Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Мы начнем с вопросов, которые пришли к нам вчера, но мы не успели на них ответить. Телезритель из Воронежской области спрашивает: «Бесконечны ли муки в аду? Особенно после Страшного Суда».
– Вокруг этого вопроса много копий сломано. Я скажу так, как один из моих духовных наставников говорил. Он резюмировал очень богатый святоотеческий опыт на эту тему. Есть Евангельское утверждение Иисуса Христа в притче о Страшном Суде, когда речь идет об овцах и козлах, что пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную: там используется слово «вечность». Можно дальше рассуждать, было это педагогическое утверждение или буквально жесткое, но эта фраза есть в Евангелии.
Один очень мудрый человек сказал, что Богу было угодно даровать нам это знание: Господь захотел, чтобы мы, читая эти строки, преисполнялись страха, ответственности – не все так просто, чтобы мы умели мыслить и отвечать за свои поступки. Мы удобопреклонны ко греху – и «если нельзя, но очень хочется», мы думаем, что все-таки можно (хоть немножко). Поэтому иногда нам нужны очень высокие максимы. И в Евангелии даются очень высокие максимы – вы их знаете: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну…», – и так далее.
Нам полезно и важно это знать и размышлять на эти темы.
А по поводу милосердия и любви Божией мы имеем наде-жду. Есть святые отцы, которые толкуют слова апостола, что будет Бог всяческая во всех. Есть и у Игнатия (Брянчанинова), и у Григория Нисского высказывания по поводу конечности или вечности мучений. Это богатое наследие мы можем изучать, но эта фраза мне запомнилась.
Мне кажется, даже с пастырской точки зрения это очень важно: Богу было угодно открыть нам, что может произойти и к чему ведет наша жизнь. Люди, любящие Бога и ближних, могут пойти в жизнь вечную, а тот, кто отказался от любви, может пойти в муку вечную.
Следующий вопрос: «У меня есть знакомый, который говорит, что прикладываться к иконам и другим почитаемым святыням негигиенично: слишком много людей оставляют свои следы от губ и так далее. К сожалению, мои объяснения не дают результата. Я сама стала замечать за собой, что ищу место почище, чтобы приложиться. Должны ли протираться иконы? Или можно самой, перед тем как целовать, протирать стекло, за которой спрятана икона? Действительно там очень много следов от чужих губ».
– В большинстве храмов я вообще не видел этих проблем. Есть женщины, которые ухаживают за храмом. В конце концов, если вы прихожанин храма, что вам стоит протереть? У нас под иконами всегда лежат тряпочки, и люди протирают. Наоборот, очень хорошо.
Мне всегда очень нравится, когда прихожанки чувствуют свою ответственность, чтобы в храме была чистота и порядок – это же наш храм, мы не в музей пришли, не в какой-то чужеродный объект, где должны «удовлетворить наши религиозные потребности», «предоставить некие услуги духовного характера» – и мы, довольные, напишем отзыв в какой-нибудь соцгруппе (или, наоборот, оставим негативный отзыв, разнесем все в пух и прах).
Во-первых, это дом Божий, а во-вторых, это община, ее наполняют люди, для которых все дорого: стены, роспись, аналои и иконы в кивотах, святые, изображенные на этих иконах, Божия Матерь – Матерь для всех нас.
Это как правила общежития: пошел на кухню попить чай и помыл за собой чашку – ты уважаешь других, из уважения к ним что-то делаешь. Здесь то же самое: мы все вместе, и все друг за другом ухаживаем, все друг другу помогаем. Проблем здесь нет, тем более гигиенических. Если человек чересчур обращает на это внимание, воспитывает в себе брезгливость, он начинает говорить: «Вот, там причащают из одной ложки!».
Мы не обращаем на это такого пристального внимания, спокойно относимся: если мы на этом будем сосредоточивать свое внимание, нас вообще все будет отвлекать – и что мы дышим одним воздухом, и что там кто-то бегает. У нас в храм может зайти вообще любой человек, в любой одежде, он может быть из другой социальной группы, чем мы, другого достатка, другого цвета кожи, даже других политических убеждений: «экклесия» (др.-греч. ἐκκλησία) – собрание очень разных людей. Просто мы учимся друг за другом ухаживать, учимся чистоте и порядку, в том числе и в храме. Это вопросы практического характера, но никак не богословского.
Вопрос телезрителя из Белгорода: «Есть такая притча в Евангелии о нечестном домоуправителе. Почему-то все толкователи, которых я слышал, останавливаются на словах Христа: «И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным». Эти слова Он сказал с иронией и сарказмом, высмеивая жадных и хитрых фарисеев, но все почему-то на этом останавливаются, а главное-то там дальше: «Неверный в малом будет неверен и в большом» – вот суть всего: если ты в малом украл, дай тебе больше, ты будешь красть по-крупному. Ворованным богатством можно приобрести только подельников, настоящих друзей приобретают другим способом»
– Да, эта притча очень интересная и многогранная. Но иногда, к сожалению, за символическими толкованиями Евангельских отрывков забывают сам текст, все реалии, которые 2 000 лет назад люди абсолютно понимали. Сеятель, который сеет, – это не просто абстрактный персонаж: они это видели каждый день, они понимали, что одно зерно падает на дороге – его потоптали и съели птицы, другое посеял куда-то в тернии, и там оно заросло.
А иногда очень сильно увлекаются символами.
Притча о милосердном самарянине – это притча о милосердии, а толкователи говорят, что этим человеком был Христос, Он спас все человечество: «отнес в гостиницу», а «гостиница» – это Церковь.
Ничего плохого в этом нет – действительно, есть символические толкования. Но когда Христос говорил эту притчу, в первую очередь Он имел в виду не Себя, а говорил о милосердии: когда Его просили привести пример, а кто мой ближний, Он и показал, кто такой ближний. То есть там есть конкретные смыслы.
И в вашем примере действительно нужно смотреть глубоко. Христос иногда бывает ироничен, иногда более серьезен: эти притчи – очень серьезная мудрость. Ваше рассмотрение притчи мне тоже нравится. Неверный в малом будет и во многом неверен – может предать. Конечно, это маркер: если человек предал, то он может предать и еще раз – это народ прекрасно знает.
Про неправедное богатство тоже нужно правильно понимать – там говорится о житейских вещах, но не как некоторые говорят: «Христос же сказал искать себе таких друзей». Действительно, нужно смотреть и контекст, и кому Христос говорил, что Он хотел донести людям, которые слушали Его в тех реалиях.
У нас есть очень интересный вопрос: «Более 30-ти лет я живу в Конго, долгое время была далека от Церкви, но вот уже 12 лет как стала активной прихожанкой Православной Греческой Церкви (Александрийский Патриархат). Как вы знаете, месяц назад Патриарх Теодор принял странное решение признать украинских раскольников. Здесь многие местные прихожане еще не знают об этом решении, поэтому приходская жизнь по-прежнему спокойна. Но передо мной стоит важный вопрос: что теперь делать? Крещена я была в детстве в Русской Церкви и детей своих тоже крестила в России, но дело не в этом. Как я понимаю, речь идет о верности принципам и канонам. Что же нам теперь делать? Других Православных Церквей здесь нет. Понимаю, что о Причастии у греков можно забыть, но можно ли продолжать молиться с ними вместе или проводить воскресенья дома, молясь по мере возможности? И еще: надо ли информировать прихожан о решении Патриарха, должны ли они тоже сделать выбор?».
– Это очень непростой вопрос, на который я не смогу ответить так сразу. Я могу выступать только в роли советчика и размышлять вместе с вами, принимать решение вам. Сказать, что из Александрийской Церкви ушла благодать Духа Святого, мы не можем. Да, есть ошибочное решение иерархов Александрийской Церкви.
К сожалению, сейчас происходят такие события, когда Церковь Христова и так подвергается гонениям, и так сейчас очень непростая ситуация в мире, сейчас уменьшается число христиан в некоторых странах. Наоборот, должна быть тенденция к объединению, Святейший Патриарх Кирилл всегда призывает всех к тому, чтобы мы были едины, старались поддерживать друг друга. И тут такое антиканоническое решение – поддержать раскол на Украине, где очень непростая ситуация. Наоборот, надо бы помочь уврачевать его, а сейчас получился еще больший раскол: там было три деноминации, сейчас еще четвертая появилась – раскол усугубился. Понятно, что все люди, которые ходят в эти храмы, – обычные прихожане. Может быть, они и заблуждаются, но искренне. Духовный отец мне говорил, что в первую очередь виноваты зачинщики раскола, те, кто это организовал. А обычные люди не всегда несут в полной мере ответственность за это.
У нас разрыв именно Евхаристического общения. И, например, в Элладской Церкви Святейший благословил в тех областях, где епископы не приняли решение о поддержке раскольников на Украине, сохранить каноническое общение. Не знаю, как в Александрийской Церкви: может быть, тоже есть такое, что какие-то иерархи высказались против. И если вы находитесь в этой области, то, может быть, можно даже и причащаться. А молиться в храме – в этом нет ничего зазорного: можно и дома молиться, можно и в храм прийти. Но в любом случае решение об участии в Евхаристии – это очень непростой вопрос. И если там нет другого храма, то эта Церковь все-таки православная (ее же не перестали таковой считать)... К сожалению, сейчас разногласия на канонической основе. Именно верхушка, иерархия Александрийского Патриархата, к сожалению, пошла на шаг, который привел к еще большей боли на теле Церкви Христовой.
Святейший благословил на каждой Литургии молиться о единстве Православной Церкви. Я, как священник, каждый раз на Литургии молюсь и думаю: «Господи, быстрее бы эта боль закончилась». Она есть не только у вас, но и у нас. Мы вроде бы далеки от этого, это происходит где-то там, но, поверьте, эта боль отзывается в сердцах у чад Русской Православной Церкви. Мы очень молимся, чтобы быстрее все примирились.
Вопрос телезрителя из Москвы: «Становятся ли люди в настоящее время из-за любви к Богу отшельниками?».
– Да, человек, который по-настоящему полюбил, готов на романтические поступки, – залезть на балкон к любимой девушке или спеть серенаду... И когда человек искренне, от всего сердца полюбил Бога, иногда он готов даже стать отшельником для мира. В условиях современного мегаполиса это достаточно тяжело, некоторые едут подальше.
Мне кажется, в мегаполисе тоже можно быть очень одиноким.
– Христос сказал, что каждый человек может затвориться в своей клети, внутри себя, и даже в толпе, даже в шумном городе может уединиться. Но некоторые ищут уединения не только внутреннего, но и физического – есть такие случаи: я не могу сказать, что это массово, но есть люди, которые из-за любви к Богу решили кардинально изменить образ жизни.
Ушли в какой-то далекий скит? Вряд ли сейчас себе кто-то выкопает пещеру.
– Вопрос не в пещере, а в том, что человек действительно оставил род своей деятельности и ушел. У меня есть знакомый, который был очень успешным предпринимателем, все у него было в порядке в материальном плане. И в какой-то момент, общаясь с одним священником (моим духовным отцом), он так сильно заразился этим, так его все это тронуло, что он постепенно снял с себя обязанности (он был директором), перевел это все на других, взял жену, детей (у него много детей) и уехал в далекую, глухую область – стал священником, начал поднимать храм. Многие родственники вообще в шоке были.
Жена оказалась настоящей боевой подругой. Она стала матушкой, руководителем воскресной школы, собрала людей на клирос, чтобы они пели.
Нужно понимать, что там было село, абсолютно индифферентное к Православию – мужчины выпивали, развлечения были далеко не православные, и в таких условиях вдохновленный человек стал жить. Тоже своего рода отшельник, ушел туда из любви к Богу и старается эту любовь передать еще и другим людям.
Нам прислали вопрос: «Мой муж считает себя атеистом, в него глубоко вошло советское воспитание, хотя он крещеный. Чаще всего он терпимо относится к моему вероисповеданию, но, бывает, на него такое находит, что начинает хулить веру. Мне, верующей, очень больно и тяжело это принимать и слушать, я начинаю с ним ссориться, плакать и говорить неприятное. Сегодня произошел такой инцидент. Его возмутило то, что я перекрестила еду на столе. Отказался есть. Конечно, мы поссорились. Посоветуйте, как мне себя вести в подобных случаях, какие молитвы читать? Я, конечно, прочла Иисусову молитву, молитву Животворящему Кресту, но, думаю, этого недостаточно. Подскажите, пожалуйста, как мне поступать».
– У апостола об этом сказано достаточно ясно – в первохристианских общинах часто было так, что женщина христианка, а муж мог быть абсолютно светским человеком, хотя в то время светских людей не было – это сейчас они есть, и то светскость по Конституции прописана только в двух государствах: во Франции и России, что очень интересно. А в других странах в Конституции даже нет такого понятия, как светскость. А тогда все были более-менее религиозные. Там были смешанные семьи, где муж был каким-нибудь римским военачальником или сенатором, совершенно далеким от христианства, а жена была христианка. Мы знаем императорские семьи, где супруга была христианкой.
Как они жили? Апостол писал, что неверующий муж освящается женою верующею. Что означает «верующая жена»? Это не просто жена, которая стала одеваться по-другому, стала вести себя как-то странно – раньше была веселая, а теперь стала все время грустной, раньше одевалась как-то более-менее красиво и привлекательно для мужа, а тут черный платок надела, как монахиня, юбку в пол...
Поведение изменилось: чуть что – сразу пост. Муж хочет ее обнять, проявить к ней внимание, а она говорит: «Даже не подходи ко мне – у меня сейчас пост». Еда стала совсем убогая, и он думает: «Кто виноват? Кто отобрал у меня жену? А, так это Православная Церковь? Вот спасибо большое».
От этого у многих мужчин раздражение, негативное отношение к Церкви.
Как христианство должно влиять на нас с вами? Оно должно нас менять в плане любви. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) говорил: ни долгие службы, ни пост, ни аскетика, ни догматика – ничто не может заменить в христианстве любовь. Любовь – основное в христианстве. Все остальное хорошо, но оно прилагается.
Помните, апостол писал, что такое плоды Духа? Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Где Ваше долготерпение? Вы стали терпеливее к мужу относиться, с большим вниманием, как-то стали к нему прислушиваться со смирением, почтением? Он посмотрит и скажет: «Что это с моей женой – она такой доброй стала, такая милосердная, позитивная, улыбается все время? Она стала христианкой? Что же это за вера такая, которая так хорошо меняет людей?! Она так преобразилась! Раньше все время пилила меня, а тут стала таким замечательным человеком». Это настоящая проповедь: христианство должно менять не просто наши привычки, повадки, какие-то внешние вещи, а в первую очередь самого человека, его образ жизни, поведение в социуме. Тогда это будет настоящей проповедью.
Вопрос телезрительницы: «Может ли мирянин спастись? Вот, например, святая Мария Египетская: она 18 лет вспоминала о вине и веселии. А у нас есть телевизоры, общение, деньги – когда нам хоть в клеть свою войти? Как в нее войдешь? Даже в церкви не войдешь. И какая возможность спастись у мирянина? Макарий Великий плакал об огурце, который украл в детстве, а как нам тогда спасаться? Я не понимаю, как нам быть».
– Эти примеры нам даны не чтобы мы сейчас сидели и унывали, думали: «Что же нам тогда делать?», а чтобы нас вдохновлять, чтобы у нас не было жестокосердия и самооправдания.
Как же можно спастись? Этот вопрос задали Христу: когда Христос рассказывал Евангельские максимы, многие поражались. И даже апостолы, когда Он сказал, что трудно богатому войти в Царство Небесное – услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? Помните, что ответил Христос? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно – очень важные слова, которые для нас становятся вдохновением на всю жизнь: «Что невозможно человеку, возможно Богу».
Верующему человеку это очень понятно: я не достиг особых высот в духовной жизни – и думаешь: как же я такой спасусь? Оказывается, Господь поможет, если человек верит в Него, доверяет Ему и искренне, от всего сердца попросит Его об этом... И не просто попросит – просьба должна быть подкреплена делом.
Игнатий (Брянчанинов) говорит, что молитва без покаяния – пустое дело: она обязательно должна быть подкреплена покаянием. Покаяние должно быть подкреплено изменением – вера без дел мертва, она должна быть подкреплена делами любви.
Мы верим, пытаемся помогать близким, утешить кого-то, обнять, обогреть, попросить прощения – реализовать свою веру в жизни, а не просто ее декларировать. И просим у Бога: «Господи, я слабый, Ты сильный. Я в Евангелии вижу, что Ты мертвых воскрешал, Ты можешь помочь и моей умирающей душе». То, что невозможно нам и кажется просто недостижимым, возможно Богу: Он и не таких, как мы, спасал – та же Мария Египетская. Ясно, блуднице одна дорога – в ад, а она стала святой, мы сейчас ей молимся: человекам это невозможно, Богу же все возможно.
Записала:
Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.