Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №40 (1033) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Четвертая заповедь Закона Божия

Протоиерей Алексий Ладыгин: Четвертая заповедь Закона Божия

№40 (1033) / 14 октября ‘19

Огласительные Беседы

Продолжение. Начало в №36 (1029) – №39 (1032) 2019

Сегодня мы будем говорить о четвертой заповеди Закона Божиего. Четвертая заповедь гласит: «Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему».

«Шесть дней работай, седьмой – Господу Богу твоему». Удивительная заповедь Закона Божия, которую оставил нам Господь для выполнения, чтобы каждый имел освящение. Если мы возьмем Ветхий Завет, то увидим, что там очень строго относились к этому дню – мы встречаем страшные места Священного Писания: когда иудеи собирали дрова в день субботний, их привели к Моисею и Аарону, и Господь повелел предать этих людей смерти, дабы каждый понимал, что этот день – священный для человека: не только для иудеев, имевших истинное богопочитание, но и для всех людей на земле.

Господь освятил день седьмой, день покоя, когда сотворил мир, и повелел почитать этот день. В Священном Писании говорится: Зане в шести днех сотвори Господь небо и землю, море и вся яже в них, и почи в день седьмый: сего ради благослови Господь день седьмый и освяти его (Исх. 20, 11).

День субботний Господь освятил, ибо это день священный. Бог столько сотворил для человека (и самого человека сотворил) – и Он сказал, что этот день должен быть посвящен Богу за те Его великие благодеяния, которые Он направил на человека. Евреи почитали субботний день – для них он был священным, ибо всегда свидетельствовал об освобождении их от египетского плена. Моисей повелевает всем: Да помянеши, яко раб был еси в земли Египетской, да изведе тебя Господь твой оттуду, рукою крепкою и мышцею высокою: сего ради повеле тебе Господь Бог твой, еже хранити день субботний и святити его (Втор. 5, 15).

Очень важно это повеление для всех евреев, поэтому они сохраняли день субботний. В новозаветное время мы понимаем, что египетское пленение – это прообраз пленения врагом рода человеческого всего человечества. Господь, Который воплотился и пришел на землю, освободил нас от работы вражия, поэтому с первых времен святые апостолы стали почитать день воскресный, который и стал днем освобождения рода человеческого от плена греха. Поэтому со временем, уже в христианском мире, мы не перестаем почитать день воскресный, это очень важно для нас.

Когда я общаюсь со студентами и многими людьми, которые только воцерковляются, я говорю: «Шесть дней работай, а седьмой?..» Всегда говорят: «Отдыхай». Нет, не сказано «отдыхай», потому что мы отдыхаем во все дни жизни нашей, мы отдыхаем каждый день, необходимое время для сна – 6, 7, 8, 9 часов. У кого какая потребность – тот столько отдыхает. Мы приходим с работы и тоже отдыхаем, лежим на диване, включаем телевизор, смотрим различные программы, в том числе развлекательные. Мы отдыхаем в обеденное время. У человека всегда есть время для отдыха. А тут Господь говорит: «Шесть дней работай, седьмой – Господу Богу твоему», и этот день необходимо посвятить своему духовному восхождению – общению с Богом, чтобы воздать благодарность Господу за Его заботу о каждом из нас.

Как-то ко мне подошла одна женщина и говорит: «Батюшка, я ворую, я вор». Я говорю: «Что же случилось, где же вы воруете?» – «Я у Бога ворую», – отвечает. «Что же вы у Бога воруете? Неужели вы смогли что-то украсть из храма?» – «Нет, батюшка, я не посещаю в воскресный день богослужения. Поэтому я вор – ворую время у Бога».

Господь дал нам множество времени и возможность распоряжаться им, но как Творец и Создатель Он повелел почитать единственный день и посвящать его Господу Богу. Когда человек не посвящает это время Богу, он отбирает, крадет его у Бога. Может быть, из-за этого человеку не дается благословения, долголетия на земле: время, которое он должен посвятить Богу, он забирает у Него, а Господь забирает это время от нашей жизни.

Мы читаем жития святых старцев, которые жили много-много лет, ибо они всегда время посвящали Богу – например, преподобный Иов Почаевский прожил 100 лет, преподобный Антоний Великий – более ста лет. Старцы жили множество лет: того, кто живет по заповедям Божиим, Господь благословляет долголетием на этой земле – для нас очень важно почитать воскресный день и посвящать его Господу Богу (хотя мы посвящаем его не себе, а Господу, на самом деле мы посвящаем его себе – ведь человек состоит из души и тела, ему необходимо заботиться не только о своем теле, но и о душе: ее возрастании, духовном восстановлении; если человек не заботится о своей душе, то становится бездушным, жестким, с ним очень тяжело общаться).

Часто мы видим человека, который хорошо одет, может быть, прекрасно сложен, имеет красивое лицо, но когда начинаешь с ним общаться, чувствуешь, что он очень жесткий. Он может говорить слова, не соответствующие его внешнему виду, поэтому что-то начинает отталкивать от него. Другой человек, наоборот, не очень красив, неправильно, может быть, сложен, бедно одет, но с ним начинаешь общаться, а от него исходят токи добра – какой-то благодати, энергии, душевности, которой не хватает тебе в этом мире, и ты думаешь: «Какой же прекрасный человек!». А прекрасен он лишь только потому, что его душа воспитана в Боге, с детства он посещал храм Божий, читал Священное Писание, знает заповеди Божии, в жизни руководствуется словами Христовыми, а не живет собственными мыслями и измерениями этой жизни. В этом и заключается повеление Божие.

Бог не может жить без нас – Господь самодостаточен, в Нем все есть, но Он предостерегает: если мы будем жить без Него, то потеряем красоту человеческой сущности, образ Божий, не сможем войти в Царствие Небесное – в злохудожную душу Бог не внидет (Прем. 1, 4): Господь никогда нас не впустит в Царство Небесное, да мы и сами не захотим, ведь мы привыкли к более жесткой жизни. Поэтому Господь призывает, чтобы седьмой день мы посвятили молитве, общению с Ним. Самая яркая и красивая молитва – церковная. О значимости этой молитвы говорят и Ветхий Завет, и Христос. Всегда, во все времена люди собирались на соборную молитву, чтобы усиленно воздать благодарение Господу или испросить Божьего благословения. Когда кричит один человек, его можно не услышать, но когда кричит множество людей, то, конечно, и Небо слышит: в этом крике – не только сила, но и любовь, ведь чтобы собраться вместе, нужно иметь единое общество, в котором проявляется любовь (если общество разнородное, оно вместе никогда не соберется, люди будут собираться друг против друга, как мы видим в нашей жизни, но если общество объединено едиными ценностями, любовью к Господу, тогда Небо слышит общество людей, взывающих к Нему).

Господь говорит: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.18, 20), поэтому огромное значение приобретает церковная общественная молитва. В молитве для человека раскрывается огромная перспектива: есть Церкви Небесная и земная – и место на земле, где они объединяются; мы это знаем. Деисис – чин молящихся: святые тоже молятся вместе с нами – это не просто изображения святых, не просто деталь обстановки – это свидетельство о Церкви Небесной, объединяющейся в храме с Церковью земной. Люди, молящиеся в храме, обращают свой взор к Христу, и нашу молитву усиливают святые угодники Божии. Это токи сильной молитвы, которые дают Божественную благодать, и Господь эту молитву слышит.

После Литургии мы чувствуем прилив внутренних сил, успокоение и радость, и последующие дни мы работоспособны, получив все необходимое. Поэтому для христианина не бывает понедельник днем тяжелым – для нас он не тяжелый, а нормальный.

Если человек не идет в храм, в воскресенье занимается всякими непотребствами, ему тяжело вставать с утра в понедельник – у него будет болеть голова и день будет тяжелым. А для христианина – нет: он напитывается благодатью Божией, насыщается Божественной энергией, снимает с себя великий груз грехов, накопившихся за неделю, восполняет все оскудевшее в его душе. Поэтому в понедельник он выходит с новыми силами, готов трудиться и творить добрые дела. В этом отношении церковная молитва незаменима в нашей жизни – без Церкви мы ничего не сможем приобрести и будем всегда опустошенными.

Божественная благодать тоже имеет свойство некоего истощения: она оскудевает в нас, но восполняется только в Церкви, в церковной молитве, таинствах, о которых мы будем говорить в наших «Огласительных беседах». В Церкви человек получает все необходимое, в том числе спасение: «Вне Церкви, – говорят святые отцы, – нет спасения». Об этом мы будем говорить неоднократно.

Воскресный день всегда должен посвящаться добрым делам. Церковная молитва идет всего 2 часа, через 3 часа мы уже дома. Что мы дальше будем делать? День должен быть посвящен богоугодным делам – чтению Священного Писания, духовному становлению и возвышению. Нужно помнить, что Священное Писание – это Божественное слово, обращенное к каждому из нас; мы в своей жизни должны руководствоваться словами Священного Писания, поступать так, как нам повелевает Господь – апостол Павел говорит, что нужно жить не своим умом, а умом Христовым, который мы познаем через Священное Писание и святоотеческое наследие, раскрывающие глубины и тайны слов Христа Спасителя, когда мы их не понимаем.

Святые отцы очень явно все объясняют. Почему мы прибегаем к их пояснению? Только чистые сердцем Бога узрят. Слава Богу, у нас есть богодухновенные отцы, которые достигали высоты духовной жизни и перед ними простирался великий простор Божественного слова, открывающий истинный путь в Царствие Небесное. Об этом нужно рассказывать своим детям.

Мы знаем, что не все могут пойти в храм по какой-то причине – например, еще не устоялась традиция в семье, – но кто-то из семьи посещает храм Божий, и это здорово, замечательно: значит, он может прийти домой и рассказать, как прошло богослужение, сколько было людей, как люди общались между собой, что из Священного Писания читалось, какой отрывок из апостольских посланий, какую проповедь сказал батюшка, что он сказал конкретно, какое главное поучение – на чем акцент, что важно вынести нам из сего дня, ведь этот день дан нам, чтобы чему-то нас научить, от чего-то предостеречь и к чему-то направить. Когда он проходит в таком контексте, то приносит огромную пользу: идет не только услаждение собственной плоти, мол, «воскресенье – все для меня, я предаюсь лености, забвению, у меня выходной, не тревожьте меня».

Этот день должен быть посвящен воспитанию собственной души, чтобы человек не был бездушным – и тогда совершенно другими будут расти наши дети: они будут иметь крепкую опору и надежное основание, на которое будут ступать по жизни, и никакие скорби, трудности и переживания не смогут их сломать.

Об этом задумывались всегда. Воскресный день некогда был таким, когда запрещалось даже работать, он был посвящен молитве, никто не думал выходить на работу или заниматься каким-то ремеслом – например, Англия ХIХ века показывала исключительный пример: там невозможно было в воскресный день найти ни одного работающего человека, поймать экипаж, чтобы добраться от одного места к другому, только приготовление пищи – праздничного стола. Никто не работал...

Сейчас мы видим другое. Хотя посмотрим на Европу – она тоже старается: в воскресный день не работают магазины – мы посещаем европейские государства, и для меня это было совершенным открытием. Изредка (например, в Германии) можно найти круглосуточный магазин, а так человек должен все успеть в рабочее время. В субботу и воскресенье в Германии невозможно на автобане встретить большегрузные машины: запрещено работать в этот день. Если не хочешь идти в этот день в церковь – это не значит, что ты не должен отдыхать. Там происходит забота о нации, с одной стороны, с другой – это все-таки традиции нашей христианской культуры.

Шесть дней работай – седьмой день Господу Богу твоему. В шесть дней все можно делать, но единственный день должен быть посвящен Господу. Когда в Европе стало угасать отношение к христианству, то в Швейцарии появилось Общество воскресного дня, когда собирались целыми семьями вместе читать Священное Писание, рассуждать о нем, говорить о Господе, о заповедях, которые Он оставил…

Общество было совершенно другое – с традициями, удивительными отношениями, интеллектом, застенчивостью и скромностью, о которых приходится только вздыхать в современном мире. Сегодня мы бы тоже должны обратиться к тому опыту, который был раньше, – это почитание воскресного дня через изучение Священного Писания, хождение в храм Божий. Все это наполняет человека духовной жизнью, и он становится совершенно иным. Конечно, воскресный день – для молитвы, но также для добрых дел.

Буквально вчера я общался с одним удивительным человеком, доктором – он верующий, посещает храм Божий, воцерковился, не может жить без храма Божьего, в своей медицинской практике с людьми говорит о Боге, Церкви, необходимости чтения Священного Писания. Все это удивительно, замечательно, и это должно быть в жизни. Он говорит, что каждый человек должен ходить в храм, а после храма вместе с детьми посещать своих родителей. Это тоже доброе дело: посетить родителей, помочь им, поговорить с ними, разделить с ними старость и к этому приучать своих детей. В этом залог успешной старости – дети привыкнут к тому, что вы всегда проявляли внимание к своим родителям, и будут таким же образом проявлять заботу к вам. Мне понравились эти слова. Это христианское восприятие жизни. Каждый воскресный день должен быть посвящен и добрым делам. Нужно посетить родителей и тех, кто нуждается в нашем внимании. Может быть, сходить в больницу, или посетить кого-то в темнице, или помочь тем людям, которым некому помочь в этой жизни.

Воскресный день должен быть направлен на то, чтобы творить добрые дела ради Христа. Они будут являться украшением нашей веры, потому что «вера без дел мертва». Эти дела открывают нам огромную перспективу в вечности. С другой стороны, когда мы их будем делать вместе с детьми, они тоже будут иметь возможность общаться с огромным количеством людей и не будут лишены Царства Небесного. Это серьезная забота и попечение обо всех нас, чтобы мы помнили и стремились пойти в храм Божий.

Очень часто нам мешает леность. Мы говорим: «Когда? Наши дети устают, трудятся целыми днями – смотрите, какая у них нагрузка, мы тоже на работе. Воскресенье – единственный день, когда можно отдохнуть и выспаться». Скажу всем из собственного опыта и опыта верующих людей, которые приучали детей ходить в храм с самого маленького возраста: они в старших классах, в институте идут на раннюю литургию (в больших городах). Казалось бы, можно было вообще не пойти, сослаться на усталость. Нет. Они идут на раннюю литургию. Порой захотят отдохнуть – идут на позднюю литургию. Но я не встречал в верующих семьях, чтобы дети не пошли в храм Божий; для них это очень страшно.

Когда ребенок приучается к этому с детства, для него это является потребностью, он без этого не может, – не может жить без общения с Богом, без участия в таинствах. Для такого никогда не является тяжестью посещать богослужение. Тяжесть и причина только одна – леность.

Надо помнить о традициях жизни в Церкви. В Церкви всегда ценили возможность пойти в храм Божий, даже если тебя предадут мученичеству, как это было среди новомучеников и исповедников. Вспомним удивительный случай. Император Валент приказал своему префекту уничтожить христиан, которые соберутся в определенное время в определенном месте на молитву. А префект был добропорядочным, добросердечным человеком – за что их убивать, ведь каждый человек имеет достоинство и право на жизнь? Он предупредил людей, но люди даже в большем количестве собрались на службу. Когда префект шел с войском выполнять приказ императора, он увидел женщину, которая бежала с младенцем на руках. Он остановил ее и говорит: «Ты куда идешь?» – «На службу». – «Там ведь будут сегодня убивать». А она говорит: «Я хочу принять мученичество». «А зачем ребенка несешь с собой?» – «Я хочу, чтобы и он удостоился венца от нашего Господа Иисуса Христа».

Людей не страшило ничего, они считали за счастье побывать на богослужении. Таких случаев очень много. Некоторые говорят: «Не можем мы ходить на службу. У нас столько работы, забот, так мы голодными останемся». Один священник одному человеку говорил: «Ну что ты работаешь каждое воскресенье?» – «Батюшка, мне надо семью кормить, жить чем-то». – «Хорошо, давай устроим с тобой эксперимент – ты в воскресный день не работаешь, работаешь шесть дней, а седьмой идешь в церковь. Через месяц мы с тобой встретимся, и ты скажешь, какой у тебя убыток в твоих делах. Какой будет убыток, такой я тебе и восполню». Через месяц батюшка встречается с этим человеком и спрашивает: «Ну как, какой у тебя убыток?» – «Да нет, батюшка, не только нет убытка, но с того времени, как я не стал работать в воскресенье, у меня такая прибыль, которой никогда не было». Господь никогда не оставит того человека, который будет стремиться жить по заповедям Божиим и исполнять закон Христов.

Эта заповедь очень чудная, делает человека сносным для нашей жизни и пригодным для Царствия Небесного, поэтому она дается от Господа не случайно. Если мы не хотим, чтобы наши дети были бездушными, а общество жестким, черствым, надо всегда помнить: шесть дней нужно трудиться, а седьмой посвящать Господу Богу, душе, духовному возрастанию и совершенствованию.

Записала:
Людмила Кедысь

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс