Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Владыка, почему праздник Рождества мы – католики и православные – празднуем в разные дни?
– Как это ни парадоксально звучит, но празднуем мы его в один день. 25-го декабря он празднуется по григорианскому календарю (и отпразднован в западном мире) и в этот же день, но уже по юлианскому календарю, будет праздноваться в православном мире (только выпадает на 7 января как григорианскую дату). В этом вся разница в календарях.
25 декабря Рождество отмечают не только католики, а еще 11 Поместных Православных Церквей?
– Да, и это связано со многими причинами. Но если мы сейчас коснемся вопросов календаря, летоисчисления, всевозможных календарных реформ, связанных с естественными погрешностями исчисления времени относительно астрономического и земного времени, то можем уйти в глубокую-глубокую дискуссию.
Ведь для нас важно понимать две вещи, как мне кажется. Нужно сказать, что Хозяин времени – Сам Бог, и Он нам дает время, чтобы мы подготовились к вечности: оно – время – не навсегда. Если говорить о принципиальном отношении ко времени, то для Православной Церкви дата, которая празднуется (я говорю о Рождестве Христовом), имеет относительное значение – просто как удивительный факт Боговоплощения.
Для нас важнее и принципиальнее, с точки зрения исторической точности, празднование Воскресения Христова. Кстати сказать, с этим связано то, что наша Церковь продолжает свое летоисчисление в юлианском стиле, и привязано это как раз к правильному исчислению празднования дня Светлого Христова Воскресения. А что касается других Поместных Православных Церквей, то их выбор был связан с определенного рода очевидностью календарных дат для населения в той или иной стране (кстати, немаловажную роль в этом сыграли так называемые праздничные дни, но, слава Богу, в нашем государстве теперь дни с 1 по 7 января выходные).
А если православного приглашают отметить католическое Рождество? Не поучаствовать в застолье, но на службу – можно прийти?
– Я думаю, что для православного человека естественной и понятной будет молитва в том храме, где он крестился. Что касается поздравления своих друзей… В этот день я тоже обмениваюсь множеством поздравлений с людьми, которые празднуют Рождество по западному исчислению, в том числе с живущими в традиции Католической Церкви: поздравить с праздником – разве это плохо?
Вопрос, который я слышу постоянно: не пора ли Русской Церкви перейти на новый стиль – отмечать Рождество вместе со всем миром и без зазрения совести веселиться в новогоднюю ночь…
– Этих вопросов, наверное, с каждым годом будет все больше и больше. Что для нас должно быть правильным определением? Это запрос на что – попраздновать или что-то пережить, почувствовать, подготовив себя к празднику Рождества Христова?
Все зависит от того, что для тебя этот праздник. Очередной выходной день? День, когда ты можешь побыть с семьей (что тоже, кстати, неплохо)? Или это день, когда ты можешь совершить какое-то доброе дело – начиная с молитвы и заканчивая посещением нуждающегося человека?
Мне кажется, сама эта проблематика как раз лежит в области некоторого удобства: вот, пост закончился, можно уже наедаться… Но если человек живет воздержно, для него нет никакой разницы, какое сейчас на дворе время года или какой праздник. А если для человека очень важны эмоции, выброс адреналина в праздники – это уже другой вопрос.
Вопрос следующий (я думаю, он понравится бабушкам, но ответ, может, не очень понравится): почему в православных храмах нет скамеечек (как в католических) – зачем нам такой аскетизм?
– Я много ответов слышал на этот вопрос: «Лучше сидя думать о Боге, чем стоя думать о ногах» – и так далее.
Это связано, опять же, с нашей традицией. Нельзя сказать, что в храмах вообще нет скамеек – они, конечно же, есть, но не в таком количестве. Когда ты заходишь в храм и видишь много скамеек, сразу хочется присесть и посидеть. А в наших храмах этого нет – большое количество людей в храме стоит. Конечно, для немощных обязательно найдется скамья, где можно будет посидеть и, даже во время богослужения, немножко отдохнуть.
Но таково устройство нашей традиции: на самом деле в храмы приходят не отдохнуть (хотя некоторые так и говорят: «Зайду в храм – душа отдыхает»). Храм – место большой работы над собственной душой. И момент посещения храма – это максимальное внутреннее напряжение всего твоего человечества, то же, что посещение врача: «Встаньте и не дышите», момент, когда ты затаиваешь в себе естественное течение своей жизни, чтобы сосредоточиться на самом главном – обнаружить в себе свою душу.
Конечно, кто-то скажет: продолжительное богослужение, люди устают. Но, как правило, эти разговоры начинают и поддерживают те, кто только-только делает самые первые шаги или еще никогда их не делал, они привыкли, что в их пространстве для них есть всегда удобное, комфортное место. Но когда начинаешь жить церковной жизнью, уже не замечаешь, что стоишь, а не сидишь, что тебе не очень комфортно, как кажется.
Когда начинается внутренняя работа, тело очень быстро подчиняется работе души.
Это тоже связано с нашей традицией. Хотя, сказать по правде, во многих Православных Восточных Церквах сегодня употребляются скамьи, чтобы сделать комфортным пребывание человека в храме. Но храм – место молитвы, труда (в том числе и некоторого физического усилия).
Хотел бы вспомнить один благочестивый рассказ (не знаю, насколько он исторически верен, но он существует). Иван Грозный хотел ввести в храмах употребление скамей, чтобы люди могли сидеть за богослужением. Он идет на службу, а перед ним валяется блаженный Василий. Царь спрашивает: «Что ты валяешься передо мной? Поперек дороги улегся». На что тот отвечает: «Ну, коли ты разрешаешь сидеть перед Небесным Царем, так можно полежать перед земным царем». (Не знаю, правда это или нет.) Нашему народу свойственно перед Небесным Отцом стоять.
Очень интересно Ваше мнение. Я встретила факт, что в Лондоне можно встретить церковь, внутри которой расположена кофейня: доход от деятельности кафе идет на содержание церкви. Вроде благое дело, многим импонирует такое совмещенное пространство, а Вам?
– Храм должен оставаться храмом, вне всякого сомнения. Трапезную (говоря нашим языком) можно устроить рядом с храмом. Например, у нас в городе Кисловодске есть замечательная трапезная на церковной территории, куда люди после богослужения могут зайти со своими родными, близкими, даже пообедать, продолжить свое общение, послушать хорошее радио «Вера», которое там постоянно транслируется, посмотреть свежую церковную прессу, поговорить о жизни.
Но устраивать это в пространстве храма, на мой взгляд, непозволительно: место молитвы должно всегда оставаться местом молитвы. И в доме есть всему свое место – есть столовая, кухня, а есть детская спальня. Всему должно быть свое место и свое предназначение.
Даже те, кто никогда не был за границей, по фильмам знают, что Рождество на Западе – это обязательно скупка подарков: куча пакетов, и так далее. Такой атрибут праздника создает настроение или отвлекает?
– Праздниками пользуются все – не только те, кто празднует, но и те, кто продает. И мы всегда должны помнить, что при любом совершенно естественном устремлении человека найдутся и те, кто начнет под него что-то продавать. Так уж устроено наше человеческое общество, наше общение.
Хорошо это или плохо – уже второй вопрос. Но мы знаем, что иногда само продвижение товара в праздники вымывает вообще ощущение праздника. Помните, как Бродский пишет о Рождестве? «В Рождество все немного волхвы. В продовольственных слякоть и давка. Из-за банки кофейной халвы производит осаду прилавка грудой свертков навьюченный люд»… Когда мы начинаем эксплуатировать или, скажем так, находить в празднике возможность (а иногда эта возможность просто навязывается) что-то приобрести, сама суть праздника теряется.
Я много раз становился свидетелем, когда молодые люди приобретают для своих девушек подарки, а те говорят: «А я другое хотела к празднику». Подарок – только знак внимания. Самое главное – не само содержание подарка, а скорее содержание жертвенного сердца человека, который его в виде какого-то дара выражает тому, кого любит.
К нам с Запада идет традиция невероятно красиво украшать дома, улицы. Вам нравится сама атрибутика?
– С детства… Да, я помню улицы нашего города Грозного, который в праздничные новогодние (рождественские? Тогда Рождество не праздновали) дни погружался в иллюминацию – все это создавало не просто ощущение сказки или еще чего-то: для меня это было ощущение света. Ночью света становилось больше. И мой первый опыт духовной жизни, религиозного познания и Рождественской ночи – это когда ночью солнце светит в нарядных гирляндах и в людях, которые радуются свету. Это очень здорово!
Что бы Вы хотели сказать на прощание тем, кто уже отметил Рождество?
– Дорогие друзья, дорогие братья и сестры, всем нам я хочу пожелать, чтобы это нас всегда объединяло: чтобы мы всегда были с Тем, Кто есть Солнце правды, чтобы мы собой не заслоняли этот Свет и помогали другим выйти к Нему. Пусть Господь всегда пребывает со всеми нами!
Записала:
Инна Золотовская
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Всегда в канун Нового года мы собираемся для того, чтобы совершить молебен, испросить у Господа помощи на следующий год и возблагодарить Его за то, что было в годе минувшем.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.