Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Владыка, я хотела бы предложить поговорить о новом, только входящем в нашу жизнь явлении – искусственном интеллекте.
– В минувшем году эта тема как-то обострилась, и не только в связи с новыми технологиями. Самый главный вопрос: каково наше место в этом мире?
В информационном пространстве все эти темы на поверхности. В 2019 г. я узнала, что Татарстан стал первым регионом страны, где ввели должность уполномоченного по технологиям искусственного интеллекта – уже настолько это внедряется в нашу обычную жизнь. Искусственный интеллект – ожидаемое явление? Что-то о нем есть в Священном Писании?
– Священное Писание в центр внимания ставит самого человека так, что убеждает нас Откровением Неба: человек всегда остается самым главным, самым любимым созданием Творца и все создаваемое им в том числе для себя самого, есть проявление творческих способностей, данных ему Творцом.
Несомненно, Господь призывает нас, чтобы эти проявления служили на благо человеку, чтобы между человеком как творением и Создателем не стояло никаких преград, а мои изобретения не были похожи на Вавилонскую башню из Библейской истории с желанием подняться до самых Небес, показывая свое собственное могущество и превосходство. Вот в этой концепции можно говорить и о современных технологиях.
Почему человеку требуется все больше и больше комфорта? Современные технологии настолько упрощают жизнь, что осталось только кнопочки нажимать, все само вокруг тебя будет двигаться и делаться. Человек настолько ленив или так загружен современной жизнью? Ему действительно это необходимо?
– Комфорт никогда не должен становиться самоцелью. Если человек заходит в пространство своего дома и задается целью сделать все как можно комфортнее, как можно удобнее, то необходимо договорить для себя: для чего я создаю это пространство дома?
Если мы комфортом называем хорошие, удобные кресла, где будем каждый вечер вместе пить вечерний чай или читать книгу вслух со своими детьми, то это неплохо. Но иногда комфорт, который человек создает вокруг себя, вытесняет возможность общения с другими. Это некая мягкая, со всеми удобствами раковина, закрывшись в которой, ты можешь автономно существовать. Такая раковина бывает: ее обычно погружают в землю на глубину до 2-х метров и называется она – гроб. Тогда весь комфорт может быть неким напоминанием, что мы себя изолируем.
Кстати, можно найти громадное количество примеров, в том числе из Священного Писания, когда ветхозаветные патриархи, призываемые к общению с Богом, оставляли свое уютное, удобное жилище и разменивали его на безлюдную пустыню, чтобы в пустыне общаться с Богом. Но это свое жилище они наполняли людьми, друзьями и в этом наполнении служили Богу своей благодарностью за данную жизнь.
Есть люди, категорически не принимающие ничего нового; они говорят: «Нет, я родился в таких условиях и буду так жить». Такой консерватизм хорош?
– Я знаю множество людей (не пожилых – среднего возраста), которые говорят: «Я не буду пользоваться смартфоном» и имеют обычный кнопочный телефон. Здесь вполне уместно вспомнить слова Писания, когда апостол говорит: «Все мне можно, но не все полезно. Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». Это относится и к новым устройствам, которые появляются в нашей жизни, чтобы ее облегчить. Но вопрос: чем же наша жизнь так утяжелена, что мы ее все облегчаем и облегчаем? При этом мы все тяжеловеснее в отношениях, в семейном счастье.
Доктор филологии и биологии Т. Черниговская считает, что мы уже под контролем, хотя искусственный интеллект только начинает активно развиваться. Одно наличие сотового телефона уже делает нас уязвимыми. Вы с ней согласны?
– Да, совершенно согласен. Спасибо, что вспомнили это имя. Я, пользуясь нашей беседой, хотел бы всем нашим собеседникам порекомендовать обратиться к Т. Черниговской – у нее удивительно интересные лекции, которые затрагивают самые глубинные темы, в том числе и темы человеческого интеллекта.
Я с ней согласен. Мы определяем что-то, «без чего жить не можем», и в этом наша уязвимость. Хорошо, когда то, без чего я не могу, – мои вера, дружба, любовь: тогда я буду по-настоящему неуязвим. А если моя уязвимость – технологические устройства, которые так наполняют мою жизнь, что делают меня совершенно зависимым от них, вводя в состояние потерянности?
Недавно на встрече с молодыми людьми в университете в Пятигорске я предложил провести такой эксперимент: оставить раз дома телефон и выйти на улицу без телефона – и, вы знаете, я увидел некоторый ужас в глазах: это почти то же самое, что выйти неодетым. «Как без телефона? Вся моя жизнь здесь» – и вот это очень опасно… Хорошо, когда вся моя жизнь в тех, кто может смотреть на меня, общаться со мной, то есть в людях.
У Т. Черниговской прочитала вопрос, вынесенный в заголовок статьи: нам еще есть место на этой планете? Нас вытесняют?
– Как бы странно это ни звучало, мы сами себя вытесняем, сами себя тесним. Иногда встречаешь человека, спрашиваешь: «Как твоя жизнь?». Отвечает: «Ой, так тяжело». – «А что случилось? Расскажи». Человек начинает рассказывать, и ты понимаешь: все, что так тяжело, он сам нагородил в своей жизни, сам насобирал – и никак не может от этого избавиться. Это «тяжело» не пришло снаружи, а то, что ты не можешь выпустить из своих рук – тянешь «авоськи», которые оттягивают руки до самого пола.
В этом смысле ее вопрос, есть ли нам еще место в пространстве, как раз обозначен именно этой проблемой: чем я заставляю свою жизнь, как ее обустраиваю? В своем «комфорте», в этих громадных зеркалах, я вижу только себя? Это царство кривых зеркал, или это комфорт, наполняющий меня присутствием реальных людей?
Как Вы считаете, нужно бояться искусственного интеллекта?
– Порой себя нужно бояться. Нужно бояться самой опасной вещи – зависимости. Вообще, всякая зависимость, всякая несвобода – это начало, скажем так, большого падения: большая несвобода и проблемы, особенно нравственные пороки и изъяны, которые случаются у человека, начинаются с малых зависимостей. «Я без этого не могу», – говорит человек.
Кстати, пусть каждый сейчас себя протестирует: что он может поставить после словосочетания: «Я без этого не могу»? Сразу увидишь, кто ты на самом деле: сейчас, в этот отрезок времени. И, увидев это, сказать себе: «Нет, без этого и того нужно научиться обходиться: скорее всего это не принесет никакой пользы». Вот тогда совершенно не будет страшно.
Владыка, большое спасибо за такую добрую, теплую и оптимистичную беседу. Ваше заключительное слово...
– Дорогие братья и сестры, если позволите – маленький секрет. Когда вы захотите позвать своего сына или дочь словами: «Выключай свой компьютер, хватит перед ним сидеть», скажите лучше иначе: «Знаешь, мне так хочется с тобой поговорить! Пусть работает этот твой компьютер – мне просто хочется поговорить с тобой, я хочу сказать тебе что-то очень-очень важное». Потом подойти, обнять, нежно поцеловать своего сына, дочь, человека, который рядом, и сказать, что любишь его. Я думаю, эти чувства всегда будут самыми драгоценными в отношениях между нами… Пусть Господь хранит всех нас.
Записала:
Инна Золотовская
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.