Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Себялюбие и презрение к себе, казалось бы, совсем разные вещи, но мы, наверное, сумеем разобраться, что здесь общего. Говорим о себялюбии, мы тут же скажем о самолюбии – часто в нашей жизни эти слова идут вместе. Это очень разные понятия, так?
– Лично я большой разницы в смысловом значении этих слов не вижу. Самолюбие, себялюбие – здесь однозначно говорится о любви к себе, к своей личности, своей природе, своей личной жизни, своим предпочтениям. Конечно, человек по своей природе любит себя.
Но святой апостол Павел пишет в Послании к Ефесянам (этот отрывок читается во время Венчания): «Никто свою плоть не возненавидит, но питает и греет ее» – понятно, что даже на уровне биологических рефлексов в нашу природу заложена система самосохранения; всякий человек по своей природе стремится к личному благополучию, никто не хочет себе дурного, плохого, печального, скорбного. Когда же это принимает эгоистическую форму, когда человек пренебрегает потребностями и устремлениями других людей, возникают конфликты: человек, бывает, злоупотребляет своими возможностями, подавляя другого и приобретая за счет этого преимущества для себя. Собственно, во взаимоотношениях людей проявляется себялюбие и самолюбие.
Господь наш Иисус Христос дал заповедь возлюби ближнего своего, как самого себя – то есть поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой. Здесь ставится предел нашему самолюбию и себялюбию. Так что, когда человек видит нужды другого, замечает, что его жизнь и действия оказывают негативное влияние на другого, он должен, соответственно этой заповеди, остановить свои действия и оказать помощь – совершить служение по отношению к ближнему.
Вопрос телезрителя: «Почему нельзя изменить свою жизнь к лучшему с позиции самообвинения?».
– Мы намеревались коснуться темы саморазрушения – презрения к себе. К сожалению, такие явления бывают, и это болезненные состояния, порой они требуют активного вмешательства, в том числе психиатрического воздействия. Конечно, вообще говорить об этом сложно, всякий случай индивидуален, но в целом, насколько это возможно, мы сейчас попробуем оценить ситуацию.
Саморазрушение, самоуничижение – следствие негативных переживаний, отрицательных воздействий на человека (может быть, в детстве, или юности, или уже во взрослой жизни), когда он бывает подавлен обстоятельствами или переживает страдания, не осмысляя их, не видя смысла в совершающемся в его жизни. Из опыта общения с людьми, которые переживают нелюбовь к себе, скажу: эти люди нуждаются в помощи – им нужна психотерапевтическая помощь, помощь священника. Но мы эти проблемы часто решаем в рамках нашего прихода: посылаем таких людей в группы программы «12 шагов» – есть такие специальные собрания для людей с подобными проблемами внутренних переживаний (отрицания себя и деструктивных тенденций по отношению к себе).
Когда мы понимаем о себе, что мы обычные, нормальные люди, то на следующем этапе говорим: «Я не священник и не монах, поэтому не надо предъявлять какие-то особые требования к моей духовной жизни и, пожалуйста, принимайте меня таким, какой я есть». Недавно я слышал, как кто-то в беседе говорил: «Я прожил большую часть своей жизни, уже опытный человек, не надо мне говорить, что я должен меняться, я не готов к этому». Если я говорю себе, что я такой, какой есть, и должен себя таким принимать, то, может быть, со мной тогда уже ничего и не поделать?
– Как я понимаю, такая ситуация может сложиться потому, что человек пытается утвердить себя как некий «центр жизни» – это особая форма эгоизма. Но на фоне правовых взаимоотношений, которые у нас приняты и оправдываются обществом, порой человек ведет себя недопустимо в нравственном смысле – и все, в общем-то, понимают это, но он отстаивает свою негативную форму поведения, свой разрушительный стиль и, таким образом, препятствует внешним влияниям на него (есть у нас музыканты, которые со сцены допускают нецензурную брань – при этом они отстаивают свое право на то, что могут так поступать). В этой ситуации мы должны верно оценить, что это такое, и выработать правильное отношение к подобному явлению.
Вопрос телезрителя из Белгорода: «Есть заповедь: возлюби ближнего, как самого себя. Если себялюбие это плохо, грех, то как же я могу возлюбить ближнего, если самого себя возлюбить не могу, ибо это нехорошо? Может быть, мы просто что-то путаем? Человек не дает втоптать в грязь свое человеческое достоинство как образа Божия, а мы ему сразу вешаем ярлык: «Ты себялюбец»?».
– Безусловно, заповедь «возлюби ближнего своего, как самого себя» подразумевает, что человек уже знает, что такое любовь к себе, знает, какое бывает добро, – и ищет его для себя лично. Это же доброе отношение он должен проявить к окружающим людям. Взаимоотношения людей сложны, не всегда очевидно, что происходит в душе другого человека, поэтому бывает сложно выработать тактику поведения, определить, чем мы можем помочь другому человеку. Я думаю, нужно быть внимательными друг к другу и всегда стараться проблему другого человека примерять на себя, ставить себя на его место. Это тоже своего рода искусство, этому нужно учиться.
Каким образом можно сформировать в себе критерии, по которым имеет смысл жить? Представим себе, что критерии, которые существуют сейчас в нашей жизни, просты: мы знаем, что есть добро и есть зло. Когда мы говорим о христианских заповедях, то даже в них часто настолько путаемся, что время от времени у нас возникает амнезия – заповедь «не убий» мы ставим на первое место, наверное, из-за того, что после стольких войн это была самая главная тема.
– Может быть, если я так прямо не убил человека, легко сказать, что ко мне эта заповедь не относится. Но на самом деле относится, ведь «не убий» – это же «не возненавидь». Порой только какие-то внешние условия (в частности, наличие полиции, особые наказания для убийц) ограничивают нас в наших возможностях. А если дать волю ненависти и гневу и иметь в виду, что за это не будет возмездия, то у кого-то рука и не дрогнула бы. Поэтому заповедь Божия «не убий» – это более глубокое понятие: это внутренняя работа.
Когда я живу в этой степени любви к себе, то могу говорить, что мне в принципе все позволено в рамках общества, в котором я живу. Поэтому одно из этих проявлений – саморазрушение через всякие химические вещества, через алкоголь и наркотики. Наркотики обществом никогда не поощрялись, а алкоголь у нас совершенно спокойно принимают как разрешенный наркотик. Для человека, который решает для себя этот вопрос так: «Мне все дозволено, потому что я очень хороший человек», может быть, это тоже разрушительный путь?
– Да, употребление психоактивных веществ, стиль жизни, разрушающий здоровье, среду общения, – беда нашего общества. И тут причины таятся однозначно в отсутствии ясного видения присутствия Бога в нашей жизни. То есть это, по сути, безбожие. С другой стороны, это попытка приобрести таким путем благополучие: отсутствие духовности и приобретение благополучия с помощью внешних средств. И здесь, конечно, скоро возникающая расплата – мучения, которые человек испытывает при отмене психоактивных веществ, компенсирующих отсутствие радости, мира.
Получается так: если человек живет в самодовольстве и при этом думает, что все у него хорошо, это такая «вкусовая добавка» к жизни?
– Да, попытка жизнь украсить – как писали на стенах: сделай мир цветным. К сожалению, человек очень быстро становится зависимым от этих веществ, техник, технологий, изменяющих сознание человека.
Некоторые люди сейчас часто идут по пути «принимайте и любите меня таким, какой я есть. При этом я хочу получить любовь, но не хочу отдавать ее взамен». И получается эгоизм, возведенный в степень?
– Мне кажется, позиция «принимайте меня таким, какой я есть» в целом неплохая – другое дело, если я наношу ущерб ближнему, обиду, скорбь. Конечно же, здесь требуется перемена в себе, и мы не можем требовать, чтобы ближние терпели наши недостатки. Мы должны постараться поменяться. Средства для этого есть – жизнь в Церкви.
Преодолеть себялюбие можно через Церковь?
– Себялюбие с точки зрения биологической природы, как стремление к благополучию в духовном смысле, в Боге, приобретение благ, Богом даруемых человеку: мы желаем себе этого – это же благо. Это тоже можно назвать себялюбием, но в позитивном смысле. А оно же в том, чтобы превзойти другого человека, поставить себя выше его, себялюбие как проявление гордости – отрицательное явление, и с этим нужно бороться: если мы будем подавлять ближнего и возвеличивать себя, то не приобретем благодатных даров и духовной радости.
Теперь о презрении к себе. Мы можем поговорить о причинах, но если вспомним, сколько в нашей стране было совершено абортов, понятно, что отношение человека к своему собственному ребенку часто не было построено на любви – и если ребенок еще в утробе матери чувствует ее нелюбовь к себе, то, наверно, это будет спроецировано на всю его жизнь. Но вот человек рожден вне любви, и ко всему еще в школе ему говорят: «Ах ты, двоечник, ах ты нерадивый», и так далее. И нелюбовь умножается… Если человек неподготовленный послушает наши молитвы, то увидит в них постоянное самоуничижение: «Прости, прости, я такой грешный, грешный, грешный…». И происходит так: человек вырастает до 30 – 40 лет, а ему говорят: «Чего ты в жизни достиг?» Тогда человек начинает жить по другим принципам, а именно: «Если вы так ко мне относитесь, я таким и буду» – обратная сторона: «Принимайте меня таким, каков я есть».
– В такой ситуации человеку нужно увидеть в себе личность, Богом сотворенную по образу и подобию Божию, имеющую возможность войти в вечную и блаженную жизнь. Но как это человеку объяснить? Как достучаться до него? Здесь нужно приложить много усилий. Мы уже говорили о помощи специалистов – здесь нужно много работать с психологами, психотерапевтами, быть может, должен включиться психиатр: этот человек больной – он получил заболевание в результате неправильного отношения к нему близких людей (матери неправильно относятся к своим детям). И только когда его внутренний мир придет в баланс, психофизиологическую норму, священник может подключиться к этому – мы можем обратить внимание на какие-то состояния греховности человека (сразу нельзя говорить о его греховности, когда он находится в состоянии отрицания себя как личности).
Мы приходим на Исповедь, и нам священник говорит, что надо покаяться. Мы постоянно слышим, что надо исправляться, трудиться, молиться, но мы не очень знаем, как молиться, трудиться. Нужно искать своего духовника? Вы служите в больничном храме, и к Вам приходят больные люди – там все больные люди. Как у Вас складываются взаимоотношения с ними? Приходят ли те, кого Вы встречаете с суровым лицом и говорите: «Идите вон отсюда»?
– Я думаю, что по отношению к страждущему человеку суровость не очень применима. Страждущему требуется утешение, ободрение. Нужна предельная деликатность во взаимоотношениях с такими людьми. Даже какие-то смысловые, эмоциональные оттенки могут ухудшить состояние человека. Но, конечно, нельзя допускать и вседозволенности – допускать, чтобы человек оправдывал свои беззакония тем, что он болеет, находится в тяжелом душевном состоянии. Тем не менее, выставляя необходимые границы, мы должны человека вывести к осмыслению страдания, к пониманию, что он Богом не брошен, что помощь Господь ему пошлет обязательно, и мы со своей стороны должны оказать ему адекватную поддержку.
А что такое саможаление? Часто мы понимаем, что мы – люди духовно нездоровые, и мы запускаем саможаление, приемчики в отношениях с близкими, когда не хочется что-то выполнять. Мы запускаем их, может быть, и во время Исповеди?
– Человек может себя пожалеть. Но будет плохо, если он будет выливать саможаление на головы и души других людей. Причем человек печалится, скорбит, может быть, нуждается в том, чтобы его пожалели, даже просто послушали – это будет терапевтическим приемом. Конечно, если будет работать специалист, который знает, как работать с такими людьми, он может лучше решить задачу. Священник имеет в своем арсенале благодатные приемы церковных таинств. Мы можем человека помазать святым маслом, окропить святой водой, вместе с ним помолиться, рассказать ему о Евангелии, почитать его вместе с ним – это глубинная, максимальная психотерапия в арсенале священника. Мы стараемся это использовать.
Вернемся к себялюбию, возведенному в степень эгоизма и презрения к себе как степени высшего преступления по отношению к Самому Господу: в этих противоположностях есть что-то общее?
– Общее будет в смысле пренебрежения волей Божией, Богом данной природы. Мы приведены Богом из небытия – Он как бы вручил нас самим себе, мы имеем предназначение прожить жизнь, исполнить волю Божию в этом мире. Не мы сами по себе явились, а Бог нас явил, поэтому надо ценить дар Божий.
Если человек исполняет волю Божию, то любовь к себе (любовь в позитивном смысле) будет раскрываться. Если человек будет ставить себя в центр отношений с другими, то будет проявлять себя отрицательно и действовать разрушительно по отношению к ближнему и себе.
Если нас Господь создал людьми свободными, то я свободен поступать с собой так, как хочу: могу выбрать либо путь любви, радости и счастья, либо путь тьмы и погибели? На основании чего мне оценить мой собственный путь – правильно я иду или нет? Если бы мы все читали Евангелие каждый день, как должны его читать, и понимали бы его так, как должны понимать, тогда, наверно, вопросов бы не было. Где критерий, если я не знаю Евангелия? Как митрополит Антоний Сурожский говорил: «Как узнать христианина? По отблеску Евангелия в глазах».
– Христианин, который посещает храм, исповедует грехи, причащается Тела и Крови Христа, безошибочно определит, когда он прав или не прав: в покаянии, Причастии, молитве Господь ему является, и он в сердце своем чувствует радость, мир сердечный. Он на правильном пути – это именно человеку нужно. Он приобретает эти дары. И, наоборот, отсутствие покоя, тревога в сердце, стыд, страх – негативные состояния. Это значит – ошибся. Нужно определить, где я согрешил, и совершить покаяние.
У нас есть воля, и наше волеизъявление может вести нас по-разному: можно спасаться, можно идти в погибель. На этом мы закончили нашу мысль: путь к храму… Приходя в храм, я прихожу туда со своими бедами, горестями, я больной, несчастный, с саможалением, с презрением к себе или с любовью к себе или с презрением к людям – такой, какой я есть. Что мне надо сделать, чтобы почувствовать , что я любим Господом?
– Наверно, нужно предстать пред Господом. И в такой ситуации, мне кажется, надо сказать: «Господи, прими меня таким, каков я есть, и сделай меня таким, каким Ты хочешь меня видеть». Бог может все.
У нас Рождественский пост, который совсем скоро закончится Рождеством Христовым. И скоро будет Новый год – момент, когда мы можем порадоваться с близкими. Но при этом пост. Как поступить так, чтобы не возгордиться, что я постник и соблюсти пост?
– Всегда дороги и ценны добрые взаимоотношения, поэтому в Новый год мы должны посмотреть на людей, которые нас окружают. Если они постятся, мы будем поститься вместе с ними. Если они разговляются, мы, по возможности, будем поститься, но если случится так, что нам нужно будет покушать вместе с ними, то сделаем так, чтобы не обидеть их. Так нас учит преподобный Силуан Афонский. И другие есть примеры христианского благочестия, когда люди пренебрегали правилами, но при этом сохраняли и преумножали любовь.
Спасибо, отец Евгений, за беседу. Благословите наших телезрителей.
– Господь и Бог наш Иисус Христос да благословит всех телезрителей канала «Союз».
Записала:
Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.