Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (1043) → Архимандрит Алексий (Вылажанин): Делайте так, чтобы это прежде всего не смущало ваше сердце

Архимандрит Алексий (Вылажанин): Делайте так, чтобы это прежде всего не смущало ваше сердце

№2 (1043) / 5 января ‘20

Беседы с батюшкой

Батюшка, ответьте, пожалуйста, на один из вопросов, которые нам прислали ранее: «Почему в церкви все платно – начиная с Крещения и заканчивая отпеванием?».

– Церковь рекомендует определенные пожертвования в определенном виде (люди сами спрашивают, сколько мы вам должны за то и за то), выводится средняя цифра, приемлемая в том или ином регионе. Но это не значит, что если у вас денег нет, то вас не будут ни крестить, ни отпевать, ни венчать – это абсолютная неправда.

К сожалению, возмущаются люди, которые до конца не понимают, как Церковь устроена и как она живет. И когда люди приходят за водой на Крещение, жертвуя 10 рублей, а унося два ведра воды, они же не думают, что в Москве, московских храмах на ту же холодную воду стоит счетчик, а потом счет выставляется не как в обычные дни, а немножко по-другому.

Помимо всего прочего – храм надо содержать (нужно проводить реставрационные работы – их проводят за счет храма; если это серьезный памятник архитектуры, то там может быть и помощь города, но это если брать Москву, а если рассматривать регионы, то отопление требует оплаты, уборка храма). К сожалению, сегодня у людей сложное положение. Если раньше люди были более жертвенные – приходили в храм и готовы были трудиться, убирать в храме бесплатно, то сегодня хотя и добровольцы есть, но они не каждый день могут помогать, а если богослужения совершаются каждый день, то храм надо каждый день убирать – и надо какое-то материальное вспоможение оказывать людям, которые помогают.

Потом: есть ряд социальных программ (они есть в каждом храме), их тоже надо выполнять. Мы находимся на полном самообеспечении, поэтому вынуждены указывать сумму пожертвования, которая рекомендуется для того или иного действия. Без этого, наверное, Церковь не может существовать.

Почему возмущаются люди? Наверное, сейчас тяжело жить. У людей, к сожалению, нет денег – это беда. Мы это чувствуем и понимаем: нам тоже тяжело, как и всем нашим телезрителям, мы переживаем те же самые трудности.

Есть не очень хорошие случаи, когда попросили какую-то фиксированную сумму или сказали: «Идите креститься в другой храм».

– К сожалению, это зависит уже от конкретных людей. И Церковь земная – несовершенная: она состоит из нас с вами и из тех, кого воспитывает современное общество.

Мы же идем в храм и думаем: вот, сейчас переступим порог храма – и ощутим святость отношений и прочее. Наверное, так и должно быть, и это было бы хорошо, но мы, пришедшие в храм, не задумываемся, что сами несовершенны. Почему нас должен окружать совершенный мир?

В 1920-е годы в Москве служил епископ – он был обновленец, но был очень хорошим проповедником, и однажды во время проповеди он говорил о монашестве, о том, что на монашество нападают – и сказал: «Вот вы осуждаете монахов, а они хотя бы раз в жизни, но хотели быть лучше. А вы?». Хотим ли мы становиться лучше – хоть раз в жизни?

Все мы разные. К сожалению, есть разные священники. Я знаю, что Священноначалие не одобряет таких поступков – и, когда становятся известны подобные случаи, мы пытаемся проводить внушения людям, которые считают, что бесплатно это делать нельзя, а только за деньги.

Иногда говорят: «Я в церковь не хожу – у меня денег нет». Но вам же не нужны деньги, чтобы прийти и помолиться Богу? С вас никто не берет денег, если вы идете на Причастие или за то, что вы идете на Исповедь. Если вы хотите что-то пожертвовать и можете что-то пожертвовать, пожалуйста. Никто не заставляет вас покупать свечу за какие-то безумные деньги – пожалуйста, можете поставить маленькую свечку, это будет ваша жертва (мы помним Евангельское событие о женщине: придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое).

В общем, так и получается: когда приглашают совершить какую-то требу, часто более благодарными бывают люди малоимущие – они благодарят батюшку (даже неудобно бывает порой брать их пожертвования, но они обижаются, когда не берут), а те, кто мог бы пожертвовать больше, жертвуют гораздо меньше.

