Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (1037) → Протоиерей Димитрий Беженарь. Обличение: когда и как?

Протоиерей Димитрий Беженарь. Обличение: когда и как?

№44 (1037) / 18 ноября ‘19

Беседы с батюшкой

Отец Димитрий, что такое обличение? Когда оно необходимо и нужно ли вообще?

– Само определение показывает – это явление, когда мы раскрываем неблаговидные поступки (порой очень сурово, жестко, бескомпромиссно), недостатки ближних или то, что для нас является недостатком, с нашей точки зрения (личные недостатки или общественные, то есть какие-то пороки и грехи). Обличение чаще всего бывает в словесной форме, а наиболее редкое – собственным образом жизни.

Я знаю, что в Книге Иисуса, сына Сирахова, есть такие слова: Гораздо лучше обличить, нежели сердиться тайно; и обличаемый наедине предостережется от вреда. Обличаемый будет тогда удержан от неблаговидных действий.

– Совершенно верно. В этой ветхозаветной учительной Книге так и говорится. Смысл здесь такой: если человек поступает неправильно (а он наш ближний) и мы замечаем его неправильный поступок, движение не в том направлении и хотим ему искренне помочь, то наша задача ему об этом сказать – обратить внимание человека на его неправильные поступки и слова. Смысл в том, что лучше человеку что-то подсказать, в чем-то обличить, обратить его внимание на что-то, чем молча держать обиду в себе, плохо думать или просто дуться на человека, а ему ничего не говорить. Особенно в обществе нередко так бывает, когда кто-то на кого-то обидится, чем-то недоволен, но не говорит об этом, а просто смотрит на другого косо. Иисус, сын Сирахов, именно эту мысль высказывает: лучше уж по любви сказать, обличить, чем молчать и держать в себе обиду.

Имеется в виду, наверное, обличение наедине, с глазу на глаз?

– Да, совершенно верно. И святые отцы Церкви обращают на это внимание – в частности святитель Василий Великий во многих своих произведениях говорит, что если, допустим, настоятель монастыря делает кому-то замечание за нарушение монашеского устава, то у него есть власть и полномочия сделать даже публичное обличение. Но если произошло недоразумение и человек, который обличается, на самом деле не виноват, то другой человек, который об этом знает, должен сказать об этом настоятелю.

Вообще, в любом братстве, в любом сообществе христиан, верующих людей, искренне переживающих друг за друга, благоразумнее делать обличение ближнему сначала наедине – самый главный образец и пример для нас это слова Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь». Бывает семейный конфликт – кого-то из близких и родных этой семьи пригласи, кто более или менее в теме, чтобы в их присутствии еще раз разобраться, прав человек или не прав, какими мотивами он движим, почему так поступает. Далее в Евангелии сказано: если этого недостаточно (двоих или троих), тогда повеждь церкви – именно сообществу верующих людей.

В древности так было: обращались к епископу или пресвитеру и рассказывали ему, что, допустим, в семье происходит то-то и то-то. И уже представитель Церкви, священник или епископ, увещевает человека падшего, согрешающего, призывает его обратить на что-то внимание, в чем-то исправиться. И далее Господь говорит: «Если же он и церковь не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь». Естественно, для менталитета людей того времени человеку, который ослушался самого высшего авторитета на земле – Церкви Христовой, пренебрегает словами Церкви, – уже бесполезно что-то говорить. Такому уже намного сложнее что-то словесно донести. Видите, какая ступенчатость: сначала лично сказать, потом в присутствии двух-трех единомышленников, потом поведать Церкви.

В контексте наших современных реалий поведать церкви – это не синоним «выложить в интернете»: интернет – это не Церковь. Даже если человек, который хочет кого-то обличить, движим самыми добрыми мотивами, то выкладывая что-то в интернете он выставляет это на всеобщее обозрение – отнюдь не единомысленным с ним и порой неверующим людям. Это совершенно разные вещи.

Наверное, если поведать Церкви, то цель – исправить человека, примириться с ним, а выложить в интернет – это просто опубликовать какие-то свои мысли, эмоции без определенной цели?

– Очень важно помнить слова преподобного аввы Исаии (это великий святой отец V века) – он обращает внимание на мотивы, которыми ты движим, когда хочешь обличить ближнего: «Если ты в состоянии гнева и раздражения, – говорил преподобный авва Исаия, – никогда не говори»: в состоянии гнева, когда все внутри у тебя горит от негодования (пусть даже и справедливого) за какой-то поступок, слова, действия ближнего, говорить ничего не надо. Сначала пусть душа желающего обличить, научить, исправить или воспитать ближнего умиротворится – только в таком состоянии можно что-то говорить. Святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, практически все святые отцы Церкви едины: в состоянии гнева, страстности обличение принесет больше вреда, чем пользы.

Вопрос телезрительницы из Алтайского края: «Когда обличение становится осуждением? Бывает ли обличение от Бога? Как нам его увидеть и не пропустить в суете повседневной жизни?».

– Чем обличение принципиально отличается от осуждения? Осуждение – грех, это общеизвестная истина для всех верующих. Есть заповедь Божия: «Не судите, да не судимы будете» – даже люди, не читавшие никогда Евангелие, именно эту фразу используют: она уже стала известным афоризмом. Понятно, что осуждать не надо: этим ты согрешаешь перед Богом.

Когда мы осуждаем конкретно человека, мы как бы принижаем его в своих глазах, а сами мысленно (может, не до конца отдавая себе отчет) становимся над ним в роли судьи, который выносит приговор.

Чем отличается обличение от осуждения? Мы обличаем поступок, а не человека – мысленно стараемся отделять человека от его поступка. Допустим, человек страдает от недуга пьянства. Если ему сказать: «Ты пьяница», это осуждение человека, а если мы говорим «человек, страждущий недугом пьянства», мы как бы обличаем поступок, страсть, его духовную и физическую болезнь: он страдает, сам с собой ничего не может сделать – мы его как бы жалеем, сострадаем ему, уважаем его честь и достоинство. Если я говорю, что «этот человек страдает недугом пьянства», даже в самой интонации, в голосе, в произношении уже видна разница со словами «этот пьяница» или «этот блудник»: как будто ставится уже некая печать.

А бывает ли обличение от Бога? Господь нас всегда вразумляет и обличает – в первую очередь голосом совести. Самый первый и близкий, всегда с нами присутствующий голос Божий – голос нашей совести. Надо внимательнее всматриваться в свою душу. Еще античные философы говорили: познай самого себя.

Нужно внимательно всматриваться в свою жизнь и прислушиваться к голосу совести. Поступил с ближним несправедливо, не взял вину на себя, а обличил его? Сразу внутри чувствуется дискомфорт, дисгармония от того, что благодать Божия тут же отступает. Нужно прислушиваться к этим очень тонким, но определенным голосам Божиим внутри нашего сердца. Вот что значит услышать обличение от Бога.

Вы говорили, что согрешающего брата следует обличить наедине, а у апостола Павла есть слова: «Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели».

– Это слова из Послания апостола Павла к Тимофею. Дело в том, что святые апостолы Тит и Тимофей были учениками апостола Павла, он их рукоположил в епископское достоинство. Епископ – это хранитель Поместной Церкви, поставленный на свещницу служения. Он имеет свои полномочия и власть беречь веру, заботиться о нравственности вверенной ему паствы. И, естественно, для епископа обличать пороки – часть его служения, его полномочий.

Кстати, очень важно, что, обращаясь в Послании к Титу, святой апостол Павел говорит: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца» – апостолы Тимофей и Тит были молодыми по возрасту, а в церковной общине были люди пожилые, и апостол Павел акцентирует их внимание, что пожилого человека нужно обличать, если видишь недостатки, но с почтением: даже публичное обличение не исключает уважения к достоинству человека. Одно дело, когда епископ подойдет и скажет что-то согрешающему человеку, другое дело – равные: миряне начинают друг друга обличать очень резко, как шашкой машут.

В словах апостола Павла подразумевается именно епископская власть. А что такое власть епископа? Не власть делать все, что хочешь, а твоя ответственность за церковную общину перед Богом: неся ответственность перед Богом, ты обязан, видя недостатки, обратить на них внимание. Это совсем другое дело.

Всегда ли полезны публичные обличения? Кто имеет право публично обличать?

– Только что на примере апостолов Тита и Тимофея мы увидели, что человек, наделенный властью от Бога, имеет такое право. Один из великих отцов Церкви? Святитель Иоанн Златоуст неоднократно в своих произведениях пишет, что иной раз публичное обличение делает человека-грешника более бесстыдным (более циничным, говоря современным языком): некоторым порочным людям, когда община не знает об их греховной жизни, психологически легче свой порок осознать и исправиться – никто не знает о его пороках, ему сказали наедине, о нем помолились или он просто увидел светлый пример. А если таких при всех обличить, то, как пишет святитель Иоанн Златоуст, некоторые люди впадают в отчаяние и полное бесстыдство, пускаются во все тяжкие, так скажем.

И в современной жизни вы можете немало случаев вспомнить, когда человека обличили за одно, за второе, а он говорит: «Ну и все: буду жить, как мне хочется. Мне так комфортно. Не надо мне ничего говорить. Мне так нравится!» – и пускается во все тяжкие, попирая все заповеди Божии, все нравственные нормы. Получается, публичное обличение кого-то делает еще хуже. Преподобный Паисий Святогорец очень мудро говорит, что обличение без любви делает обличаемого зверем, то есть еще больше ожесточает.

Вопрос телезрительницы из Московской области: «Мне встречались люди, которые очень обличают Церковь и ищут так называемых непоминающих священников. Что можно им посоветовать?».

– Это проблема настолько болезненная, что едва ли в рамках одной передачи можно все эти боль и душевное страдание передать. Это поветрие идет уже не один год… Я могу только поделиться своей личной болью и скорбью.

Сейчас время относительной свободы. Сейчас не ведется, как в советские времена, открытая, сознательная, целенаправленная работа по уничтожению веры в отдельно взятой стране. Слава Богу, вас никто не расстреляет за то, что вы идете в храм. Но сейчас пошло поветрие, когда миряне открыто говорят: «В храм не ходите – там уже нет благодати». Как будто миряне вдруг узнали, почувствовали каким-то прибором, что в Церкви уже нет благодати (в одной из передач мы уже как-то говорили на эту тему, и был задан вопрос примерно в таком же ключе). Люди ссылаются на то, что некоторые даже ждут, когда в Церкви не будет благодати. Кто эти люди, которые этого ждут?

Я попытаюсь ответить на вопрос следующим образом. Святая Церковь, созданная Господом нашим Иисусом Христом, есть Тело Христово. Он – Невидимый и Вечный Глава Церкви. Благодать Духа Святого оживотворяет Церковь Христову. В Ветхом Завете есть очень яркий прообраз Церкви – Ноев ковчег: наверное, все, кто воспитан в христианской традиции, знают, что перед всемирным потопом Господь праведному Ною заповедал построить ковчег – деревянное судно, чтобы от вод всемирного потопа спаслись только те, что будут находиться в ковчеге. Ноев ковчег напрямую нельзя сравнить с кораблем, ибо Автор проекта ковчега Сам Бог, но строился он человеческими руками. Люди построили на поверхности земли огромное сооружение, туда по велению Божию Ной собрал определенное число животных, и когда воды всемирного потопа начали прибывать, ковчег стал подниматься.

Ноев ковчег – не корабль в прямом смысле этого слова: там не было штурвала, руля, мотора, парусов, весел, люди им управлять не могли – нельзя было повернуть его направо, налево или развернуться. Управляет ковчегом только Сам Бог. Ковчег (а это прообраз Церкви) поднимается только ввысь, к небесам – по мере поступления воды все выше и выше. Спастись могут только те, кто находится в ковчеге. Что необходимо для находящихся в нем, чтобы спастись? Тихо, мирно, в благочестии и чистоте пребывать в нем, благодарить Бога, молиться, жить в молитве и покаянии. Только те могут спастись, кто в этом ковчеге находится.

Отвечаю на вопрос о людях, которые ищут непоминающих священников как якобы наиболее правильных. Смотрите, спастись можно, только находясь в Ноевом ковчеге, которым управляет Бог (Бог создал этот ковчег, Бог – Конструктор Церкви Христовой). За пределами Ноева ковчега – Церкви Христовой спастись невозможно, хотим мы этого или не хотим. Так устроено Богом.

Есть две крайности в поступках людей, которые находятся в этом ковчеге: одни хотят прорубить в стенах ковчега побольше окон, чтобы его проветрить – им темно, тесно, им что-то не нравится, хочется, чтобы дули европейские ветры – ветры перемен, хочется инноваций. Они прорубят окна и кричат тем, кто утопает: «Эй, давайте вместе с вами подпишем документы, будем участвовать в совместных проектах», то есть пытаются искать компромиссы с людьми, которые находятся вне ковчега и которые, что самое страшное и трагичное, в ковчег войти не хотят: им комфортно утопать в море греха. Итак, кто-то из находящихся в ковчеге будет кричать: «Эй, придите к нам, мы с вами идем одним путем, у нас одни цели!». Это одна крайность.

Другие впадают в другую крайность. Глядя на поведение вышеназванных, они говорят: «Давайте-ка мы вообще с ковчега уйдем: спустим лодочку и для верности напишем на борту этой лодки: „ковчег”». Как сейчас иногда говорят, «мы не уходим из Русской Православной Церкви – мы будем собираться на квартире или в подвале, но мы не ушли из Церкви, мы даже напишем у себя на дверях: „Русская Православная Церковь” – для убедительности, что мы не ушли из Церкви. Но в храмы мы ходить не будем – там нет благодати; будем собираться только здесь».

Вот две крайности: одним тесно в ковчеге, они хотят каких-то инноваций, новых течений, хотят позаимствовать от мира что-то, а другие из Церкви Христовой уходят в раскол.

Сами посудите, когда вы ищете непоминающего священника, разве ваши внутренние мотивы уже не становятся осуждением? Это уже деление священников на хороших и нехороших, достойных и недостойных, правильных и неправильных. Говорят: «А непоминающий священник – правильный». – «А остальные неправильные?». – «Неправильные». – «Вы что, всех их знаете? И в чем они неправильные?». И люди начинают перечислять... Одно дело, когда вы ищете пастыря, к которому лежит ваша душа, к которому вы расположены и от которого хотите получить духовную пользу – опытного пастыря, у которого есть жизненный, духовный опыт. Вы чувствуете, что вам тяжело справиться со своими страстями, и едете в какой-то монастырь, где живет опытный пастырь, который поможет вашей душе. А когда люди ищут просто непоминающего священника – разве это уже не является осуждением? Разве это не попытка из ковчега Ноева, прообраза Церкви, уйти на сторону, в свою отдельную лодочку, чтобы там спастись? Думаю, насколько возможно в рамках нашей передачи, я попытался ответить на вопрос.

Отец Димитрий, прошу Вас подвести краткий итог.

– Мы сегодня говорили по очень важной, как мне кажется, теме. Обличение в наше время – очень распространенная духовная болезнь, когда мы готовы обличать беспощадно всех – и ближних, и дальних, используем для этого и интернет-пространство, вообще не щадя достоинство ближнего.

К глубокому сожалению, вынужден признать (на это обращают внимание и все пастыри и архипастыри Церкви), как беспощадно мы обличаем кого-то на просторах интернета, тем самым давая повод откровенным врагам Церкви еще больше поглумиться, посмеяться над нею, а колеблющихся людей вообще от нее отвратить.

Как говорит в своих притчах премудрый Соломон, не обличай злых, да не возненавидят тебя. И преподобный Паисий вторит премудрому Соломону, говоря, что обличение без любви делает человека зверем. Обличай премудрого – того, кто способен это принять. Такому поможешь, его поддержишь, его исправишь. Естественно, обличать надо наедине, с любовью, состраданием, милосердием, уважая достоинство человека.

Я зачитаю из 2-го тома Паисия Святогорца «Духовное пробуждение» слова, которые имеют самое прямое отношение к нашей сегодняшней теме: «Если мы займемся самоисправлением и, полагаясь преимущественно на Божественную помощь, обратимся более ко внутренней деятельности, чем ко внешней, то мы поможем другим больше и результативнее. Кроме того, мы сумеем стяжать и внутреннюю тишину, которая будет тихо помогать тем душам, с которыми мы встретимся, потому что внутреннее духовное состояние выдает душевную добродетель и изменяет души других».

Человек, который себя исправляет, приобретает внутреннюю благодатную тишину, и она незаметно, даже без его слов и замечаний, способна исправлять других. Когда кто-то отдается внешней деятельности, не достигнув еще очищенного внутреннего духовного состояния, то он может вести духовную борьбу, но иметь при этом и расстройство, терзание, ему будет не хватать доверия Богу и он часто будет терять мир. Если он не делает добрым самого себя, то не может сказать и что его интерес об общем благе чист – видите, на что преподобный Паисий обращает внимание?

У нас же есть много любителей общего блага – спасать Церковь, страну, общество от каких-то пороков, не заботясь об очищении себя. Освободившись от своего ветхого человека и от всего мирского, человек будет иметь уже Божественную благодать: и у него самого на душе будет покой, и он будет в состоянии помочь человеку любого склада. Только человек, стяжавший Божественную благодать, внутренний мир, способен помочь человеку любого склада – гневливому, раздражительному, похотливому, скупому: любому ты можешь помочь, когда у тебя внутри мир. Но не имеющий благодати Божией не может ни совладать с самим собой, ни помочь другим так, чтобы результат был угоден Богу. Сначала сам он должен погрузиться в благодать, и лишь потом его силы, уже освященные, могут быть использованы для спасения других.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс