Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Владыка, давайте сегодня поговорим о слове «нет». Иногда в жизни легче сказать «да», а потом мучиться с последствиями. Что это? Трусость, желание нравиться, боязнь быть плохим для остальных?
– Мне кажется, это следствие того, что человек слово «нет» очень редко говорит самому себе и не останавливает себя в том, что давным-давно стоило бы оставить, от чего стоило бы отказаться или поменять. Все откладывает это на какое-то удобное время: «Вот придет старость, выйду на пенсию», или «поеду в отпуск и тогда прочитаю эту книгу». И все время ищет оправдания, ищет время, не находит его и не говорит себе «нет».
И тогда бывает так, что не хватает духу сказать это «нет» другим. А ведь об этом прямо сказано в Священном Писании: Да будет ваше слово: да, да; нет, нет. Никаких полутонов: да или нет. А если мы вступаем в диалог со своей совестью, когда стоило бы сделать то, что она говорит тебе, мы становимся слабыми. И тогда человеку становится очень сложно сказать другому «нет».
А Вам что помогает уверенно говорить «нет», даже когда это очень трудно?
– Помогает Евангельская цитата, которую я привел. «Нет» – как принятое решение, когда речь идет о категориях «хорошо» или «плохо»: «Нет, этого делать нельзя». Если «нет» помогает человеку сохранить свободу от греха, от зависимости, оно должно обязательно прозвучать.
А если человек понимает, что его «нет» обидит близких, может, он вообще без друзей останется, все отвернутся, но он знает, что прав, стоит ли жертвовать своими принципами?
– Трудно однозначно ответить: не понимаешь область, в которой человек произносит слово «нет». Все нужно взвешивать и соотносить, что это за выбор, о чем идет речь. Если человеку говорят, что он ошибается, а он возражает: «Я прав, должно быть по-моему, раз я так решил», – что ж, оставайся со своим выбором. Дай Бог, чтобы он помог тебе остаться свободным. Но если твой выбор приносит нестерпимую боль другим людям, то нужно обязательно обратить внимание, что это за выбор.
Может ли священник сказать «нет» и отказать человеку в проведении духовных таинств, например Венчания?
– Может. И даже должен это сделать, если речь идет о ситуации, когда человек совершенно не подготовлен к этому, когда для него участие в таинствах Церкви – всего лишь внешний обряд, ритуал и не более того.
Если священник видит в человеке отсутствие искренней веры, основанной на раскаянии, желании поменять свою жизнь, на покаянии в сделанном, тогда преподание таинств не имеет никакого смысла. Более того, это может стать предметом осуждения и человека, который дерзает к ним приступать, и священника, который, зная, что человек не готов, нисколько себя не поменял, совершает это по каким-то причинам. Священник тоже подпадает под осуждение Божие.
Священник сам принимает решение, говорит «да» или «нет» или это решение Правящего архиерея?
– По-разному бывает. Есть случаи, когда священнику достаточно самому в этом разобраться, но если он сомневается, обязан об этом сказать своему архиерею. Совсем недавно ко мне подошел священник и спрашивает: «Человек хочет крестить ребенка исключительно ради обряда, чтобы тот не болел. И совершенно не понимает значимость самого Крещения». Конечно, священник прежде всего вступил в разговор с этим человеком и не сразу крестил ребенка, пока доходчиво не объяснил, отвечая на многие вопросы, для чего это делается и что это означает для самих родителей.
А если человек бросает вызов обществу, говорит «нет» всем и делает это публично? Если он раскаялся, его Исповедь тоже должна быть публичной?
– Несомненно. Когда человек публично порицает, нарушает, презирает существующий порядок и закон, то этим он смущает многих людей: для кого-то это станет большим-большим соблазном. А когда он понимает это и начинает исправляться, он должен помочь исправиться и тем, кто через него соблазнился. Значит, он должен им сказать о своем изменении и попросить у них прощения. Такое покаяние, несомненно, должно быть публичным.
Когда появилась тайная Исповедь?
– Если вспомнить древнюю историю нашей Церкви, первые христиане исповедовались публично. Во-первых, все хорошо друг друга знали, и публичная Исповедь становилась еще обозначением просьбы: «Помогите мне в этом исправиться, я согрешил». Община знала о проступке человека – это не только не соблазняло общину, а, напротив, горя глубокой ревностью и искренней любовью, община помогала исправиться этому человеку. Что называется, все бросались ему на помощь.
Надо отметить, что это происходило в период гонений на Церковь. А когда он закончился, когда Церковь стала многолюдной, стали появляться новые общины, люди перестали хорошо знать друг друга в одной общине, и появилась частная Исповедь. Однако когда кто-то из прихожан совершал действие, соблазнившее других, такого человека понуждали публично попросить прощения за совершенное, когда человек раскаивался.
Часто люди боятся сказать «нет», когда их просят быть крестными или свидетелями на Венчании: боятся, что навредят себе. Можно ли говорить «нет» в этих ситуациях?
– Конечно, это всегда собственный свободный выбор. Но прежде чем сказать «нет», нужно поблагодарить родителей за доверие. Ведь если тебе доверяют ребенка, говорят: «Стань крестной мамой моего ребенка», – это говорит о том, что ваши отношения, ваша дружба приносят большую пользу. Искренне надо поблагодарить.
Нет никакого правила, которое бы обязывало человека согласиться. Это совершенно свободный выбор. Человек может отказаться, обосновать свой отказ и искренне засвидетельствовать, что это не станет причиной не любить ребенка, не помогать ему, не молиться о нем или как-то изменить к нему свое отношение.
Прочитала интересную статью, где психолог размышляет, как правильно сказать «нет», и приводит пример, что самое правильное «нет» у профессора Преображенского в романе «Собачье сердце», где он отказывается покупать журнал: его «нет» звучит мягко, но уверенно. Но этим он очень сильно раздражает оппонентов – получается, профессор выводит из себя своих оппонентов, это же не по-христиански? Кто же прав?
– Знакомая с детства история – сколько раз внутри все бушевало, когда мама говорила: «Нет, не пойдешь гулять, садись за уроки». Я вспоминаю те свои переживания и внутреннюю бурю эмоций… Со временем понимаешь, что тебе в чем-то отказывают или что-то запрещают не потому, чтобы показать свою власть, а для твоей собственной пользы.
Что успокаивало? Ты все равно видел любовь своей мамы и прекрасно понимал, что не нарушил самого главного. В этих ситуациях нужно так же поступать.
Когда мы говорим «нет» (а иногда это самое мощное и нужное лекарство), мы не говорим «прощай», не говорим: «Больше не нужен, можешь уходить». Мы не закрываем за собой дверь. Мы всего лишь обозначаем «нет, я не могу этого сделать» или «я не позволю это сделать тебе» – такой ответ принесет самую большую пользу и для того, кто произносит, и для того, кто слушает.
Всегда можно продолжить разговор, не выторговывать «да», а объяснить свое решение. «Ты мне слишком дорога, твое отношение ко мне очень дорого, именно ради этого я говорю «нет» – не от ненависти, а от любви, не от безразличия, а от искренней заботы».
Всем известна пословица «на нет и суда нет». В ней есть глубокий, может быть, христианский смысл?
– Пословица говорит о предмете обсуждения: если его нет, то и обсуждать не будем, судить не будем. Но Суд Божий будет, где прозвучат все наши «да» и «нет». Дай Бог, чтобы «нет», которые мы произносили, стали оправданием нашей жизни, чтобы они делали нас по-настоящему свободными от греха и мрака.
Дорогие братья и сестры, «нет, не перестану любить, не перестану дружить, не перестану молиться о тебе» – пусть такое «нет» часто звучит из наших уст по отношению к другим людям. И пусть «нет» останавливает нас самих: «нет, что-то надо менять», «нет, дальше так продолжаться не может» – пусть это «нет» в нас останавливает тьму, смерть, уныние, пустоту. И да поможет Господь каждому из нас делать правильный выбор.
Записала:
Инна Золотовская
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
– Во имя Отца и Сына и Святого Духа!«Непрестанное изучение Священного Писания открывает нам свет истины», – учит Исаак Сирин. Эти слова пришли мне сегодня в голову, когда я, готовясь к Божественной литургии, прочитал Евангелие, которое мы все сегодня слышали (Лк. 8, 5–15), и понял, как точно слова преподобного Исаака соответствуют именно этому чтению.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.