Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №39 (1032) → Протоиерей Андрей Канев: Как бороться с суетой и многопопечительностью?

Протоиерей Андрей Канев: Как бороться с суетой и многопопечительностью?

№39 (1032) / 7 октября ‘19

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) – №38 (1031) 2019

Дорогие братья и сестры, в прошлой беседе мы касались вопросов внимания в молитве и разбирали письмо нашей очень внимательной к себе сестры, которая поднимала проблемы потери внимания при молитве и потери духовного строения. Я предлагаю продолжить разбор ее письма – тем более что эти проблемы взаимосвязаны и касаются всех: это не только ее проблема.

Сестра пишет так: «Бог дает иногда понимание каких-либо вопросов духовной жизни, а потом как будто из головы все выветрилось. Вроде бы читал и забыл». Действительно, так бывает: вспомните притчу о сеятеле (я очень надеюсь, что после наших бесед вы начали изучать Евангелие, но напомню).

Господь в Евангелии рассказывает притчу, как вышел сеятель сеять (хозяин, у которого наступило время засевать урожай, начинает это делать). Как это делали раньше у нас на Руси? Можно вспомнить такие картинки: идет крестьянин, у него торба на шее, и из нее он веером разбрасывает по полю семена. На Ближнем Востоке сеяли немножко по-другому – там нет таких бескрайних полей, как у нас. Нужно было с одного плодородного участка переходить на другой через горы, через дорогу, через камни, чтобы их обрабатывать (или засевать, или урожай собирать).

И что делает рачительный хозяин? Он вешает на осленка два мешка с семенами и водит его – а в этих мешках делаются дырочки, и, таким образом, семена падают и на дорогу, и на каменистую почву, и в кусты, и на плодородную почву. Поэтому слушатели Господа понимали: это не просто хозяин сыпал семена на дорогу, это естественная бытовая история.

И что получилось? Семена, которые упали на дорогу, склевывают прилетающие птицы, и семена не дают плодов. И потом Сам же Господь толкует эту притчу и говорит, что это за птицы такие: это бесы, которые приходят к человеку, услышавшему слова о спасении, и крадут эти самые слова, а человек остается ни с чем. Этот процесс существует и существовал – повсеместно можно встретить, когда человек внутренне плотской и любит страсти: что бы ты ему ни говорил о спасении, он просто не слышит. Но это одна история, одна грань: что мы способны терять такие знания, даже не принимать их.

Сестра пишет нам, конечно, о других вещах. Это тоже бывает: наш ум часто рассеян (рассеянность – когда мы не можем сосредоточиться). Например, мы стоим на Литургии, Евангелие нам прочитали, а вспомним ли мы вечером, что нам читали? Представляете, бывает, человек с трудом вспоминает, а может быть, и не вспоминает, что это за история такая… Или он читает святоотеческое писание или Божие слово: вроде бы все понял, а потом вспомнить не может. Почему так? Тоже воздействие лукавого на нас. Как он воздействует? Как раз через рассеянность, через ум, чтобы мы потеряли настрой и знания, полученные из святоотеческой литературы, не принесли нам плода, чтобы мы не начали руководствоваться ими. Идет борьба за ум, за внимание.

Люди, пришедшие к вере уже в возрасте, часто жалуются: «Я прочитал, понял, а потом забыл и не могу вспомнить». Тут, дорогие мои, есть очень интересный святоотеческий совет – не расстраиваться. Способность забывать, рассеиваться, легко расстраиваться – это свойства нашего падшего поврежденного ума, человеческой природы.

Что делать? Во-первых, не печалиться. Это свойство нашей падшей природы, поэтому надо продолжать заниматься, изучать святых отцов, обязательно изу-чать Евангелие, повторять это – тем более что их надо изучать по кругу: прочитал все Евангелия – снова вернись к началу, продолжи дальше изучать.

И со временем ум начнет меняться – так обязательно будет: как пишут святые отцы, это этап, необходимый для укрепления духовной жизни человека. Ум у нас очень легко меняет понятия; каким образом? Допустим, человек жил раньше как все вокруг, и Господь дал ему искру веры – он поверил, пришел в Церковь, начал изу-чать и видит, что то, что он раньше любил, – это грех. И он с верой это принял – все, понятия поменялись. Другое дело, что он потом не сможет легко измениться: нужны время, борьба, чтобы изменилось сердце человека – желания, чувства. Это тоже происходит, главное – не сдаваться и продолжать трудиться.

Почему современные исследователи человека (философы, например, и коммерсанты, и политики, и военные) говорят о возможности менять сознание человека? Я имею в виду не способность мыслить, а способность, например, черное воспринимать как белое. Есть целая отработанная методика, как с помощью определенных манипуляций изменить сознание человека, который имел твердые понятия о чем-то, чтобы он признал черное сначала допустимым, потом возможным, потом неплохим, а потом и хорошим.

Почему я говорю, что коммерсанты так поступают? Наша реклама на светском телевидении действительно построена на знании человека: на его способности и желании грешить – и можно потихонечку, с помощью СМИ, фильмов, высказываний известных, уважаемых людей менять понятия, что, собственно, к сожалению, и происходит на наших глазах (я боюсь, что будет и дальше происходить, но это тема очень сложная).

Давайте перейдем к духовной жизни, рассмотрим, почему мы теряем полученные понятия. Сдаваться не надо – да, мы способны умом принимать новые, важные понятия (особенно если человек делает это с доверием к святым отцам), но что делать, если он забыл? Не печалиться, снова продолжить изучать.

Есть такой святоотеческий пример, очень утешительный для нас с вами… К одному из святых отцов пришел человек и говорил как эта сестра, как многие из нас: «Вот я все читаю и забываю. Что же делать?» Что ответил святой отец? «У тебя есть некий грязный сосуд, например, кастрюля… Если оставить ее как есть, что будет? Пропал полезный предмет. А если начать ее мыть? Один раз сполоснул – не отмыл, щеткой потер – не отмыл, затем еще каким-нибудь средством, и потихонечку, от раза к разу накипь, нагар на кастрюле сходит, правда? Ведь в бытовой жизни так происходит? Мы же не выбрасываем кастрюлю с пригоревшим супом или кашей. Мы, естественно, боремся за предмет, за вещь полезную. Так же происходит и с умом».

Лукавый легко может нас расстроить и сбить с правильного настроя (или взять из нашего ума какие-то знания с помощью нашей рассеянности, невнимательности), но когда человек имеет внимание, если он прочитал, но забыл, то вернется к этому тексту, снова прочитает – раз от раза происходит тренировка ума. Это действительно очень похоже на бытовое действие – отмывание посуды. Поэтому не сдавайтесь, братья и сестры, это на самом деле очень серьезно и важно. Если вроде бы читал и забыл, читай снова, не расстраивайся.

Лукавому очень нужно загнать нас в состояние печали, чтобы человек не думал: «Ну что я от себя хочу? Я обычный грешник. Ну, забыл, но я же хочу узнать. Пойду узнаю снова». Он что говорит? «Ты бесполезный, ничего не можешь, у тебя ничего не получается. Бросай это занятие, иди смотреть «Дом-2», точно запомнишь, кто с кем там переспал. Эти же знания легко заходят!». Какие лекарства, какие особенности лечения – все человек помнит. А Евангелие спроси – забыл. Так это как раз признак того, что память на все ненужное, греховное лукавый даст, а на то, что нужно, конечно, забирает. Тут важно понять, что сдаваться не надо. Если это условие невидимой духовной брани, в которой мы находимся, то ее надо терпеливо продолжать. Не сдаваться!

Сестра описывает пример, с которым я, как приходской священник, тоже регулярно сталкиваюсь: «Был у меня случай – на Исповеди говорила о проблеме с дочерью и попросила совет. Священник сказал, как поступать. Прошел буквально день, и не могу его слов вспомнить».

Совершенно обычная история. Казалось бы, у человека что-то болит. Вот ты пришел к врачу, у тебя что-то болит внутри, ты беспокоишься, тебе некомфортно, больно. И ты спрашиваешь: «Доктор, скажите, пожалуйста, что делать?». Мы же дотошно вспомним (да?), что говорит нам врач, запишем. А пришли с душевной болезнью (проблема же с дочерью – что хорошего, что мы живем немирно, у нас постоянно скандалы дома… Это же плохо – не можем любить, терпеть друг друга), пришли за советом, как спастись, священник советует, – а мы уже не помним…

Что нужно было бы сделать? Как вы думаете, братья и сестры? Вот человек к священнику подошел и, к сожалению, потом забыл его слова: эти советы надо бы все-таки помнить, может быть, записывать, если знаете за собой такое свойство. Я тоже с таким сталкиваюсь: человек на Исповеди или в беседах спросил совета – ты думаешь, что правильно посоветовать, вспоминаешь святоотеческие советы, Евангелие, говоришь человеку. А он через 2 недели приходит и говорит: «Помнишь, ты что-то такое мне говорил? Я вот подзабыл маленько». А я же тоже не помню: на тот момент это было важно, ты сказал, – а сейчас я тоже не помню. Сколько таких историй у нас происходит (у священников порой возникает вопрос: «Ценишь ли ты то, что я тебе говорю?»)! А сколько историй, когда с человеком поговорили, настроились, он даже что-то записал, а потом приходит – и как будто вообще ничего не было, как будто даже не разговаривали, хотя в момент разговора он искренне кивал головой, понимал.

Это бывает не потому, что человек плохой и священники у нас плохие, а потому, что лукавый есть и этот процесс существует. Надо быть очень внимательными – если мы идем за советом, то давайте к нему прислушиваться и фиксировать, записывать. Но что делать, если ты забыл? Сестра написала: «Так и не подошла переспросить, завертелась». Правильно! Того и нужно лукавому – чтобы мы завертелись в суете, в своем быту и не спросили. А вот представьте: вы искали, например, внимания какого-то профессора медицины, пришли к нему, получили совет – и забыли. Трудно нам представить такую историю? Так вот, к священнику (в отличие от профессора, он более доступен) можно подойти и честно сказать: «Я такой немощный человек!.. Простите – повторите, пожалуйста»... А иначе получается, что мы действительно завертелись.

Одно из искушений у мирских людей (у нас с вами, живущих в миру) – многопопечительность. Что такое попечение? Это забота о бытовой стороне жизни, многозаботливость, говоря по-русски: когда не просто суета сама по себе наваливается, а тебе это наваливают, как в топку подбрасывает кочегар углей, чтобы паровоз бежал быстрее… Нам лукавый подбрасывает: вот это надо сделать, вот это надо успеть, вот то успеть... И мы живем в состоянии суеты – постоянно не успеваем, нервничаем, находимся в стрессе. А кто обязал нас жить именно в таком сумасшедшем ритме? Зачем он нужен? Это же мы сами его выстроили – ты наметил себе, например, 20 дел на день, но время-то у тебя не резиновое, все равно и возможности, и рабочий день у тебя ограничены, правда, – ты все равно сделаешь, допустим, 5 дел, а не 10 и не 20. А мы планируем себе 20, поэтому живем в состоянии суеты, стресса, не успеваем ничего, нервничаем, все вокруг нас виноваты. Зачем мы попали в этот круговорот? А это нужно лукавому, он подбрасывает: это нужно сделать, это, это...

Суета – не внешняя: внешней суеты нет – в природе нет суеты, она действует так, как Бог ее установил: в свое время весна, лето, сутки идут 24 часа, а мы говорим: «Времени не хватает, оно сжимается». Но это именно мы его сжимаем своей суетой.

Как бороться с суетой и многопопечительностью? Давайте будем планировать не 20 дел, а «я должен сделать что-то одно». Это сделал спокойно, у тебя осталось время? Спланируй сделать и другое. И сделаешь 5 этих дел, но в спокойном состоянии, и не будет ни горячки, ни нервозности. И это сразу скажется и на качестве духовной жизни, и на молитве (молитва у нервозного человека невнимательная), и на оценке своих поступков (ты будешь меньше нервничать, раздражаться). Давайте обратим на это внимание!

Вот сестра пишет: «Суеты во мне много». Мы все накрученные сейчас – наши предки не жили в суете; наша страна была аграрной, но они не жили в суете и много что создавали. Человек спокойный, размеренный находится в силах, а человек в стрессе бессилен – он часто не может делать даже то, что делали наши предки, жившие спокойно, рассудительно, он везде теряет силы и не может сосредоточиться, а потом не может встать, пойти в храм в воскресенье, заставить себя готовиться к Исповеди, к таинствам, читать: ум уже не работает вечером. Бывает у нас такое? А все из-за круговорота суеты. Давайте попробуем это исправлять, это от нас зависит. Не брать на себя много, делать все, что должен, но делать это спокойно.

Дальше сестра пишет, что кроме этих проблем (суеты, невнимательности, забывчивости) «еще есть нелюбовь к моей пожилой бабушке – вроде бы ничего плохого она мне не сделала, а мешает мне, мысли у меня против нее злые, ничего делать для нее не хочу, раздражает она меня». И спрашивает: «Почему я такая злобная, любви у меня ни к кому нет? Как мне с собой бороться?»

Вот смотрите, сестра. Я очень хотел бы поддержать вашу способность быть к себе внимательной. Вы немножко путаете, не зная, что так должно быть: страсти будут проявляться, при молитве будут искушения в виде рассеянности, при чтении будут искушения. Они же и связаны с тем, о чем вы пишете: «Нелюбовь к моей пожилой бабушке, которая ничего плохого мне не делает».

Христианская жизнь – это практика. Мы живем не теоретически, а практически, так ведь? И конечно, Господь будет вам давать условия, возможности, упражнения, чтобы бороться со страстями. Как правило, для нас, живущих в миру, такими учителями становятся наши близкие. Они могут быть верующими или неверующими (это неважно), но практика христианской жизни – это практика служения ближним.

Это звучит хорошо: пойдем служить ближним! А что такое «служить ближним»? Это же проливать пот и кровь ради них. Скажу человеческим языком: если ты, служа ближним, делаешь это по вдохновению (тебе сегодня хочется), то для духовной жизни это малопродуктивно, ведь (помните?) Господь говорит в Евангелии: «Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? Сборщики податей. И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?». А когда человек это делает через насилие над собой, когда он видит, что в нем просыпается эгоизм, что он не хочет служить этой бабушке, которая безвредный человек, это именно условие, чтобы человек начал действенную, практическую борьбу с собой.

Бабушка (не она сама, а ее физическое присутствие) как раз и помогает вам выявить ваши недостатки – и это очень хорошо: смертельное заболевание лучше увидеть на начальных стадиях его развития, не когда оно уже 4-й степени и бесполезно что-либо делать. Почему эти злые мысли против нее? Эти злые мысли дает лукавый. «Ничего делать для нее не хочу». Правильно! Вот попросит человек уважаемый (например, священник скажет: сестра, помоги это сделать), – побежим с радостью. А бабушка скажет то же самое, мы говорим: «Вот на мою голову свалилась такая беда…»

Так вот: для борьбы со страстями гораздо полезнее и важнее то, что мы делаем через силу – здесь тщеславие нас уже не подпитывает, не дает нам вдохновения, что мы на крылышках летим делать добрые дела. Гордыня тут скрипит: она хочет отдохнуть, а тут человеку надо служить. Но это и ценно – это и есть правильные попытки духовной жизни, когда мы делаем это через насилие, через жертву, через себя, через свое «я». Кто раздражает нас? Тот, кто от нас что-то требует, просит. Лукавому, конечно нужно, чтобы вы раздражались, были злой.

Сестра! Не вы такая злая – это мы все такие. Этот гнев (раздражение) свойствен всем нам – эгоистам, себялюбцам: мы не терпим других людей, мы не хотим служить по-настоящему. А Господь нам говорит: «Надо служить». Поэтому Он дает нам окружающих, дает людей, которые будут от нас чего-то хотеть и которым мы должны послужить.

Вопрос заканчивается так: «Как мне бороться?» Понимать, что тут происходит, что за процесс (когда мы суетимся, не можем внимательно молиться, не можем сосредоточиться на чтении, когда нас раздражают все близкие) – очень хорошие условия для спасения. Что делать? Как с собой бороться? Понимать, что это нужно делать! Служение бабушке есть служение близкому – представьте, что это не бабушка, а, например, Пресвятая Богородица вас попросит: вы – такой счастливый человек, к примеру, у которого дома живет Пресвятая Богородица. Вы же, наверное, иначе бы реагировали на просьбы, правда?

Тут надо настроиться и терпеливо работать. От разового исполнения какой-то просьбы бабушки, конечно, это не получится, но если мы будем себе напоминать, если будем сразу молиться, замечая эти проявления гнева, будем каяться Богу, что мы эгоисты, благодарить Его, что Он через эту ситуацию показал, какие мы себялюбцы и эгоисты, то служение будет становиться не так разрушительно для вас – необязательно оно станет приятным, но вы будете видеть в нем смысл.

Даже при физическом лечении какое лекарство нам приятно или какие процедуры? Но если мы понимаем, что должны на эти процедуры пойти, чтобы жить и быть здоровыми, то должны понимать: если хотим бороться с гордыней, мы должны служить ближним. Поэтому сначала будет долго неприятно, а потом постепенно человек научится, начнет потихонечку понимать тему смирения. Желаю вам, дорогая сестра, не сдаваться и продолжать трудиться.

Сестра пишет, что и с дочерью бывают такие же проблемы и ссоры. Это наша общая ситуация, когда, с помощью лукавого, мы, задерганные, в суете живем – конечно, нас все раздражают, потому что у нас нет внутренних сил. Желаю Вам, сестра, все-таки пересмотреть эту суету, делать то, что получается, все-таки не забывать, что нужно время для отдыха, иначе получается, что без сил Вы будете только злиться и злиться. А надо немножко отдохнуть, подумать и ум в порядок привести. Желаю Вам не сдаваться, трудиться. И желаю Вам Божией помощи в этом очень важном деле. Еще раз благодарю вас, дорогая сестра, за письмо – небольшое, короткое, но позволившее нам посвятить две беседы внутренней жизни христианина…

Еще, дорогие братья и сестры, я прошу: если будет желание и какие-то вопросы, пожелания, пишите на адрес электронной почты: kanev@tv-soyuz.ru . Спасибо вам за терпение.

Помоги вам всем Господь! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Людмила Ульянова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс