Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №36 (1029)–№38(1031) 2019
Сегодня мы будем говорить о третьей заповеди Закона Божия, которая звучит так: «Не упоминай имени Господа Бога Твоего всуе» – не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно (Исх. 20, 7). Имя Божие свято для нас: Бог как Отец, Создатель, Тот, Кто заботится о нас, является великой Святыней для нас – мы должны бережно относиться к имени Господа. В Ветхом Завете запрещалось просто так упоминать имя Бога, не каждый знал имя Господа – оно передавалось из уст в уста только тем, кто имел особое посвящение и хорошо знал Священное Писание.
Господь дает нам эту заповедь, чтобы мы не переступали границу, за которой идет страдание человека. Какое может быть страдание, если мы просто так употребляем имя Господа, – об этом мы и будем говорить.
Каждый человек должен стремиться не хулить. Мы можем в суете говорить о Боге, можем напрасно божиться, допускать в своей жизни богохульные вещи, хулить имя Божие или сквернословить, употребляя при этом имя Господа – все это недопустимо: от этого человек теряет благоговение перед Господом, а значит и духовную связь с Небом.
Что нам делать, если мы привыкли жить без Бога, но все равно к Нему обращаемся, если что-то происходит не так, ропщем, говорим, что Бог создал нас несчастными, и никогда не можем выйти из этого состояния? Роптать не нужно – нужно помнить, что Господь всегда заботится, чтобы мы были счастливы. К сожалению, мы сами не можем быть счастливыми, ибо неправильно используем свободу, даваемую нам Господом. Порой направляем свои дела не на доброе, а на злое, что приводит нас к страданию.
Как избежать страданий? Очень просто. Для этого мы говорим с вами о заповедях Божиих, которые необходимо исполнять. Если мы не просто послушаем их, а прислушаемся к словам, с которыми Господь обратился к нам, жизнь будет меняться.
Мы не раз говорили, что все заповеди даны, чтобы мы были счастливы: если мы не переступаем границы заповедей, в нашей жизни бывает все хорошо. Если же совершаем ошибки, не Бог нас наказывает: мы нарушаем духовные законы, за которые приходится страдать – нарушение законов приводит к страданию. Такое отношение и должно быть к словам, которые мы произносим: слово имеет мистическое значение – нужно очень трепетно относиться к своим словам.
Помните пословицу: «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь»? Слово имеет действие: если ты промолчишь, сохранишь мир со своими близкими, тебе не придется оправдываться. Но если ты произнес слово, оно будет иметь действие: как положительное, так и разрушительное – если слово доброе, оно приводит к миру (одним добрым словом примирялись целые государства), а от одного злого слова порой разгорались военные действия, гибло много людей...
Почему появились дипломатические службы и ведомства? Дипломат обладает словом, и его слова имеют действие: не только сила, оружие имеет действие, но слово на человеческое сознание оказывает и хорошее, доброе, убедительное воздействие. Вот почему к слову всегда было такое отношение. Всегда мудрые люди говорили много различных пословиц (например, у нас в академии существует пословица: «Слово – не воробей. Поймают – вылетишь»). Одна пожилая раба Божия в храме мне говорила: «Батюшка, говори не то, что знаешь, а знай то, что говоришь» – учила нас всякой премудрости.
Священное Писание напоминает нам: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим», то есть каждое слово должно быть осознанным нами, «ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» – в Священном Писании подчеркивается, какое значение имеет слово. Так что должно быть бережное отношение к тем словам, которые мы говорим.
Мы должны помнить о действии слова. Например, сегодня многие родители обзывают своих детей «ты дурак» (и другие есть очень плохие слова). Забывают: какими словами назовешь своих детей, такими дети и становятся. Велико слово матери – если мать говорит это слово, в конце концов ребенок таким и бывает. А потом начинают страдать: а почему такой мой сын, такая дочь? Да вы сами называли их такими словами. Эти слова повлияли на них духовно.
Всем известно, что проклятие матери лишает жизни детей. Мать не должна необдуманно говорить. Она участница вместе с Господом в рождении и появлении ребенка на свет, поэтому имеет определенную духовную связь с ним. Проклятие матери лишает жизни детей, а проклятие отца приносит немало страданий. Почему в Священном Писании говорится, чтобы дети не раздражали своих родителей, а родители обдуманно подходили к словам и действиям собственных детей? Все взаимосвязано, и на это нужно обращать внимание.
Я знал благочестивую чету – люди договорились между собой, что, когда у них появятся дети, они будут их называть только зайчиками, котеночками и так далее. И они ни в коем случае никогда детей не обзывали! Когда дети подросли, родители сказали: «Дети, и между собой, и в школьных коллективах вы не должны никогда никого обзывать – ангелы Небесные зрят, видят ваше лицо, слышат ваши слова, и чтобы не давать ответ на Страшном Судище Христовом». Также говорили: «Мы с мамой не ругаемся матом, не ссоримся, не обзываемся, потому предлагаем и вам никогда не обзывать друг друга и не говорить плохих, скверных слов».
Если же родители привыкли выяснять между собой отношения бранными словами, то и дети начинают в малом возрасте подражать им: они думают, что, если родители говорят такие слова, значит и им можно – они тоже уже взрослые, подражая взрослости своих родителей, начинают говорить нецензурными, бранными словами.
Бранные слова всегда назывались сквернословием. Матерная брать – это, как говорит отец Сергий Булгаков, поругание всякого материнства. Почему мы говорим «матерная брань»? Происходит поношение Матери Церкви, Матери нашей Родины, родной матери, которая родила, и Матери Богородицы. У тех, кто матерится страшными словами, происходят сильные духовные изменения в душе, приводящие к большим трагедиям.
Отец Сергий Булгаков говорит, что причиной революции в 1917 году была матерная брань, которая стала свойственна нашему народу. Почему он делает такие выводы? Когда человек поносит самое святое в своей жизни, он теряет благоговение. Причиной революции стало поношение Родины-матери, Божией Матери и родной матери. Если ты ругаешь самое святое, свою мать, если ругаешь Божию Мать – Заступницу и Покровительницу всего человечества, Которая дала согласие от имени всего человечества, чтобы наш Господь пришел на землю и воплотился, если ругаешься словами и поносишь свою Родину – у тебя уже нет святыни, ты потерял святость. Если ты потерял святость – ты потерял благоговение. От этого произошла революция. Что такое революция? Это междоусобная брань – война между братьями. Когда ты потерял святость, благоговение, тогда ты смело можешь поднять руку на своего брата. Матерная брань приводит к таким серьезным потрясениям и духовного, и нравственного характера.
Мы должны обращать особое внимание на произносимые слова. Если человек привыкает ругаться матом, он потом Господом бывает наказан. Рассказывают случаи, когда человек после парализации терял возможность говорить – он выражал свои как положительные, так и отрицательные эмоции с помощью матерной брани, понимали его только близкие, остальные ужасались. Ни в коем случае не нужно увлекаться этими словами, а стремиться, чтобы они вообще исчезли из нашего обихода, с благоговением надо относиться к тем словам, которые мы говорим.
Слово имеет огромное значение – оно отражает этот мир, описывает его, учит правильно мыслить. Когда дети воспитываются в произношении правильного слова, они любят литературу, глубоко рассуждают, любят проникать в смысл Священного Писания. Если нет, то, конечно, образуются новые языки – сегодняшняя молодежь образует непонятные новые слова. Например, я как-то услышал от молодежи: «Мы орали сегодня на уроке». Я говорю: «Зачем же вы кричали?». – «Да нет, Вы не понимаете! Орать на нашем языке – громко смеяться». Я говорю: «Подождите, это изменение вообще смысла... Ora et labora («молись и трудись»), говорили древние монахи. «Оra» – молитва, ведь мы молиться должны так, как будто кричим, взываем к Господу – от всей души, от всего сердца». А здесь новые понятия. Оказывается, орать – это смеяться.
Мы уходим от глубочайших понятий. «Орать» (как «оra») – это кричать, взывать к Богу из глубины души: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя», – говорит Псалмопевец. Это был крик души, поэтому молитва была такой сильной и глубокой.
Совершенно новое общение у молодежи. Это называется языками субкультур, когда ребята общаются между собой особым языком, в каждое слово вносят новый смысл, совершенно непонятный другим: их не понимает этот мир, и они стараются удалиться от общения с ним – все это приводит к трагедии и духовной нищете нашей молодежи. Поэтому мы особое внимание должны уделять воспитанию детей в бережном отношении к слову: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». Слова должны говориться обдуманно – тогда они будут обогащать человека, иначе мы будем пребывать в духовной нищете, нравственно деградировать. Поэтому и дает Господь такую заповедь: «Не упоминай имени Господа Бога твоего всуе» – это приведет к потере святости, благоговения, разрушаются все узы, границы, и человек приобщается к безнравственной, бездуховной жизни, может быть, даже жестокой.
Очень часто мы не имеем ответственности за свои слова – это самое страшное. Некоторые клянутся именем Господа Бога и клятву не выполняют. Священное Писание нас предупреждает, чтобы мы не клялись ни Небом, ни землею, ведь Небо – Престол Божий, земля – подножие ног Его. Клятву не нужно произносить, ведь неизвестно – выполним мы ее или нет. Когда мы говорили о 2-й заповеди, мы говорили, что всяк человек ложь, то есть мы сами себя часто обманываем: «Я хороший человек – завтра сяду на диету, начну новую жизнь, буду молиться, читать Священное Писание». Начинается новый день – продолжается старая жизнь. Мы сами себя обманываем, потому что у нас не хватает сил от чего-то плохого отойти. Так что никогда не нужно произносить клятву.
Бывает, мы произносим обет – даем перед Богом обещание: «Господи, если Ты мне вот это и это сделаешь, то я сделаю вот это и это!» – Господь нам помогает, а мы не выполняем то, что обещали Богу. За это тоже надо будет отвечать перед Господом. Появилась такая шутка. Один человек искал парковку в центре Москвы – он приехал в министерство и опаздывал к большому начальнику. Стал молиться: «Господи, я в храм пойду, молиться буду, исповедуюсь, причащусь, только дай мне какое-нибудь место, чтобы не опоздал на важное совещание». Господь ему, конечно, послал место – он подъезжает и говорит: «Господи, не надо ничего, я сам нашел»... Так и мы – постоянно приписываем себе то, что Господь нам дает. Этого не должно быть!
Мы преступаем заповедь, когда невнимательно, рассеянно молимся, рассеянно читаем Священное Писание. Это тоже нарушение заповеди Божией, ибо слова Господни мы произносим всуе – этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, написано в Книге пророка Исаии: вроде бы читаем молитву, а на самом деле ее не слышим, читаем Священное Писание, но не вникаем в него – не слышим его святых слов.
Мы правильно будем поступать, если не будем стремиться употреблять имя Господа Бога в шутках, не будем слушать юмористов, которые постоянно рассказывают анекдоты о Господе, Церкви, священнослужителях, монашествующих, епископате. Это недопустимо! Журналисты начинают что-то скверное писать, осуждая и Господа, и Церковь, забывая, что Церковь – не просто земное учреждение, а Божественный организм: Иисус Христос Глава, а Церковь есть духовное тело Христово. Мы не должны забывать, что Церковь – наша святыня.
Нельзя никого никогда осуждать, но, когда осуждаем священнослужителей, монашествующих, иерархов Церкви, – это особый грех: мы сквернословим, осуждаем нашу Церковь. Что мы знаем о священниках, монашествующих? Ничего не знаем. А когда плохо говорим о них – говорим плохо о Церкви, хотим причинить боль нашему Богу. Таких случаев очень много… Когда я был молодым священником, однажды шел по перрону в Сергиевом Посаде и встретил человека нетрезвого. Он начал кричать: «Харкните этому попу в рожу». Я тогда очень сильно смутился, поду-мал: «Почему он относится ко мне так? Ведь он меня не знает, я с ним не знаком, не причинил ему никакой боли, обиды». Пришла хорошая мысль: я понял, что этот человек выясняет отношения с Богом. У него не сложились отношения с Богом. Через эту мою боль он хочет нанести удар по своему Господу.
Когда мы читаем блогеров, которые начинают что-то комментировать, или статьи журналистов, которые что-то говорят о священниках и Церкви, думаешь: «Вы же ничего о них не знаете!». Происходит выяснение отношений с Самим Богом, а это – нарушение третьей заповеди Закона Божия: «Не упоминай имени Господа Бога твоего всуе».
Не делай того, что затем причинит огромную боль тебе, твоим близким – всякое нарушение Закона Божия приводит человека к страданиям. Не потому, что Бог наказывает. Мы сами себя наказываем, нарушая закон: если человек переходит дорогу не на зеленый, а на красный свет, его сбивает машина – мы же не говорим, что его Бог наказал, он сам себя наказал; если человек вместо воды пьет керосин, бензин, у него будет язва желудка или он умрет – опять его Бог наказал? Нет, он нарушил закон естественного питания.
Бог никого не наказывает – мы сами себя наказываем, нарушая духовные законы, поэтому должны всячески стремиться не нарушать, а исполнять заповеди – и бережно относиться к слову, чтобы никакое гнилое слово не выходило из уст наших.
Сегодня мы разбирали удивительную заповедь Закона Божия. Постараемся в своих домах, семьях бережно относиться к слову, чтобы дать добрый пример своим детям. И детей надо останавливать, чтобы те слова, которые с легкостью произносятся, не произносились без рассуждения и осмысленного подхода.
В следующий раз мы будем говорить о четвертой заповеди Закона Божия – она тоже удивительная: она говорит нам, как мы должны относиться к Богу. «Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу Богу твоему» – эта заповедь откроет нам удивительное отношение Бога к человеку и человека к Богу.
Записала:
Людмила Кедысь
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.