Я думаю, что задающие эти вопросы будут более рассудительными: в наше время...

– Но это не только в наше время – это существовало во все времена.

Почему строились на Руси великолепные храмы, монастырские комплексы? Не потому, что Церковь была богата, а потому, что люди жертвовали для Бога последнее, что у них было. Благодаря любви к Богу, которая была у людей, и сохранился народ.

У нас в Церкви любят рассуждать о конфликте между преподобным Иосифом Волоцким и Нилом Сорским. Конфликта, в общем-то, не было между ними: каждый занимался делом спасения себя и окружающих людей, даже спора между ними не было. У каждого была своя точка зрения. Потом уже ученики, как у нас это любят делать, пытались доказывать правоту своих учителей: этот прав, а тот не прав. А правы-то оба были: нет единого пути спасения – Господь дал направление, а дальше вы смотрите сами.

Почему преподобный Иосиф считал, что монастыри должны иметь крепкие хозяйства, даже крепостных крестьян, принимал пожертвования большие, в виде деревень и еще чего-то? Это помогало ему совершать социальное служение. Сами монахи при монастыре жили в бедности – приходили люди не из простых крестьян, а состоятельные; приходили, оставляя все, жили в нищете, не имели двух ряс – в одной рясе ходили и в неотапливаемом храме зимой молились (а тогда зимы были посуровее сегодняшних). Но в голодные годы до несколько тысяч человек ежедневно монастырь кормил за свой счет. Под свою ответственность он занимал деньги и покупал хлеб у того, у кого он был, чтобы потом мог рассчитаться с ним и прокормить нуждающихся.

Вопрос телезрителя: «Заключительным творением Божиим был человек? В настоящее время Бог продолжает что-то творить или нет?».

– Мы не можем этого знать. Господь нам приоткрывает какие-то тайны: творения человека, мира. Мы знаем, что Дух Святой дышит где хочет, поэтому мы не можем Ему ни указать, ни показать что-то.

Господь может творить, если Он этого захочет; о Своих желаниях Он нам не всегда рассказывает – как и мы не всем рассказываем о желаниях, что есть в нашем сердце… Поэтому мы благодарим Бога, что Он нам приоткрыл какие-то тайны мироздания, и радуемся, что нас Господь поставил венцом Своего творения.

К сожалению, мы не всегда оправдываем назначение, данное нам Господом. Как Он радовался, когда сотворил человека, и как потом сердце Его скорбело, когда Он видел Сына Своего на Кресте, распятого за нас с вами.

Достойный ли мы венец творения? Мы несовершенны, но в глубине нашей души есть начало Божественное – Дух, что Господь вдохнул. Мы должны стремиться к тому начальному добру, к той начальной любви, которой является Господь.

Мне хотелось бы, чтобы огонечек в нашем сердце все-таки был и иногда воспламенялся в нас, давая понять, какова цель нашей жизни, как мы должны пройти свой жизненный путь. Это очень важно.

Вопрос телезрителя: «Можно ли деньги на пожертвования давать непосредственно батюшке – не будет ли это для него соблазном? Или лучше деньги бросать в ящик для пожертвований, делать это втайне? Как лучше поступить?».

– Поступайте так, как вам подсказывает сердце. Если вы хотите пожертвовать – жертвуйте и не думайте, как это сделать. А если вас вводят в сомнения какие-то вопросы, то, может быть, вы просто не готовы сейчас пожертвовать. Это касается не только жертвы на храм: как говорят, жертва в руке должна запотеть – вот иногда и хочет человек пожертвовать, а все выбирает, какому нищему подать, который ему симпатичнее будет, пытается решить, нуждается человек или не нуждается.

Вас попросили – дайте, если можете. А Господь уже Сам примет вашу жертву и Сам разберется, достоин был человек этой жертвы или нет. Главное, чтобы вы потом не сожалели об этом.

Если вы хотите пожертвовать на храм, не важно, как вы это сделаете: перечислите деньги на счет храма, принесете деньги и опустите в кружку или, допустим, передадите пожертвования через священника. Главное, чтобы от чистого сердца, чтобы не было никакого соблазна поду-мать о чем-то нехорошем в этот момент. Так что делайте так, как вы считаете нужным, а любая ваша жертва примется.

Святитель Николай совершал дела милосердия втайне. Но мы-то люди, и часто у нас бывает человеческое тщеславие: мы хотим не просто пожертвовать, а чтобы все видели, что это мы пожертвовали, чтобы нас потом еще и благодарили за наше пожертвование. Делайте так, чтобы это прежде всего не смущало ваше сердце.

Вопрос телезрителя: «В храм хожу 5 лет, исповедуюсь, причащаюсь, но нет у меня живой веры – присутствует некое смущение, наверное, маловерие. Мне 68 лет, меня мучают мысли о прошлых грехах».

– 68 лет – достаточно большая жизнь. Конечно, она, как у каждого из нас, бывала несовершенна, с плюсами и минусами, радостями и скорбями, с духовными взлетами и духовными падениями. Мучают прошлые грехи. Но почему? Наверное, покаяние в них было не совсем искреннее или грех до сих пор повторяется в жизни: если мы искренне покаялись и исправились от того или иного греха, в котором принесли покаяние, то, наверное, наше сердце где-то успокоится.

Наверное, совесть напоминает нам это чаще всего, чтобы мы не совершали тот или иной грех, чтобы помнили, как от этого противно.

Но иногда бывает, что (к сожалению, грех-то сладок) услада, воспоминание о том или ином грехе не дают нам покоя. Нет внутреннего, духовного мира в нашем сердце, поэтому надо стремиться молить Бога: просить, чтобы Господь дал внутреннее духовное успокоение, чтобы страсти наши улеглись и их было как можно меньше. Но жизнь – борьба, и это радостно: все-таки в нашей жизни есть борьба, ведь если бы все было легко и просто, тогда и заслуги нашей в этом никакой не было бы.

Вопрос телезрителя: «Я подарила дочери цепочку с крестиком – она впала в ярость, со злостью швырнула крестик, закричала, что в Бога не верит. Что с ней? В ней бес?».

– Ну что ж искать сразу беса в своей дочке... Надо было просто взять этот крестик, встать потом дома на молитвы и поплакать: «Господи, прости меня за то, что я такая нерадивая! Воспитала свою дочку, недодала ей в свое время любви, не дала ей христианской закалочки, не воспитала ее в любви к крестику, который я ей подарила (к Кресту, на котором Господь страдал за каждого из нас, в том числе и за нее), в любви к Церкви. Виновата! Виновата! Но виновата, наверно, в том, что сама тогда еще не ходила в храм, сама Бога не познала». Не надо ее в этом упрекать – надо ее пожалеть в этот момент, может быть, не показывая, слезно помолиться, чтобы Господь вразумил ее, проявлять любовь.

Глядишь, и сердечко ее потихонечку через вашу молитву, через вашу любовь умягчится, и когда-нибудь она осознает, что поступила не совсем хорошо, обидев самого дорогого человека в жизни, отвергнув подарок, который был сделан из глубины души, с чистым сердцем…

Но часто мы провоцируем людей. Мы знаем отношение к Церкви наших близких, еще что-то, но начинаем всячески пытаться их как-то обратить: то книжечку подсунуть, то иконочку подарить, то еще что-то. Видя, что это вызывает в них раздражение, мы все равно продолжаем это делать.

Может быть, надо все-таки другой путь показать? А часто бывает так, что мы сами – не пример христианской жизни для наших близких, а от них хотим, чтобы они были внутри Церкви.

Исправьтесь сами, измените что-то внутри себя, а если боль причинили, помолитесь: попросите Господа. Главное, искренне молитесь за своих детей – надо не забывать об этом каждый день, а не только тогда, когда боль, какие-то проблемы в жизни наших детей случаются. Молитесь за них каждый день, слезно просите, чтобы Господь не дал им погибнуть, а дал им силу преодолевать невзгоды, которые встречаются на их пути, и прежде всего дал мудрость познать Господа и принять Его в свое сердце. Ибо жизнь очень скоротечна.

Вопрос телезрителя: «Часто слышу, что правильно молиться святым, чтобы не отвлекать Бога. В дни памяти святых принято обращаться к ним. Миллионы православных приносят свои нужды к святому – тот, соответственно, молит Бога о миллионах нужд. А какая разница в молитве Всемогущему Богу напрямую – и человеку, хоть и святому?».

– Что значит «мы отвлекаем Бога»? Бог принимает молитву каждого, если она идет из глубины сердца, если это искренняя молитва. Почему мы молимся святым угодникам? Мы, опять же, молимся не всем подряд, а тем, кто близки нашему сердцу, как-то вошли в нашу жизнь, которых мы, может быть, наиболее прочувствовали.

И не святой дает нам то или иное просимое у него, а по его молитвам Господь дарует нам то или иное, в зависимости от того, с чем мы обращаемся к святому или к Богу. Поэтому главное – молитва, а не то, к кому она обращена.

Знаете, иногда проще поговорить с заместителем, чем обратиться к начальнику, потому что, может быть, до конца сердце начальника мы не познали, а с заместителем у нас сложились добрые отношения. Поэтому Бога-то мы любим, но побаиваемся иногда, что Он нас где-то накажет, иногда лишний раз боимся, но просим-то чаще всего житейское… Просили бы терпения, смирения, кротости, любви ­– вот тогда чего побаиваться? А святой – живой: он был такой же, как мы. Понимаем, он достиг святости, но все равно был тоже грешным человеком, поэтому он нам близок, и мы просим его, чтобы он за нас помолился, укрепил нас. Своей молитовкой пытаемся усилить молитвы этого святого. Поэтому главное – чтобы молились, а уж как мы молимся, через кого свое сердце открываем Богу – это не самое главное.

Главное, что хочу сказать: не надо святых ставить на один уровень с Богом. И когда мы молимся перед иконой того или иного святого, мы молимся первоначальному Образу, то есть Самому Богу, образу Которого мы подобны. И Господь Своею благодатью дает возможность быть ходатаями за нас тем или иным угодникам Божиим.

Вопрос телезрителя: «У меня вопрос к празднику святителя Николая Чудотворца. Все прекрасные прошения есть в акафисте: «Радуйся, Никола, великий Чудотворче!». Каких чудотворений мы можем просить у него? Понятно, что в первую очередь, наверное, прощения грехов. А в житейских нуждах?».

– Спасибо за вопрос. Вот опять вы хотите, чтобы прямо «по пособию» (у нас много всяких сайтов, на которых рассказывается, какому святому в каких обстоятельствах надо молиться, у кого что просить).

Слышит Господь любого, кто искренне обращается к Нему, а не между делом.

Почему молятся святителю Николаю? В чем помогал святитель Николай? Помогал немощным, неимущим. Когда от греха надо было избавить человека, который не имел возможности дать приданое своим дочерям и должен был их пустить на блудное жительство, Господь через святителя посылает три узельца злата, которые дали возможность девушкам сохранить чистоту свою и выйти замуж. Мы знаем, что при кораблекрушении обращались с молитвой к святителю Николаю, чтобы по его молитвам Господь даровал покой морю. Он невинных людей от заключения, от смерти спасал – и здесь ему молятся.

Обращаться можно со всем, с чем хочет обратиться к Богу наше сердце, только надо думать: на пользу нам это идет или не на пользу? Не надо сразу список создавать: святитель Николай, ты мне сейчас вот это дай, потом это дай, а потом это дай – надо еще самому для Бога что-то делать: отдавать свое чистое сердце, вести праведную жизнь.

«Как увидеть свои грехи? Хожу на Исповедь, причащаюсь, исповедую грехи, а все кажется, что-то упустила.»

– Живем, не задумываясь, грехи упускаем, не помним – живем по накатанному: как-то идет и идет... Привык человек материться – и матерится, не задумываясь над этим.

Надо уметь себя контролировать. Наверное, до конца нет осознания, что что-то в нашей жизни неправильно. В вечерних молитвах есть повседневное исповедование, но мы все это проговорили и даже не вслушались, в чем вообще согрешили-то. Как раз в этот момент надо и задуматься над тем, как я сегодня днем прожил, что совершил, где был не прав, где нарушил Закон Божий – не просто «во всем грешен» (проще сказать – во всем). Мы не задумываемся над своей греховной жизнью (и вообще над духовной жизнью), поэтому не видим своих грехов и к Исповеди так готовимся: «Ах, я завтра пойду причащаться, вот в этом согрешил» – список грехов почитал, там все есть. А начинаешь спрашивать – не во всем, милые мои: у каждого есть конкретный грех, в чем нужно принести покаяние. Серьезнее надо относиться к себе. Мы же следим за своим телом, следим за своей внешностью, за своей одеждой – так должны и за своей духовной жизнью следить.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс