Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (1044) → Архимандрит Александр (Глоба): Доброжелательность

Архимандрит Александр (Глоба): Доброжелательность

№3 (1044) / 21 января ‘20

Беседы с батюшкой

Время праздников – особое, когда люди расположены к доброжелательности, поздравлениям. Давайте взглянем на явление доброжелательности духовным взглядом и разберемся, что же она такое с духовной точки зрения.

– Добро – наверное, это пожелание Самого Бога, чтобы человек имел это качество. Это черта человека, которая определяет его пригодность для Царствия Небесного. Текст Священного Писания (особенно в церковнославянском варианте Священного Писания Ветхого Завета), когда говорит о том, как Господь творит, подчеркивает творение как добро. Это превосходная степень всего наилучшего, что можно было бы создать, и Создатель чего – Бог Творец.

Человек устроен по образу и подобию Творца. Следовательно, он может творить: как и Господь Вседержитель, он должен творить добро во всех его проявлениях. Но добро нельзя делать просто так, если нет такого важного качества, как любовь. Это жертвенное служение, жертвенная жизнь ради определенной цели.

Бог любит людей безусловно. Любовь проистекает из Него, Он хочет делиться ею с человеком, чтобы он, понимая цену любви, мог тоже делиться любовью, этой радостью с окружающими.

Добро имеет и физические формы, которые человек особенно воспринимает в качестве эмоций. Добро для людей духовных, церковных имеет и духовные корни: нет большего добра, особенного, радостного состояния, чем быть в Царствии Небесном, рядом со Христом. Духовное добро должно подкрепляться и нашими земными добрыми делами – Господь нас учит, показывает на страницах Священного Писания, что человек попадает на брачный пир, когда делает особенные добрые дела, которые прописаны в книге жизни, о которых говорили пророки через Священное Писание и Священное Предание.

Эта тема имеет и мистические корни. Но это радостное состояние человека, когда он может творить добрые дела и в реальной жизни.

Иметь способность творить добро, быть добрым человеком – значит быть духовным?

– Бывают состояния, когда человек может творить добрые дела, но не быть духовным. Многие люди будут, наверное, смеяться, но, помните, были в Америке Бонни и Клайд – ужаснейшие преступники? Они были невысокие, довольно щупленькие, довольно миловидные. У нормальных людей могли вызвать только положительные реакции их душевные качества, их борьба с банками, которые устроили засилье в Америке во время депрессии, импонировали людям: им казалось, что эти преступники делают для них доброе дело, грабя банки. На фотоснимках Бонни – молодая девушка (ей было около 23 лет), с зайчиком, очень миловидная, радующаяся, творящая добро девушка. Духовная она была или нет?

Думаю, что нет.

– Вот и ответ на вопрос… Очень часто бывает так. Мы вспоминаем Великую Отечественную войну. Офицеры вермахта были довольно-таки образованные люди, воспитанные, имели собачку или кошечку, очень любили их кормить, гладить, улыбаться, но в день они расстреливали по нескольку сотен, а то и тысяч человеческих душ. Добрые они люди или нет? Решать вам. Я считаю, что нет: это преступники, которые понесли (или должны нести) определенную ответственность.

Духовные качества человека и душевные – две разные составляющие, два разных вектора. Хорошо бы, если бы душевный вектор и духовный шли в одном направлении, рядом, тогда это большая ценность для каждого человека, каждой личности. Все мы, люди верующие, знаем, что, имея определенные положительные характеристики и качества, человек может достигнуть Царствия Небесного.

Вы привели пример Великой Отечественной войны; бойцы красной армии не были формально верующими людьми.

– Я вам скажу больше: было очень много верующих людей. Есть даже изречение одного очень мудрого философа, военного историка, который сказал, что на войне неверующих нет – там все верующие: каждый день видят смерть, страх, видят то, что нормальный человек, наверное, не смог бы вместить в своем уме и сердце. Когда они сталкиваются с такими страшными картинами, естественно, в них просыпаются глубоко лежащие духовные зачатки, и человек начинает верить и молиться.

Формально они были гражданами атеистического государства, но по своим поступкам многие из них были истинно верующими людьми, жертвовали собой ради других, душу свою положили за други своя.

– Да. Из истории Церкви мы помним, что Римское государство было первое время языческим, до принятия эдикта о том, чтобы вера христианская имела государственный статус. Вместе с тем в римском языческом государстве очень часто воины на службе у кесаря были верующими, хотя сам царь был язычником и требовал поклонений и приношений идолам от своих подчиненных и воинов. Люди, которые не выполняли требования царя, положили свои жизни на престол спасения, получив венцы спасения из рук Христовых. Так что в государстве, состоявшем из множества неверующих людей (или антирелигиозных), было очень много исповедовавших Христа распятого и Воскресшего.

Исповедовавших Его своей жизнью, своими поступками…

– Да, своей кровью. И они сделали очень много в спасении других людей, показав им путь. Своим жертвенным служением они показали дорогу в Царствие Небесное, показали, что не нужно бояться временных испытаний, трудностей. В конце концов Христос, Который очень часто являлся принимавшим мученическую кончину, успокаивал их и обнадеживал: «Не бойся», ибо «сегодня будешь вместе со Мной в Царствии Моем».

Зачастую рука об руку с доброжелательностью идет похвала: люди желают друг другу в праздники всего самого лучшего и хвалят друг друга. Как хвалить человека, чтобы это не принесло ему духовного вреда?

– Очень часто бывает, что у людей рождается много искушений. Бывает, из людей, не искушенных в жизненных обстоятельствах, мало-мальская похвала делает гордецов. Люди, не имеющие законных или фактических оснований быть облагодетельствованными, или которых похвалили за какие-то труды, очень часто воспринимают похвалу не так, как надо.

Исходя из монашеского опыта, к похвале, как и к проклятиям, нужно относиться одинаково: тогда ты не переживаешь, что тебя поругали или похвалили, а потом опять поругали. Когда человек пользуется эмоциональными приманками, он себя очень часто ставит в неловкое эмоциональное положение и очень часто страдает после этого: «Вот сделал я доброе дело – меня должны похвалить. Меня не похвалили – какой я бедный-несчастный, не заметили мои труды!». Кто страдает от этого? Человек, который раскрыл свой карман для похвалы.

Очень хорошо, когда человек понимает, что делать добро, быть доброжелательным он должен прежде всего для себя: делать это ради Бога, чтобы быть достойным войти в Царствие Небесное. Если он делает это для формальной похвалы – может быть, для него хорошо, что его похвалили, заметили его труды, но он уже получает награду свою здесь и сейчас.

Человек не воспитал свою волю и душу должным образом: она у него уязвлена. Такой человек при изменившихся условиях может потерять ориентиры даже в христианском жизненном пути. Скажет, что Бога нет, что он разочаровался в Церкви, в людях, которые ходят в Церковь: «Они меня не похвалили, не заметили моих трудов, а я столько положил здоровья, времени и сил, чтобы быть полезным, замеченным, а меня определили на такое место, которое недостойно меня!». Кто страдает в конце концов?

Сам человек.

– Да. Мы должны помнить, что похвала должна твориться на трезвую голову – она должна подчеркивать реальные дела. Сделал человек хорошее? Молодец, дай Бог тебе здоровья, твори дальше, чтобы всем было хорошо. Не сделал? Надо человека поддержать, помолиться за него, чтобы Господь дал ему сил, средств, возможностей, чтобы в будущем он мог реализовать себя с доброй и положительной стороны. Православный человек должен воспринимать эти «приманки» для души очень спокойно. Нужно готовить себя к Царствию Небесному. Добрые дела – как одежда для брачного пира, как сказано в Евангелии, и надо готовить свое сердце к тому, чтобы принять в него Христа, научиться получать духовную радость и делиться радостью духовной. Тогда для человека и жизнь на земле будет комфортна с духовной точки зрения. Он будет приспособлен ко всем духовным состояниям, душевно тоже будет подкован – его никто не сможет обидеть, в чем-то упрекнуть. А если и упрекнут, то человек правильно оценит это и сделает соответствующие выводы, будет правильно себя вести.

Человек, идущий духовным путем, готовит себя к Царствию Небесному. Должен ли он воздерживаться от похвал другим людям? Не создаст ли он ими искушения?

– Православный христианин должен здесь исходить прежде всего из предпосылки, что он должен относиться к людям так, как хотел бы, чтобы относились к нему. Тебе приятно, когда тебя похвалят? И ты тоже похвали иногда. Приятно, когда тебе сделают доброе дело? И ты делай доброе дело. Похвалить человека надо уметь, чтобы не ущемить его (бывает, так похвалишь человека, что даже оскорблять не надо). Это надо сделать правильно, вовремя и в срок, чтобы это было поддержкой для него, было не только словом, но и делом. Когда человек получает незаконную плату, кто в этом виноват? И тот, кто дает, и тот, кто получает. Такой человек слабеет, перестает выполнять свои главные функции, понимает, что можно ничего и не делать, «все падает с неба».

Мы должны к этим явлениям душевного характера подходить правильно – не только с душевной, но и с духовной точки зрения оценивать состояния, которые могут проистекать из того или иного явления. Сделал хорошо – значит, должно что-то хорошее получиться. Человека предупредил о чем-то, уберег от плохого – значит, чего-то плохого не произошло. Доброе это дело? Доброе. Доброжелательность это? Да.

Важно не просто ходить натянув на себя голливудскую улыбку, свои белоснежные зубы показывая всем, а сердцем, душой, умом не проникая в Божий план спасения, Божия делания на этой земле. Мы должны иметь сердце мыслящее, трезвое, чтобы относиться ко всему, что происходит вокруг нас, с христианской точки зрения.

Вы сказали, что иногда человек внешне изображает доброжелательность... Почему это происходит, как исправить ситуацию?

– Прежде всего этими качествами пользуются манипуляторы. В нас заложено доброе – след, когда человек имел опыт общения с Богом. От Него человек никогда не ждал подвоха, чего-то плохого: Бог – свет, радость, любовь, забота. Человек оставил этот след прописанным у себя на генетическом уровне. Он ждет человеческой эмпатии. Образ Божий, образ запечатленного на генетическом уровне Бога, когда человек с Ним соприкасался, видел Его в раю, имеет эту печать: человек хочет увидеть доброжелательность и с теми, кто с ним встречается. У человека лучше контакт, когда он видит улыбающегося без агрессии, с лучезарными глазами, с определенным расположением духа. Человек это все чувствует: это и духовные характеристики, и эмоциональные. Слепые люди, например, чувствуют, стоит перед ними злой человек или добрый.

Даже не видя его.

– Да, это духовные характеристики. Множество различных факторов определяют настроение человека по отношению к собеседнику. Мы должны об этом помнить – и знать, что у человека должны быть определенные внешние проявления доброжелательности… Но прежде всего он должен уметь анализировать, настоящая ли это доброжелательность, или такая: ты стоишь на вокзале, ожидаешь транспорта, к тебе подходит человек, улыбается, отвлекая тебя, лезет к тебе в карман и ворует бумажник с деньгами или какую-то вещь.

Очень часто бывает так, что духи злобы поднебесные, зная нашу эмоциональность, нашу потребность в том, чтобы рядом были добрые люди, которым можно довериться, пользуются этими уловками и обманывают многих. Человек должен быть трезвомыслящим, задавать себе здравые вопросы и здраво отвечать на них.

В чем корень желания человека изображать добро, его не имея?

– Это попытка манипулировать сознанием человека, когда что-то хочется от него получить.

Как исправить ситуацию?

– Надо работать над собой: молиться Господу Богу, Матери Божией, святым угодникам, чтобы они невидимо пребывали с человеком. Невидимые ангелы-хранители, невидимые Силы Небесные ограждают от всякого зла. Это духовная работа над собой, когда человек преда-ет свою жизнь Богу, служению Ему: очень часто бывает так, что он проходит по минному полю и остается цел, а тот, кто прошел школу саперов, специалист по разминированию, подрывается на первом шагу – это мистический опыт, мистическое состояние, явление, когда человек сталкивается с миром невидимым, который реально, в этой видимой жизни, оберегает его от всякого зла.

Если человек чувствует приступ недоброжелательности, негатива, как ему быть? Как мгновенно, словно «скорой помощью», преодолеть негатив, что нужно сделать в первую очередь?

– Прежде всего надо работать над собой – и источнику негатива, и объекту негатива: человек должен знать, как он поведет себя, если его оскорбят. Прорабатывать такие состояния и никак не обнаруживать это на своем лице, в своем поведении, в эмоциях. Сказали тебе – ну, сказали… Как будто не тебе.

Когда ругаются на другого, ты обращаешь внимание? Кто-то обзывает муравья, что тот не так бежит, тебе какое дело до муравья?

Надо выработать такие установки, ответные реакции к факторам внешнего воздействия, чтобы не быть активным рецептором негатива: когда человек работает над этим, он к этому относится очень спокойно.

Бывает, священник проходит мимо людей, которые недоброжелательно относятся к Церкви, к священнослужителям. Начнут они его обзывать, кидать что-то – что священник должен делать? Уйти спокойно, чтобы не быть источником раздражения толпы.

Кто для нас становится примером? Христос: когда толпа пыталась Его побить, хотели Его скинуть с кручи, Он каким-то образом уходил… Апостолы делали то же самое: если толпа агрессивно настроена, они не выставляли грудь вперед: мол, мы вот какие – давайте, бейте нас. Нет, они старались убежать, скрыться – не гневить людей. В том, что человек хочет уйти и сгладить острые углы, ничего плохого нет. Даже если со стороны будет казаться, что он трус, слабак. Кто судья? Судья – Бог. В глаза Божиих человек, который попытался усмирить конфликт, не дать ему развиться, оправдан. А тот, кто все время пытался кого-то спровоцировать, задирался, в глазах Божиих не очень хорошо выглядит.

Как усилить атмосферу доброжелательности вокруг себя?

– Самое главное – не надо эту атмосферу делать искусственно. Когда человек молится, призывает благодать Духа Святого в свой дом, свою семью, пытается жить с Богом, с Его святыми угодниками, с Божией Матерью, с Силами Небесными, он находится под колпаком Божественной благодати, защиты Божией.

Да, такие люди очень часто проходят искушения – когда человек молится, на него очень часто налетают; в таком случае он закаляется. Он должен знать, что, если железо кладут в печь, оно должно нагреться, потрескаться, обгореть, но оно становится крепче. Так и человек должен к себе относиться: он должен знать, что станет крепче, что искушения носят временный характер, они пройдут, а человек закалится для Царствия Небесного. И когда человек знает, что он делает, куда идет, когда есть и моральная, и духовная, и физическая, и эмоциональная подготовка, тогда человек крепкий: он успешно добежит до конца дистанции и обретет Царствие Небесное.

Призываю всех больше молиться, призывать силу, благодать Духа Святого на свою семью, в свой дом, на все свои дела, делать все ради Бога, с любовью, с чистым сердцем, чистыми мыслями – тогда человек будет называться поистине сыном Божиим.

Несколько добрых пожеланий нашим телезрителям…

– Дорогие друзья, пусть Божие благословение, Покров Царицы Небесной, молитвенное предстательство святителя Николая Чудотворца будут со всеми вами в наступившем году!

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс