Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Сегодня мы отвечаем на ваши вопросы. Батюшка, вопросов, как всегда, очень много, есть вопросы похожие. Я думаю, первый имеет обобщенный смысл: «Как вновь обрести потерянную веру? Сердце окаменело, душа умирает, не могу молиться – начинаю читать, душат слезы, противна сама себе…». Бывает такое?
– Вопрос очень серьезный и распространенный. Кто-то из мудрых людей сказал (да мы и сами это видим), что наша жизнь – как зебра: черная, белая, черная, белая. Но у тех, кто с Богом, ситуация бывает другая. К одному священнику подхожу, спрашиваю: «Как у тебя дела?». Он мне говорит: «Подозрительно затянувшаяся белая полоса». Представляете, какое устроение, правильный подход к жизни!
Это наше наблюдение: когда-то наша батарейка духовная разряжается, когда-то подзаряжается, но важно, чтобы не наступил момент икс, чтобы не перейти черту, потому что, когда апатия, лень, депрессия, – это тревожные звонки. Помните, старец Серафим Саровский говорил, что самое страшное – дух уныния (если перевести на наш язык – это апатия, депрессия)? Делай что хочешь, но из этого духа выходи. Конечно, здесь конкретную ситуацию надо посмотреть. Но есть и общие моменты.
Что мы делаем, когда человек ослаблен после какого-то перехода, сильного физического труда? Необходимо подкрепление телесное – отдых и питание. Нашим душам тоже нужно питание. Мы же трижды в день. как минимум, кушаем (завтракаем, обедаем и ужинаем), тратя на это каждый раз примерно по полчаса – это без готовки и мытья посуды. Получается, вся жизнь только вокруг еды и складывается. Но душа-то у нас тоже требует питания. Поэтому надо подумать: а она-то питается, подзарядка какая-то есть? Вот и надо подкреплять себя храмом, утренними, вечерними молитвами.
Если вдруг апатия к молитве, надо начинать опять свою душу потихоньку подогревать. Чем? Духовной книгой. Какой? Сейчас много книг наших современников: это старец Паисий (пятитомник), отец архимандрит Андрей (Конанос) – из греческих, Оптинские старцы, отец Иоанн (Крестьянкин), воспоминания подвижников – литература, которая поможет внутренние проблемы преодолеть. Сейчас много художественной литературы, написанной священниками.
Кстати, старец Паисий говорил: есть «высококалорийная» литература (кого он имел в виду? Исаака Сирина, авву Дорофея, Иоанна Лествичника, когда достаточно страницы: очень глубокие мысли), а есть не очень «высококалорийные» книги. В такой ситуации надо с «низкокалорийных» начинать. Потом несколько глав апостольских посланий – слово Божие готово оживить, может запасть какая-то мысль.
Меня иногда спрашивают: «Батюшка, как вы утром рано встаете? Что помогает?». А я когда-то получил ценный опыт – это было в ранней юности монашеской жизни. Когда я был в Оптиной пустыни, тяжело было вставать на братский молебен на полунощнице, богослужение начиналось в половине шестого. Во сколько же надо было встать? И что интересно: в Оптиной до сих пор в половине шестого начинается богослужение – вы в это время только сны вторые смотрите, а там уже начинается богослужение. Кстати, я когда в армии служил, у нас подъем был в 6 часов. И однажды один схимник в лавре сказал: «А мы – воины Небесные, должны вставать раньше всех». В лавре до сих пор начало богослужения в половине шестого, и начальный оптинский костяк был из лавры, и это была очень ценная мысль монахов, которые устанавливали Устав: мы должны благословить наступающий день людей – у них день начнется, а мы уже должны просить у Господа, чтобы Он их труд благословил, благословил и верующих, и неверующих – всю страну, у каждого свой труд, свое послушание, свои обязанности.
Тяжело было вставать. И однажды была духовная находка: я вдруг вспомнил заповедь: «Царство Божие нудится, и нуждницы восхищают его» – и я как пробка выскочил из кровати. И вот теперь, когда не хочется, немощь, усталость, говоришь себе эти слова, и они внутри совершают реальную духовную работу и поддержку (как будто протянутая рука), ты осознаешь, что легко-то не будет, легко только люди скатываются с горы, а подыматься всегда тяжело, и приходит осознание, что себя надо понудить. И так во всем: работать, взять зубную щетку, взять тряпку пыль протирать – во всем себя надо понудить. Не нудим мы себя только в одном – в телефоне, компьютере, телевизоре. Вот там люди сутками бодры.
Трудно подобрать слово, но Вы считаете состояние, которое описывают наши телезрители, нормальным?
– Нормальное в каком смысле? Осень – нормальное явление нашей жизни?
Да, конечно.
– Но с летом ее не сравнишь, а без осени никуда не денешься. Но что мы делаем осенью? Мы же не сидим дома, не прекращаются дела, несмотря на то, что погода пасмурная и без конца льет дождь? Что мы делаем? Одеваемся по погоде и продолжаем делать то же, что делали.
Она не должна впадать в уныние? Я к этому клоню.
– Не должна, и мы не должны духовного своего распорядка прекращать: нравится – не нравится, нет настроения – есть настроение, ты питай свое тело и душу. Иногда у нас даже нет сил что-то готовить, но мы же понимаем: если не будешь готовить, не поешь, не подкрепишься, что будет? Мы же это понимаем. И человек идет и через силу какую-то кашу делает: у него есть понимание, что надо подкрепляться. Так и здесь. Когда наступает такое состояние, не надо его запускать. Раз не поела, два не поела – и что будет? Скоро совсем сляжешь. Поэтому тоже необходимо понуждение. И понуждение из уныния будет постепенно человека выводить, когда человек не будет с этим состоянием мириться и считать, что как идет, так и идет. Нет: Царство Божье нудится, и нуждницы восхищают его. Слово Божье изнутри может дать импульс к началу прежней духовной жизни.
Следующий вопрос явно прислала женщина: «Как справиться с грехом осуждения? Каюсь, молюсь, но все равно случается так, что посплетничаю».
– Однажды Иоанн Златоуст сказал, что, если увидишь на базаре двух женщин, которые продолжительно и очень эмоционально о чем-то говорят, будь уверен – они кого-то осуждают. Дело в том, чтобы не осуждать, надо понимать еще один момент (для напоминания об этом наш любимый «Союз» и существует): осуждающий и слушающий осуждающего подвергнутся одному наказанию. У нас так и бывает: мы встречаемся о здравии, кончаем за упокой, начинаем с чего-то нейтрального, потом съезжаем куда-то вниз (государство, политика, Штаты, получка, что немаловажно).
Всегда при встрече надо говорить: «Чего хорошенького?». И со своей стороны приготовить что-то хорошенькое: плохого мы наслушаемся где угодно. В разговорах всегда надо быть не ведомым, а ведущим, и всегда должен быть позитивный настрой: часто осуждение рождается от слушания, то есть мы что-то знать не знали, но услышали, и пошло-поехало, этот вирус к нам тоже прилетел. Сейчас осень, и что мы сделаем, если встретим человека, который начнет на нас чихать? Он достанет платок, отойдет в сторонку, мы отойдем в сторонку, потом оксолиновую мазь возьмем… Но если на нас начинают духовно «чихать», то есть осуждать кого-то, это же нас заражает – от таких людей надо дистанцироваться, беседу сворачивать.
И еще есть очень мудрое наблюдение: чтобы узнать человека, необязательно спрашивать мнение людей о нем, кто он, что он. Достаточно услышать, что он говорит о людях: для хороших – все хорошие, для плохих – все плохие, для средних – все средние. Поэтому Господа и надо просить, чтобы эта страсть уходила. Если не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущий. Поэтому свой язык надо держать за зубами: ешь кашу с грибами, держи язык за зубами.
Вопрос телезрителя: «Я женат 27 лет. Есть желание посетить мужской монастырь, провести в нем какое-то время, понять на себе, что это… Можно ли посещать такие места?».
– Как-то странно, что человек, православный христианин, за 27 лет не был ни в одном монастыре, ведь все наши монастыри – это родники. Павел Флоренский говорил, что Оптина пустынь – санаторий многих израненных душ. Его мысли можно распространить и на другие монастыри. Монастырское богослужение, братия, пример общения, благочестивые паломники, монастырские службы, которые дают возможность вникнуть в себя и в душу и пропитаться этим воздухом...
Святитель Филарет, бывший экзарх Беларуси, говорил: молитва – воздух вечности. Нам, семинаристам, говорил: «Пока вы в семинарии, пока окружает лавра, столько храмов, насыщенных богослужений, дышите воздухом вечности». И у нас есть шанс в монастырях вдохнуть этот воздух вечности, поэтому паломничество по монастырям очень важно – особенно по уже благоустроенным, с братией (есть сейчас монастыри очень маленькие, ведь у каждого свой путь развития: кто-то в 1-м классе, кто-то в 3-м, кто-то уже в 9-м), по нашим классическим монастырям (Оптина, Псков, Дивеево, Шамордино, Курская-Коренная, Соловки, Валаам). Для духовного развития, для духовной подпитки, подзарядки, конечно, паломничество – один из способов духовно оживиться, обязательно в паломничестве какие-то духовные откровения бывают, какой-то пример, какой-то разговор.
Я вспоминаю: возвращался с похорон отца Иоанна (Крестьянкина), Царство ему Небесное, много там было всяких поучительных моментов. Еду в купе со священником. Естественно, мы с ним под впечатлением от жизни и кончины отца Иоанна. И я его спросил: «Отче, а ты навскидку вспомни, что батюшка говорил». Я сам что-то помнил и знал, но еще спросил у него. Священник рассказал: «Я ему задал вопрос: “Батюшка, а когда не будет возможности списаться (это сейчас можно позвонить духовнику, написать сообщение, а тогда такого не было), если вдруг срочный вопрос духовный или серьезный житейский, как поступить? Когда не будет возможности посоветоваться?”.
Батюшка задумался и сказал: ”Если нет такой возможности ‒ связаться с духовником или получить совет, благословение священника, то советуйтесь с тремя – с вашим умом, душой и совестью. Когда они будут в согласии, тогда или делайте что-то, или не делайте”». Помните свои переживания? Все как-то понятно, убедительно, – но душа не лежит. Все подбивают что-то сделать, принять в чем-то участие, все складывается красиво, а душа не лежит: что-то в этом не то, что-то останавливает. Как сказал Федор Достоевский: «Разум – подлец, оправдает что угодно», а вот совесть не оправдает.
Вот с кем надо советоваться, чтобы прикинуть умом, по заповедям или не по заповедям поступаем, подключить сердце и совесть. Если уж великие мира сего – наши писатели (Федор Михайлович Достоевский, Гоголь, Толстой, Апухтин, братья-славянофилы Киреевские) и пол-России считали необходимым быть в монастырях с паломничеством, с говением (кстати, говение – это подготовка – это была чуть ли не неделя поста и пребывания в монастыре, и только потом Причастие).
Если не неделю, то 5 дней, если не 5 дней, так 3 дня, но это был целый процесс, и, естественно, как готовишься, так и получаешь. Однажды у святителя Феофана Затворника спросили: «Владыка, я причастилась очередной раз и не почувствовала перемен – подъема, вдохновения, благодати святого Причастия. А раньше это было – какое-то утешение, тишина, спокойствие, желание всех любить, все было сразу в каком-то розовом свете». Интересным был его ответ: «Наверное, у вас не было достаточного духовного напряжения» – не было достаточной духовной подготовки.
Все-таки необходимы сокрушение, анализ своей жизни, желание понять, что ты ожидаешь от святого Причащения. Мы все время должны ожидать от святого Причащения «хорошести»: просить не чтобы наша жизнь хорошо устроилась, внешние вещи устроились. Надо просить, чтобы огонь святого Причащения попалил страсти осуждения, зависти, ненужную болтовню блудными нечистыми мыслями. Молиться об этом: «Господи, как Врач войди в мое сердце и „попали терние всех моих прегрешений, душу очисти, освяти помышления”» – с таким чувством к этому надо приступать, осознавать, что ты ждешь, в чем просишь помощи: вот в этом и в этом. Пожалуйста, будет в этом. Если ты сам настроен на перемены к лучшему, тогда тебе помощь придет. Нет духовного напряжения, рассуждения, внимательности ‒ сколько посеешь, столько и пожнешь. Вот почему готовились: чтобы был результат. А не так, с бухты-барахты.
«Какую духовную литературу можно посоветовать читать невоцерковленному человеку? Дает ли чтение классической литературы духовное развитие?».
‒ Если человек находится в поиске, еще далек от веры, духовная литература его не коснулась, конечно, нужно читать классические вещи, где очерчено добро и зло: «Война и мир» – когда есть классический взгляд на добро и классический взгляд на зло, а не мешанина. У наших классиков добро в белом свете, зло в черном, а не как сейчас ‒ смешение понятий. Тогда человек начинает сравнивать, с кем он и на каком уровне.
Из литературы я бы советовал «Непознанный мир веры» и «Непознанный дух православия», размышления старца Паисия – его пятитомник, письма – Оптинских старцев, Никона (Воробьева), епископа Игнатия (но это уже следующий этап); старца Силуана. Хотя бы даже с этого начать: всегда надо с чего-то начинать.
Как Вы говорите, с «низкокалорийной» литературы – для невоцерковленных тяжеловато.
‒ Для них «низкокалорийная» литература может стать «высококалорийной». Это размытые понятия: иногда одна мысль, одно слово так может задеть человека, что будет целым направлением в его жизни. Все зависит от принимающей стороны. Господь-то готов дать, мысли-то есть, а вот произведут ли они перемены, зависит от самого человека.
Помните притчу о зерне? Одно упало при дороге, другое в тернии, а зерно-то одно и то же. Надо иметь доброе сердце. Кстати, у отцов есть очень глубокая мысль: «Путь к познанию Бога лежит через доброе сердце» – добрый человек по своей сущности, по своему поведению обязательно Господа найдет. Если не понимаешь, как жить, понимаешь русскую поговорку: «Жить – добро творить», когда это – внутренний фундамент и стержень: это должно быть содержанием нашей жизни – добротворение начиная со своей собственной семьи, но не ограничиваясь ею. Поэтому должен быть настрой. Как сказал премудрый Сократ, «истинная жизнь – жизнь не только для себя». Когда у человека существуют такие принципы или хотя бы стремление к добротворению, это ‒ святые люди. У нас-то у многих другие принципы.
Батюшка, задам еще один вопрос: и легкий, и сложный одновременно. «Я пенсионер, торгую через интернет на Форексе – нужен дополнительный заработок. Я читал, что какой-то священник в 1990-е годы так работал. Соединяется ли это с верой?».
‒ Форекс, биржи, акции ‒ и человек останется без штанов. Не только, еще и без квартиры останется: некоторые прихожане залетели в эту историю и остались без квартир. Поэтому никаких игр, связанных с финансами, акциями: категорически – нет. Благодари Бога за то, что имеешь, чтобы не потерять то, что есть. Апостол Павел сказал: «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным».
Надо стараться жить тихо и делать дело своими собственными руками. Поэтому молитва, труд – и искать другой заработок. Можно, кстати, делать доставки, по мере сил и возможностей, но только не биржи и азарт: это заканчивается полным крахом.
Батюшка, спасибо. Хочу передать низкий поклон от телезрителей, которые просят Вас поблагодарить, всегда радуются, когда видят Вас в эфире, когда видят нашу программу. Для многих это действительно утешение и назидание. Спасибо!
‒ Мир всем, братья и сестры!
Записали:
Инна Корепанова
и Ольга Румянцева
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.