломнических поездок сейчас совершается много, иногда на автобусе можно увидеть табличку: «К отцу такому-то» – например «к отцу Иоанну». И я думаю: «Бедненький отец Иоанн! 45 человек к тебе едут, совершенно незнакомые. Как ты будешь с ними справляться?!». В другом случае встретил еще одно объявление – не стесняясь пишут: едем в такой-то монастырь с заездом к схимонахине такой-то – она, мол, помогает, чтобы были дети, после нее никто не остается бездетным. Думаю: «Молодец схимонахиня! Как она управляется с такими вещами?!».

Вы знаете, по немощи нашей некоторые падки на магические объявления. Но надеемся, что по мере духовного возрастания человек будет отходить и от ниточек-браслетиков, и от таких вот магических заскоков.

Батюшка, а так ли нужно ездить по святым местам, к отцам Иоаннам, схимонахиням? Почему людей тянет?

– Нет, друзья мои, паломнические поездки, конечно, полезны время от времени. Но хорошо бы они были по-настоящему паломническими: приехать, помолиться, поклониться... Не превращать это в ежедневную поездку, катание на автобусе с комфортом, с великолепным питанием, без конца работающим телевизором, пустой болтовней (пока едут в автобусе, всем перемывают кости).

Время от времени поклониться святым местам, конечно, надо, и слава Богу, что у нас есть возможность поехать либо по родной стране, либо организуются паломнические поездки в другие страны к святым местам… Есть незабываемые поездки, которые меняют жизнь.

Паломничество было во все века. Раньше пешком ходили, паромами добирались, например, в Иерусалим (или какими-либо другими трудными путями), но паломничество к святым местам было всегда. Сейчас оно тоже есть. Но человеку, который говорит, что в 20-й раз едет в Оптину пустынь, хочется сказать: «А ты не хочешь свой паломнический билет отдать другому человеку, который там ни разу не был? Ей-богу, получишь больше духовной пользы». Вот такие вещи были бы полезны, тогда бы мы с вами в Бога богатели.

На самом деле не нужно очаровываться, когда едешь куда-то. А если все-таки едешь – что нельзя, Вы сейчас перечислили, а что нужно делать? Может быть, какие-то особые молитвенные правила, какие-то рекомендации?

– Для любого священника, если он едет с группой, это дополнительная служебная нагрузка. Как закон: в паломнической поездке люди исповедуются, беседуют или сам священник ведет беседы, на которые не было времени, а здесь, в уютной обстановке, есть возможность рассказать что-либо душеполезное для тех, кто едет. Хотелось бы, конечно, чтобы, приезжая в монастыри или в те или иные святые места, люди прикладывались к тем святыням, ради которых они приехали.

Совсем необязательно, я считаю, там причащаться. Многие задаются такой целью: «Мы были в монастыре – мы причастились». Я был свидетелем, когда духовник спрашивал: «Простите, у Вас нет возможности причаститься у себя на приходе?». – «Батюшка, есть, но раз мы там были, мы должны были причаститься». Необязательно. Вы ехали, предположим, в Дивеево к мощам. Ваша задача – приложиться к мощам, побыть на богослужении, а уже причаститься вы можете и у себя дома, подготовившись, настроив себя духовно, а не так: заскочили, причастились, побежали дальше, теперь поедем в следующий монастырь – нам надо успеть там причаститься.

Не понимают люди, что Христос и в Дивеево, и в Сыктывкаре, и в Норильске, и везде?

– В огромном соборе в центре Москвы или в крохотном храме на окраине Сибири – Господь нас ждет. Хорошо бы, чтобы люди, отправляясь в паломничество, духовно готовились к самому паломничеству. Чтобы это была не форма развлечения, а именно духовная поддержка.

Батюшка, спасибо за беседу. Будет правильно, если последнее слово в эфире будет за Вами.

– Дорогие мои, храни всех Господь! Пусть у всех нас в сердце будет Христос Родившийся, Бог в помощь всем!

Записала:
Наталья Культяева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс