Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №1 (1042) → Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Скромность – одно из качеств, составляющих благородство

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Скромность – одно из качеств, составляющих благородство

№1 (1042) / 1 января ‘20

Таинства Церкви

В нашей передаче отец Мелхиседек будет рассуждать о благородстве. Признаться, я была удивлена Вашим выбором такой темы – благородство, – и решением попробовать поговорить о нем.

– Сегодня мы попытаемся поговорить о том, чего так не хватает в нашей жизни. А знаете, чем это было навеяно? Недавно я был на празднике в любимой Оптиной пустыни. Каждый раз перечитываю Оптинских старцев, особенно в эти праздничные дни, и вдруг останавливаюсь на одной фразе – как мы говорим, случайно. А наш мир полон закономерных случайностей, ведь управляет «случайностями» Бог (кстати, кто-то из мудрых людей сказал, что «случай» – псевдоним Бога).

Владыке Василию (Родзянко) в полемике с атеистом говорят: «Владыка, что вы все – „Промысл Божий, воля Божия, чудеса”… Это же просто стечение обстоятельств, совпадения, так сложилось, а Вы все – „чудеса да Промысл Божий”». Он говорит: «А Вы знаете, я заметил: когда я перестаю молиться, совпадения и случайности прекращаются». Так что, конечно, случайностями и совпадениями заведует Господь.

И вот я читаю книгу – и вдруг, как молния, мысль: в наше время огромное сокровище – внимательное сердце. Я подумал: а у многих ли из нас (у меня, у других) внимательное сердце? Глаза – может быть, ум – да, внимательный, а сердце? Как раз это и есть, наверное, благородство – жертвенное, внимательное сердце.

Греки говорили: если тебя попросили, то ты уже опоздал. Почему? Ты должен был что-то видеть, слышать, чувствовать, понимать заранее.

Спрашивают, что такое счастливая семейная жизнь… Это когда муж слышит и понимает каждое слово, которое жена еще не успела произнести. Это надо чувствовать – ведь о себе самих мы потихонечку, загодя, с рассуждением думаем заранее.

Из мелочей, из жертвенности, искренности, человечности и складывается понятие «благородство». Сегодня перед передачей мы стали рассуждать: интересно, совокупность каких понятий дает это качество жизни, определение слова «благородство»? Скорее всего, если сказать одним словом, это жертвенность. И тут тоже момент: а есть разница между жертвенностью и благородством? Кто-то сказал: «Если на человеческом языке говорить, то это благородство, а если на церковном, то вроде бы жертвенность». В чем-то они синонимы, но, наверное, какие-то неуловимые различия есть. Если бы в нашей жизни было больше жертвенности и благородства!

Что такое благородство? Человек не ответил обидой на обиду, на клевету клеветой, на оскорбление оскорблением, вовремя уступил, вовремя не заметил чьей-то ошибки, какого-то казуса, не сделал на этом акцент… Сейчас наоборот: СМИ, телевидение в отношениях между людьми ищут, кто как проговорился, оговорился, прокололся, ошибся, – это тема, которая многократно умножается, становится интересной новостью, интересным поводом для беседы, для раскручивания.

А можно, наоборот, что-то не заметить. Как говорил старец Паисий, нужно найти добрый помысел, искать не то, за что бы наказать человека, а за что его оправдать. Это необычайно важно в семейных отношениях, причем уточню, что семья – это не только муж и жена, иногда живут вместе два брата, мама с сыном, мама с дочкой, внучка с бабушкой: это вообще наши близкие люди, с которыми мы живем, необязательно речь идет о полноценной семье – муж, жена, дети. Если ты не один, то ты уже должен свой мир, свой алгоритм все время соотносить с тем, кто рядом с тобой. В этом как раз и заключается суть – не увидеть недостатка, не услышать ошибки, не почувствовать корысти или недоброжелательства.

Я часто людям говорю: прежде чем подумать плохо, поду-май хорошо. Не надо ничего драматизировать, всегда надо в увеличительное стекло смотреть на положительные качества человека и через уменьшительное – на его недостатки. Тогда все будет нормально. Наша повседневная жизнь складывается из взаимоотношений, мы все время с людьми, мы не пустынники. Где бы мы ни были, мы без конца с людьми. От этого умения, чувства, настроя зависит наше нормальное состояние, настроение.

Как мне понравился один бытовой, но благородный поступок (это не какие-то сверхподвиги или особые жертвы). В метро в Англии едет мужчина. К нему вдруг поворачивается какой-то человек и говорит: «Сэр, мне кажется, Вы наступили на мою ногу». Столько было извинений с обеих сторон! Еще обменялись шутками. То есть ерунда превратилась во взаимную приязнь. А если бы это произошло в нашем метро, у нас бы мог получиться межнациональный конфликт. Я думаю, из этих небольших благородных поступков может складываться наша жизнь.

Батюшка, Вы начали говорить об Оптинских старцах – кстати, многие из них были людьми благородного происхождения, но это XIX век, а мы-то в XXI веке. Не устарело это понятие?

– Стержень, фундамент должен быть всегда. Кстати, интересный случай про благородство наместника Оптиной пустыни, игумена отца Моисея. К нему однажды приходит иеромонах, наверное, движимый тем, что старец Моисей был очень мягкий, любвеобильный (о нем, кстати, сказал епископ Игнатий (Брянчанинов), что игумен Моисей терпеливым несением немощей и недостатков братии смог создать и собрать такое братство в Оптиной пустыни, которого, думаю, не было и не будет больше в России). И вот к отцу Моисею подходит один монах и говорит: «Батюшка, вы знаете, мне кажется, вы тут что-то начали со стройкой, а это не совсем верно: рабочие не те, цены не те, да и делают не так. А еще рыбу купили, она непонятно какая по происхождению, да и цена… И сеять начали… (то ли рано, то ли поздно). Да и вообще, батюшка, я на вас смотрю: вроде игумен, да не умен». Отец Моисей перекрестился и говорит: «А ты хоть и умен, да не игумен» – ну что говорить с таким бестолковым человеком?

Еще при отце Моисее приезжает епископ Калужский Николай, обходит строения, колокольню, храмы – Введенский, Казанский, Владимирский, корпуса, стены и говорит: «Отец наместник, какая красота! Сколько храмов, сколько построек, сколько трудов! Наверное, все это вы сделали?». А старец Моисей говорит: «Владыка, я при этом присутствовал». Кстати, одно из качеств благородного человека – не хвалиться чем бы то ни было: ни фамилией, ни духовником, ни талантом, ни зарплатой, ни работой, ни положением.

Ох, а у нас, кстати, сейчас хвалятся духовниками: «У меня духовник такой-то» – знаете, раньше хвалились французскими духами, сумочками от Диора, а сейчас духовником.

– Тогда я не понимаю: что ж при таком хорошем духовнике такой неказистый плод?

С возрастом и духовной зрелостью пропадает желание кому-либо что-то доказывать. Если у человека есть за душой что-то, что наполняет и делает его духовно богатым, нет необходимости привлекать внешние факторы, чтобы возвысить себя в чьих-то глазах. Если ты из себя ничего не представляешь, что толку иметь медали, которые на себя вешаешь, и кому-то говорить, чтобы не забыли оценить твои книги, лекции, фамилию, обитель, которой ты помогаешь, твоего духовника и так далее? В общем, скромность украшает человека. Мне кажется, скромность – одно из качеств, составляющих благородство.

Мне вспоминается случай. Едет наш знаменитый академик-физиолог И.П. Павлов (лауреат Нобелевской премии за работы по физиологии) в общественном транспорте. Рядом едет красноармеец. Это был, наверное, 1920 или 1921 год. Павлов перекрестился на церковь. Красноармеец смотрит на него и говорит: «Надо же, какая серость!». Академик промолчал, не стал объясняться, кто он, что он… Иногда не надо доказывать, кто ты, этим козырять.

Еще вспоминаю: один из наших министров приезжал в Оптину пустынь в 1990-е годы. И когда не нашлось места в гостинице, он не стал называться, кто он: переночевал на клиросе, на коврах, которые были постелены для паломников… Как же иногда полезно для души побыть простым паломником, простым человеком! Кстати, и Л.Н. Толстой посещал Оптину пустынь и тоже хотел иметь скромность – известна история, когда он пришел из Ясной Поляны в мужицкой рубахе, поселился в простой (не для дворян) гостинице. Но когда начал рассчитываться за чай, вдруг из штанины достает такой бумажник, что послушник чуть в обморок не упал и понял, что тут что-то не то… А когда стал вспоминать фотографии и газетные зарисовки, до него все-таки дошло, кто перед ним. Наверное, в такой одежде никак не ожидал встретить.

У меня тоже был один случай в Оптиной. Узнав, что я там, ко мне захотел приехать один мой давешний знакомый, который в Калужской области служит в очень в больших чинах. Он приезжает и звонит мне: «Я не знаю, куда мне приткнуться». Я говорю: «Вы скажите, что съемочная группа, подъезжайте – Вас пропустят». Он тоже приехал очень скромно, потом оставил машину на общей стоянке и пошел пешком: так, говорит, хорошо до Оптиной пройтись пешком – и даже не сказал наместнику, что он здесь, хотел просто постоять, помолиться. Это тоже говорит о серьезных намерениях человека, который не с должностью приходит в монастырь или в церковь, а христианином.

– Да. Еще вспоминаю. Сейчас у нас сложные межцерковные отношения, и всегда говорили: политика политикой, а простые люди – это простые люди. Лет 5 назад мы были в Грузии, в Батуми, на одном приходе, где служит священник-грузин, архимандрит. Наших паломников было около 40 человек, они были потрясены одним благородным поступком.

Был воскресный день, все прихожане знали друг друга, из разговора они поняли, что это гости из Москвы, и когда подходили к Причастию, все расступились и пропустили нашу группу вперед. Если бы постоянные прихожане просто встали в общую очередь, ничего страшного не было бы, а они, грузины, посчитали, что не надо общего порядка – пусть гости идут впереди... Все это – проявления благородства в нашей повседневной жизни.

Это же сейчас не модно; посмотрите, что насаждают СМИ – телевидение, радио, газеты: наоборот, говорят, надо толкаться, расталкивать локтями – надо быть лидером. И пробиваются же не всегда самые достойные, мы это прекрасно знаем (честно говоря, программа «Лидер» меня смущает, я уже многим об этом говорю).

– Это сложный вопрос; мы как раз говорим про нашу повседневную жизнь. И еще конкретный случай – лет 10 назад впервые предполагалась поездка в Воронежскую епархию, когда та еще не была разделена: Липецк, Задонск, Костомарово, меловые пещеры, сам Воронеж. Поездка должны была быть очень интересной, насыщенной. Собрали группу в 45 человек.

И вдруг с соседнего прихода храма Казанской Иконы Божией Матери, где архимандрит Петр (Поляков), приходит наша общая знакомая Галина и говорит: «Батюшка, там осталось еще одно место? Надо Марию Петровну взять, бабулечку, она моя подруга, очень хорошая, помогает возле подсвечника». Я говорю: «Понятно, что хотелось бы всех взять, но уже все места заняты». И вдруг какая-то 30-секундная пауза, и она говорит: «Батюшка, а я записана?» – «Да, записана». – «А можно тогда она поедет вместо меня?». Я думаю: «Вот это да, вот это человек». Казалось бы, нет и нет, так сложилось, тем более никаких обещаний не было. И я подумал: «Обязательно надо сделать так, чтобы и она, и ее подруга поехали». И тут один человек заболел за день до поездки. Вот так Господь все устроил. Я это и имел в виду: если вдруг какое-то место освободится, пусть так сложится, чтобы ей не пришлось оставаться.

Я думаю, что из этих мелочей и складывается благородство: человек пожертвовал предполагаемым душевным и духовным утешением, совместным общением с родными и близкими друзьями, прихожанами. Такое в нашей жизни редко бывает, но бывает.

А современные-то примеры другие. Здесь понятно, это православные, Вы нас все-таки учите быть благородными, уступать, по-христиански любить, помогать, быть жертвенными. А давайте выйдем на улицу... Мы же для всех рассуждаем, не только для православных.

– Давайте на улицу выходить не будем. Есть замечательная восточная поговорка: каждая овца будет подвешена за свою ногу. Мы отвечаем за отношения внутри своей собственной семьи. Старец Амвросий говорил: тот, кто уступает, приобретает. Спрашивай с себя. Улица пусть ответит за себя.

И еще я советую: в семье играть не в шахматы (в человеческих отношениях), а в поддавки – тот, кто уступает, выигрывает. Победа над близким человеком – это твое поражение. Да, переломал, сделал, чтобы было по-твоему, наплакался, настоял через истерику, все вроде получилось по-твоему, – а настроения нет. Уступил, не по-твоему, неудобно, невкусно, неинтересно, – а настроение есть. Почему? А потому, что вдруг случилось так, что в следующий раз тебе уступили, и в тот момент, в который, казалось бы, никто уступать не будет.

Причем я говорю людям: не рассчитывайте, что на уступки с вашей стороны вам сразу уступят. Нет, это будет не на 10-й, не на 15-й или 20-й раз, только на 100-й раз уступят. И к этому надо быть готовыми.

Но уж лучше потихонечку двигаться в сторону взаимной приязни и взаимной уступчивости, чем искать в жизни, кто в семье будет сильнее, упорнее, настойчивее – кто возьмет верх. Кстати, есть такая нехорошая примета – венчаются молодые, им под ноги стелют рушник и, по какому-то преданию, кто первый наступит, тот в семье и будет иметь верх. Я советую тогда молодоженам: если вам такое говорили, муж, наступай первым. (Смеется.) Старец Паисий Афонский говорил: «Вот смотрите, жена – ноль, муж – единица. Если она стоит за мужем, то оценка вашей семьи – десятка. А если жена пытается встать перед мужем, встает перед ним в повседневных делах, в жизни, в решениях, оценка вашей семьи – единица».

Пусть каждый на своем месте делает то, что может и должен делать, с благородством, вдумчиво, творчески, ставя себя на место другого человека. И тогда, если в нашей повседневной жизни будет благородство, уступчивость, жертвенное служение, то есть обыкновенная человечность внутри собственной семьи, коллектива, братства, прихода, то будет больше света и теплоты. Это и требуется от нас, простых христиан, в современном мире, который далек от благородства, к сожалению. Но хотя бы пусть это будет внутри нашей жизни.

Отец Мелхиседек, знаю, что Вы любите смотреть и слушать лекции Алексея Ильича Осипова; в одной из лекций, помню, он сказал, что есть черты характера, с которыми человек рождается. Он рассказывал, что у них во дворе был такой жадный мальчик, у которого нельзя было ни игрушку, ни лопатку, ни конфетку спросить – начинались истерики: врожденная жадность. Один из вопросов как раз касается этого – телезритель спрашивает, как справиться с жадностью (видно, чувствует ее в себе). Как избавиться от дурной привычки?

– Если честно, жадным вроде я не был – мама с детства приучила делиться. Нас было двое: я и брат. Помню, мама с работы принесла конфеты «Мишка на севере» и одну дала мне. Я развернул конфету – и в рот. Мама на меня посмотрела и говорит: «А Коля не хотел?». – «Хотел». – «А где же ему?». Через неделю история опять повторяется, но я иду на кухню, ножом режу конфету пополам – и половину отдаю брату. Это сейчас конфеты на столе стоят у всех, и некоторые даже не понимают, что раньше это был деликатес и дефицит.

Да, раньше шоколадные конфеты были дефицитом и они были очень дорогие.

– Я чувствовал радость в том, чтобы делиться: мама вот такими простыми, бытовыми примерами приучила делиться. Потом мне это пригодилось в армии, где мы тоже всем делились, и это создавало определенную атмосферу. Поэтому мне сложно сказать, как избавиться от жадности. Наверное, надо понять, что все-таки это болезнь души и надо себя преодолевать – будь то любая страсть (алкоголь, ревность, тщеславие, жадность, гордыня, блудные, похотливые мысли), не давай волю чувствам: ты хочешь сейчас сам съесть конфетку, но заставь себя поделиться. Для одного человека поделиться – в радость, а другой должен себя заставлять: до радости, может быть, еще далеко – хотя бы просто надо понять, что нужно поделиться. Когда я венчаю пару, говорю, что у супругов все в два раза ярче и больше: радость разделенная – радость, умноженная вдвойне, скорбь разделенная – скорбь, уменьшенная вдвойне, поэтому надо делиться – пусть даже самой маленькой конфетой.

Но сначала нужно осознать, что быть жадным – это неверно: будьте милосердны, как милосерден Отец ваш Небесный – как дети похожи на своего отца, так Господь хочет, чтобы мы были похожи на Него. В этом Евангелие: быть похожими на Господа. Для чего ты живешь христианской жизнью? Чтобы быть похожим на Господа. Кстати, надо приводить себе на ум Евангельские слова и мысли в такие моменты, и они будут помогать преодолевать себя: «Царствие Божие нудится, и нуждницы восхищают его».

В заключение программы – Ваше благословение и назидание.

– Будьте милосердны, как милосерден Отец ваш Небесный. Будем помнить слова одного из наших святых (по-моему, отца Алексея Мечёва), который говорил: мне радостно радовать. Пусть когда-нибудь мы на самом деле ощутим чувство радости от доброго дела, от благородного поступка и от преодоления самих себя. Желаю всем Божественной радости в повседневной жизни как можно чаще! Бог всем в помощь!

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс