Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (1040) → Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт: О психологии

Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт: О психологии

№47 (1040) / 9 декабря ‘19

Архипастырь

Владыка, очень хочется предложить Вам такую интересную тему, как психология (православный взгляд).

– Об этом очень много говорят и часто задают вопросы. Думаю, многим понравится наша беседа, будет полезна.

Начну с самого распространенного вопроса: поход к психологу – это грех? Кто-то идет к психологу, кто-то идет к священнику на Исповедь. По-Вашему, в чем можно сравнивать этих двух людей, а в чем нельзя?

– К хорошему психологу и вовремя – это не только не грех. Обращение к специалистам, которые помогают человеку решить проблемы психологического характера, внутренних зависимостей, связанных с детскими или приобретенными травмами, бывает очень полезным.

Нередко они открывают для человека путь в большой духовный мир. И при правильной психологической поддержке человек рано или поздно начинает задумываться не только о своем физическом, но и о духовном бытии.

Общение – наша безусловная потребность. Когда речь идет о накопившихся проблемах или нуждах, человеку нужно не просто выговориться: ему нужно найти опору, когда он подвешен, образно говоря, во всех своих сложностях, неурядицах, не видит будущего – и тогда нужно поговорить. Здесь, несомненно, разговор с психологом, который может правильно направить человека или дать точку опоры, крайне важен.

Что касается разговора со священником, здесь речь идет о практике изменения твоего внутреннего мира, ведь общение со священником всегда заканчивается призывом к тому, что ты должен что-то сделать. Если психолог говорит, что ты должен к этому относиться так или так, то священник уже даст практические советы, связанные с духовными упражнениями: это и молитва, и телесный пост, и покаяние – изменение образа жизни, своих привычек, то, что будет поддерживать в человеке его работу над собой. Не работу в мыслях – думать по-другому, а работу в поступках – поступать по-другому.

При слове «психолог» у многих возникает стандартная картинка: человек на кушетке, рядом психолог что-то записывает. У нас это пока еще не стало таким обыденным делом, как за границей. Как Вы думаете, это плюс или минус?

– Скорее всего, речь идет не о том, хорошо это или плохо, нужно нам или нет, а о принятой традиции, в том числе национального характера. Мне кажется, что для нашей традиции намного полезнее и практичнее поговорить сыну с отцом, чем рассказывать малознакомому человеку о своих проблемах.

Моя подруга очень воодушевленно рассказывала, что прошла уникальный тренинг, который ей позволил решить внутренние проблемы. Насколько опасна такая духовная практика, или ничего страшного в этом нет?

– Прежде всего я хотел бы сказать, что не все то психология, что ею называют. Очень часто на современных так называемых тренингах, нацеленных на удачу, успех, изменение сознания, используются слова, которые у многих людей вызывают естественное доверие (например, научные термины). А по сути своей эти тренинги являются практиками очень сомнительными и далекими от классики, принятой в психологии как метод работы.

Человек, занимающийся профессиональной психологией, несет личную ответственность за того, кого лечит, так же, как врач. Ведь нет одновременного сеанса лечения большого количества больных одними и теми же способами – даже когда врач приходит в палату, каждому он назначает свое лечение. В подобного рода тренингах или занятиях человек ответственности не несет – более того, это еще прописывается в так называемых контрактах. Так что стоит задуматься, а надо ли с ними связываться при таком отношении? Вообще, когда человек заранее говорит: «Знаешь, я не несу за тебя никакой ответственности, но давай мы вместе с тобой будем что-то делать», – это очень сомнительно. Уже здесь стоило бы насторожиться.

Второе. Подобного рода тренинги очень часто, наоборот, маскируют внутри человека то, что должно бы подняться наружу. К примеру, когда говорят о каких-либо травмах, изменивших сознание человека. Такой факт может быть, но ведь и человек всегда остается со свободным выбором, он может поменять себя.

А когда производится так называемая маскировка, то человеку внушается, что на самом деле во всех обстоятельствах и ситуациях виноваты давно минувшие дни. Ему нужно по-другому посмотреть на себя самого, на свое начало и просто отказаться от этого – и точка. То есть не менять своего сознания, не делать того, что в духовной практике называется «метанойя» – изменение своего сознания, когда ты становишься другим человеком. А здесь ты можешь оставаться таким же, но якобы счастливым...

Сейчас столько литературы на эту тему. Как священнику в этом лавировать, как отвечать?

– Очень сложно. Я тоже получаю такие вопросы. Но ведь я просто не могу прочитать все книги… В некоторых случаях говорю: «Дайте мне время, я хотя бы познакомлюсь с этой книгой, почитаю рецензии на нее, какие-то отзывы, узнаю, что это за автор».

Но в любом случае я хотя бы переспрашиваю: «А что тебе больше всего запомнилось?». На самом деле всегда задаю первый вопрос: «Что тебе не понравилось?», чтобы понять, насколько критически человек отнесся к информации, которую получил.

И как относится Церковь к самому известному психологу – Фрейду?

– Говоря о Зигмунде Фрейде, стоит сказать, что Церковь к нему относится как к ученому выраженной антихристианской направленности. Можно сказать, что вся его научная деятельность была основана именно на этом. К примеру, он сомневался в возможности свободного выбора. Это был человек совершенно материальный, вообще отвергавший духовные понятия и общение с духовным миром.

Конечно, все это для христианина не только совершенно неприемлемо, но и губительно. Наша физическая жизнь – не жизнь только для наслаждений и их получения любым путем, как учил Зигмунд Фрейд. Это еще стремление к вечной жизни, физическое преодоление того, что мы называем искушениями и зависимостями, грехом и пороком, и достижение тем самым наивысшей чистоты своей жизни, достижение Царства Божиего.

У Фрейда все это называлось совершенно иначе, и ненормальное, порочное становилось в его концепции выражением естественных потребностей.

Что касается православных психологов, их немало и среди духовенства, и среди профессиональных врачей. Очень часто наши православные психологи работают в реабилитационных центрах. Эти люди работают классическими приемами и методами психологии, чтобы помочь человеку сделать первый шаг, разобраться с самим собой, внимательно посмотреть на себя.

А далее, при поддержке священника, человек начинает изменять свое сознание: занимается метанойей – покаянием и приобретением нового навыка, ведь всякое преодоление плохого имеет силу в навыке доброго. Навык доброго в новых поступках, в новом правильном отношении к жизни, к окружающим и дает возможность изменения. Священники делают это вместе с теми, кому помогают.

Последний вопрос касается такой области психологии, как нейролингвистическое программирование. Как Церковь относится к ней?

– Как к покушению на свободу человека. Самые главные и незыблемые принципы человеческого существа – его жизнь и свобода. И всякое покушение на жизнь и свободу есть преступление с нравственной точки зрения.

Когда на человека набрасываются с подобного рода технологиями и делают его пленником рекламной продукции, продвижения каких-либо товаров или, в том числе, диктаторской идеологии – все это крайне опасно для него. Здесь впору вспомнить слова апостола: «Все мне можно, но не все полезно, все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною».

Как противодействовать желанию-хотению? Современные слоганы говорят «бери от жизни все», а ты к этому добавляй «чтобы отдать это другим». И тогда тебе станет понятно, что ты берешь не для себя, что ты независим от этого, а делаешь так, чтобы стать источником радости для других людей, оставаться свободным.

Большое спасибо за интереснейшую, как всегда, беседу. Напоследок Ваше заключительное слово. Скажу еще для тех телезрителей, кто не знал, что Владыка – по одному из образований психолог.

– Дорогие братья и сестры, очень важно разобраться в себе – что называется, прибраться в своей душе. Пусть Господь всегда помогает нам в нашей чистой и достойной жизни. Храни вас Господь.

Записала:
Инна Золотовская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс