Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №40 (1033) → Архимандрит Савва (Мажуко): Игра в Православие?

Архимандрит Савва (Мажуко): Игра в Православие?

№40 (1033) / 14 октября ‘19

Беседы с батюшкой

На нашем телеканале идут программы с участием отца Саввы, а теперь мы можем задать ему вопросы в прямом эфире.

– Очень рад здесь оказаться, в этой прекрасной студии в Москве. Подобные программы мы записывали в Екатеринбурге, Петербурге, и наконец пришел черед таинственного, далекого города – Москвы. Все вы понимаете, что Гомель гораздо более развит культурно, исторически: он на 5 лет старше Москвы. Поэтому иногда я приезжаю в эту глубинку…

Порт трех морей как-никак…

– Именно так.

Первый вопрос: «Как радоваться текущим моментам жизни, осознавая, что у тебя множество внутренних проблем, если долго нет возможности их решать в силу обстоятельств, не зависящих от твоей воли?».

– Мне кажется, надо относиться к своим проблемам со спортивным азартом. Если бы у вас не было проблем, вы, наверное, умерли бы со скуки, а когда они есть, вы чувствуете, что живы. Господь доверяет вам решать эти проблемы, это прекрасно. Это правильная установка, ее нужно просто найти.

Я долгие годы к этому шел: то, что я сейчас говорю, – итог долгих поисков. Если бы мне кто-то в моей монашеской и священнической юности, когда я только делал первые шаги, сказал, что к проблемам можно относиться весело, со спортивным азартом, что это интересно – решать свои проблемы, бороться с собой, лучше узнавать себя, то, наверное, моя жизнь была бы более интересной. Обнаружить стиль решения вопросов со спортивным азартом – это прекрасно.

То, что я сейчас говорю, может быть воспринято просто как слова… «Как со спортивным азартом, когда ребенок отбился от рук, кредит не выплачен и так далее?!» Друзья мои, мы живы – это так прекрасно! Посмотрите, сколько вокруг людей с настоящими проблемами: дети-инвалиды, обнаружена опухоль, случилась очень большая беда.

Надо проще ко всему относиться и позволять себе время от времени махнуть на что-то рукой и с Божией помощью весело взяться за свои проблемы – а может быть, просто выспаться для начала. Этот метод духовной борьбы со своими проблемами я очень часто использую, и он мне очень помогает. Я сделал вывод: нельзя браться за решение проблемы, даже принимать решение нельзя, если вы голодны, не выспались или у вас нет крыши над головой – нужно сначала базовые моменты решить, а потом уже браться за решение проблем. Как говорил преподобный Иоанн Лествичник, если не можешь побороть дух отчаяния, замотай голову мантией и поспи. Мне кажется, этот совет идет из самой глубины святоотеческого опыта.

Обычно поездка в монастырь – целое паломничество. Кульминация его – конечно, Причастие Святых Таин. У нас в традиции принято исповедоваться перед Причастием. А если задают вопрос, был ли ты на Исповеди, как быть?

– Если там не причащают – не причащайтесь. Это лучше, чем трагедии, которые я потом лично наблюдал. Например, моей приятельнице в одной из очень известных лавр так называемый духовник запретил заниматься работой. Она очень хороший и известный парикмахер, у нее большая клиентура в нашем городе. Она много лет занимается этой работой, она настоящий художник. А ей говорят: работать парикмахером – страшный грех. Она приехала вся в слезах: куда идти, что делать?.. Таких историй я могу рассказать очень много.

Поэтому, когда наши ребята едут в какой-то монастырь, они исповедуются перед паломничеством и причащаются там, если получается. Что поделаешь, такая ситуация. Мы исходим из меньшего зла, чтобы не навредить человеку. Пусть лучше будет так.

А если так произошло?

– Духовники, которые берут на себя право категорично распоряжаться человеческими судьбами, просто путают свое с чужим. Нам нужно это понимать.

У нас магическое отношение к священникам, к духовникам. А если он имеет еще и, простите, «товарный вид» (надел схиму или отрастил длинную бороду и говорит загадочно), мы тогда совсем таем… В интернете есть канал – назову его, чтобы все знали, где очаг сумасбродства, хотя бы потому, что он очень хрестоматийный (по-моему, он называется «Православный взгляд на воспитание детей»). В кадре сидит гражданин с огромной бородой, на фоне икон, у него на стене даже висят 3 колокола, лампады, бесконечные иконы, он одет в монашескую одежду – вид совершенно благообразный. И несет он такую пургу, что просто жутко. Мне стало жутко, когда я увидел количество просмотров – 50–60000. Для религиозной программы это немыслимые цифры.

Деньги зарабатывают на просмотрах?

– Может быть, и зарабатывают, но, друзья мои, не надо давать себя обмануть: Православие используется в том числе людьми нечистоплотными как товарный знак. Например, Афон для нас святыня, а для людей корыстных – товарный знак. Они могут написать на коробочке – «афонский корень», «афонские травы», «афонские булки» какие-нибудь, хотя травы эти собирали где-нибудь в Жмеринке, а сушили рядом с коноплей. Если мы видим такие товарные знаки: бороду, таинственный разговор, шепот, доверительные речи, четки до пола или очень твердое крестное знамение, от которого синяки остаются, – это не значит, что вы встретили подлинного старца. Очень часто за этим скрываются самозванцы – их много. Как раньше писали в советских рекламах, журналах (я собирал советские журналы – есть у меня такая слабость), «остерегайтесь подделок» (например в журнале «Огонек» была реклама чая: «Чай грузинский высокогорный», а внизу приписка: «Остерегайтесь подделок») – таких подделок нужно остерегаться.

Люди, которые хотят вас поработить, превратить вас в подлое сословие вместо детей Божиих, всегда были, есть и будут. Даже апостол Павел об этом говорит во Втором Послании к Коринфянам, там есть реплика, которую я часто цитирую – он говорит о людях, которые в нем видели конкурента, считали его ненастоящим апостолом. Он обращается к своей пастве и говорит: «Вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо» – апостол говорит, что религиозный мазохизм был присущ даже первым христианам.

Людям нравится, когда кто-нибудь стукнет их посохом по голове и скажет что-нибудь невнятное – вот, батюшка «заглянул мне в душу». А на самом деле человек может быть просто душевнобольной, но у него длинная борода. А так он год как пострижен, а в прошлом был просто таксист… Зато зовут его необычным именем.

Нужно реально смотреть на эти вещи. Господь нас призвал к свободе, к достоинству – очень важное слово, которое мы вообще не употребляем в церковной речи. Господь высоко ставит человека – Он говорит о его достоинстве. Апостол Павел дает правильный камертон, тональность пастырскому служению – в Первом Послании к Солунянам он так аттестует его: «Мы были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими». Если священник деликатно, бережно, очень осторожно обращается со своим духовным чадом, скорее всего у него есть большой опыт и он сам, может быть, знает, что такое боль, что такое быть духовным чадом, как это непросто.

Поэтому, друзья мои, надо стараться держать марку человеческого достоинства: никому не отдавайте себя в рабы, в холопы, в лакеи. Это совершенно не нужно, Господь от нас этого не требует – Он нас называет Своими друзьями (вспомните Евангелие от Иоанна, прощальную беседу Спасителя – из Его уст звучат удивительные слова: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего»). Разве с друзьями так поступают, неделикатно вторгаясь в чужую семейную жизнь, воспитание детей, распоряжение имуществом? А некоторые духовники это себе позволяют.

Святейший Патриарх Алексий II об этом много говорил, даже были приняты документы о младостарчестве (сейчас в церковной лексике есть такой термин). Это реальность. Нужно быть трезвым, здравомыслящим человеком и проще смотреть на все.

Вопрос телезрительницы: «Я знаю, что Бог – Создатель всех душ, Его Закон написан для всех. Тем не менее меня окружает очень много неверующих людей. Они считают, что после смерти их ждет полное небытие. Но раз законы писаны для всех, получается, для них это будет неприятным сюрпризом? Личность неуничтожима, и мы за все ответим. Многие не готовятся к этому, не верят в суд Божий, в вечную жизнь. Чем больше я разбираюсь, читаю святых отцов, тем больше понимаю, что свобода условна. Как я понимаю, она может быть только в Божественной энергии любви…».

– Прекрасный вопрос. Проблема свободы, любви – высший пилотаж богословской мысли. Только самые сильные, самые крепкие богословы берутся рассуждать на эту тему: она очень сложная, здесь очень легко запутаться. Поэтому я вам советую к таким вещам относиться в простоте.

С чего вы взяли, что неверующие люди не верят в загробную жизнь? Нет единого «символа веры» для атеистов – они все очень разные люди. Я неоднократно встречал людей нецерковных, неверующих, которые были атеистами по недоразумению. Они были настолько погружены в кипяток жизни, так забегались с детьми, с работой, что им некогда было подумать, но когда они вдруг встречают священника, или бывают на похоронах, или заболел ребенок, они спохватываются – и эти вещи для них становятся актуальными. Они просто никогда не думали об этом.

С чего вы взяли, что непременно все неверующие люди попадут в ад, что «для них будет сюрприз»? Почему вы так плохо думаете о Боге? Мне это совершенно непонятно.

Господь всех любит, всем желает только добра. Если вы жалеете этих людей (а я думаю, вы их жалеете), то Господь в сотни раз больше им желает добра и счастья. Смерть человека, его мысль – большая тайна. Человек может, как известные актеры и политики, на камеру говорить одно, а в душе плакать, может даже устраивать какие-то сцены, участвовать в странных событиях, фильмах, а в душе у него может быть совсем другое. Может, одного предсмертного вздоха будет достаточно, чтобы Господь его принял на Свои руки, простил, помиловал и обнял. Это все тайна души.

Не надо воспринимать Бога как адвоката или прокурора, Который ко всему подходит с линейкой, транспортиром или Уголовным кодексом – это не так. Бог живой. Первое, что стало о Нем известно в Ветхом Завете: Он жив, Он есть. А живое – это нечто непредсказуемое.

Я шел на программу, и недалеко от монастыря мне встретился удивительный кот. Он шел мне навстречу, а когда меня увидел, то поднял хвост трубой, уселся и так на меня посмотрел, что мне стало хорошо, я даже с ним поздоровался: «Привет, добрый вечер!». Мы с ним тихо поздоровались и выразили взаимную симпатию, как мне показалось. Таких встреч бывает множество – жизнь живая, непредсказуемая. Вот кот, он жив. Для нас кот – огромная тайна: попробуйте кота заставить что-нибудь сделать! А если мы говорим о человеке? А если мы говорим о Боге? Здесь для нас просто океан тайны.

Вопрос телезрительницы: «Сегодня я готовилась к Причастию и в одной из молитв читала: „…всяк человек ложь“. Я нашла пояснение, но ничего не поняла. Что Давид хотел этим сказать?».

– Я вам советую читать псалмы в русском переводе, параллельно. Посмотрите славянский текст и русский текст, и вы обнаружите массу интереснейших вещей. Еще Феофан Затворник говорил, что наш славянский текст – перевод древнегреческого или древнееврейского текста (в нашем случае древнегреческого) – очень сильно устарел и иногда просто искажен. Что касается этого стиха, мне кажется, тут все понятно.

Мы лукавы. Например, нужно что-то сделать, у тебя дедлайн, как сейчас говорят, а ты думаешь: «Я такой несчастный, голодный, мне надо бы поспать – и вообще, меня все не любят, окружили хлопотами, навалили всего… Пойду я лучше погуляю по набережной!». Вы срываете общую работу – и сами по себе знаете, что не можете гарантировать, например, вечной дружбы, вечной верности. Мы постоянно сомневаемся, завидуем, ропщем, обижаемся. Мы переменчивые люди, причем переменчивость связана с нашей невоспитанностью, я бы так это назвал – мы очень невоспитанные люди, это факт (я сам тоже такой). Это говорит, что нужно над собой работать. Всяк человек ложь, поэтому не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Мы думаем, что старец – это прямо «фундамент», а потом оказывается, что он тоже взятки берет. Да, такое бывает, представляете?

Вопрос: «Я встречаюсь с будущим священником из духовной академии. Чем ему помогать, чтобы быть на одной волне?».

– Я так понимаю, пишет девушка. Девушка – совершенно особое существо. Я как-то размышлял об инопланетянах, есть они или нет. Иногда дети, мои ученики, очень любят поговорить про инопланетян. И я недавно понял, что они уже давно среди нас. Инопланетяне для меня лично это женщины: это такая тайна, такой секрет – как они живут, мыслят, как они мотивируют свои поступки? Сколько я живу, столько нахожусь в растерянности и загадке – это прекрасная тайна, и внутри этой тайны всегда вызревает самое прекрасное, что есть в женщине, что я встречал. Мне было счастье, я встречал самых красивых женщин – это мудрые женщины. Мудрая женщина – нечто совершенно прекрасное.

Позвольте себе быть мудрой: достаточно чуткой, чтобы слышать своего избранника, быть иногда незаметной, быть настоящей помощницей, так его корректировать и воспитывать, чтобы он сам об этом не знал – настоящая женщина своего избранника дорабатывает: хорошие мужья, мужчины появляются в руках очень хороших жен. Я это тоже неоднократно наблюдал.

Был замечательный бард, я очень его люблю, но фамилия вылетела из головы. У него была супруга, которая после его смерти дала интервью. Я увидел настоящую мудрую женщину. Она сказала, что однажды поняла, что у Вити на первом месте друзья и работа, а она должна быть в тени, где-то в стороне. И она это спокойно приняла. А другая женщина могла бы устраивать истерики, что она должна быть на первом месте, что ей нужно больше уделять внимания… Мужчина так устроен, что у него первым делом самолеты. Он так устроен, что на первом месте – всегда дело. Если у него нет дела, которое того стоит (а это самое большое счастье в жизни – когда ты занимаешься делом, которое того стоит), он начинает саморазрушаться.

Мудрые женщины это очень хорошо понимают. Они всегда находятся где-то в тени, где-то позади, они себя никогда не выпячивают. С годами такие женщины становятся все более прекрасными, хотя и не такие стройные будут, и кожа не такая упругая, и загар не так хорошо ложится. Но когда ты встречаешь мудрую женщину, это пленительная красота: она светит изнутри. А пустышки всю жизнь остаются пустышками.

Так вот, я вам советую: позвольте себе быть мудрой. Вы в дружбе со своим избранником однажды поймете, как себя вести. Женщина руководствуется интуицией: у женщины очень богатая интуиция – это чисто женская одаренность, у мужчин с этим все как-то иначе, здесь мы гораздо беднее. Женщины чувствуют гораздо больше. Она не знает, как поступить, – она чувствует это. Просто нужно себе разрешить развиваться в этом направлении, и вы свою красоту сохраните и даже преумножите к старости. Она у вас никогда не исчезнет.

Вопрос: «Мой начальник очень сильно обижает свою жену. Постоянно на нее кричит, унижает. Она иногда приходит к нам на работу, и я все это слышу и вижу. Она постоянно с заплаканными глазами. Мне ее жалко, но ничего не могу сказать начальнику… Он ходит в церковь и мнит себя воцерковленным. Грех ли так относиться к своей жене и как мне помочь ей в этой ситуации? Может, рискнуть и поговорить с ним?».

– Я вам не советую: в то, что происходит между супругами, никто не имеет права вторгаться, если вас никто не просит. А даже если просят (супруга начальника просит о чем-то), десять раз подумайте, ибо муж и жена – это большая тайна. Если она терпит, значит, она считает, что это правильно, это нужно ей. Сейчас женщины более защищены, чем в ХIХ веке или в начале ХХ – она может спокойно развестись и положить этому безобразию конец (и будет права во всех смыслах, даже в духовном). Но если она терпит, значит, между ними есть что-то, что мы не видим. Вы же не видите всей картины.

У меня тоже есть такие ситуации, хотя я стараюсь этого не делать – я живу в монастыре, меня эти вопросы вообще не должны касаться, просто люди приходят. Я знаю совершенно точно, что, если ты слушаешь только одну сторону, у тебя никогда не будет полной картины. Нужно послушать еще и вторую сторону. Хорошие психологи так и поступают: они обязательно работают и с мужем, и с женой.

Или, например, женщина привела своего сына и начала говорить, что ему это нужно, у него такие-то проблемы. Нужно обязательно выслушать сына. Никогда человек не говорит всего. Мы так устроены, что мы еще и что-то искажаем: не хочешь врать, а оно как-то само получается, и картина предстает в искаженном виде. Вы видите только маленький эпизод, а они 24 часа вместе – даже если не вместе, они все равно вместе.

Вы не знаете всей картины, всей истории, поэтому никогда не позволяйте себе вторгаться в жизнь супругов – это очень деликатная тема. Будьте очень осторожны: деликатность и учтивость – признак не просто воспитанности, но и мудрости и даже некоторого духовного роста.

Вопрос: «Говорят, что Бог не любит боязливых и трусливых. Как понять это? Я с детства по натуре трусишка и замкнутая. Значит, эти слова я могу отнести и к себе?».

– Где вы вычитали, что Бог не любит боязливых и трусливых? Это очень странно. Я думаю, что Бог любит вообще всех.

Боязливые и трусливые мы бываем в какой-то момент времени. Сейчас я не трусливый, а потом трусливый. Сказали: иди делай прививку от гриппа. А я думаю: ну ладно, я лучше закроюсь в шкафу, выключу телефон, но не пойду – я сам очень боюсь прививок. Не люблю всего этого делать. И что, из-за этого Бог меня не любит? Я вот умру, вроде бы хороший человек, а Господь скажет: «Ну, не знаю, Савва. Ты такой трусливый был, что Я тебя в рай не возьму – вот тут живи: шалашик поставь возле ворот…». Как вы себе это представляете?

Кроме того, я так понял, что пишет девочка, а девочке положено быть боязливой и трусливой: так устроены девочки. Они должны быть рядом со своим защитником, с тем, на кого можно опереться, кто может взять в домик. Мужчина – это человек, который берет женщину в домик. Найдите себе такой домик, крупный, под два метра ростом, и он вас будет защищать.

Трусость и боязливость, робость – разные вещи. Есть трусость, которая воспринимается как предательство: «но другом не зови ты труса и лжеца», как в одной песне пелось. Это совсем другая история. Это уже нравственное измерение, не эмоциональное. Не психологический тип, а именно нравственный, когда человек предает своего друга из трусости («я разрушу свою карьеру, если заступлюсь за своего друга»). Это совсем другая история: одним словом мы обозначаем очень разные человеческие состояния. В одной биографии это одно, в другой – другое. Поэтому проще ко всему относитесь, друзья мои.

Благодарю Вас за эфир. Хочу попросить Вас обратиться к нашим телезрителям.

– Друзья мои, радуйтесь каждой минуте. Самая короткая молитва – это «спасибо». Начинайте свой день с этого – говорите: «Спасибо, Господи, что я проснулся, что есть у нас вода, еда, что дети здоровы, что глазки мои видят и ножки ходят». Если вы хотите творить молитву непрестанно – благодарите Господа и людей, которые вам оказывают услуги и какую-то помощь. С этого и начинается христианство. В общем-то, к этому оно и сводится.

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс