Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
– Замечательно, что в нашу редакцию приходят вопросы, отзывы, отклики, замечания. Очень важна обратная связь, потому что можно много рассказывать, но если это по ту сторону экрана тонет, оседает и никого не задевает за душу, то кому вообще это надо?
Один из телезрителей написал: «Моя родственница захотела причаститься. Желание было искренним. Она спросила, что нужно для этого, так как не причащалась с самого своего Крещения. Я ей рассказал об Исповеди, о серьезной подготовке к ней. Она подошла к этому очень ответственно, готовилась. Отслужили вместе вечерню. Она пошла исповедоваться и вышла буквально через пять минут. Оказалось, что батюшка дремал. С тех пор особого желания посещать храм у нее не возникает. В личной беседе говорит об эмоциональном профвыгорании священнослужителей».
Несколько мыслей. Бывает, батюшки устают, они не ангелы. Ангелы – небесные труженики, бестелесные, и они все время в труде без устали. Иногда говорят «ангельское терпение», у ангелов бесконечное терпение. У священника как у человека есть свои немощи, проблемы, болезни. И всегда, когда возникает напряжение, неприятие, недовольство, лучше человека оправдать, попытаться понять, не сразу вешать ярлычок, что ему до вас нет дела.
Разные бывают истории, всегда лучше подумать о хорошем. Но даже если представить, что батюшке было не до кающегося или действительно профессиональная невнимательность или нет сочувствия, то, конечно, таких качеств (жестокосердия, невнимательности) у священника быть не должно. Любой священник должен прилагать усилия, чтобы нести этот труд – принимать Исповедь. Потому что это нелегко, непросто. Особенно когда одно – «да потому, да потому», когда нет движения духовного. Когда человек из года в год приходит, а у него все как под копирку, ничего не меняется – каким был, таким и остался.
Конечно, бывает, глаз замыливается, но обычно, когда приходит новый человек, первая Исповедь оживляет внимательность, потому что человек говорит о своей боли, о том, что для него важно, значимо, и говорит впервые. Исповедь – это даже не разговор со священником. Когда мы читаем молитвы перед таинством Исповеди, говорим: «Се, чадо, Господь невидимо стоит, приемля исповедание твое; не усрамися, не убойся, да не сокроешь что... Я только свидетель и свидетельствую перед Ним все, что ты мне скажешь».
Исповедь – личная встреча человека и Христа. Крест, Евангелие об этой встрече напоминают. Приходя к таинству, очень важно почувствовать себя предстоящим перед Богом. Ему от сердца говорить, в присутствии священника (возможно, он где-то задремал, но, когда священник слышит живое, бывает, встрепенется и включится в процесс). Всякое бывает. Но наше желание освободиться от грехов не должны сбивать ни злобные старушки, которые могут так же встать на этом пути, ни неприветливый киоскер, ни раздражительный священник. Ничто с этого пути не должно сбивать, потому что я чувствую необходимость освободить себя от тех камней и той грязи, которую за годы жизни набрал в свою душу.
Освобождает Христос по молитве Церкви и по покаянию, по сокрушению человека в грехах. Конечно, надо пробовать. И надо искать священника. Слава Богу, выбор есть. Искать внимательного, сосредоточенного, вдумчивого священника. Обязательно найдете. Потому что Господь помогает. Кто ищет, тот найдет, кто стучит, тому отворяется.
Искушение – обжечься на первом посещении, потом для себя эту тему совсем перекрыть. Надо это преодолеть, смириться и снова попробовать. В другом храме поговорить со священником. Может, просто поговорить или в формате Исповеди. Все получится, если будем решительны и постоянны.
Как-то задали такой вопрос: «Что делать, чтобы дети правильно строили свои семейные отношения?». Не с грехом пополам, а один раз на всю жизнь и не вычеркивали Бога из этих отношений. Потому что как бы красиво ни назывались отношения «гражданским браком» или «любовью», если они беззаконные, то Бога в них нет.
Услышал удивительный ответ одного мудрого священника: «Семья начинается с чистки ботинок». Мальчик в шесть лет должен уметь хорошо чистить свои ботинки, отец должен его научить. Причем так, чтобы всегда ботинки были чистые: и подошва, и там, где шнурочки, все пылинки должны быть вычищены. Это начало. А потом юноша должен научиться гладить свои брюки, чтобы по стрелочке. А если мама гладит, то маму об этом просить и не забывать благодарить.
Мама – незаметное, ангелоподобное существо. Мужчины открывают шкаф, там стопочкой лежат футболки, трусы, носки. Они берут, наверно, с самого низа, все перевернут, на следующий день открывают, а там все сложено. Как это все происходит?
И еще умудряются по-хамски к маме обращаться. Но мама, как ангел, незаметно служит.
Хотя бы сделать стрелочку поглаженную, кроватку заправлять, чтобы ни одной складочки и так далее... Когда человек учится делать дело без халтуры, он, подойдя к построению своей семьи, будет к этому относиться серьезно. Это же не шаляй-валяй, не просто сойтись-разойтись, это же не собачки с кошками. Схождения-расхождения у человека на душе глубокими шрамами остаются на всю жизнь. Ни одно расхождение бесследно не остается. Человек вырывает из себя кусок души. С такой душой потом тяжело жить, это место уже никем не займешь.
Это как дом, как храм построить. Сначала нужно все основательно продумать, просчитать, нарисовать, узнать, как это делается, задуматься о том, как я буду строить малую Церковь. Знакомый, которому восемьдесят лет, построил три дома. Причем строит на глазок. Ну и что, если фундамент такой толщины? Ну и что, если трещина пошла? Ладно, потом заляпаю. Окна вставил, где-то продувает. Дом построил еле-еле, а в нем жить невозможно, потому что халтурно, криво, косо, непродуманно. И уже три таких дома построил, и все до ума никак не довести.
Но дом можно отдать, продать, но свою собственную семью по такому же принципу не построишь. Она же, когда начнет разваливаться, это будет касаться непосредственно тебя. Это мучительно больно, страшно, поэтому очень важно научить своих детей аккуратности, серьезности, добросовестности в любом деле.
Посуду моешь, сначала нужно показать, чтобы человек это повторил, а затем наблюдать. Показал, сделал вместе, чтобы он сам повторил, а потом ответственность ему за это передал. Научить ребенка с детства добросовестности – это труд. Но если научишь чистить ботинки, есть надежда, что и в семье он с такой же тщательностью будет строить свои отношения.
Помогай нам всем Господь.
Записала:
Инна Золотовская
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/peredachi/blagaya-chast-s-protoiereem-evgeniem-popichenko-vypusk-ot-9-sentyabrya;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/blagaya-chast-s-protoiereem-evgeniem-popichenko-vypusk-ot-14-sentyabrya
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.