Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Я хотел бы сегодня затронуть важную тему, наверное, актуальную во все времена и каждую секунду: прощение. В Евангелии от Матфея читаем: Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз (Мф. 18, 21–22). Давайте их прокомментируем.
– Спаситель имел в виду, что всегда надо прощать – не именно 490 раз в сутки, а всегда. Почему? Когда мы не прощаем, мы носим внутри себя обиду, и она нас изъедает: это неприятное, тяготящее чувство, как камень, как что-то гниющее внутри, и оно нас отравляет. Это жуткая несвобода, когда мы носим обиду.
Обида, кстати, всегда предполагает мстительность. Если ты затаил обиду на кого-то, то в определенный момент попытаешься отомстить. Он, может, уже давно к тебе с открытыми объятиями, а тут вдруг ты ему гадость делаешь, раз запомнил какой-то его прошлый проступок.
Но ведь мир несовершенен, и все мы совершаем грехи, оплошности. Взять апостола Павла, который был Савлом: он стольким людям досадил до того момента, пока не обратился, пока не призвал его Господь. А если мы представим, что другие христиане на него таили обиду, они уже должны были побить его камнями… То есть надо понимать, что когда мы все-таки стараемся прощать другого человека, то тем самым оказываем доверие Богу: Господь любого человека, любого злодея может преобразить в святого, как Савл преобразился в апостола Павла. А непрощение – это прежде всего наш собственный внутренний огонь, которым мы сами себя мучаем. Это адское пламя.
Но бывают ситуации, когда с ходу трудно простить. Если это вдруг предательство, очень существенный обман в жизни, когда ты на кого-то очень полагался, а он вдруг тебя подвел, у тебя сразу рушится все, ты теряешь душевное равновесие и не можешь ничего с собой сделать в этот момент. Тут надо просто принять саму ситуацию: Господь ее тебе попустил – для чего-то нужно через это пройти, нужно принять и обман, и предательство как то, что Господь через это тебя врачует. Может быть, ты это претерпишь, и Господь тебе простит твои личные грехи... У Бога все взаимосвязано.
И только спустя время мы уже сможем духовно возрасти и по-новому посмотреть на эту ситуацию: тот, кто нас предал или сильно обманул, сам оказался в ловушке у дьявола. И не мы несчастны, а он несчастен – человек, который попался дьяволу в капкан: его душа испытывает огромный ущерб, его надо пожалеть и помолиться о нем, чтобы он спасся от этих грехов; не мы терпим ущерб из-за того, что кто-то нам досаждает, а человек, совершающий предательство, идущий на подлый поступок. Он страдает от этого, терпит ущерб, и за него надо молиться, чтобы душа его спаслась. Важно восходить к духовному великодушию, жалеть тех, кто с нами поступил несправедливо, и молиться о них.
Вопрос телезрителя: «Всегда молитесь, за все благодарите. С молитвой понятно – молиться надо постоянно. А когда за все благодарить? Если у нас какие-то неурядицы, достаточно ли просто хотя бы говорить «слава Богу!»?».
– Да, хотя бы вот так, как вы сейчас произнесли. И, кстати, святитель Игнатий (Брянчанинов) советует именно в тягостных случаях (допустим, уныние вами овладело или не складываются жизненные ситуации) произносить вслух: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе! Благодарю Тебя, Господи, за все!». А можно еще добавлять: «Достойное по делам моим приемлю. Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем».
Но когда мы начинаем благодарить Господа, уже светлый луч сияет в нашей душе и способен развеять сумрачные мысли: зачастую мы унываем не от случающихся обстоятельств, а потому, что сами начинаем себя накручивать. В конечном итоге, если человек привык к пессимистичным мыслям, он может даже унывать из-за дождя или дороги неровной – все будет вокруг не так. А нужно, наоборот, радоваться, что Господь и солнце, и дождь посылает – у нас разнообразие погодных явлений, и что нам и здоровье дается, а иногда дается и поболеть, чтобы претерпеть скорби и через это возрасти духовно. Допустим, мы говорим про неприятности, – а ведь это же, наоборот, отлично.
Представьте – если бы никто нас не предавал, никто с нами не поступал подло? Мы бы никогда своей душой даже боли бы не чувствовали. Представьте, что никто нам не причиняет боль: что будет с нашей душой? Какое-то вялотекущее, успокоенное, расслабленное состояние.
Если ты никогда не терпел боли, душа твоя не будет разносторонней. Когда добывают драгоценные камни, они не имеют блеска; чтобы камень обрел свой подлинный блеск, его нужно подвергать обработке, оттачивать грани. Все случающиеся жизненные скорби – это оттачивание граней нашей души, чтобы она засияла подлинным светом, имела бы тот драгоценный блеск, к которому призвана. Поэтому я думаю, что даже больше всего нужно Бога благодарить за случающиеся неприятности, скорби, за то, что нам дается идти по пути Христа. Если мы не страдаем, это страшно, а если страдаем, это значит, что Господь, Который Сам за нас пострадал, нас не оставляет.
Обязательно ли только страдать? Почему нельзя радоваться?
– Это будет – хочешь ты этого или не хочешь, все равно как-то будешь страдать. Бога надо за все благодарить… Я говорю о том, чтобы из всего извлекать пользу для себя.
Даже в самой плохой ситуации?
– Да, даже что-то назидательное. В Израиле один наш эмигрант, который возил меня и в больницу, и по Святым местам, организует православные экскурсии и по православным храмам развозит иконы – их делает парализованный молодой паренек, который когда-то был обычным здоровым парнем, но потом с ним случилась трагедия (перелом позвоночника или еще что-то), и именно такая ситуация его обратила к Богу. А обретя Бога, он обрел и смысл жизни – и тут у него открылся дар иконографии, причем он умеет это выполнять в компьютерной графике, создает иконы. Они наносятся на иерусалимский камень, и там, в Святой Земле, их можно встретить в магазинах.
Я это к тому говорю, что часто человек становится счастливее, когда он прошел через жизненный перелом, через сильную скорбь. Казалось бы, он парализованный, а он счастливее, чем был до этого: тогда он Бога не знал, а как прошел через скорбь – Бога обрел и стал счастливым.
А у некоторых, бывает, ни скорбей, ни болезней, и они живут в аморфном состоянии, уже и не знают, чем себя развлечь, куда слетать за границу, все там не так: и отель не такой, и пища не такая в ресторане. А христианин – это тот, кто во всем видит Божий свет, ибо все, что нам подается, идет от Бога и, в конечном итоге, все пронизано радостью на самом деле. А скорби – это второстепенное, в жизни христианина не скорби важны, а важно присутствие Божие: важно чувствовать Божию руку в своей жизни, чувствовать, что Господь всегда рядом с тобой.
Когда мы говорим о прощении или о несправедливостях, я вспоминаю об одной из учениц преподобного Амвросия Оптинского. Ее как-то настоятельница Шамординского монастыря несправедливо обвинила, она хотела было сказать, что она тут ни при чем, но та ее еще больше ругает. Тогда она просто приняла все как есть – и сказала: «Простите меня, матушка, исправлюсь». И когда пришла к себе в келью, то неожиданно почувствовала на душе такой удивительный мир, спокойствие помыслов и просто состояние благодати! Потом она рассказывает об этом преподобному Амвросию, и он говорит, что это и есть как раз благодатный дар смирения и духовное утешение, которое Господь подает, когда мы смиряемся перед несправедливостями.
Обычно мы готовы воевать за свою справедливость, за то, что все должно быть правильно, и в итоге у нас внутри постоянная мятежность – дух революционера, который готов крушить все подряд. И в конечном итоге революционеры уничтожают друг друга – каждая революция через это проходит: сначала уничтожается существующий порядок, потом революция пожирает своих сыновей, потом внуков, и все рушится, все несчастны. И это у каждого, кто ищет в жизни своей личной справедливости… Дух мятежности лишает нас мира, и человек разрывается своими внутренними противоречивыми помыслами.
Ты просто прими правду Божию, которая в том состоит, что мы все грешны и жизненные несправедливости нам даются, чтобы мы понесли как бы епитимью за свои грехи. Да, несправедливости есть, и, может быть, в конкретной ситуации они незаслуженные, но если смотреть по общему течению нашей жизни, у нас столько грехов, что Господь попускает несправедливости для нашего исправления. И когда мы смиримся, сказав: «Раз Господь попустил, то я это приму», мятежность уходит, помыслы перестают скакать, и Господь такой смиряющейся душе подает благодать.
Я вспоминаю одну мысль святителя Игнатия (Брянчанинова), которую долго не мог понять. А он говорит в одном из своих сочинений, что действия смирения и молитвы суть одно и то же. Когда ты молишься, обращаешься к Богу, что-то просишь, можешь долго-долго молиться, Господь может тебе подать умиротворяющую благодать, которая тебя освящает, наполняет твое сердце и отгоняет от тебя вражьи приражения. Но бывает достаточно просто смириться пред Богом, пред людьми, отвергнуть свою личную человеческую правду, отказаться от своей гордыни, и Господь дает ту же благодать, как после продолжительной внимательной молитвы. Это действительно так.
Вопрос телезрителя: «У меня вопрос о прощении. Вы привели слова из Евангелия от Матфея, но в Евангелии от Луки Христос добавил еще кое-что: если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего. А если он не покается? Покаяние – это не просто слова, это кое-что больше: если человек не покаялся, то прощение превратится просто в пустословие. Во что превратилось Прощеное воскресенье? В театральный обряд. Все говорят друг другу „прости”, и каждый ждет, что ответят так же. А если скажут: “ Я тебя не прощаю, ты не каялся”, – что отвечать?».
– Если другой человек отвечает, что не прощает, надо все равно ему по-доброму сказать: «Ну прости уж, прости, не сердись». И помолиться за него от сердца: если у него горит огонь, то огонь огнем не потушишь.
А Господь тебя, несомненно, прощает за то, что ты простил. В Киево-Печерском патерике описано, что между одним иеродиаконом и иеромонахом возникла неприязнь, они никак не могли друг с другом поладить. Потом иеродиакон разболелся так, что уже при смерти. Он уже понимает, насколько мелочны были обиды, взаимные огорчения, и скорее зовет иеромонаха, чтобы попросить у него прощения. Его приводят, и он искренне просит: «Прости меня ради Христа», а тот надменно отвечает: «Нет, ни за что тебя не прощу». Иеродиакон получает исцеление от своего недуга и видит, как ангел поражает иеромонаха и тот, к великому сожалению, умирает.
Почему? Непрощение – это, конечно же, дух смерти. Дух жизни – это всегда дух любви, ведь Бог есть любовь, Бог есть жизнь. Если не будет любви, то и жизнь исчезает – прежде всего из нашего сердца, а потом уже будет оскудевать и наша телесная жизнь. Поэтому, конечно же, надо прощать. Но если кто-то не хочет тебя прощать, что ж тут поделаешь… Важно самому на него не озлобиться, а там уже – как Господь управит. Мы не можем исправить всех, кто рядом с нами.
Часто этот вопрос стоит еще перед Причастием. Есть даже слова: «Примирись прежде с тебя опечалившим» – в нашей традиции мы стараемся примириться со всеми и идти к Чаше, но не всегда же так получается. Часто бывают такие ситуации, когда ты не можешь простить; сказал «прощаю», раз такой порядок – и все равно не простил, но идешь к Причастию. Это Причастие в осуждение?
– Да, здесь есть что-то не очень хорошее.
Причем, бывает, осознанно идешь, хотя знаешь, что не готов.
– Все-таки причащение Святых Таин и вообще Литургия – это Царство Божие, явленное на земле. А Царство Божие – Царство любви, и где любовь, там и прощение. И если ты не прощаешь, то свою душу затворяешь от любви Христовой. Ты затворил свою дверь от Самого Христа. Как же ты придешь к Нему на таинство Евхаристии?
Думаю, выход такой. Когда мы замечаем за собой, что не можем простить человека, а уже идем на Литургию, надо просто со стороны на себя посмотреть – увидеть свое внутреннее безобразие, насколько оно противно на самом деле, и от сердца обратиться к Господу: «Господи Боже, помоги мне научиться прощать, исцели меня, грешного, очисти меня, спаси и помилуй того человека, которого я не прощаю». От сердца вот так воздохнуть и помолиться. И когда такая молитва от сердца пойдет, как бы воздыхание пред Богом, будет легче, уже камень спадет с души. А если мы уткнулись в свою обиду, то это уже все-таки духовно опасное состояние. Тогда причащение может быть в осуждение. Я не говорю, что не нужно причащаться, но к каждой Литургии надо все-таки побеждать себя.
Вопрос телезрителя: «Человек часто жалуется на самого себя и не может себя простить. Как простить самого себя?».
– Чрезмерно изъедать себя тоже не нужно: это форма уныния – определенная духовная ловушка. Когда человек начинает себя изъедать, он теряет силы к реальным духовным действиям. Он не работает над собой – он изъедает себя. И святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил так: «Нужно не только снисходить к немощам ближних и понимать, что люди несовершенны (поэтому наши ближние допускают какие-то проступки), но и к своим собственным немощам тоже надо подходить со снисхождением».
Надо понимать, что мы несовершенны – мы не можем жить свято. Даже когда очень хотим – не получается: пытаемся, но все равно претыкаемся, где-то погрешим против другого человека, где-то кого-то подведем, где-то какие-то помыслы проскакивают, что-то недолжное подумаем. И нужно понимать, что наше несовершенство тоже нужно принять: «Да, я вот такой несовершенный, я такой недостойный; прости меня, Господи». От сердца это произнести: «Господи Боже, прости меня, грешного» – как благоразумный разбойник на кресте молился, так же и мы должны молиться.
Мы недостойные, мы разбойники, но Господь посылает нам жизненный крест и наша задача – не роптать на него, принимать его (это достойное по делам нашим), но и молиться, чтобы Господь нас простил, а не изъедать себя: когда мы изъедаем себя, мы думаем, будто можем поступать вообще безукоризненно, а это ошибка, это заблуждение – мы не можем поступать безукоризненно. Надо просто признать свою греховность и несовершенство, молиться Господу даже Иисусовой молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного – я грешный, но Ты меня, Господи, помилуй».
Если человеку не нужно твое прощение, проси не проси – абсолютно никакого результата не будет?
– Если ему это не нужно, то наша задача – быть чистыми пред Богом. К человеку надо относиться в любом случае по-доброму. Дальше уже сама жизнь как-то все разрулит.
А такое действительно бывает, я сам тоже иногда наблюдаю: кто-то из прежних знакомых вообще вдруг в какой-то период времени перестает даже здороваться, общаться – ему вообще все равно, есть ты или нет. Ну и ладно, зачем на это обращать внимание, когда очень много дел, которым надо посвятить себя? Не надо досадовать внутри, что они про тебя забыли или им все равно, простил ты или не простил… Твоя задача – к Богу идти, созидать добро в своем сердце ко всем людям (неважно, кто рядом с тобой) и быть преданным своему делу (у каждого есть свое дело, свое служение, это и надо созидать, а не отвлекаться на то, что кто-то не так к тебе относится). Ну и ладно, что ж теперь...
Бывает, как в течение суток: какое-то время мы спим, в какое-то просыпаемся и смотрим на жизнь открытыми глазами. Вот так и в течение нашего жизненного пути: какое-то время мы духовно спим и никого не замечаем, а потом вдруг пробуждаемся (Господь так жизнь поворачивает) и начинаем замечать других людей, они что-то для нас значат. Так и эти люди сейчас просто спят – о них надо молиться, чтобы в нужный момент Господь их пробудил.
Вам последнее слово в этой программе.
– Дай Господь нам проще относиться ко многим жизненным ситуациям, не усложнять их: многое не так плохо, как кажется. Если что-то где-то не сложилось, надо просто пройти через этот жизненный этап. Пройдет время, и мы увидим, что Сам Господь вел нас этим путем, чтобы мы стали мудрее, чтобы относились к жизни более трезво.
И, конечно, сердце должно быть открытым – прежде всего Богу, и людям. Но при этом надо хранить осторожность: не всегда мы можем потянуть абсолютно все просьбы, с которыми к нам обращаются. Иногда ведь бывает, что наберешь себе просьб, чтобы их выполнять, а потом не справляешься и обижаешься из-за этого. А нужно – в том числе и здесь – трезво относиться к самому себе, рассчитывать свои силы. Но в конечном итоге надо прощать любого человека, причинившего нам зло, – чтобы через это быть прощенными у Господа Бога.
Записала:
Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.