Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №1 (1042) → Протоиерей Димитрий Смирнов: Главный опыт, который рождает веру, – это обращение к Богу

Протоиерей Димитрий Смирнов: Главный опыт, который рождает веру, – это обращение к Богу

№1 (1042) / 1 января ‘20

Беседы с батюшкой

Батюшка, сразу начну с вопросов, что нам прислали телезрители на наш сайт. Вопрос: «Если посетило неверие, то можно ли причащаться или это будет в суд и осуждение? И как вернуть веру и не отпасть от нее окончательно?».

– Вера приходит к человеку от опыта. Его так и называют – религиозный опыт. И главный опыт, который рождает веру, есть обращение к Богу. Поэтому если в воспаленном мозгу создалось впечатление, что вера куда-то ушла, нужно обратиться в молитве к Богу.

В такой ситуации причащаться можно или лучше отложить?

– Неверие произойдет прямо на пути к Чаше, когда человек скрестил руки на груди? В какой момент он потерял свою веру? Можно посмотреть – может, она где-то рядом лежит? Она отлететь далеко не могла. Мне кажется, это просто бесовское наваждение – самый напрашивающийся вариант.

Человек засомневался…

– В чем засомневался? Это же очень важно.

В том, что Бог не таков, как ему в церкви рассказали.

– То есть он лучше знает, чем Симеон Новый Богослов, Василий Великий?

Он их не читал.

– А апостола Павла читал?

Личный опыт оказался для человека негативным: он попросил, а Бог сделал по-другому.

– А это позитивный опыт, просто он об этом не знает – как Господь сказал Своим ученикам: «Вы не знаете, что просите». Мы же дети Божии – и дети глупые, капризные.

Но это понимание придет, наверно, потом, а пока человек собой доволен.

– «Я не хочу есть». – «Ну не хоти. Мы готовить тебе не будем». А что будет послезавтра?

Вопрос телезрителя: «Жизнь земная – это скорбь или благо?».

– И то, и другое. Жизнь прекрасна, земля прекрасна, а Небо еще прекрасней.

Вот у нас сегодня такой удивительный постер.

– Да, красота! А всякие скорби – следствие наших грехов. И болезни, и смерть, и потеря близких, и войны, и встречи с недобрыми людьми – это скорби. Надо научиться жить всегда благодаря Бога, ибо Он сказал: «За все благодарите».

Столкнулся человек с вопиющей несправедливостью, когда его откровенно или обманули, или подставили – и обида, и недоумение, и отчаяние; как тут благодарить?

– Отчаиваться не надо: мир и время создаются людьми. Вот такой случай. Матушка одного священника (его супруга) везла детей на машине. И вдруг какой-то человек, на самокате съехав с горы, врезался ей в дверь. Он ей написал: «Я никаких претензий не имею, я не ушибся и виноват во всем сам». Милиция отобрала у нее права – и в суд, лишить ее прав в силу того, что приравненный к пешеходу водитель самоката упал.

А у нее 7 детей, и развозить их по школам не представляется возможным – папа постоянно на службах. И ей еле удалось добиться, чтобы она присутствовала на суде: все хотели решить без нее, чисто формально. Во-первых, она ни в чем не виновата, а во всем виноват потерпевший, а во-вторых, если лишить ее водительских прав, то ей придется ездить без прав.

Бомбы не падают в одну и ту же воронку. Что, опять кто-то врежется? Тот, кто представляет суд, и тот, кто ведет следствие, – люди взрослые. Но они совершенно бессовестные. Вот я рассказал, и кто-то удивляется? Никто не удивляется. Если бы я знал фамилии, я бы сказал, что за следователь и что за судья. Обязательно сказал бы. Нет совести совсем, не хотят нос совать в дело. Так что вот в каком мире мы живем. Кругом нас люди, которые по должности должны быть с обостренной совестью, а у них даже следов ее не наблюдается. Что тут ждать? Не поднимать же революцию: в Париже сколько побили витрин, автомобилей, это же кошмар! Лучше посмиряться. А что делать?

Бывает у совести такое свойство: она даже просыпается – об этом в романах пишут. Так что тут удивительного, если человек столкнулся с несправедливостью? Когда человек сталкивается со справедливостью: кто-то в трамвае место уступил – у нас прилив благодарности, хочется этого человека целовать: «Вот это чудо!».

Или другой случай. Я знаю одну женщину – ей делали стоматологическую операцию, и врач, которая до этого была у нее стоматологом, пришла, и 4 часа с ней сидела и рассказывала врачу, что нужно делать: тот врач впервые делал такую операцию, он был дежурный, и она ему все рассказывала. И пока больная не вышла из операционной, врач не отошла. Где ты видел таких докторов? Редко, но они бывают. Я тоже, можно сказать, очевидец.

Батюшка, за такую ситуацию хочется благодарить и людей, и Бога.

– Но бывают другие случаи. Виноват другой человек, а тут женщина-героиня. 7 детей в наших безжалостных условиях – это самое настоящее геройство вопреки обществу, людям, которые говорят: «Понарожали», которые ненавидят матерей. Наше общество ненавидит многодетных, и какая тут может быть справедливость?

Вопрос о благодарности за все.

– Да, за все благодарить: и за скорбь, и за радость – скорбь воспитывает в нас сначала терпение, которое плавно перерастает в смирение. А смиренным Бог дает благодать – только смиренным. А благодать очищает нас от всякой скверны; как шампунь – может и в глаз попасть, будет щипать, но зато голова чистая. Так что крепче зажмуриваемся – и смиряемся.

Вопрос телезрительницы: «Я первый раз в жизни исповедовалась. После Исповеди забыла сжечь записку, потом причастилась, а после Причастия пришла домой и записку эту сожгла. Мне нужно по-новому исповедовать эти грехи?».

– Давайте порассуждаем. Какое отношение бумажка, которую вы написали как шпаргалку для себя, имеет отношение к огню? Какое? При чем тут огонь?

Мне священник сказал: «Сожгите вот здесь, в печи».

– Ну, забыла. Зачем из этого делать трагедию? Это зависит от того, покаялись вы глубоко или чисто формально перечислили, как врачу, все болезни – если вы покаялись, то мы каемся перед Богом, а не перед горящей бумажкой. А представьте себе, живем мы с вами в XVIII веке и вдруг некую крестьянку научили писать (может, она в дворовых была или у помещика). Она единственная на селе могла писать и написала: «Согрешила гордостью, леностью, сварливостью, иногда у соседа пару поленьев краду». Все искренне написала на бумажке и пришла в храм. А спичек-то нет. Их в XVIII веке ни у кого не было. И как же сжигать?

А в XVIII, XVII, XVI, XV, XIV веках? А в XIV веке вообще грамотного на селе не найти было, только священник. И он тебе будет писать записку? Как-то люди исповедовались? Да. А как? Устно, без всякой бумажки. Это сейчас для нас оказались подспорьем шариковые ручки, листочки, вырванные из блокнота или тетрадки. А 100 лет назад это был не такой уж частый случай, понимаете? И что, не каялись?

Поэтому надо соизмерять двухтысячелетнюю историю Церкви и бумажки – и смотреть: не может быть правил исключительно для нашего века. У нас некоторые священники не используют даже Служебник, а в айфоне нажимают кнопочку – у них там чинопоследование и вечерни, и утрени, и освящения дома, и молитвы ко святому Причащению. И что теперь?

Представьте себе, какой-то батюшка по имени Сильвестр в XVII веке говорит: «Ой, Требник забыл». – «А ты в айфоне посмотри». А он не поймет, что это такое: айфон. – «Кто?». Надо чуть-чуть рассуждать самой, и будет у вас все в порядке, не будет никаких страхов.

Люди обычно учатся друг у друга: увидела, как одна рвет записку, просит и ее разорвать. Это сплошь и рядом. «Батюшка, разорвите». – «Сама». – «Батюшка, я не буду, что мне теперь с ней делать?».

– Съесть. А она говорит: «А тогда грехи опять в меня войдут». Но это же суеверие – Церковь всегда боролась с суевериями. Получается, что человек остается в язычестве, хотя когда-то, в детстве, его крестили.

Вопрос: «Авва Исаия говорил, что впереди всех страстей стоит чревоугодие. А впереди всех добродетелей – смиренномудрие. Правильно ли, что если человек достигает смиренномудрия, все остальные добродетели ему приложатся?».

– Они могут не приложиться, но одним смиренномудрием можно спастись. Об этом тоже святые отцы пишут. Только благодаря смиренномудрию человек приходит в состояние, когда может воспринять благодать Святого Духа. Если нет смиренномудрия, то Дух Святой не может подойти к человеку, Он отбегает от него.

У человека все от гордости.

– Смиренномудрие – самая большая ценность. Блаженства начинаются: «Блаженны нищие духом». Кто такой нищий духом? Это человек, который достиг смирения.

Вопрос телезрителя: «Почему Господь Бог допустил грехопадение первых людей?».

– Потому, что человек свободен. Вот ты можешь стать военным, художником, каменщиком, сантехником, а можешь стать наркоманом, матерщинником, вором – и это твоя воля. Господь, конечно, будет тебя всегда сопровождать через ангелов-хранителей, стараться тебя вернуть на правильный путь. Раз в тюрьме посидишь, второй раз в тюрьме посидишь, глядишь, и задумаешься: «Жизнь и так короткая, разве я ее должен в тюрьме проводить? Как-то не очень-то и весело». И перестанешь и ругаться, и курить, и пить спиртные напитки, и преодолеешь наркотическую тягу, вылечишься у врачей и компанию поменяешь. А потом, глядишь, может, и в институт поступишь, и станешь человеком с более интересной профессией.

Но Бог мог бы оградить человека от этого падения?

– А Бог оградил очень много всяких существ – весь класс насекомых, земноводных, рыб, млекопитающих. А людей – нет. Только одному существу дал свободу. Вот корова: железно питается только травой и, может быть, молодыми ветками. Все. Железно раз в году она соединяется с быком, и у них рождается теленок – редко два. Вот и все. Как только он станет на ножки, корова кормит его. Она не может в школу идти учиться.

Каждое животное очень разумно.

Вы посмотрите, как муравьи строят свой муравейник, – потрясающее зрелище, а мозг у него маленький; только у тли мозги меньше. И вот они живут и никуда не могут уйти из своей муравьиной тропы и своей муравьиной жизни, а человек может – вот я перечислил сколько профессий, но их тысячи. А муравей не может никуда отойти.

В свободе Господь не оградил человека от пути греха и падения.

– Оградил Своим словом – сказал: «Вот древо, с этого древа не вкушайте. А все остальные деревья ваши, с любого ешьте». Оградил – не послушались. Так же и дети человеческие через непослушание гибнут. Кому из них мама не говорила, что курить вредно? Даже на папиросах пишут: «Курение вредно», а потом умираешь от рака гортани или легких… Вот недавно умер от рака легких мой друг, мы с ним дружили 50 лет. Я думаю, когда он умирал (я перед смертью посетил его), не раз задумался, что мама не велела ему курить. (А я его маму помню.) Непослушание рождает страдание.

Иным способом человека не вернуть в рай. Только через страдания.

– Страдания человек сам навлекает на себя.

Людям хочется, чтобы Господь оставил им только благой путь.

– Благой? Тогда надо стать животным – можно даже, как обезьянка, себе хвостик отрастить. Но тогда если у тебя нет свободы выбора, ты не можешь себе одежду сделать. Придется тебе волосиками обрастать и спускаться поближе к экватору, а там насекомые.

У нас здесь зима – и ни одного насекомого: мы отдыхаем, любуемся бриллиантовым снегом – видишь, какая красота? На солнце он чуть оранжеватый, а в тени лиловый, темно-синий. Какая красота… Так что везде есть свои преимущества. С одной стороны, холод, а с другой – целый длительный сезон нет никаких насекомых. Мы этого не замечаем, но это счастье.

И многие инфекции угасают благодаря морозу.

– Конечно. И не только. У нас рискованное земледелие. Сколько погибает вредных насекомых от мороза! Вот сейчас постояла минусовая погода, а снега нет. И в первом, высшем слое, гумусе, всякие вредные насекомые погибают. Вот так.

Вопрос телезрителя: «Почему в наших храмах служба ведется только на церковнославянском языке, а не на русском, который более понятен современному человеку?».

– А почему все медицинские термины – по-латыни? А почему лекарства называются по-латыни? Это – язык медицины. А это – язык Церкви. На церковнославянском никто никогда не говорил, на нем не написано ни одной плохой книги, нет ругани, он создан братьями Кириллом и Мефодием специально для Церкви – причем для Церкви, в которую ходят и которую понимают все славяне: он создан на основе древнеславянского языка. Мы же раньше были одной общностью. Все славяне вышли с Карпат, расплодились и заняли территории начиная с Камчатки и заканчивая Берлином. «Берлин» – от слова «медведь». Мы видим, что символ Берна в Швейцарии – медведь. «Берлин» и «берлога» – однокоренные славянские слова. Просто германцы потеснили славян. А в Австрии вообще живут такие народные общности, которые по своей генетике славяне, но уже онемечились и говорят по-немецки. Так что это очень интересно – следить за движением народа. А язык дает такую возможность. Вот почему.

А почему, когда мы приезжаем на Запад, там все, помимо своего родного языка, еще по-английски говорят? Этот язык стал в Европе языком межнационального общения – практически все говорят по-английски. Ну, может, кроме южан – там он пореже встречается: в Италии, в Греции… Но и то – кто торговлей занимается или общепитом, все по-английски говорят.

А у нас в Церкви – церковнославянский как драгоценность.

– Даже больше, чем драгоценность – это не купишь ни за какие деньги, поэтому так и ценен.

Вопрос телезрительницы из Чувашии: «Я разведена. Почему одни батюшки допускают до Причастия, а другие нет? Сейчас я отлучена от него своим батюшкой (духовником, к которому я хожу исповедоваться). С мужем мы были расписаны, потом из-за жилья развелись».

– А вы приходите ко мне – я вас причащу, и будете в наш храм ходить.

Батюшка, далеко: Вы в Москве, а мы в Чувашии.

– О, далёко…

Пока мы не распишемся, он меня не допускает до Причастия…

– Такой нормы нет.

Сейчас болею тяжело, давление, головные боли...

– Ну, давление –не болезнь, это состояние организма. Это очень легко поправить лекарствами. У меня тоже было давление – стал лекарства пить, теперь 105 на 75, хоть в космос лети. Пройдите обследование, можно даже амбулаторно, вам выпишут лекарства – они все известны.

Следующий вопрос: «Как строить семью и рожать детей, если мужчины сегодня не хотят жениться без “тест-драйва” – блуда? Через 3 недели мне 30, но ощущение, что исполняя заповедь Божию жить в чистоте, я обрекаю себя остаться одной, без семьи и детей».

– Это не факт. Замрите – и, может быть, услышите стук копыт белого коня, на котором волшебный принц уже скачет к вашим воротам. Будущего нет. Человек не может сказать: «Я себя обрекаю…» – это неизвестно. Как будем молиться.

Человек, видно, уже достаточно долго молился, терпел…

– Как в 30 лет можно молиться «достаточно долго»?

Может, в 20 начала – и вот до 30-ти молилась.

– 10 лет – это долго? Это несерьезно – даже от обжорства не избавишься за 10 лет. Больше надо времени.

Вопрос телезрительницы из Московской области: «У меня умирает подруга, она в коме. Всю жизнь отвергала Церковь, до последнего. Есть ли смысл подавать записки на проскомидию и молиться за нее, когда она умрет? Неизвестно, когда это произойдет, но мозг уже отключается, она в тяжелом состоянии».

– Я знаю, что такое кома – не надо объяснять: я часто бываю в реанимации по своей службе. Вот вы говорите: «Имеет ли смысл?..». А тут не смысл нужен, а только сострадание. Если у вас есть сострадание – помолитесь, вас не убудет. А если нет, то трудитесь над этим, читайте канон Божией Матери «Умягчение злых сердец». Спаси Господи.

Вопрос: «Вы советовали женам, у которых мужья дома ругаются матом, при каждом таком случае бить посуду. А что посоветуете мне, если матерится жена?».

– Тоже посуду бить: это на всех распространяется, просто мужчины чаще ругаются, чем женщины. Женщина еще больше будет жалеть тарелки.

Или еще больше озлобится?

– Нет, она осерчает, безусловно. Но ты ей спокойно, ласково: «Милая, любимая, я хочу слышать от тебя только такие слова – “милый” и “любимый”. Если будешь ругаться, буду бить по тарелочке за каждое слово. Когда тарелки кончатся – перейду к окнам. Не пойду в ЖЭК, чтобы пришел стекольщик вставил, и денег не дам на окна – будешь жить в прохладе всю зиму».

Спасибо, батюшка, за передачу, за ответы. Пора нам прощаться.

– На здоровье. Я думаю, дорогие наши слушатели тоже хоть в какой-то степени довольны, поэтому не зря мы с ними провели целый час. Всего вам доброго, спокойной ночи!

Записали:
Наталья Культяева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс