Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Празднословие и дар слова – кажется, это понятия-антонимы. Возможно, празднословие – не самый тяжелый грех в нашей повседневности, но наша вера иногда страдает именно от бытовой жизни. Насколько празднословие опасно для духовной жизни человека?
– Заметьте: мы начали не с положительного момента, связанного с даром слова, а именно с отрицательного. Мы уже даже не замечаем, насколько пагубна иногда бывает наша пустая, ненужная и чаще всего даже осуждающая кого-либо или что-либо речь.
Празднословие идет фоном нашей жизни. Понятно, хочется поговорить: люди не могут молчать, им нужно обмениваться эмоциями, мнениями – и это чаще всего происходит через слово, ведь наше богослужение, наша молитва сосредоточены на слове: оно может быть произнесенным, спетым, может быть молчаливым, сформулированным внутри нас самих, но это все равно слово. А мы сегодня хотим отметить именно отрицательный момент нашего постоянного, безудержного говорения.
Что есть празднословие? Это слова, сказанные в праздности. То есть не с целью создания чего-то нового, мотивации нас самих или кого-то на поступки, формирования нашего мировоззрения, а слова просто выброшены на ветер в праздности, в ничегонеделании. Это связано никак не с праздничным словом, а как раз с ничегонеделанием: полная ерунда, которая с нами происходит, обрамляется в такую словесную форму.
Мы перестали словом дорожить. А ведь наш Бог, Господь Иисус Христос, имеет еще одно наименование – «Логос» («Слово»). Греческое понятие «логос» имеет под собой концепцию того, что нам нужно для нашего спасения; мы используем этот термин и для наименования какой-то науки (например, теологии, богословия).
Помимо красивого содержания само слово, к сожалению, имеет у нас и поверхностное, скользящее щебетание, лепетание – ни к чему не обязывающее, но абсолютно уводящее нас от сути происходящего. Не случайно есть даже такой момент, как «забалтывание»: можно просто начать говорить и уйти в сторону от обсуждения сути проблемы. И сегодня, оказывается, главная особенность ведения диалога, дискуссии – это постоянное возвращение к изначальному тезису, причем на автомате. Непроизвольно, не специально происходит забалтывание сути, главного вопроса, и мы сами начинаем уходить в прения. Все время нужно, чтобы кто-то возвращал нас к началу, нужен модератор дискуссии на конференциях, на круглых столах и даже в конфликтных ситуациях; сегодня нужны конфликтологи – кто-то должен со стороны на нас смотреть.
А ведь для христианина есть Смотрящий со стороны – Его не нужно придумывать, не нужно призывать, Он всегда с нами. Будем анализировать свои слова, разговоры в каждый момент своего общения... Но каждое слово проанализировать сложно, для этого нужно учиться, воспитываться всю жизнь. Не случайно ведь есть целые науки о слове, которые с детства постигали люди (раньше это точно было). Сейчас у нас слово изучают, чтобы иметь дар убеждения, навязывания своей идеи, привлечения себе поклонников и союзников, а раньше слово культивировалось в образовательно-воспитательном процессе как дар (не случайно мы говорим, что слово – дар, который нужно в себе культивировать: нужно говорить красиво, так как в красоте мы уподобляемся прекрасному космосу и порядку, что сотворил Бог).
Что еще? Через слово мы обмениваемся информацией, передаем друг другу эмоции, на словах объясняемся с Богом и друг с другом, объясняемся друг другу в любви, ведь прежде чем ты сделал какой-то красивый поступок в адрес любимого человека, ты ему сказал: «Я тебя люблю», и эти слова – начало новой жизни, открытие новых отношений… Сегодня мы часто походя болтаем: «Люблю, люблю», – и побежал: чтобы сказать «я тебя люблю», нужно пройти большой отрезок времени, много чего должно случиться, и эти слова – финал завязавшихся отношений. А дальше начинается новая жизнь в семье, рождаются дети, и они начинают говорить своим родителям: «Я вас люблю».
Мы Богу все время объясняемся в любви в наших молитвах: когда воздаем хвалу: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу», – это ведь наше объяснение Богу в любви. Но словами мы можем друг друга и послать очень далеко – как раз сформулировать обратное: ты мне не нужен, иди отсюда; словами мы можем браниться (не случайно матерщина называется бранью, это бранное слово – словесная брань).
Вопрос такой: каким образом можно этого избежать? (Мы должны любить всех людей – мы можем ненавидеть грех, но должны любить людей.) Как нашим знакомым объяснить, что так жить нельзя?
– Сложно сразу давать рецепты или прогнозы. Может быть, у каждого из нас есть свой способ избегать плохих разговоров, дурных слов. Я могу свидетельствовать, что сегодня люди, которые приходят в храм для разговора со священником (может быть, даже на Исповедь), очень часто переживают за свои праздные разговоры. Христианская совесть периодически нас в этом обличает. И мы нет-нет, да и поймаем себя на мысли, что наболтались ни о чем, плохо себя чувствуем после вчерашнего разговора с соседями и так далее. То есть совесть нас теребит по этому поводу. И это очень хорошо.
Но существуют наши собственные способы избегать этих разговоров. Самый простой – вообще прекратить всякое общение с соседями, и не будет повода к пересудам. Но это тоже неправильно: мы же не можем перелететь на Луну, где вообще никого нет и где мы будем благостные, в молчании.
Нет, не случайно Господь поселяет нас в обстоятельства, где мы постоянно находимся в состоянии реакции на провокацию. А провокация необязательно может быть от лукавого, она бывает от обычных людей – они ничего плохого даже не думают, спрашивая нас о ерунде, просто их это беспокоит, а мы начинаем реагировать на это очень злобно, а потом начинаем переживать, зачем мы вообще начали с ними разговаривать. Я думаю, что уход от общения – не способ избежать празднословия. Но есть какие-то частные рецепты, и мы можем ими тоже сегодня поделиться.
Вопрос телезрителя из Белгорода: «Демагогия, которой особенно славятся в первую очередь наши депутаты, – празднословие? Христос сказал про законников, что они накладывают на людей непосильные обязанности, а сами не пытаются пальцем пошевелить, чтобы их исполнить. То же самое у нас творится и с законами. Законы принимают, но сами их не выполняют».
– Я думаю, что это не политика, а наши размышления, как нам обустроить Россию… Мы болтаем-болтаем, обещаем-обещаем – и ничего за этим не стоит… Если ораторы с трибун или экранов телевидения что-то говорят, то, конечно, за свои слова им нужно отвечать. А что значит ответить за свои слова? Это значит: ты веришь в то, что говоришь, исповедуешь это всей своей жизнью, реализуешь в своей жизни. Просто так порассуждать – это ни к чему тебя не обязывает.
Сегодня пиар-технологии так сильны, что мы попадаем на все эти крючки. Раньше шли за человеком, который говорил с убеждением и готов был отдать свою жизнь за эти убеждения – такие люди внушали доверие, и на них реагировали. А сегодня это уже наша реальность, когда с помощью разных технологий (в том числе вербальных, коммуникативных, телевизионных) можно увлечь за собой множество людей, но за словами, которые ты произносишь, абсолютно ничего не стоит. Мы убеждаемся в этом на рекламе низкого качества, когда говорят, что мы выздоровеем просто за 5 минут, идем покупаем – ничего не получается. А чем нас уловили? Прежде чем показать этикетку, нас еще параллельно улавливали словами.
Мы видим и слышим – это самые действенные посылы на нас, и никуда нам от этого не деться. Кто-то любит ушами, кто-то глазами, но когда это все вместе, то работает на ура. А утром следующего дня мы просыпаемся и понимаем, что нам это не помогло, и мы разуверились в этом… Сегодня легко увлечь разговором и так же легко отвратить им же. Нынешние демагоги – на один день. Не надо отчаиваться, переживать, что мы на это можем реагировать. Сегодня мы должны смотреть на дела. И мы видим, что за словами стоит.
Как нам начать избавляться от празднословия? Давайте сами с себя начнем – сами будем показывать наше бережное отношение к слову. Тогда мы не будем реагировать на тех, кто только болтовней и занимается. Тогда те, кто думает, что они нас увлекут своей болтовней, уже так думать не будут: они будут знать, как мы сами бережно, трепетно относимся к слову и просто так слов на ветер не бросаем.
Многие люди произносят слова-паразиты, или бранные слова, или имя Божие как присказку. Это ужасно. В православной среде есть такая популярная тема: там, где светский человек между делом скажет: «Господи», мы добавляем: помилуй. И вроде бы эту присказку мы обращаем в молитву. Но «Господи, помилуй» между делом – это тоже уже как-то не молитва. Это уже первый шаг к тому, чтобы перестать просто так произносить Божие имя вне молитвенной обстановки, вне внимательного отношения к Самому Господу.
Если человек произносит бранные слова или слова-паразиты («блин», например, которым нас очень часто кормят, – и мы знаем, какое бранное слово он заменяет), я предлагаю тому, кто хочет от этого избавиться, начать ловить себя на каждом таком слове и после него тут же произносить молитву: «Отче наш» (про себя, она достаточно продолжительная). Ты уже себя успокоил, эту свою брань дальше не разогрел, не раскрутил, ушел от конфликта: чтобы произнести эту молитву даже про себя, нужно перестать заниматься многословием с собеседниками – ты сделал так раз, два, а потом уже хочешь произнести бранное слово, но осекаешь себя – уже не делаешь этого, и не потому, что ты не хочешь лишний раз произнести молитву «Отче наш», а потому, что понимаешь, что ругань – это плохо.
Тебе реально Бог помогает через произнесенные после бранных слов молитвы. Эта молитва идет как исповедальная. И так ты избавляешься от бранных слов или слов-паразитов. Это проверенный рецепт.
Может быть, это первый шаг к избавлению от празднословия, которое, к сожалению, очень сильно. В молчальников мы сразу не сможем превратиться, но лучше все наши разговоры делать тематическими. Приходим к своим знакомым, друзьям или просто на дружеском чаепитии в кафе с кем-то встречаемся – нужно всегда придумать повод, тему для разговора: не просто поболтать, посплетничать. Хотя от этого сложно избавиться, большие усилия надо приложить, чтобы не посплетничать, не поговорить о ком-то и уж точно никого не осудить – где сплетничаем о ком-то, там сразу и осуждаем. Мы же всегда сравниваем кого-то с собой: или завидуем, что там лучше, или, наоборот, поблагодарим Бога, что у нас не так все плохо, но все равно же осудим: такой-сякой, так ему и надо...
Нужно задать тему общения, взять какой-то предмет для обсуждения – например, как мне дальше воспитывать своего ребенка, который сейчас плохо себя ведет в школе? И я встречаюсь с друзьями, чтобы поделиться опытом: есть предмет разговора. Да, мы, может быть, скажем «такой-сякой, плохо учится», но дальше перейдем на конкретику: какие есть способы преодоления дурного поведения в семейном воспитании? Мне кажется, это поможет нам избежать других ненужных разговоров.
Вопрос телезрителя из Москвы: «Как говорит преподобный Серафим Саровский, никто никогда не раскаивался в молчании. Как слова влияют на душу?
– Надо обязательно поддерживать телеканал «Союз» и молитвой, и реальной, видимой помощью. Я надеюсь, в 2020 году мы тоже будем встречаться и общаться.
Если вообще молчать, то не придется раскаиваться? Смотря какое молчание. В 1937 году тоже молчали, когда на комсомольских собраниях распекали наших товарищей, в том числе молчали их друзья. Здесь-то как раз нужно было вступиться и сказать свое слово. За такое молчание, я думаю, эти люди раскаивались. Дай Бог, если их все-таки обличала совесть и они потом осознавали, что были не правы.
Не всякое молчание есть праведность. И когда мы говорим: «Ой, лучше промолчать, чем что-то сказать и не туда попасть», – это позиция трусливого человека. Да, мы боимся высказать свое мнение, боимся замолвить слово за человека. А ведь наша помощь друг другу бывает не только в материальном плане: накормить голодного, дать взаймы, если нужно, и не ждать потом возвращения долга, если мы реально помогаем человеку. Это и наша благотворительность, наше благое дело. Чего уж тут ожидать возврата? Отношения «ты мне – я тебе» – не христианские: мы делаем добрые дела не потому, что за это нас Господь похвалит, что-то нам в копилочку положит и не забудет потом помиловать на Страшном Суде. Речь не об этом.
Когда мы друг другу хотим помочь, мы в том числе помогаем словом: посмотрите, как сильно бывает слово, когда мы для человека, находящегося в жуткой депрессии, которая влияет уже на его психосоматику, находим нужные, добрые слова, чтобы пожалеть его (хотя я не очень-то люблю слово «жалость» – какое-то оно слабоватое). Мы находим для этого человека слова, исходящие из нашего сердца. Все-таки мы должны найти в себе силы любить нашего ближнего – если даже он нам не очень приятен, то надо найти в себе остатки любви: она внутри нас поможет нам найти правильные слова для человека, может быть, далекого от нас, но так нуждающегося в нашей поддержке. Чисто по-христиански мы должны ему помочь, и мы найдем правильные слова.
Человеку в депрессии слова нужны как никогда. Даже если у него депрессия от материального неблагополучия и сейчас вы ему пообещаете миллион, машину, квартиру, его депрессия не пройдет, а от доброго слова, которое его правильно замотивирует на позитив, на нормальную жизнь, на продолжение своей жизни, он может начать думать: «Что ж я творю? Сам себя сейчас закапываю в могилу. Надо взбодриться и думать, что делать дальше». Может быть всего лишь несколько фраз, которые человека правильно замотивируют. На это мы должны быть готовы всегда.
Помните: «Вы должны дать отчет в своем уповании»? Это не только Символ веры, который мы можем наизусть рассказать: «Во что веруешь?» – и мы сразу расскажем Символ веры. Отчет в нашем уповании, а наше упование – это вечная жизнь. Но если мы скажем: мне в вечности никто не нужен, – так не пойдет. Такую вечность нам Бог точно не приготовил.
Одиночество на том свете – это, конечно, ад. Мы уже здесь должны готовиться к вечности с другими людьми. Значит, здесь нам люди должны становиться приятными: мы же говорим, что осуждаем грех, но не осуждаем человека. Нужно найти в себе силы даже самого коварного преступника не осуждать как личность, осудив его поступки, его плохие намерения, помолиться за него, чтобы что-то екнуло в его душе, чтобы он хотя бы перед эшафотом возопил к Небу «Господи, прости!», чтобы он хоть первый раз в жизни обратился к Богу. На это влияют наши молитвы.
И второй момент: помимо нашего доброго слова человеку в унынии нужно слово нашей молитвы. Мы, христиане, знаем и уверены, что наша молитва реально меняет действительность. Когда мы произносим молитву, хоть самую краткую, даже за не очень близкого нам человека, но с верой, что она будет действенна, такая молитва реально меняет жизнь. Это дар молитвенного слова.
Кстати, дар слова мы называем ораторством. Кто такой оратор? Это человек, обладающий даром слова, произносящий красивые и убедительные речи, и за ним идут тысячи и даже миллионы. Посмотрим, что такое «оратор» изначально? Откуда взято это слово? От латинского слова «orare» – «молиться». Отсюда и слово «oratio» – «молитва»: мы просим, молим, мы обращаем к Богу нашу речь. Ораторская речь тогда будет действительно сильной, когда она соединяет земное с Небесным. Такому оратору поверят, и такая молитва будет действенна.
Вопрос телезрительницы из Мурманской области: «Антоний Великий сказал так: беги людей и спасешься. Об этом много говорит отец Димитрий Смирнов. Это очень правильно: нужно избегать пустых разговоров со старухами, которые уже потеряли стыд и говорят часами (я заметила, как они отнимают много времени и энергии). Поэтому надо избегать людей, это очень правильно. Как Вы думаете?».
– Ой, не знаю, прямо какие-то старушки, которые сидят на лавочке и всех осуждают... И такое встречается в нашей жизни. А я, например, вижу совершенно других почтенных женщин, которые приходят в храм. И на самом-то деле возможность разговаривать у них есть только на Исповеди – причем они приходят на Исповедь не поговорить, а выразить свою печаль, излить свою душу. Исповеди у них очень короткие, но каждое слово на вес золота. Я просто удивляюсь и восхищаюсь ими и Бога благодарю за таких потрясающих женщин. Им по 80 лет, а они ценят свои слова. Я уверен, хоть они одиноки, живут одни, не сидят часами на телефоне. Есть другие примеры.
Бегать от людей можно. Но ведь болтают не только женщины преклонных лет, молодежь-то сегодня без устали разговаривает. Они могут разговаривать и по телефону, и в кафе, смсками они тоже разговаривают. Это ведь тоже разговор, но только слово не произнесенное, а переданное на технологическом уровне, когда мы пишем сообщение, мы же это внутри себя проговариваем, переживаем. Слово как переживание – тоже слово. И мы же можем, находясь в молчании, обмениваться эмоциями, чувствами. Как супруги? Они же могут молча выражать свою любовь. И это будет проявлением любви. И настоящие близкие люди, друзья, которые на одной волне, без слов друг друга понимают – они же общаются, и это тоже слово, и как важно, чтобы не только слова, но и наши эмоции, чувства были чистыми, направленными на созидание, а не на разрушение.
Да, Антоний Великий сказал так... А сколько примеров святых людей, которые уходили в пустыни и леса, пребывали в молчании, в затворе, а их Бог принудительно оттуда выводил вновь в общество – и они должны были разговаривать с людьми, чтобы им через свой дар слова передавать нужную жизненную энергию, чтобы люди уходили от греха к праведности, вдохновлялись на правильную жизнь? И такой пример мне ближе. Идти в народ, но говорить по делу, красиво, а не проводить время в праздности, за пустыми разговорами… Бог Слово творил этот мир, который мы способны своим словом изменить к лучшему.
Записала:
Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.