Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (1041) → Протоиерей Димитрий Предеин: О грехе воровства

Протоиерей Димитрий Предеин: О грехе воровства

№48 (1041) / 16 декабря ‘19

Беседы с батюшкой

С бедностью в человеческие сердца приходят многие страсти, одна из них – страсть воровства. Что такое грех вообще?

– Грех – нарушение Божественной воли, нарушение заповеди, беззаконие. В широком смысле грех – любой поступок, который не угоден Господу, способен причинить вред или ущерб ближнему. Соответственно, он противоречит внутреннему голосу совести самого человека. Поэтому в любом грехе мы можем заметить две стороны – объективную и субъективную.

Несомненно, существуют церковное право, государственные законы, осуждающие те или иные преступления, и нормы человеческой морали, подвергающие те или иные проступки общественному осуждению. Но есть еще и голос совести внутри человека, обличающий его, если тот творит зло, даже если никто этого не видит и не знает.

Почему воровство грех? Вы сказали, что грех – преступление закона, заповедей и внутренней совести; в воровстве есть все эти составляющие?

– Конечно, есть. Воровство – один из наиболее тяжелых грехов, который человек вообще может совершить против своего ближнего.

Мы можем рассудить следующим образом. Когда человек трудится в поте лица своего (по заповеди Божией), он зарабатывает средства, приобретает на них себе необходимое, полезное для жизни – то, что ему требуется. И вдруг кто-то у него это тайным образом похищает – совершает кражу, грех воровства. Несомненно, у человека крадут не только предмет, имеющий материальную ценность: в широком смысле слова ущерб наносится всей жизни этого человека, ведь чтобы приобрести эту вещь честным трудом, ему пришлось потратить время, силы – часть своей жизни отдать, чтобы эта вещь у него была. И эту часть жизни у него похищают.

Мы здесь можем судить по аналогии. Почему Господь принимал ветхозаветные жертвы? Ясно, что они не могли спасти человека от вечной смерти, но тем не менее они Господу были угодны: часть жизни человек тратил на то, чтобы вырастить ягненка, козленка или теленка – силы, средства, время человек жертвовал Богу, отдавал Ему даром и за это получал Божие благословение.

Здесь мы можем судить от противного: человек потратил силы и время, чтобы приобрести какую-то часть имущества – если у него это крадут, то абсолютно незаконно присваивают себе часть его жизни. Соответственно, становятся уже не только его обидчиками, но и врагами Божиими.

Потому, видимо, этот грех и входит под номером 8 в список 10-ти заповедей, данных Господом. Чем он так страшен, что он входит именно в 10 заповедей Божиих?

– В Библии, в Книге Второзаконие мы находим 10 заповедей Моисея, где под номером 8 имеется заповедь «не укради», прямо запрещающая любые формы воровства (следует заметить, что такая норма существует не только в христианстве: любая мировая религия запрещает воровство).

Причем с этим запретом в разных религиозных традициях соединяются различные формы возмездия. Например, в исламе все очень строго – по закону шариата, который основывается на Коране, если человек украл и его вина доказана, ему положено отрубить руку за то, что он совершил грех воровства и этой рукой взял чужое. Причем эта заповедь распространяется Кораном на человека любого сословия – как бедного, так и богатого. И в христианстве отношение к воровству, краже очень строгое – в средневековой Европе действовали практически те же самые нормы.

Сейчас у нас законодательство гуманнее, но грех от этого меньше не стал. Если человек крадет чужую вещь, он становится преступником, прежде всего – Закона Божия, ибо в Библии прямо написано: Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем – если, например, он не убивает, но крадет, он тоже преступник Закона Божия и, кроме того, он еще и преступник гражданского закона.

Почему для Бога так важно, чтобы чужая собственность была защищена?

– Господь тайным образом благоволил облечься в нашего ближнего, как говорят святые отцы. Поэтому любое добро, которое мы делаем ближнему, мы делаем как бы Самому Господу Иисусу Христу, и любое зло, которое мы делаем ближнему, мы косвенно причиняем Богу.

Господь дал благосостояние, имущество Своему рабу, который, пользуясь Его благословением, все это себе приобрел. Поэтому Господь стоит на страже интересов каждого человека.

То, что добывается честным трудом, Господу угодно: Он видит потраченные усилия, что это было сделано честно, что никакие моральные нормы или заповеди Божии не были нарушены. А если человек пытается тайным образом присвоить себе нечто чужое, то разрушается весь установленный Богом порядок честного, законного труда, на котором строится все человеческое общество. Представим себе, что мы жили бы в обществе, где все были бы только ворами, никто не зарабатывал бы честным образом, а все пытались бы что-то украсть друг у друга; жить в таком обществе было бы невозможно.

Сложился стереотип, что у человека красть нельзя, а у государства – можно: «это же ничейное».

– Государственное – не означает «ничейное». Государство – общее дело всех людей, которые являются его гражданами. То, что принадлежит государству, есть наше общее достояние. Поэтому тот, кто посягает на общее достояние, тоже пытается незаконно урвать часть, ему не принадлежащую.

Например, возле дома растет елочка, радующая глаз каждого, кто мимо нее проходит. Но если в одно утро перед Новым годом мы выходим во двор и видим, что елочку кто-то спилил (скажем, сантиметров на 15 от корня) и остались только самые нижние ветки, а остальное он унес себе – украсить свою квартиру на праздник, то этот человек совершил грех: это злодеяние, преступление. Вроде бы елочка никому конкретно не принадлежала, она была общей, тем не менее он пытался сделать общее своим собственным, убил растение и причинил моральную травму всем жителям двора.

Какие грехи может повлечь за собой воровство? Что еще оно может вызвать из адской бездны?

– Очень много грехов связано с воровством (как правило, грехи друг с другом связаны). Если человек крадет у другого, то в душе того, у кого он украл, возбуждает различные отрицательные эмоции: человек ощущает досаду, обиду, горечь от того, что у него украли, ощущает осуждение – это может вылиться и в гнев, и в раздражение, и в сквернословие. Проявления могут быть самыми различными, но их не было бы, если бы у человека не украли эту вещь.

Получается, ты заставил согрешить человека?

– Да, ты его побуждаешь к какому-то греху, и он чувствует оправданность своих действий: против него была нарушена заповедь, нарушен закон, поэтому он так реагирует.

Кроме того, нужно сказать: когда человек крадет чужое, это никогда не принесет ему добра, он не разбогатеет себе во благо. Так или иначе это будет иметь какой-то греховный шлейф: бесовское влияние обязательно будет сохраняться над вором, пока у него будут награбленные или украденные вещи – это будет побуждать его к совершению других грехов, он может промотать эти деньги в пьянстве, разврате, приобрести на них что-то недолжное, ненужное...

Зачастую мы видим, что у представителей криминального мира свой греховный образ жизни: у них сложилась собственная субкультура, в которой они вращаются, – воровское сообщество, где все пропитано грехом: буквально атмосфера зла, греха, в которой они постоянно живут. Она для них становится естественной средой обитания. Но конец такого пути только один – на дно адово.

Есть конкретные причины, которые могут вызывать грех воровства?

– Безусловно. У любого греха есть свои конкретные причины. Относительно воровства в первую очередь нужно назвать грех (и страсть) сребролюбия: человек хочет обогатиться за счет другого – своего ближнего. Сребролюбие может найти себе разный выход. Человек, имеющий страсть сребролюбия, может и честным путем заработать себе блага, к которым он стремится, к которым направлен интерес его души.

И есть люди, желающие не работать, но добыть все более легким путем – лень здесь тоже имеет место: если сребролюбие сопряжено с трудолюбием, точеловек, может, и вредит себе, работая только ради того, чтобы быть еще богаче, иметь больше благ, но другим он этим никакого зла не приносит, – а если он крадет чужое, то принося себе временное благо причиняет вред еще и окружающим.

Кроме того, я думаю, с воровством тесно связан грех зависти: если человек видит, что у другого что-то есть, а у него нет, то пытается каким-то образом это присвоить – это абсолютно недолжная реакция на чужое богатство. Если ты видишь, что у другого есть, а у тебя нет, – работай честно, больше трудись, и у тебя тоже это будет. В конце концов, примени свои способности в честном направлении.

Мне кажется, что воровство никогда не происходит по воле только одного вора – всегда, при любом преступлении (в том числе при любой краже), имеет место бесовское присутствие, влияние и внушение. Человек, ворующий постоянно, находится буквально в бесовской одержимости (может быть, даже под влиянием какого-то конкретного беса воровства, который постоянно побуждает его творить новые преступления иногда даже не ради денег, а просто ради самого преступления) – он уже не может жить иначе.

Но ведь борьба с этим грехом все-таки возможна – какие средства можно применить в борьбе с ним? Можно ли его вылечить?

– Любой грех можно преодолеть, любую страсть искоренить из души, если у человека есть чистосердечное раскаяние: если он осознает свой грех, покается перед Богом в том, что делал раньше, прекратит грех совершать – и вместо него будет творить добрые дела (в том числе дела христианского милосердия). Тогда этот грех может быть и прощен, и уврачеван.

Чтобы грех воровства был прощен, человек должен его прекратить: должен перестать его совершать, покаяться на Исповеди перед священником и в дальнейшем этого греха больше не делать.

Некоторые думают, что если они будут продолжать совершать этот грех, но какую-то часть жертвовать, например, нищему, больному, или знакомому священнику, или на храм, Бог будет прощать ему грехи… Этого не произойдет – например, преподобный Серафим Саровский запрещал брать пожертвования от людей, зарабатывавших деньги нечестным путем: он говорил, что такое пожертвование Богу неугодно, от него не будет пользы ни Церкви, ни людям.

Мы сказали о грехе, о его развитии, о том, как с ним бороться. А есть превентивные меры? Как нужно воспитывать детей, чтобы они правильно относились к чужой собственности?

‒ Очень важный момент. Психологи давно заметили, что большинство воров начинали подворовывать уже с детства – если в детстве их вовремя не остановили, не наказали, не объяснили, то этот грех дальше развивается как снежный ком, становится все крупнее, а случаи воровства все чаще.

Ясно, что родители должны внимательно следить за развитием своих детей и, если вдруг они замечают, что у ребенка появилась новая вещь, которую они ему не покупали, они должны у него спросить: «Откуда ты это взял?». Если он скажет, что нашел (или что-то подобное), надо докопаться до истины: как правило, хорошие, ценные вещи на дороге не валяются. Бывают, конечно, редкие исключения из правил, но обычно бывает по-другому. Поэтому, если удается выяснить, что ребенок это у кого-то украл, надо потребовать, чтобы обязательно он каким-то образом это вернул (пусть явным, пусть тайным – как удобнее сделать) и ни в коем случае этой вещью не пользовался.

Надо ему объяснить, насколько противное Богу и людям преступление он совершил, и если он будет так дальше поступать, то это может привести его в конце концов в тюрьму, что зачастую и происходит с ворами – рано или поздно они все равно попадаются, у большинства из них есть и рецидивы: они не раз посещают места не столь отдаленные, где их пытается исправить государство.

Но все-таки исправление должно происходить изнутри – именно через покаяние, прежде всего перед Богом, через осознание того, что это не просто нарушение закона, это именно грех – то, что повредит тебе самому в вечности, то, что лишит тебя перспективы богообщения, пребывания с хорошими людьми: фактически воры, которые продолжают воровать и поддерживают общение с такими же, мы прекрасно понимаем, Царства Божия не наследуют.

Какое наказание от Бога может быть здесь, в этой жизни, людям, так промышляющим?

‒ Как показывает жизненный опыт, Господь наказывает так, как не накажет никакое самое справедливое государственное законодательство. Есть такая народная пословица: «Бог долго ждет, да больно бьет» – Он до поры ожидает покаяния грешника, Он ожидает, что человек одумается, исправится, перестанет грешить, а если этого не происходит, то человека постигает то или иное наказание: либо со стороны таких же, как он, терпит возмездие, либо Господь его посещает очень тяжелыми скорбями – это могут быть неизлечимые онкологические заболевания, которые тоже оставляют ему время для покаяния (ведь рак не убивает человека сразу), или другие тяжелые заболевания, или несчастья, связанные со здоровьем, благополучием родственников, детей – Господь выбирает уязвимую, болезненную для человека сферу жизни, чтобы его вразумить, ибо конечная цель Промысла Божия – спасение души, и Господь имеет план спасения для каждого из нас. Если мы следуем этому плану по мере сил, то не нужны жесткие действия Промысла Божия, чтобы нас вразумлять.

Господь мягкими способами нас вразумляет. Но если человек явно уклоняется от этого пути (а грех воровства ‒ именно резкое уклонение от плана, прямое противоречие замыслу Божию о человеке, преступление заповеди), Господу приходится употреблять все более и более жесткие методы. Вплоть до того, что действительно случаются трагедии в жизни тех, кто посягает на чужую собственность.

10-я заповедь говорит: не пожелай. Как она связана с 8-й – не укради?

‒ Связь тесная. Мы можем тут даже увидеть явные параллели. Говорится: не пожелай жены ближнего своего, ни вола его, ни осла его, ни всего, что у ближнего твоего. Если человек этого желает, то он уже буквально стоит в одном шаге от воровства. Он, конечно, может это пожелание по-разному проявить, оно может так и остаться у него нереализованным, но даже если оно осталось нераскаянным в душе, уже получается грех зависти. А если оно реализуется в мошеннических схемах по присвоению чужого имущества, это тоже разновидность греха воровства: обманным путем человек пытается присвоить себе то, что ему явно не принадлежит, употребляя для этого средства связи, хитроумные схемы, чтобы оказать давление на человека. Ясно, что это тоже грех, это Богом запрещено.

Так что связь видна. И как мы уже говорили, человек, который впадает в один грех (скажем, в грех воровства), не может остановиться – он обязательно будет что-то еще к этому добавлять, другие более тяжкие грехи.

Как защититься от воров? Ведь на самом деле Господь призывает нас к рассуждению и трезвению. Играют эти добродетели какую-то роль в превентивных методах?

‒ Да, вы назвали очень правильные слова: рассуждение, трезвение. Я бы к этому добавил еще бдительность, внимание – во многом жертвы воровства смогли бы заранее (если бы подумали, что у них могут украсть) этот грех предотвратить, если бы были внимательнее, осмотрительнее, осторожнее. Но, с другой стороны, от всего предостеречься невозможно. Воры на то и воры, что знают, когда у человека что-то легче украсть: когда он менее к этому готов, расслаблен, менее внимателен – они ловят момент, чтобы совершить свое злодеяние.

Безусловно, нужно хранить трезвение, бдительность, молиться Богу, чтобы Он Сам Своим благодатным Промыслом вразумлял нас, ограждал. У нас даже есть такая молитва в вечернем правиле: «Господи, избави нас от человек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя вещи» – одна из молитв святого Иоанна Златоуста именно так сформулирована.

Вот об этих «некоторых», могущих причинить нам целенаправленное зло, я бы тоже хотел сказать. Есть такое украинское слово «злóдий» ‒ злодей, означает буквально: «преступник» – тот, кто совершает преступление и направленно, продуманно хочет причинить вам зло. Это именно злые люди, которые по отношению к ближнему прежде всего испытывают зло: они не испытывают любви к ближнему (вот, наверное, самый главный корень греха, и воровства, и других грехов, но сейчас мы говорим об этом – ясно, что человек, который любит своего ближнего, не будет у него ничего воровать, понимая: если он у него что-то украдет, причинит ему страдания. Если он любит этого человека, он никогда ему страдания не причинит).

Грех воровства – это прежде всего грех нелюбви, презрения, ненависти, пренебрежения ближним. Мне кажется, главное, за что Господь наказывает воров – даже не присвоение материальных ценностей, не отъятие их нечестным путем, но за проявление греха нелюбви, пренебрежения, ненависти к своему ближнему.

Спаси Господи, отец Димитрий, за интересную и важную беседу. Мы прощаемся с вами, дорогие братья и сестры. Божией вам помощи, ангела-хранителя!

Записала:
Таисия Зыкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс