Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №40 (1033) → Священник Андрей Гавриленко: Пророк Моисей Боговидец

Священник Андрей Гавриленко: Пророк Моисей Боговидец

№40 (1033) / 14 октября ‘19

Беседы с батюшкой

В сентябре Святая Православная Церковь чтит память великого пророка и Боговидца Моисея. О его жизни, святости и добродетелях пойдет речь сегодня. Отец Димитрий, почему Моисей считается самым великим из ветхозаветных пророков?

‒ Если мы проанализируем деятельность этого человека, то увидим, что его свершения были необыкновенно великие. Сам факт, что Господь сообщил народу Завет (был заключен договор между Богом и израильским народом) именно посредством Моисея, уже ставит Моисея на недосягаемую высоту, ибо фактически это определило всю историю богоизбранного народа и, в каком-то смысле, всю историю человечества: и история нашей Церкви, и само Боговоплощение зависели от развития Священной истории ветхозаветного Израиля.

Мы видим по его поступкам, по тому, как он вел себя в разных ситуациях, что это был человек очень редких дарований. И он был не только религиозным лидером своего народа, но и государственным – фактически был спасителем нации: он вывел израильский народ из земли Египетской, из рабства. Фактически мы можем говорить, что из 12-ти различных колен он сумел создать единый народ, который с той поры имел свою собственную историческую судьбу.

Опишите время, в которое родился и жил Моисей.

‒ С датировкой его жизни есть некоторая проблема, но традиционно в христианстве считается, что он жил в XVI столетии до Рождества Христова. Во всяком случае, такую датировку мы имеем со времен блаженного Иеронима. Что касается еврейской талмудической традиции, то она относит время жизни Моисея к ХIV веку. Некоторые современные библеисты смещают время жизни Моисея даже к ХII веку, – но поскольку до конца убедительных аргументов не могут представить ни библеисты, ни иудеи, нам ничто не препятствует по-прежнему оставаться на нашей традиционной хронологии и считать время его жизни более древним, то есть за примерно 1600 лет до Рождества Христова родился этот великий человек.

Какое образование, воспитание было у Моисея? Расскажите его интересную историю.

‒ Его имя «Моше» означает «взятый (или спасенный, вынутый) из воды». Если внимательно почитать библейский текст, то можно выделить две трактовки всех событий.

Первая – более традиционная. Когда мать его родила, то по закону фараона, который был издан как раз перед этим, нужно было его умертвить. Конечно, никто не хотел убивать собственное дитя, поэтому мать его скрывала до 3-х месяцев. Когда скрывать стало невозможно, она положила его в корзинку и опустила в реку Нил. Воды реки принесли корзинку в то место, где купалась дочь фараона. Она увидела красивого младенца и решила его усыновить. Вот такое промыслительное действие Божие.

Но я хотел бы заметить одну немаловажную деталь, которая всему этому сопутствовала. Когда дочь фараона увидела корзинку, она поняла, что это еврейский младенец. Соответственно, встал вопрос: если его усыновлять, где взять кормилицу? И тут как тут оказалась сестра Моисея – Мириам, которая предложила найти кормилицу и привела собственную мать. То есть настолько все удачно совпало, что лично у меня есть предположение, что это была спланированная акция – вероятно, ребенка как раз опускали в реку недалеко от того места, где всегда купается дочь фараона, и сестра его была готова, чтобы все так организовать.

Понятно, что в любом случае элемент Промысла Божиего сохраняется: в любом случае решать нужно было дочери фараона. Ведь она могла сказать: «Это еврейский младенец, давайте пустим его дальше по реке, посмотрим, какому крокодилу он достанется». А она проявила милосердие. Поэтому здесь есть совокупность разных обстоятельств, но несомненно, что Господь Сам руководил этой ситуацией.

Какое образование, воспитание он получает? Как князь Египта?

‒ В Книге Деяний апостольских говорится, что научен был Моисей всей мудрости Египетской и был силен в словах и делах. Он получил лучшее для того времени образование как самый высокопоставленный человек высокого рода. Что можно сразу предположить? Вероятно, его учили наукам, которые в то время процветали в Египте. Мы знаем, что жрецы были хранителями многих знаний – они наблюдали за звездным небом, занимались математикой, астрономией (понятно, что там были вкрапления астрологии и многого другого); во всяком случае, уровень развития науки того времени полностью был ему доступен. Я хотел бы добавить: в некоторых античных источниках говорится, что Моисей имел титул жреца Осириса – и это звание давало ему доступ к самым высшим знаниям того времени. Так что в этом плане ему исключительно повезло.

И начинается его интересное странствование – совершенно особые 40 лет жизни. Как он жил 40 лет в Мадиамской пустыне? Там он женился...

‒ Это очень длительный период. Ясно, что в древности люди жили дольше, и сам Моисей прожил очень долгую жизнь. Но все равно 40 лет – это 40 лет, очень большой период. Это время, вероятно, было необходимо ему прежде всего для внутренней работы. Ясно, что у него были богатые дарования от природы, но, вероятно, он что-то должен был понять, прочувствовать и осознать для себя, постичь в этой жизни, чтобы быть готовым к служению, ради которого Господь вообще произвел его на этот свет.

Нужно отметить, что Моисею очень повезло с супругой и с тестем. Он женился на дочери Иофора, мадиамского священника – причем история его знакомства показывает, что он заслужил такой удачный брак: он проявил личную храбрость, заступился за дочерей Иофора в конфликтной ситуации и таким образом стал явным претендентом на руку Сепфоры. Она оказалась для него прекрасной женой (об этом мы можем судить не только по самому тексту Пятикнижия, но и по тому, что в молитвах таинства Венчания есть такие слова: «Благослови я, Господи Боже наш, якоже благословил еси Моисея и Сепфору» – это один из образцов идеального брака Ветхого Завета).

Сепфора родила ему двоих сыновей, правда, ничем особенным в истории они не отметились, гениальности своего отца не унаследовали, но и ничем плохим тоже вроде бы себя не ознаменовали. Поэтому его частная семейная жизнь не особо влияла на его дальнейшее служение. Эти годы он прожил как частное лицо: помогал тестю пасти стада овец, участвовал в обычных жизненных потребностях этого клана (в то время люди жили как шейхи, у которых была большая семья, родственники, и они вместе занимались хозяйством). Это было время, когда должны были кристаллизоваться его лучшие человеческие качества.

Какие отношения были в это время у Моисея с Богом?

‒ В это время об отношениях его с Богом нам неизвестно. Позже мы видим в Библии многочисленные диалоги между Богом и Моисеем.

Это вряд ли созревает сразу.

‒ Конечно. Видно, духовный опыт богообщения у Моисея появился тогда. Это были, вероятно, ночные духовные подвиги, молитвенные призывания имени Божия и в целом сохранение заповедей – понятно, что в то время еще не было Десятисловия, но основные правила моральной жизни все равно были: людям было понятно, что нельзя кривить душой, обижать ближнего, делать неправду, обманывать – это основные, общие правила для людей любых народов и любых религий. Господь прямо говорит о Моисее, что он нашел благоволение в Его очах – это зарабатывалось десятилетиями по-настоящему праведной жизни и тщательной духовной работой над собой.

Исход из Египта (именно так начинается его 80-летний юбилей, если можно так сказать) сформировал еврейский народ как единую богоизбранную нацию. Как с этим связан Моисей? Как эта история начиналась?

‒ Было непосредственное Божественное призвание. Моисей, может быть, всю жизнь жил бы в Мадиамской земле, его все там устраивало, но в купине неопалимой – горящем, но несгорающем кусте – он слышит голос Божий, который призывает его вернуться в землю Египетскую и вывести оттуда народ, страдающий в рабстве у египтян. И нужно было иметь много внутренних сил, чтобы принять это призвание, с риском для жизни вернуться в землю, из которой пришлось срочно бежать, опасаясь за собственную жизнь, и заниматься опасными и деликатными вопросами: нужно было прийти лично к фараону, и не было никакой гарантии, что ему не припомнят его прошлых деяний. Но он решился на все это.

Фараон отказал ему, не согласился отпустить народ. И тогда уже Господь являет чудесные знамения через Моисея, посредством которых нужно было заставить фараона смириться перед Богом и отпустить еврейский народ. Была длительная борьба. В ней участвовали египетские волхвы, которые имитировали, повторяли те же самые чудеса, то есть посредством бесовской силы пытались конкурировать с Истинным Богом, соперничать с Моисеем. Но он все-таки их превозмог... Наконец фараон отпускает народ. Отпускать-то отпускает, но затем опять их преследует. Возмездие окончательно наступает при переходе через Красное море, когда чудесным образом через него смогли пройти евреи, а египтяне, преследовавшие еврейский народ, погибли.

Я читал очень много различных толкований на это событие, но, мне кажется, все равно это остается чудом.

Это реально был переход через море.

‒ Да, это был именно переход через море как посуху. Пусть он даже был не такой длинный, но это были не какие-то болота, как некоторые предполагали в свое время, – это был путь именно в месте, где обычно была морская гладь, это было чудесное событие, которое воспето: осталось на страницах Библии и обессмертило имя Моисея.

Моисей становится лидером нации, отцом-основателем, который много страдает за народ и ведет его – можно ли назвать Моисея великим прообразом Господа нашего Иисуса Христа?

‒ Да, с этим можно согласиться. Он не единственный прообраз Христа в Ветхом Завете: мы можем вспомнить и Мелхиседека, и Иова Многострадального, и пророка Давида. Но что касается Моисея, есть одна прямая параллель. Кроме того, что вы сказали, через Моисея Господь дает Завет. Через Моисея дается Ветхий Завет, через Господа Иисуса Христа мы получаем Новый Завет: два законодательства и два законодателя. И в этом отношении Моисей, конечно, является прямым прототипом.

Священное Писание говорит, что Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле. Каковы были добродетели Моисея?

‒ Это очень интересный момент. Да, Библия называет его самым кротким человеком на земле (при этом мы можем вспомнить, что он убил египтянина и закопал его в песке). Когда Моисей спустился с Синая (в первый раз) и увидел, что сделали золотого тельца, он в гневе разбил скрижали Завета и призвал к себе всех, кто за Бога. Пришли левиты (то есть те, кто был с ним кровно связан), и он дал им приказ всех, кто не послушался и до сих пор продолжает плясать у золотого тельца, убивать невзирая на лица. Они идут и исполняют приказ – 3 000 человек погибли в этот день. О чем это говорит? Это говорит о том, что, если нужны были жесткие меры, он не стеснялся их применять, вплоть до пролития крови, до убийства.

И при этом он кроткий?

‒ Да: войну с мадианитянами можно вспомнить (а ведь мадианитяне – народ его жены, но он вел против них войну и сурово их истреблял). Поэтому, думаю, здесь имеет смысл вспомнить толкование отца Александра Меня, который говорит, что это сказано в Библии по отношению к нравам того времени. Не нужно забывать, что это было три с половиной тысячи лет назад – в то время человеческая жизнь ценилась намного меньше, чем сейчас. Творились порой страшные вещи, когда делали пирамиды из человеческих голов при завоеваниях, убивали вплоть до младенцев. Поэтому по сравнению с другими выдающимися личностями той эпохи Моисей отличался необыкновенной кротостью, смирением и другими духовными качествами, но если сравнивать его с великими святыми Нового Завета, разница сразу ощутима.

Какие еще личные качества пророка Моисея Вы хотели бы выделить?

‒ Моисей в себе заключает интересный парадокс: мы видим, что он был косноязычным человеком, у него была невнятная речь. Обычно считается, что политику необходимо обладать красноречием – если он хороший оратор, то сможет убедить массы следовать за собой. А тут человек вообще с трудом изъяснялся, но тем не менее смог стать великой исторической личностью. За него говорил брат Аарон, но ему не нужно было много говорить – он делал, в нем была мощная энергия, сила духа.

Вспомним простой пример из его жизни – он 40 дней, 40 ночей молился на Синае, получил скрижали Завета, спустился и видит, что народ отступил от истинного Бога. Он в гневе разбивает скрижали, возвращается обратно и еще 40 дней и 40 ночей постится и молится. Какие нужно было иметь внутренние духовные ресурсы, религиозный порыв, насколько нужно было любить Бога и свой народ, чтобы все это вынести! Поэтому мне вспоминаются слова отца Александра Меня, который сказал: «Когда Моисей стоит на Синае, Синай кажется маленьким, настолько велик Моисей».

Как Моисей переживал жестоковыйность народа в пустыне? Это отдельная страница...

‒ Когда читаешь страницы Книги Исход, видишь, что периодически повторяется одно и то же: при каждом препятствии, при каждой трудности 40-летнего блуждания по пустыне они сразу начинают роптать и вспоминают, как вкусно их кормили в Египте, сколько давали мяса, как им было хорошо, а теперь ничего нет ‒ и они вынуждены питаться манной или перепелами. Это все постоянно возобновлялось, и Моисею приходилось все это терпеть, слушать и выносить, ведь он был посредником между жестоковыйным народом и Единым Богом.

Я хотел бы подчеркнуть, что был эпизод, когда Господь прогневался на народ и сказал: «Я истреблю их за их беззаконие и произведу от тебя народ достойный, который будет служить Мне в истине». Но Моисей попросил Господа этого не делать, он сказал: «О, народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога; прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал».

Насколько важно нам сейчас читать Пятикнижие – те пять Книг, которые Предание относит к Моисею?

‒ Это замечательные Книги: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие – каждая по-своему интересна. Мне думается, что Бытие – наиболее важная Книга с догматической точки зрения, потому что там описана история всего человечества ‒ начиная с древности, от Адама и Евы и до более поздних времен. Но и в других Книгах есть важные пророчества, отдельные очень интересные фрагменты, которые хочется для себя запомнить. И в этом отношении ясно, что это немеркнущие страницы, то, что сохранит свое значение навсегда.

В кинофильме «Книга Илая» очень хорошо обыграна тема, когда один злодей хочет получить Библию, чтобы использовать ее тексты для влияния на людей: сила, заключенная в страницах Библии, настолько велика, что любой человек осознает это и понимает, это инструмент влияния на массы. Потому весь сюжет фильма построен вокруг этого – не дать в плохие руки Священный текст, который настолько влияет на человеческое сознание.

Какие наставления Пятикнижия актуальны до сих пор?

‒ Десять заповедей никто не отменял – они по-прежнему сохраняют свою силу. Да, заповеди блаженств – это переход на более высокий уровень, но мы можем вспомнить, что некоторые святые отцы нашей Церкви составили расширительное истолкование 10-ти заповедей Моисея, в том числе применительно к таинству Покаяния, когда можно проверить свою совесть по 10-ти заповедям – и выясняется, что когда говорится «не убий», имеется в виду не только убийство как уголовное преступление, но сюда входят и убийство словом, и злые помыслы, которые направлены на то, чтобы человеку причинить вред. Или, допустим, прелюбодеяние – это не только нарушение супружеской верности, но сюда входят все грехи, связанные с половой сферой. Так что если относиться к этому углубленно (а мы имеем на это полное право), то получается, что для нас это чрезвычайно актуальный текст.

Какое самое великое пророчество Моисея о Господе Иисусе Христе?

‒ Классический текст Второзакония (18-я глава, 18-й стих) гласит: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого, как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему» – это прямое предсказание о Господе Иисусе Христе именно в том контексте, о котором мы говорили. Моисей – это законоположник Ветхого Завета, Господь Иисус Христос – это Законоположник Нового Завета. Поэтому Господь и говорит: «Такого, как ты» – ведь были и другие великие пророки в Ветхом Завете: Илия, Исаия, Амос, но никто из них не был законоположником. А Господь – именно Законоположник. Поэтому книга святого Григория Нисского так и называется «О жизни Моисея Законодателя» – это главное его свершение в жизни: для нас, христиан, это даже важнее, чем то, что он вывел израильский народ из египетского плена.

Записала:
Ольга Румянцева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс