Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №40 (1033) → Протоиерей Андрей Канев: Если человек говорит: «Я хочу узнать основные вопросы духовной жизни», – то надо просто их изучать

Протоиерей Андрей Канев: Если человек говорит: «Я хочу узнать основные вопросы духовной жизни», – то надо просто их изучать

№40 (1033) / 14 октября ‘19

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) – №39 (1032) 2019

Дорогие братья и сестры, мы продолжаем разбирать – порой очень глубокие, серьезные – вопросы, которые вы присылаете на электронную почту.

Один из наших зрителей в комментариях к видео на YouTube написал так: «Как тяжело понимать святителя Игнатия, как тяжело выполнять то, что он советует!». Я еще раз хочу сказать вам, дорогие мои, почему мы плохо понимаем святителей Игнатия или Феофана, других святых отцов: проблема в том, что мы живем мирским умом. У нас есть определенные понятия, ориентиры в жизни – что хорошо, что плохо. Без них человек не живет, даже в самом диком племени есть какие-то понятия, что хорошо, что плохо. Но эти понятия современного мира, что хорошо, что плохо, – не христианские. Наш ум привык жить так, как живет все человечество вокруг. А ценности современного мира, современной культуры далеко не Евангельские, поэтому когда мы начинаем прикасаться к Евангелию, начинаем изучать святых отцов, наша первая реакция – мы ничего не можем понять.

У меня был такой пример – расскажу для иллюстрации. Так получилось, что я очень рано научился читать – моя подруга детства (она уже была школьницей) научила меня читать. А у родителей была библиотека, и в ней (как сейчас помню) стояли 4 тома «Войны и мира» Льва Толстого. Я решил почитать – толстая же книга, а я уже читать умею в свои 5 лет! Открыл книгу – там первая фраза по-французски. Открыл вторую страничку – там тоже по-французски. Я понял, что книга мне недоступна, закрыл – и встретился с ней только в школе… Не получилось бы у нас так же со святыми отцами: открыл, ничего не понял, закрыл – и все.

Давайте поговорим о святителе Игнатии. Я, конечно же, рекомендую вам, братья и сестры, очень внимательно относиться к его творчеству, по поводу которого даже в церковной среде идет борьба: есть часть мирян, часть духовенства, которая говорит, что «святителя Игнатия читать не надо – он унылый, невеселый». Но это же не «Веселые картинки», не «Мурзилка», не журнал «Крокодил» или Comedy Club…

Для чего мы приходим в Церковь? Мы же приходим не веселиться, церковь – это не клуб для тех, кому за 30 (40, 50...), не танцы, не веселье, не дискотека. Это место, где мы должны получить спасение. Мы должны этому научиться, мы должны там освящаться, каяться, избавляться от грехов.

Так вот, приходя в Церковь, к вере, мы должны брать правильные ориентиры, а они – у святых отцов, и в трудах святителя Игнатия они как раз очень четко обозначены. Я много раз говорил и буду говорить, что читать святителя Игнатия просто необходимо – он дает четкие понятия. У него замечательный ум: по образованию он военный инженер, поэтому во многих его произведениях очень четко выстроена логика повествования – не просто какие-то эмоции. Он жил не так давно, в XIX веке, – это достаточно недавно. С тех пор не очень сильно изменился русский язык, но изменились мы, то есть сейчас мы, «современные люди», не умеем долго читать, долго сосредоточиваться – есть даже выражение «слишком много букв». Вот у святителя Игнатия «много букв» – у него несколько томов.

Другой вопрос: а будешь ли ты понимать спасение-то вообще? Спасаться будем или нет? Если человек говорит: «Я хочу узнать основные вопросы духовной жизни», – то надо просто их изучать. Как это делать? Снова повторю, как исправляется ум человека. Если человек начинает изучать труд и он ему непонятен, пусть перечитает снова, выпишет вопросы и идет к священнику. Священник говорит: «Я не знаю (допустим), думай сам». Но это редко бывает, обычно священник начинает что-то объяснять. Человек начинает понимать. И раз от раза ум начинает укрепляться: понял одно, понял другое. Не надо святоотеческие творения читать как Дарью Донцову – за один вечер один том. Надо читать потихонечку, может быть, по страничке, по полстранички, но прочитать и подумать над этой мыслью. И те знания, тот опыт, те переживания, которые святые отцы вложили в свои творения, будут тебе понятны. Просто перестроиться надо.

Еще есть один способ подойти к изучению святоотеческого наследия – например, святителя Игнатия: надо начать с его жития (жизнеописания). Он жил, как я говорил, недавно, поэтому все основные этапы его жизни известны. Сразу после кончины его близкие (его брат и духовные чада) собрали о нем материалы – они изданы и в многотомнике «Собрание сочинений святителя Игнатия».

Что бы я хотел порекомендовать? Говоря о святителе, я хотел бы порекомендовать книгу, вышедшую совсем недавно: «Полное жизнеописание святителя Игнатия (Брянчанинова). Покаяния и молитвы учителю изрядный» – современное издание, выпущенное в 2018 году. Хорошая печать: бывает в некоторых сравнительно дешевых изданиях бумага некачественная, поэтому люди со слабым зрением плохо видят текст. Здесь хорошие бумага и текст, много иллюстраций, вводящих нас в те времена и позволяющих познакомиться с людьми, с которыми встречался святитель Игнатий, или местами его жизни, – но самое ценное в книге, конечно, не картинки, а текст. Изучая ее, мы познакомимся с человеком: узнаем, кто такой святитель Игнатий.

Начинать изучение его трудов можно с этого, поэтому я вам всячески рекомендую обзавестись этой книгой – она очень утешительная, познавательная. В свое время я, честно говоря, очень сильно гонялся за первым изданием (еще репринтным) и когда нашел, был очень рад. Действительно, было утешительно прочитать не просто краткое житие, а именно полное жизнеописание. Из этого становится понятным, почему святитель Игнатий столько боролся за просвещение, столько писал в то, казалось бы, благополучное время (мы же думаем, что XIX век – это век церковного расцвета, но надо твердо понимать, что христианам никогда не было легко!), как святитель Игнатий страдал от собратии за свое правильное понимание… Братья и сестры, я вам всячески рекомендую «Полное жизнеописание святителя Игнатия (Брянчанинова)» – замечательная книга, ее можно иметь в виду как подарок себе и близким христианам.

Второе, с чего вам нужно начинать после жизнеописания, когда вы познакомились со святым человеком, – конечно же, молиться ему. Когда мы начинаем изучать творения святителя Игнатия или другого святого отца, нам никто не мешает перед чтением обратиться к нему и сказать: «Святителю отче Игнатие, моли Бога о нас! Помолись Господу, чтобы Он позволил мне, недостойному грешнику, понять то, что ты нам написал». Нам ведь никто не мешает это сделать.

И третье, что я бы порекомендовал: начать изучение трудов святителя Игнатия с писем – есть отдельно изданные письма святителя Игнатия к мирянам, к его духовным друзьям, «Избранные письма». Тоже замечательное чтение – через них открывается душа святителя: его чувства, мысли, это неформальное душевное общение… Его духовные советы очень важны – начинаешь хорошо понимать, что это за человек. Это мы, современные христиане, придумали вдруг, что святитель Игнатий – скучный, жестокий, а это совсем не так. «Скучный и жестокий человек» не будет заботиться о духовном просвещении своих близких людей. (Если вам интересно, братья и сестры, давайте я буду периодически рекомендовать вам книги, которые помогают нам в решении наших вопросов. Я думаю, что это будет нелишним.) Итак, по поводу трудности чтения святителя Игнатия я вам ответил. Надо просто постепенно изучать его труды.

Приступим к другому вопросу. Пишет сестра, она описывает свою жизнь (которая, наверное, похожа на жизнь очень многих если не десятков тысяч, сотен тысяч, то миллионов) наших граждан, называющих себя православными. «Небольшая предыстория, – пишет сестра. – Вовсе не обязательно, но пишу на случай, если будет не вполне понятно, откуда все это выросло. Почти 40 из 50 лет вела жизнь страстную и губительную для души и тела. В 30 лет, на пике физических и психических страданий, окрестилась в Церкви, но Господь не сподобил кому-то меня еще и обучить толком нашей вере».

Это беда, о которой я, братья и сестры, постоянно говорю и буду говорить: это очень страшно. В позднесоветское время или в 1990-х годах человек не мог огласиться, но сейчас-то почему мы не можем подходить к Крещению уже подготовленными? Подготовка подразумевает знание веры: если человек не получил этих знаний, он по ним жить не будет. Это же понятно как азбучная истина (как «2х2 = 4»): не знаешь – не будешь жить. А откуда человеку узнать, если пришел, денежку заплатил, его покрестили и все, он ушел – фактически насовсем! Это редкий-редкий случай, если Господь какими-то скорбями снова приведет его к себе, как эту нашу сестру.

«В службах ничего не понимала...» Ну откуда человек будет понимать, если он не обучен? Конечно, не будет ничего понимать: ни о молитве, ни о богослужении он ничего не знает – пришел, постоял и ушел. Вот, собственно, и все. Беда просто… «И быстро перестала приходить из-за суеты». В одной из предыдущих передач мы как-то говорили, что суета – это орудие сатаны: ему нужно, чтобы мы суетились, заботились, чтобы забота и суета были важнее духовной жизни, подготовки к таинствам, молитвы, чтения, чтобы мы были издерганными, неправильно ставили цель в своей жизни и, соответственно, просуетились все время, отведенное нам на земле, и умерли, – а потом оказались в аду: это его цель, для этого ему и нужна наша суета.

Понятно, что сестра, не зная, зачем ходить в церковь, быстро «перестала приходить в храм – из-за суеты и из-за стыда называть житейские грехи». Если человека не обучили (священники, катехизаторы) правильному участию в таинствах и не объяснили, зачем это нужно, такой человек, естественно, столкнется с мирским пониманием – а мы же как хотим? Мы хотим перед всеми быть хорошими – кто из нас хочет быть плохим? И человек, приходя на Исповедь, начинает стесняться и вообще не называть грехи, а достаточно одной такой лукавой «исповеди», чтобы потом человек от Церкви отпал, ведь не прощаются грехи, которые человек не называет.

«Сразу после Крещения Бог Своим Промыслом вытащил меня из многих бед». Чудо произошло: человек обратил внимание, что что-то изменилось с ним, Господь какие-то беды выправил, избавил человека.

«Но уже через год я впала в худшие грехи ровно по притче про чистую горницу и беса, который возвращается с семью худшими». Я напомню, это притча из Евангелия: Господь рассказывает, что бес оставил душу человека и, вернувшись через некоторое время, говорит: «Вот душа – как горница чистая. Приду-ка я еще и семь худших с собой возьму». Это как раз притча о христианине, который решил посвятить себя Богу, начал борьбу с грехами, а потом оставил, и по притче получается, что состояние его будет хуже всемеро – это не просто притча: это нам Евангельское указание в духовной жизни.

Лукавый не прощает даже легких, простых попыток человека вести духовную борьбу, даже если неподготовленный человек в таинстве Крещения поучаствовал... А что происходит в таинстве Крещения? Давайте еще раз повторим. Перед погружением в святую купель человек отвечает на вопросы священника. Он поворачивается на запад, и священник ему говорит: «Отрекаешься ли от сатаны?». Человек говорит: «Да, отрекаюсь». Священник предлагает в качестве такого отвержения, отвращения: «Дунь и плюнь на него». Но гордецы (и сатана первый) не прощают такие вещи… Естественно, человек, который потом предает Христа – не живет так, как советует Христос, – остается один на один с лукавым, не прощающим человека и начинающим его бить , толкая человека в грехи еще более худшие.

Смотрите, человек искренне кается и говорит: «… худшие, чем были эти беды до Крещения». А потом мы спрашиваем: «А что это у нас мир такой несовершенный? Почему у нас в России столько проблем?». Так откуда у нас что-то изменится, если 80% населения сходило на Крещение, ничего не получило и живет как попало, а потом мы удивляемся, что у нас что-то не так. Это очень страшная беда.

«Пара лет прошла от лукавого, потом милостью Божией тяжело и смертельно опасно обострились хронические заболевания»… Часто люди, незнакомые с внутренней жизнью Церкви, говорят: «У вас собрались только больные, хромые, слепые, немощные, убогие». Да, у нас такие собираются: здоровые, счастливые, веселые о спасении не думают, к сожалению, и Господь именно так приводит к себе: через болезни.

Человек жил весело, беззаботно, грешил как попало, а у него обострились тяжелые болезни, и это стало толчком, чтобы человек уже осознанно пришел к вере.

«И что-то изменилось во мне – впервые в жизни с чем-то, хотя бы внешне, не так уж и глубоко, но смирилась». Сестра пишет правильно: болезни, как и внешние скорби, страдания, нужны, чтобы гордыня смирилась в человеке, ведь гордость – это основа всех наших бед, всех страстей. Когда человек в силах, когда он бодр и весел, гордыня просто хлещет из него – и Христос там не нужен, спасение не нужно. А когда начинаются скорби, страдания, мучения, тогда человек и смиряется. А смиряется – значит, становится ближе к Христу.

«Господь был милостив еще раз. Мне, тяжелобольной, послал моего настоящего мужа в помощь. Жизнь моя постепенно переменилась» – это, конечно, удивительный дар, когда Бог милует грешников. «Примерно 3 года мы жили порознь. Понимала рассудком, что не стою мизинца этого человека, он же на меня смотрел как на сокровище. Это меняло мою жизнь».

Дорогие мои, хотел бы немножко отвлечься и коснуться вопроса семейной жизни.

Очень часто (я уже говорил об этой проблеме раньше) христиане и люди, приходящие в церковь и жалующиеся на свою семейную жизнь, начинают говорить: «Вот, у нас нет общих интересов с мужем (с женой)». Но ведь семья – не клуб по интересам: мы же любим наших жен (мужей) не за то, что у нас общее увлечение футбольным клубом, охотой, рыбалкой или чем-то еще – ты любишь этого человека ни за что. И такая обычная человеческая любовь между мужчиной и женщиной, между мужем и женой способна исправлять человека – когда человек жертвенно терпит какие-то такие неурядицы, происходящие с твоим близким.

Дорогие мои, любовь – это не совместный досуг, не кружок по вышиванию; семейная жизнь – это не развлечение. Любить надо! А любить – это терпеть, прощать... Это очень глубокие переживания, но они помогают другому человеку измениться. И смотрите, что происходит. Сестра пишет: «Это меняло мою жизнь. Уже 10 лет я замужем… Через 3 года я затосковала по Родине» (сестра вышла замуж за иностранца – это тоже скорбь, когда человек сначала, может быть, в поисках лучшей, счастливой жизни уезжает куда-то на сторону, за границу, а потом все равно русскому человеку тяжело жить не в России. Это мы здесь живем, привыкаем, ругаем то правителей, то Церковь, то всем недовольны, но это состояние человека, привыкшего к обстановке. Когда человек где-то там, за рубежом, там может быть и лучше жить в плане материального положения, а человеку все равно не хватает – Родина есть Родина).

Итак, сестра пишет про своего мужа. Как я отметил, это уникальный случай: человек из неправильной веры приходит в правильную. Казалось бы, такой процесс должен быть постоянно, но это не так: лукавый тут тоже часто вмешивается и руководит процессом, чтобы люди находились в ересях, в заблуждениях, в расколах от Церкви. На моей практике, например, было совсем немного таких случаев, когда люди из протестантских сект, или принадлежа к еретической Католической Церкви, заблудившейся еще тысячу лет назад, пришли в Православие. Это были единичные случаи, но очень показательные, значимые и всегда происходили от того, что человек начинал искать истину. А много ли таких людей? Живут в основном по течению...

Сестра пишет, что сейчас они живут вместе с мужем и проблемы, конечно, есть. Но мы должны понимать, дорогие братья и сестры, что это и есть путь семейного человека: мы видим, что у нас есть собственные недостатки, трезво видим недостатки своего близкого человека (например, жена видит недостатки мужа) и живем так, чтобы не клуб по развлечениям устраивать, а видеть в этом инструмент для спасения. Наш близкий человек – это, грубо говоря, тренажер, когда мы обходим острые углы, чтобы не задевать какие-то больные темы, когда мы учимся слушаться (особенно сестры учатся слушаться мужа).

Сестра вот пишет: «Стала переиначивать наши нравы». Но надо очень аккуратно нравы переиначивать, чтобы это было не насильно. С помощью насилия не получится все быстро изменить – это действительно очень большой, жертвенный труд, но он очень нужен.

Мы говорим о борьбе с гордыней, и как раз один из способов борьбы с гордыней – начать слушаться. Сестрам в этом плане легче слушаться мужа, советоваться, спрашивать, не надеяться на себя, на свой ум, свой опыт; человек уже взрослый, опытный, а наш жизненный опыт должен показывать, что мы уже столько наошибались, действуя по своему уму, по прошлым понятиям, по своим неправильным стремлениям.

Как сейчас менять? Именно начать учиться слушаться, прекрасно понимая, что только так можно побороться с этой гордыней. Ведь столько даров Господь дал сестре – и к вере привел, и мужа дал, муж вышел из еретической Католической и пришел в истинную Православную Церковь (замечательно!), оба – воцерковленные люди. Это надо ценить: у очень немногих сестер есть такие условия. Очень часто бывает непонимание внутри семьи, когда кто-то в храм пошел и первая реакция – ревность, недовольство, что человек начал меняться. Бывает так, что люди приходят и жалуются, что дома чуть ли не гонения идут на веру, раз человек к Церкви обратился. И хула, и грехи священников вспоминают – все что угодно… Это очень непросто.

Пожелаем нашей сестре трудиться дальше. Письмо замечательное и действительно поучительное: как Господь с помощью скорбей приводит к себе людей – мы же обычно боимся этих скорбей, нам они неприятны, о порой бывает, что они – единственное средство привести человека ко спасению.

Давайте, дорогие братья и сестры, будем к себе внимательны, как сестра, очень внимательно проанализировавшая свою жизнь. К ее вопросу мы приступим в следующей передаче, а сейчас я пожелаю вам трудиться – не оставлять труд духовной жизни и, если есть какие-то вопросы, недоумения, что-то непонятно, прошу вас писать на адрес электронной почты: kanev@tv-soyuz.ru . Помоги вам всем Господь, дорогие братья и сестры! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Людмила Ульянова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс