Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Что такое духовная зрелость, и зачем она нужна человеку?
– Я как филолог приглашаю вас, дорогие друзья, поразмышлять над корнем слова «зрелость» («зрелый», «вызреть»). Речь идет о каком-то таинственном росте: на дереве появляется цветок, затем завязь и, наконец, плод. В таинстве Крещения все мы принимаем дар Духа Святого, как залог, искру Божию, которая таинственно живет в нас, ожидая нашего содействия через исполнение нравственного закона, покаяние, молитву, участие в таинствах. Однако Божия благодать никогда не стоит на месте – она всегда побуждает нас двигаться к Богу, Источнику и Причине нашего бытия.
Духовная зрелость – не просто житейская многоопытность, умудренность внешнего характера (знать, куда ступить, что молвить в Божием храме). Очевидно, если Царство Небесное внутри нас есть, то духовная зрелость – не что иное как раскрытие плодов Духа Святого, вызревание этого Царства. Святые отцы говорят об этом очень ясно. В Крещении мы бросаем вызов темным силам, отрекаемся от служения диаволу и сопрягаем свою жизнь со Христом Спасителем. Я бы сказал, что начало вызревания заключается в выходе из-под влияния страстей и стоящего за ними падшего духа: погибель человека заключается в его вольном и невольном союзе с отверженными духами. Человек духовно зрелый – тот, кто с Божией помощью уже возгосподствовал над страстями гнева, похоти и злобы, вышел из сферы влияния лукавого и мало-помалу входит под управление Духа Святого. Соответственно, его сердце становится уже не игралищем страстей, но престолом, на котором почивает Сам Бог.
Плоды Духа апостолом перечислены весьма ясно: мир, любовь, радость, кротость, воздержание, долготерпение (целомудрие – добавим мы). Таким образом, духовная зрелость не приходит сама собой, она – плод не столько внешнего подвижничества, сколько желания христианина смириться в очах Вседержителя Бога. Но когда мы движемся по этой дороге после многочисленных поражений и побед, мы мало-помалу осознаем свою полную немощь, слабость и обретаем полноту надежды на Господа Вседержителя, Он являет Свое присутствие в нас – ум человека уже не оскверняется неподобными мечтаниями, не становится пленником помыслов, сердце обретает кротость и смирение, которым мы научаемся непосредственно от Божественного Страдальца, распятого на Кресте. Воля действием Божией благодати и нашими трудами высвобождается из-под гнета порочных навыков, так что человек становится сосудом, в котором живет и действует Божественная благодать.
Как духовная зрелость проявляется в мыслях, словах и делах человека?
– Думается, ваш вопрос очень остроумен: именно по состоянию наших мыслей мы можем сами себе ставить диагноз – как доктор Айболит, поставить градусник самому себе. Все мы в нашем праотце Адаме потерпели падение, умножив его собственными грехами, все мы во Христе Спасителе через принятое таинство Крещения восприняли Искупление. Но всем нам надо много трудиться, чтобы плоды искупления, духовная зрелость вступили в свои права. Поэтому падение человека, расстроенность душевных сил ума, воли и чувства прежде всего проявляется в мыслях, в их качестве и взаимоотношениях между собой.
Если человек привык пригревать на сердце гадюку, то есть не следит за мыслями гордостными, злыми, блудными, если эти мысли свили змеиный клубок, то в нашем сердце постоянный внутренний негатив и мы постоянно исподлобья смотрим на окружающий мир, особенно на людей. В нас есть неприязнь, осуждение, отчуждение? Дело плохо. Совершенно точно видно, что лукавый прокрался к нам незаметно.
Посмотрим еще на состояние нашей рассудочной части. Если там толкутся разноречивые мысли, мы сами с собой беседуем, не замечая окружающих, если эти мысли шныряют, входят и выходят, если мы настолько напрягаем наш мыслительный аппарат, что он, кажется, уже трещит и его пора изоляционной лентой перевязать, – наш ум не владеет помыслами, но они владеют им.
Духовная зрелость – прежде всего очищение ума через особую дисциплину постоянного молитвенного обращения к Спасителю, внимательного, неспешного призывания Его святого имени: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного» – даже среди многолюдства, в тайне сердца: «Иисусе Христе, помилуй мя». Имя Господа Иисуса Христа – некий пластырь, бальзам, который познается по своему действию: через имя Спасителя, призываемое с верой, Бог мало-помалу очищает нас от пленения мыслей. Духовно зрелые люди чувствуют, что в голове у них тишина, на сердце – умиротворенность. Если они мыслят, то как-то глубоко, изнутри, но мыслительный процесс не подавляет их. Мысль ясна, проста, она обращена к Богу, имеет цельность, стройность. Еще премудрый Соломон в «Притчах» говорил: «Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы».
Итак, духовная зрелость заключается в том, чтобы при молитве не отвлекаться на посторонние мысли и мало-помалу прилепиться умом и сердцем к Иисусу Христу в ожидании, что Бог дарует нам священную тишину, безмолвие души.
Вы очень подробно и ясно рассказали нам о зрелости мысли. Расскажите, пожалуйста, о зрелости слова и дела.
– Мне близок ваш вопрос, потому что я изначально учитель русского языка и литературы, а ныне как священник, педагог говорю целый день и не утомляюсь. Мне вспоминается, как на заре моего пастырского служения ко мне подошли 2 мальчика-«корреспондента» 12-ти лет: «Батюшка, у нас к вам вопрос! У нас спор: я говорю, что священником быть трудно, а мой коллега говорит, что очень легко». – «А почему ты считаешь, что легко?» – «Ну как же, батюшка говорит – и больше ничего не делает». Конечно, говорить легко, но нелегко говорить с толком, с чувством, с расстановкой, так, чтобы твоя речь касалась ума и сердец слушателей, чтобы душа слушателя как будто пробуждалась и раскрывалась под благодатным воздействием слова, исходящего из глубины искреннего сердца.
Духовная зрелость, конечно, удовлетворительно описана святым апостолом Павлом в его Посланиях: «Слово гнило (гнилое, нечистое слово) да не исходит из уст ваших» – никакого сквернословия, никакой пошлости, никаких: «Ой, у меня это сорвалось, ой случайно» – от избытка сердца говорят уста.Но мало воздержаться от словесных грехов, обмана, пошлости, произнесения имени Божиего всуе. Важно, чтобы к нашему слову не примешивались страсти, бродящие где-то в колбе души: тщеславие, самоутверждение, скрытое раздражение, нечистое слово.
Духовная зрелость, мне кажется, заключается в том, что ты знаешь время молчания и время говорения, знаешь, что ты говоришь, кому, где, с какой целью и какие из этого будут последствия – нам дано «предугадать, как наше слово отзовется». Духовная зрелость проявляется в том, что ты слушаешь себя со стороны, шестым чувством оцениваешь качество своего слова и корректируешь себя на ходу в зависимости от ситуации, от цели твоего вещания.
Как духовная зрелость проявляется в делах человека?
– Есть такие слова Священного Писания: «Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно». Оком называется собственно дух, бессмертная душа человека, проявляющаяся в действиях совести, словесности, благоговения пред Господом, в молитве.
Если мы очищаем внутренняя чаши, если имя Господне напечатлевается в уме и сердце, то Божия благодать через молитву воздействует на нас и все тело наше светлеет. Телом в данной притче Спаситель называет мысли, чувства, слова, поступки, образ мысли, образ жизни. Итак, если я устремлен ко Христу, если я хожу пред Лицем Господа, если в сердце моем напечатлен закон правды и любви Божией, если у меня за пазухой Христос (я недостоин, но Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее) и вся моя деятельность начинается с помышлений о Нем, продолжается в словах и завершается в делах, то все мое тело освящено Божественной благодатью.
Есть определенная печать, «знак качества» на деятельности истинного христианина, который живет с Богом и в Боге: наши дела должны быть не «мокрыми», говоря современным языком, – они должны прославлять имя Господне, иметь созидательный характер. Они должны быть проникнуты человеколюбием, созидать порядок, красоту, чистоту в этом мире. Мы, продолжая заповедь, данную Адаму – возделывать и сохранять рай, призваны благоукрашать среду нашего обитания.
Качество наших дел при духовной зрелости определенное. Мы призваны трудиться с искоркой, с огоньком, и не должны трудиться тяп-ляп. Нужно учиться завершать предпринятое дело, доводить его до конца. Дела, которые совершены по воле Божией, должны делаться вовремя, сообразно с требованиями. Они не должны опережать объективную картину, не должны отставать от нее. Посвященные Господу Богу, они свершаются вовремя, в должном объеме и качестве, с внутренним огоньком, весельем, благодарением. Таким образом, наша вера познается от дел веры: вся наша деятельность в идеале должна быть пронизана, сдобрена, пропитана Божественной благодатью.
Как приобретается духовная зрелость?
– Потом, слезами, терпением, кровью – и Божией милостью прежде всего. Наше время воспитывает скорохватов: вынь да положь, все и сразу, «возьмем от жизни все», что можно и нельзя, гнать – и перегнать. С такими мирскими ухватками в жизни духовной, кроме шишек, ничего не приобретешь: жизнь прожить – не поле перейти.
Мы должны вкладывать частичку души в самое важное дело нашей жизни – очищение сердца от страстей, соединение со Христом в молитве, подкрепляемое делами любви. Таким образом, достичь духовной зрелости нужно прежде всего желая движения к Богу и имея адекватное представление, в чем эта зрелость проявляется. Для этого необходимо читать святых отцов – прежде всего святителя Феофана Затворника, епископа Игнатия (Брянчанинова), святого Симеона Нового Богослова, Макария Великого, апостола Павла, Священное Писание, чтобы у нас в глубинах нашей души запечатлелся образ Господа Иисуса Христа.
Но без Матери Церкви и ее благодатной подпитки никто да не думает справиться с этой задачей – обретением чистоты образа Божия в себе, освобождением от страстей.
Мы плоть от плоти и кость от кости Матери Церкви. Исповедь как очищение совести, блюдение своего сердца, сопротивление страстям и частая Исповедь являются, по убеждению святителя Игнатия (Брянчанинова), conditio sine qua non – условием, без которого человек не сможет двигаться вперед, ибо не сможет смиряться, не убедится в своей немощи: лукавый будет кружить его голову головокружением от мнимых успехов, тщеславие и гордость одолеют его. И, конечно, Евхаристия – общее дело, литургическое собрание, принесение Бескровной Жертвы и приобщение – с сознанием своего недостоинства, с великой жаждой богообщения и благодарением – Пречистого Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Если бы мы, священники, не приступали часто к Святой Чаше, то, наверное, вообще ничего бы не могли сказать сегодня на пользу душам человеческим пред лицом столь просвещенной аудитории.
Зрелость – особая пора жизни человека, «осень жизни». В чем ее преимущества?
– Сейчас я уже, наверное, имею право об этом говорить, ведь за бортом детство, отрочество, юность, молодость, зрелость. Сейчас я в таком возрасте, что уже вправе писать мемуарную литературу – я буду рад познакомить наших теледрузей с этими книгами, они находятся в Алексеевском монастыре в книжной лавке: «С высоты птичьего полета» (детство), «Мой университет» (юность), «Учительство», «Священство» (тома 1 и 2).
Преимущество зрелости в том, что страсти уже не имеют сильного влияния над тобой, им не удается проделать свою разрушительную работу. Ты уже крепко держишься, как ребенок, за Ризу Господа Иисуса Христа, ходишь пред Его Лицом. Ты твердо веришь, что Он – Спаситель, Путь, Истина и Жизнь. А значит, пред тобою магистральное направление – ты уже не размениваешься на медяки, тебя труднее сбить с панталыку, вышибить из седла. Ты шествуешь тропой бескорыстной любви и чувствуешь себя счастливым, радостным и даже блаженным. Если Бог с тобой, то ты в Нем обретаешь все: Он – Полнота, все Собою наполняющая.
Зрелость каким-то образом соотносится с детством, золотым детством, когда страсти еще не смущали, не колебали твой ум, не терзали твое сердце. Дети невинны и чисты, с ними играют ангелы. Мне кажется, что детский возраст – некий прообраз, символ, который должен быть осуществлен в зрелые годы с одной оговоркой: братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни – не знайте зла, как не знают его неискушенные дети, но умом будьте совершенны. Если не станете подобны детям, то не войдете в Царство Небесное.
Таким образом, зрелость есть возвращение к детству на новом качественном и благодатном уровне, когда человек стяжает опытные невинность, кротость, незлобие, смирение. Он не обижается (кто обижается, тот просто глуп, по слову Иоанна Златоустого), не похотствует, обуздывая энергию пола и направляя ее в мирное русло. Он не отчаивается, не превозносится, но идет дорогой жизни с молитвой к Богу и любовью к людям. И это прекрасно.
Вопрос о воспитании – Вы как педагог можете его хорошо раскрыть: каков зрелый взгляд на воспитание детей?
– Думаю, самый зрелый взгляд на этот предмет изложил святитель Феофан Затворник в первых главах своей книги «Путь ко спасению». В замечательном пособии, как достичь духовной зрелости, он говорит, что мы должны чистым, мудрым оком смотреть на ребенка, понимать его физику, психику, понимать нравственную цель, ради которой Бог дарует младенцу войти в этот мир.
Воспитывать его мы должны так, чтобы ничего не напортить, но содействовать благодати Божией, дарованной ему в Крещении – не взращивать в нем страстность, особенно то, что относится к самоволию, самолюбию и самомнению. Дурные подходы в делах воспитания: привить ребенку чувство его собственной исключительности, ходить на поводу его капризов, быть в зависимости от его своеволия. Примеров сколько угодно. Нынче родители как-то потеряли понимание правильного воспитания, образования.
Напротив, если сами воспитатели, родители, учителя со Христом в душе, они понимают: нужно содействовать развитию ума, воспитанию чувств. Нужно помогать ребенку властвовать над собой, чтобы он становился целеустремленнее, работоспособнее, чтобы вырос с намерением служить, а значит, слышать, слушать, подчиняться, с радостью участвовать в общем семейном деле.
Конечно, без Бога – не до порога. Если мы хотим, чтобы наши дети были не вожди краснокожих, от которых родители убегают на канадскую границу, то должно сообщать ребенку инъекцию Божественной благодати через таинства Церкви. Но здесь тоже нужна особая мудрость: многие современные родители переносят взрослую психологию на ребенка, не понимая, что в жизни ребенка всего должно быть в меру – и Закона Божия, и храма, и молитв тоже должно быть в меру, пропорциональную с другими сторонами его бытия (это и учение, и гуляние, и отдых, и музыкальная культура, все что угодно), чтобы не было крена, перекоса, диспропорции. Тогда ребенок не отвратится от храма, не будет «перекормлен» Божественной благодатью. Войдя в пору юности, миновав турбулентность переходного возраста, игру гормонов, он станет полезным для Отечества человеком, сознательным носителем Божественной благодати.
Прошу Вас подвести итог всему сказанному…
– Мне хочется сказать, что пуповина, соединяющая нас с вечностью, – это заповеди Божии вообще и, в частности, пятая заповедь: чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли. О какой духовной зрелости можно говорить, если молодой человек не находит в себе ни желания, ни сил, ни ума, ни мудрости наладить взаимоотношения с родителями, которых не выбирают, не находит в себе благородства, признательности, теплоты, понимания, что нужно служить родителям и словом, и делом?
Итак, если мы хотим, чтобы наша жизнь сложилась творчески, чтобы она была красивая, полноводная, чтобы не оборвалась на середине пути, для достижения духовной зрелости нужно в тылу иметь сыновнюю, дочернюю любовь и почтительность.
Христианство, Учение Христа, требует тщательного, глубокого, систематического изу-чения, освоения. Это чтение Священного Писания, прежде всего Нового Завета, под руководством святых отцов. Прочитать Иоанна Златоустого толкования на Книги Священного Писания (Бытие, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, послания апостола Павла) – уже огромный прибыток. Прочитать святителя Феофана Затворника и его толкование на апостола Павла – уже ума палата.
И, конечно, необходимо ясное понимание, в чем состоит совершенство о Христе Иисусе, Господе нашем. Кто будет чист, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело (я выражаюсь словами Священного Писания) – для этого необходимо приобрести себе уже упомянутых мною друзей. Это, кроме Иоанна Златоустого, великие отцы каппадокийцы (Василий Великий, Григорий Богослов), древние отцы-пустынники («Пятьдесят духовных бесед» Макария Великого): они раскроют нам новые горизонты. Это и современные замечательные аскетические писатели, лучший из которых, я считаю, архимандрит Рафаил (Карелин), наш замечательный соотечественник – он живет в Грузии, это подвижник веры и молитвы, который соединяет в себе глубокую духовную умудренность и прекрасный литературный дар.
Тогда при ясности направления, куда нам двигаться, мы уже будем шествовать осторожно, мерно, поступательно, с молитвой к Богу, с любовью к людям – и памятовать, что настоящая роза обязательно должна благоухать: горячая, живая, зрячая вера обязательно выдает свое присутствие делами любви, атмосферой радости, кротости, чистоты, деликатным, бережным, предупредительным, жертвенным отношением к человеку.
Все так просто и ясно, что остается лишь перекреститься и сказать: слава Тебе, Господи! Даруй нам силы изменить в себе то, что мы должны изменить, даруй нам терпение переносить то, чего мы изменить не можем, и даруй нам мудрость, чтобы отделять первое от второго.
Записала:
Маргарита Попова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.