Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №39 (1032) → Иеромонах Герман (Чекунов): Память преподобного Иосифа Волоцкого

Иеромонах Герман (Чекунов): Память преподобного Иосифа Волоцкого

№39 (1032) / 7 октября ‘19

Беседы с батюшкой

Тема передачи: «Память преподобного Иосифа Волоцкого». Не случайно мы выбрали эту тему. Сегодня Церковь отмечает память преподобного Иосифа Волоцкого, это престольный праздник вашего монастыря. Расскажите о личности преподобного, его духовном пути.

– Не так давно я был в санатории, рядом с которым храм. Я познакомился со священником, представился: иеромонах Герман, насельник Иосифо-Волоцкого монастыря. – «А кто такой Иосиф Волоцкий?» Это удивительно. Великий русский святой, а протоиерей о нем не знает. Его можно извинить, потому что об этом святом часто совершенно замалчивается. У меня есть дома книга «Русские святые». Все святые в ней есть, но нет Иосифа Волоцкого. Либеральная пресса (начиная с XIX века и раньше) оклеветала нашего святого как какого-то мракобеса. Либералы разделили святых на две категории: иосифляне и нестяжатели. Получается странная вещь. Принцип классификации в чем? Если одни нестяжатели, то вторые – стяжатели, а говорят – иосифляне. Но Иосифа Волоцкого назвать стяжателем – это слишком. Тогда можно назвать одних иосифлянами, а в противоположность им ставился преподобный Нил Сорский – значит, нилиане (или ниловцы). Тут начинается мухлеж самый типичный, потому что они не были противниками. Это просто разные способы монашеского бытия. Иосиф Волоцкий был поборником общежительного монашества, а Нил Сорский жил в скиту. Иосиф Волоцкий наиболее продвинутых своих монахов-подвижников отсылал в монастырь Нила Сорского, в скит, там они совершенствовались.

Никакого конфликта между ними не было?

– Абсолютно. Это разные воззрения. Нил Сорский считал, что тот способ монашеского жития, который он для себя избрал, самый правильный. И больше ничего. Обвинения друг друга нигде не зафиксированы. Более того, преподобный Нил Сорский цитировал без кавычек, как тогда было принято, преподобного Иосифа Волоцкого, его великий богословский труд – первый труд общебогословского содержания «Просветитель», который состоит из 16 глав, или слов. В нем было собрано все богословие. С чем связано возникновение этого труда? Дело в том, что XV век очень интересный, потому что в 1480 году было снято монголо-татарское иго. Было стояние на реке Калке, и перестало существовать ханство, а Россия начала развиваться. В то время, в 1479 году, был организован Иосифо-Волоцкий монастырь.

Иосиф долго искал, какой выбрать скит, объездил многие российские монастыри, скиты – выбрал лучшее и создал устав общежительного монастыря. Тут произошло вот какое событие. Вроде одно иго сняли. (Мы можем еще поговорить об этом, потому что это название не очень правильное.) Александр Невский, отступая, загнал псов-рыцарей на Чудское озеро, они провалились там и погибли. Тогда он выбрал для себя патроном от западного нашествия Чингисхана. Так наш русский писатель, который полтора десятка лет назад умер (Вадим Валерьянович Кожинов), трактует эти события. Эта трактовка мне кажется наиболее правильной.

Появилась новая напасть. Один венецианский купец торговал на северном побережье Черного моря, где находились фактории Венеции (это был крупнейший торговый город). Сын его женился на княжне Хазарской, и родился у них ребенок. Стал блестяще образованным человеком, но, судя по всему, чернокнижником. С ним познакомился Федор Курицын – думный дьяк Ивана III Калиты (по-нашему министр иностранных дел), который привез его в Россию. Здесь он совратил своим учением вначале новгородских попов, потом и московских. Это учение было названо ересью жидовствующих. Но этот термин научный, ни в коем случае не церковный. В научном обиходе терминология такая – ересь жидовствующих. Преподобный Иосиф говорил: жидовин. Это означало «еврей». В то время – нормальное обозначение национальности.

В чем заключалась ересь жидовствующих?

– Совершенно темное дело, скорее всего чернокнижие, прямое поклонение сатане. К иудейству практически никакого касательства не имеет, кроме того, что этот человек фактически, на словах, исповедовал иудаизм, а на самом деле это было чернокнижие, оккультные проблемы, которые они решали. Одно время служили литургию по православному обряду, а сами сидели в своих подвалах; беседовали с сатаной, наверное.

Вопрос телезрителя: «Иосиф Волоцкий написал книгу “Просветитель”. Она актуальна до сих пор? Церкви сейчас приходится бороться с ересью?»

– Если есть еретики, наверное. Сейчас такого движения, объявленной борьбы с еретиками нет. Мы все православные.

Ересь жидовствующих зародилась в Новгороде, который в то время был центром мировой торговли. Ересь – неправильное название. Сам преподобный говорил об отступлении. Ересь – означает, что часть что-то не принимает. Предположим, наши протестанты – это еретики, потому что они не принимают полностью христианское учение, всех догматов.

Архиепископ Геннадий в то время обратился к преподобному Иосифу Волоцкому, чтобы тот изложил основы Православной веры. И святой, по его просьбе, изложил это в 16 словах. Это потрясающее достижение. По стилю, по слогу – это литература высшего класса. Еще преподобный Иосиф Волоцкий был великолепный каллиграф – переписчик. И он был просто красавец.

Он назван в честь Иосифа Прекрасного.

– Да. Он обладал колоссальным авторитетом, жил подвижнической жизнью. Другой святой – святитель Серапион Новгородский. Между этими святыми произошел конфликт. Серапион запретил Иосифа в служении, потому что преподобный не обратился к святителю. Когда местный удельный князь начал притеснять монастырь и требовать от него деньги, буквально его обирать, святой обратился к великому князю, минуя Серапиона. Обратился только потому, что была чумная эпидемия и проезд к епископу был закрыт. Это обида. Потом оба подвижника были причислены к лику святых Русской Православной Церкви. Такой интересный момент.

В чем заключается подвиг преподобного Иосифа Волоцкого?

– Невестка Иоанна III, сын которой должен был наследовать престол, была приверженцем ереси жидовствующих, отступников. Архангельский собор Кремля возглавлял поп-еретик, Успенский собор Кремля возглавлял еретик, или отступник. Стремление к оккультизму охватило всю верхушку, даже не общество. Представьте себе, если бы они взяли власть, то наверняка России бы не было. Поэтому Иосифа Волоцкого можно поставить наряду с защитниками России: такими, как святой Александр Невский, Димитрий Донской (воины), преподобный Сергий Радонежский. Кстати, преподобный Иосиф был духовным внуком святого Сергия, потому что ученик преподобного Сергия был наставником святого Пафнутия Боровского, а Пафнутий воспитал Иосифа Волоцкого.

Государство держится на идеологии; можно сказать, оно держится только на вере, поэтому все войны, противостояния всегда имеют подоснову (экономическая – не самая главная). За деньги никто головы не положит. Бьются по-настоящему, только отстаивая свою идентичность. А наша идентичность – всегда православное христианство. Это позволяло нам преодолевать многочисленные нашествия. В этом великая заслуга преподобного Иосифа. Не считая богословских трудов, не считая того, что он покровительствовал иконописанию, а значит – искусству. В том числе есть письмо «К иконописцу». Он создал институт монашества, монашеский устав.

Я слышал, Иосиф Волоцкий говорил, что еретиков, жидовствующих нужно даже сжигать на костре.

– Стоп. Опять вранье. Это ужасное дело. Были приговорены к смерти от 8 до 15 человек. Неизвестно, сколько точно. В то же время в цивилизованной Европе били гугенотов сотнями тысяч, была Столетняя война, которая пол-Европы выкосила, эпидемии были. Но это не Иосиф Волоцкий. Свод российских законов, который существовал в то время, отступников от Православной веры карал смертью. Причем когда разоблачили первый раз (в 1504 году) новгородских еретиков-отступников, их посадили просто на лошадь задом наперед, надели соломенные шляпы и написали: «Отступник от Христа». И всё. Они принесли покаяние и потом все то же продолжали.

В одном из писем Иосиф Волоцкий пишет, что их исправить уже невозможно; может, только сама смерть исправит, и мы пре-даем их в руки Господа, на Его решение. Потому что исправление для этих людей просто невозможно. Таким образом, можно сказать, что Иосиф Волоцкий к этому никакого отношения не имеет. Он не просил у князя их повесить. Он просто говорил, что только смерть исправит их, Сам Господь.

Можно для себя взять критерий: если либерал осуждает кого-то, то наверняка этот человек очень много сделал для России, а если кого хвалит, то тогда можно посомневаться в результате деятельности того, кого хвалят. Это для себя должен понимать каждый.

Почему же об Иосифе Волоцком умалчивается? Почему люди о нем не знают.

– У Достоевского есть «Дневники писателя» – издавался такой журнал. Он приводит рассказ, откликаясь на существовавший в то время терроризм, убийства чиновников. Не называя своего собеседника, говорит: «Скажи мне, пожалуйста, если бы ты узнал, что готовится покушение на царя, ты бы сообщил в полицию?» Он тяжело задумался и сказал: «Пожалуй, нет». Достоевский ответил: «И я, пожалуй, нет». Потому что такой был либерализм. Засулич оправдали, помните?.. Присяжные сказали: «Нет, не виновна». Общество уже было деморализовано...

Расскажите, пожалуйста, об истории Иосифо-Волоцкого монастыря.

– Преподобный Иосиф Волоцкий принял постриг, когда ему было около двадцати. Предок его из Литвы. Род его был основан в пределах Волоколамского. Раньше святой назывался Иосиф Волоколамский, сейчас – Волоцкий (это сокращенно). В Волоколамске был монастырь, где Иосиф подвизался, потом ему посоветовали монастырь Пафнутия Боровского. Он там очень здорово прогрессировал. Обратите внимание, никакого образования у преподобного Иосифа не было, тем более богословского, семинарий, академий он не оканчивал, но был блестящим педагогом, имел великолепную память: один раз прочел – и навсегда. И хорошо в этом разбирался.

Преподобный Пафнутий завещал оставить его своим сменщиком. После смерти Пафнутия Боровского Иосиф начал осуществлять в монастыре общежительный устав. Братия возмутилась, Иосиф оставил монастырь и пошел по Руси смотреть, где как устроена монашеская жизнь. С ним ушли около семи человек. У волоколамского князя была большая скорбь, и он послал за преподобным, чтобы вернуть его. После возвращения Иосифу было предложено выбрать любое место под монастырь. Один из подчиненных волоколамского князя пошел искать место. Там, где ему приглянулось, вдруг при ясном небе буря поломала деревья – это посчитали за знак, что здесь нужно строить монастырь. Своими руками преподобный Иосиф и подвижники срубили деревянную церковь Успения Божией Матери, и потихонечку монастырь начал развиваться. Это произошло в 1479 году.

В этом году 12 июня мы отмечали 540 лет основания оби-тели. Со временем монастырь стал крупнейшей и богатейшей обителью. Обратите внимание – Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. У Кожинова есть интересная заметка: он приехал на место, где был скит преподобного Нила Сорского – захудалый совершенно, ничего от скита не осталось. А трудами общежительной оби-тели он в то время в России стал крупнейшим духовным центром. Мы поминаем четырех митрополитов, вышедших оттуда, семь архиепископов и 28 епископов – только известных. Это был крупнейший духовно-просветительский и хозяйственный центр России.

Опыт преподобного Иосифа Волоцкого очень важен для нас. Возродилась обитель после закрытия ее в 20-х годах трудами митрополита Питирима – знаменитого архиерея. Это история вкратце. Обитель прославилась в борьбе с польским и литовским нашествием.

Расскажите, пожалуйста, об особенностях Иосифо-Волоцкого монастыря.

– Можно сказать – обычный монастырь, какие сейчас есть. Монастырь делается и определяется людьми, подвижниками. Смотрите на нас, монахов, с сочувствием, потому что все мы, подавляющее большинство, вышли из неверующих семей. Мы когда-то даже верили в коммунизм, что можно построить такое общество – от каждого по способностям, каждому по потребностям. Такая была история. Мы все были патриотами, несомненно, но традиции православной у нас нет. Мы учимся на своих собственных ошибках, но искренне верим, что Бог есть. Пытаемся с Богом разговаривать, пытаемся служить, не врать, но пока святости в нас не ищите. Мы стремимся к ней; может, только за это нас Господь и простит. Во всяком случае, когда я решился идти в монастырь, мне был уже седьмой десяток в конце, я спросил у своего духовника: «Батюшка, предлагают в монастырь». И лаврский монах, архимандрит, с восторгом сказал: «Саша, да что же может быть лучше монастыря!» Я тринадцать лет в монастыре и говорю – точно, ничего лучше нет.

Расскажите о том, какие храмы и святыни есть в монастыре.

– У нас главный храм – Успенский собор, красивейший, прекрасно сохранившийся, потому что в советское время в монастыре была школа для малолетних преступников, что-то вроде тюрьмы. Очень хорошо сохранились иконы, весь монастырь в очень хорошем состоянии. Единственное – взорвали колокольню во время наступления немцев. И даже совсем недавно был жив человек, который был участником этого взрыва. Колокольни нет, но в планах ее восстановить. Есть интересная Германова башня – ко мне отношения не имеет.

Интересна история с мощами. При Иоанне Грозном наместником монастыря был отец Герман – ревностный, его очень любили монахи. Он обрел мощи преподобного Иосифа, было небольшое торжество, устроили раку, мощи туда поместили. Один очень сомневающийся монах написал в Синод, что кости, которые там лежат, к преподобному Иосифу никакого касательства не имеют. Синод это рассмотрел, создали серьезную комиссию, и оказалось, что этот монах прав.

По тем временам обычное дело: наместника арестовали и спрятали до решения царя. Но Герману удалось бежать. Думаю, ему кто-то помог. Игумен сбежал, спрятался в Литве, а потом все-таки пробрался в монастырь, и монахи спрятали его в башне напротив Успенского собора. С тех пор она называется Германова башня.

Мощи преподобного Иосифа были открыты в 2003 году попечением митрополита Питирима. Собралась серьезная комиссия – академики, ученые. Есть книга – «История обретения мощей преподобного Иосифа Волоцкого». В то время еще живы были и сам митрополит, и архиепископ Алексий, наместник Петровского монастыря. Раку убрали, поминовение 31 октября в синодиках убрали тогда же. И вдруг появилось снова 31 октября… Это уже в конце XIX века. И так в наших календарях и шло: день преподобного Иосифа Волоцкого. Когда обрели мощи, комиссия отработала, нужно было последний слой снять, а это рядом с Успенским собором, с правой стороны, за стеночкой, – стало исходить тепло, и обрели мощи преподобного. Случилось это именно 31 октября. Тогда в ту же раку положили косточки преподобного Иосифа. Сейчас потихоньку в Волоцке начинается его почитание и понимание его для истории России, Русской Православной Церкви – это великий русский святой.

Какие еще святыни находятся в вашем монастыре?

– Святыня – это сам монастырь. Волоколамская икона Божией Матери находится в Спасо-Андрониевском монастыре, не у нас. У нас находится ее список, который был сделан в 2006 году. Мы отслужили тогда молебен. Теперь у нас список нашей местной иконы, а оригинал находится в специальных условиях.

В субботу, в день Рождества Пресвятой Богородицы, привезли к нам в монастырь чудотворную икону: народ идет толпами. К ней прикасаться запрещено – икона находится в специальной капсуле; просто люди поклоны бьют. Все иконы в какой-то мере чудотворные, когда мы стоим перед ними, молимся. Мы молимся ведь не иконе, а первообразу.

Прошу Вас подвести итог: еще несколько слов сказать о преподобном Иосифе Волоцком, о его значении для нашей страны.

– Преподобный Иосиф Волоцкий показал нам пример духовного борца, потому что духом живем, духом спасаемся – нашим, христианским. Мы можем брюзжать, что все плохо, но самое главное – храмы заполняются, пустых церквей нет. Это вам не Италия – я там был в гостях. Можете себе представить – воскресная служба в огромном соборе, но она проходит в подвальном помещении – и там человек двадцать сидят верующих. Остальные все считают себя верующими, но Церкви для них как бы нет. А мы все с Богом. Поэтому наши великие подвижники – Иосиф Волоцкий, Сергий Радонежский и огромный сонм русских святых за нас молятся. Величие преподобного Иосифа состоит в том, что его личность является квинтэссенцией непоколебимости духа.

Записала:
Людмила Кедысь

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс