Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (1041) → Протоиерей Александр Абрамов: Церковные суеверия и поведение в храме

Протоиерей Александр Абрамов: Церковные суеверия и поведение в храме

№48 (1041) / 16 декабря ‘19

Беседы с батюшкой

Господи, помоги нам в дни Рождественского поста внутренне собранно приближаться к Святым дням.

Почему тема церковных суеверий актуальна? Почему она так же остро стоит сегодня, как и много лет назад?

– Думаю, она остро стоит последние четыре века уж точно. Приходишь в храм и видишь огромное количество несуразного отношения людей к святыне. А если ты человек новый, будешь удивлен, откуда такое количество суровых людей, желающих тебя поучить, почему тебя все время одергивают и оговаривают. И люди, очевидным образом неблизкие к Церкви, но бывающие в храме, делают совершенно невероятные, я бы сказал – языческие вещи.

Вхожу в храм, где служу настоятелем. Там в центре есть замечательный, удивительный крест Патриарха Никона, который «во всем подобен мерою Кресту Христову» (сделан Патриархом в 1657 году). В нем частица мощей около трех сотен угодников Божиих. Вижу: женщина стоит и долго-долго молится. Думаю: «Что ж, молитва – это хорошо. Конечно, не очень хорошо, когда за вами стоит еще 10 человек и вы не даете никому подойти, а люди стесняются: вы же молитесь». И вот эта женщина бедный крест и руками обняла, и какие-то иконочки стала доставать, прижимать ко кресту… Что это – «Алан Чумак: новая версия»? Мы что, иконочки заряжаем? Почему такое материалистическое, недуховное отношение, абсолютно языческое – все надо перетрогать, приложить, ко всему прикоснуться?

У меня недавно была дискуссия с одной дамой. Она у креста долго совершала какие-то пассы. Я говорю: «Что же вам так до всего нужно дотронуться?». – «Здесь частица святой, имя которой я ношу». – «Но связь с ней в первую очередь духовная». – «Нет, мне надо коснуться частицы мощей». Спрашивается: зачем? Проблема церковных суеверий в том, что люди не дают себе труда ответить на вопрос «зачем?». Надо разбираться.

В чем корень церковных суеверий?

– В лени и нежелании додумывать: мы не хотим додумывать. Языческие наслоения, которые накрывают глубину христианского учения, всегда из ленивых соображений могут упростить самое высокое учение: «Христос приходит, распинается за человека, приходит дать человеку свободу и правду? А нам давайте яблоки. Не надо нам свободы вашей: свобода – что-то непонятное, эфемерное”. Вот яблоки, воду святят, яйца, куличи…

Хорошо помню день Великой Субботы (может быть, этого года). Закончилась Литургия, мы стоим у Плащаницы. Люди принесли продукты, чтобы освятить их перед Пасхой, куличи, яйца; обычно все это очень торжественно и радостно.

И вот перед нами Плащаница Спасителя. Священник читает молитвы на освящение снеди, и люди начинают открывать эти корзины, коробки: шум, гам – ощущение базара.

А что поменялось? Так же лежит в гробу Спаситель, так же люди занимаются своими делами. Им невдомек – они даже не хотят подумать, что если Он сейчас из гроба не восстанет, Плащаница останется лежать – и не будет никакой Пасхи…

Это торжество Спасителя – отнеситесь к нему с великим почтением! В Великую Субботу говорится: «Да молчит всякая плоть человеча, ничтоже земное в себе да помышляет» – вы это слышите, но пропускаете мимо ушей – «сейчас надо бы освятить, потому что мы потом сядем за праздничный стол…». Где здесь Христос? Вам говорят: «Молчите, трепещите – таково учение Церкви, таково ее понимание этого дня» – «Ладно, это мы поняли, служба уже прошла, давайте к главному перейдем». Если главное – еда, то так и будет всегда; тогда вы останетесь человеком еды: вы можете миллион крестов на себя повесить, но не останетесь христианином.

Вопрос телезрителя: «Когда у нас идут молебны, мы стоим со свечами. Я стоял у лампады с другой стороны от кануна. Прихожанка попросила меня, чтобы я зажег свечу. Я зажег – и тут же начались возмущения: почему я зажег свечу именно от лампады (а надо, чтобы огонек был именно с кануна)? Прихожанка эту свечу задула и зажгла заново. Это правильно или неправильно?».

– Это не имеет никакого значения, конечно. Чтобы не размышлять, что действительно важно (о Жертве Христовой, о том, какой ты христианин, что ты можешь сделать для Церкви), мелкие людишки придумали мелкие правильца: вот это можно зажигать только так, а не сяк, а левой рукой нельзя, а это можно только так – повернувшись…

А Спаситель исцелял в субботу, хотя в субботу исцелять было нельзя. Спаситель срывал колоски и ел, хотя в субботу этого делать было нельзя.

Ревнители, о которых вы сейчас рассказываете, Спасителя выгнали бы из храма: Он обязательно сделал бы что-нибудь то, что нельзя. Они бы спросили: «Ты кто такой?». – «Я Христос». – «Ты что-то не так зажег, не туда встал и не так сделал». Так и Спасителя можно выгнать вместе с людьми – выгнать можно любого, когда нет любви.

Почему люди придумывают такие мелкие правильца? Им в них комфортно. Встали, перекрестились налево, направо, центрально, поставили свечу и думаем, что этим выполнили свой долг перед Богом. Да вы даже не начали не то что исполнять этот долг перед Богом, вы даже думать о нем еще не начали: ты должен льна курящегося не угасить и трости колеблемой не преломить, как Спаситель говорит!

Ни в сказке сказать, ни пером описать, сколько людей ушло из Церкви навсегда из-за хамства «завсегдатаев» Церкви. Церковь – не ваша дача, не пивной бар: не устанавливайте там правила. Откуда вы взяли, что тогда-то можно зажигать свечу, а тогда нельзя?

Сведения и знания совершенно дикие, примитивные, убогие. Спрашиваешь о чем-нибудь серьезном: «Ну, это мы не особо разбираемся», а вот куда чего поставить, вы всегда разбираетесь. Постыдились бы, сидели бы и молчали, прислушивались к тем, кто лучше знает.

Вопрос телезрителя: «Почему в храме нужно покрывать голову и нужно ли молиться дома с покрытой головой?».

– Речь идет о женщине. Исходная традиция, покрытие женщиной головы, – знак ее послушания, смирения. В нашем случае это перенос – почитание Церкви. Я лично не вижу в этом острой, принципиальной проблемы. Если человек внутренне созрел носить головной убор, очень хорошо. Если человек пришел в храм впервые и с непокрытой головой, беды нет.

Лучше он встретит отношение любовное, искреннее, сердечное, а потом сам придет к мысли, что стоит надеть платок или берет.

Как благоразумно обращаться со святынями в храме и в чем здесь могут быть суеверия и ошибки?

– Мне сегодня нужно было побывать в Елоховском соборе, помолиться, попросить Бога об одном тяжко болящем младенце. Я никогда к этому не прибегал, но хочу попросить всех зрителей «Союза» включить в свое молитвенное поминовение тяжко болящего младенца Алексия – это новорожденный, он страдает тягчайшим генетическим заболеванием. Если ему не найдется помощи, он окажется в очень тяжелом положении. Здесь практически ничего нельзя сделать деньгами – почти ничего нельзя сделать, кроме молитвенного поминовения. Прошу и зрителей «Союза» тоже поминать младенца Алексия.

Так вот, мне нужно было приехать в Елоховский собор, чтобы у мощей святителя Алексия и у Казанской иконы Божией Матери обратиться к Богу. Стоит очередь к Казанской иконе; перед иконой стоит женщина: минуту, другую, 5, 7 – так приложится к иконе, так подойдет. И я понимаю, что это совершенно нецерковный человек – церковный человек уважительно относится к другим: он видит, что за ним еще 20 человек стоят – подойдет, деликатно приложится, отойдет в сторонку и будет молиться, понимая, что физический контакт со святыней – не самое главное. Ты пришел, ты здесь – деликатно приложился и отошел.

А что у нас повсеместно? Например, на Исповеди мы ведем себя точно так же, как вели бы себя в районной поликлинике – мы будем сердиться, что пациент, которого сейчас принимает доктор, занимает очень много времени, но как только дорвемся до заветного кабинета, будем там час сидеть – и нам совершенно наплевать, кто ждет в коридоре. Так же с Исповедью: подошел к аналою – и давай рассказывать, какая теща плохая, сын не слушается, кто-то болеет. Но это не имеет никакого отношения к духовной жизни!..

Так же со святыней. В желании урвать есть что-то от советского отношения к магазину – с мясником надо наладить хорошие отношения: он тебе говядину получше даст, а тут вот сапоги «выбросили». Такой подход, к сожалению, еще остается: привезли святыню – надо в нее вцепиться, хорошо бы еще отщепить кусочек или вынуть ниточку. В этом совершенно нет целомудрия! И не будет ответа. Нужно проявлять деликатность – вот святыня перед тобой: обратись к ней, приложись, отойди, дай другим людям возможность это сделать. Не случайно же в наших огромных храмах (например, в Храме Христа Спасителя) даже вынуждены ставить волонтеров в помощь при привозе святыни: еще немного – и люди просто под мышкой унесут святыню... Так нельзя – это очень грубо и примитивно.

В чем смысл церковных свечей, что они выражают и почему так много суеверий с ними связано?

– Совершенно понятно (уже миллион раз говорено), что это жертва Богу, символ твоего к Нему обращения.

Для меня очень больно, когда идет Литургия и в храм заходят люди нецерковные (мне не нравится слово «захожане», я не понимаю его смысла), для которых служба ничего не значит – «это что-то там, в каком-то закутке происходит». И они спокойно, как автоматную очередь, свечи по всем святыням поставили, перекрестились, на секундочку стали серьезнее и с лицом, изображающим страдание (почему-то в церкви надо обязательно изображать страдание и скорбь), выходят из храма.

А почему нельзя улыбаться, выходя из храма? Почему нельзя радоваться? Это удивительная вещь. Люди все время с кислыми минами: они считают, что кислая мина – синоним церковности. А это совершенно не так.

До революции на службу надевали лучшую одежду, а сейчас надевают что-нибудь потемнее, черное, хиджаб какой-нибудь, так что ты уже не понимаешь, мужчина или женщина перед тобой, какой-то мешок на человеке надет. Так же нельзя.

Свечи: кто-то приносит их с собой, кто-то что-то выбирает. Я такую вещь сделал. У нас за ящиком есть свечи, о которых написано, сколько мы просим за них пожертвовать (например, 5 или 10 рублей). И еще мы положили свечи, когда люди сами решают, какое пожертвование за них дать. А пожертвования за свечи, чего греха таить, позволяют храмам оплачивать нужные вещи (коммунальные платежи, платить тем, кто трудится в храме: например хористам). И люди все время встают в тупик: что это за пожертвование, непонятно. Если ты не назначаешь цену, может, это все не совсем настоящее? Вот за 5 лучше возьмем – здесь четко сказано, что 5 рублей. Но это совершенно естественный подход: сколько хотите, столько и жертвуете.

Вы почему-то все время думаете, что храм существует в безвоздушном пространстве, а храм существует за счет ваших пожертвований: вы его содержите. Вы прекрасно понимаете, сколько стоит собрать ребенка в детский сад или сколько стоит учиться в вузе, что-то другое, а тут делаете вид священного неведения, святой простоты. «Ой, а вам за воду надо платить…». А вам не надо? «Вам надо налоги платить». – «А вам не надо?».

Что такое свеча? Свеча сейчас – знак обращения к Богу, а для храмов – жертва.

Во время богослужения есть определенный порядок поклонов. Может ли человек сам, по своему желанию, совершать поклоны, когда ему хочется, делать земные поклоны, если у него есть к этому расположение?

– Это то, о чем всегда говорят священники и что никто никогда не хочет соблюдать. «Уж сколько раз твердили миру», что земные поклоны, например, в воскресный день противоречат смыслу богослужения – Христос Воскрес: какие поклоны, какое покаяние, какое чувство приземленности? Наоборот, совершается Литургия, «Бог Господь и явися нам». Христос Воскресает, и весь смысл покаянного настроения земных поклонов в воскресенье упраздняется. Но тут и там видишь, что народ бухается на колени. Спрашиваешь: зачем вы это делаете, вы же знаете? «Мне так захотелось – у меня есть внутреннее чувство». Это просто неуважение к людям! Ты считаешь себя умнее всех остальных, духовнее и религиознее? Почему это плохо? У нас есть правила келейных поклонов, ну ладно, это дома. А здесь происходит смущение людей: другие люди стоят и не знают, надо в этот момент кланяться или не надо – почему она кланяется, а священники нет?

А потом – уж извините меня, это все на публику. Иди домой, соверши 50 земных поклонов и, если останешься после этого жив и кости у тебя будут целы, в другой раз подумаешь, как это соотнести с Уставом Церкви. А тут ты показываешь, даже невольно, какой ты в действительности религиозный и благочестивый человек? Подход совершенно фарисейский.

Даже просто из послушания Церкви – тебе хочется на колени встать, а ты не встанешь, зная, что воскресный день; потом найдешь возможность, где встать на колени. Устав относительно употребления плодов на Преображение каков? Он очень простой: не есть плоды свежего урожая до праздника Преображения. А если до этого ели, то потом месяц не есть, чтобы не разрушать Устав – вот такое дисциплинарное отношение… Сказали: так не надо делать, – нет, все равно... Ну хорошо, раз все равно, тогда еще месяц не ешьте. Сами себя загнали в глупую ловушку.

Когда произносят: «Святая святым», – кто-то совершает поклон, а кто-то не совершает.

– Бессмысленно объяснять общие правила.

Самое общее правило – земные поклоны в воскресный день не совершаются. В будний день за Литургией на «святая святым» земной поклон можно совершить, а можно и не совершать. Это не так принципиально по сравнению с тем, чтобы хранить благоговейную тишину, не шастать по храму: быть сосредоточенным на богослужении. Во многих храмах, если вы службу не понимаете, дается последование, чин с переводом. Например, у нас в храме так делается и во многих других, я знаю. Следите за службой, будьте в ней, будьте сосредоточенны.

О чем следует помнить человеку, чтобы оградить себя от суеверий? Какие ориентиры, чтобы выйти на правильное, благоразумное отношение к храму и к поведению в нем?

– Во-первых, волос не упадет с вашей головы без воли Отца Небесного. Если ты хочешь себя с помощью святынь от всего на свете обезопасить, значит, ты человек, не верящий Богу, ты тревожный человек. Как суеверные люди: здесь красную ниточку намотать, здесь амулетик… В самолете я видел очень странную картину. Некая благочестивая дама была увешана иконами, как пулеметными лентами; она достала десятка два разных маленьких бумажных иконок, разместила их на кресле перед взлетом самолета и начала громко и истово молиться, так что на весь салон было слышно. А при посадке в самолет нам говорят: «Приведите спинки ваших кресел в вертикальное положение и закройте откидной столик» – ты просто нарушаешь правила технической безопасности и искушаешь этим Господа, ведь если сейчас полет пойдет не так, то столик войдет тебе в легкие, и то, что на нем находятся бумажные иконочки, ничего не значит. А если ты реально благочестивый человек, тебе достаточно просто глаза закрыть, сказать «Отче наш…», «Господи, благослови», перекреститься. Если ты мирянин, себя и самолет крестом благослови – и лети с миром. Не нужно избыточности, нарочитости.

Вот вы пришли на работу к начальнику: «Здравствуйте, Иван Петрович». Он вам: «Здравствуйте, Маша». А вы снова: «Здравствуйте, Иван Петрович!». И так несколько раз. В конце концов он вам скажет: «Маша, идите работайте, займитесь своими делами!». Здесь – то же самое: не нужно «доставать» Господа – беспрерывно к Нему с ерундой всякой приходить, даже если она вам кажется важной.

Доверьтесь Христу, не бегайте по любым святыням: они – не предмет коллекционирования, не марки, не монеты. Требуется трезвость. Как достигается трезвость? Читайте Писание, изучайте его, задавайте вопросы – не смущайтесь священников спрашивать, если вам что-то непонятно. Читайте святых отцов, задавайте вопросы: «Вот здесь я не согласна, что здесь происходит?» – уточняйте, выясняйте. Вы так бы делали в любом другом случае за пределами духовной жизни. Здесь тоже надо все знать.

Что главное в поведении в храме?

– Сдержанность и благоразумие. Памятование, для чего вы пришли – вы пришли помолиться, а не показать, что вы здесь главный (как очень многие говорят, «я здесь уже 20 лет стою». Ну и что? А храм с XVI века, здесь только людей стояло и 20, и больше лет. Какое это имеет значение, чтобы на это обращать внимание?). Ты пришел не унизить другого, не рассказать девушке в штанах, какая она плохая и не спасется, а девушке с накрашенными губами, что нельзя красить губы. Ты не за этим пришел.

Ты пришел испрашивать прощения в собственных грехах и благословения на собственную жизнь. Веди религиозную жизнь, духовную жизнь. Видение собственного греха есть надежда на спасение… Силуан Афонский говорит: «Держи ум свой во аде и не отчаивайся» – свой ум, а не чужой ум, запихивай во ад.

Прошу Вас подвести итог нашей теме.

– Друзья мои, вы должны знать, мы все должны знать: от того, как мы, христиане, ведем себя в храме, будет зависеть, придут ли туда другие люди, станет ли вера Божия народной верой. Оттолкнем мы человека или не оттолкнем? Господь бросает 99 овец ради сотой – мы должны помогать Спасителю: если Он идет за сотой овцой, значит, она Ему дорога. Но овцы слушают пастыря, а пастырь говорит: «Идите за Мной – научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». Кротость и смирение сердца есть то, к чему мы должны стремиться: не наглость, не поучительство, не хамство, а кротость.

Господи, благослови совершать течение Рождественского поста. Христе, помогай нам!

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс