Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №39 (1032) → Протоиерей Димитрий Беженарь: Благоразумное подвижничество в современном мире

Протоиерей Димитрий Беженарь: Благоразумное подвижничество в современном мире

№39 (1032) / 7 октября ‘19

Беседы с батюшкой

Вы сказали, что в эти дни Церковь празднует память преподобного Силуана Афонского – великого подвижника. Давайте напомним нашим телезрителям о его жизни и духовном пути.

– С большой радостью: это один из любимых моих подвижников (если вообще возможно делить святых на любимых и нелюбимых). В миру преподобного Силуана звали Симеон Антонов. Он родился в многодетной благочестивой христианской семье. У него было 5 братьев и 2 сестры. Как было принято в благочестивых, глубоко верующих крестьянских семьях, он с самого детства получил христианское воспитание. Его отец, крестьянин, был человек очень широкой, щедрой души и очень любил приглашать к себе странников, нуждающихся, кормить их.

Впоследствии преподобный Силуан вспоминал эпизоды своего детства, которые повлияли на его выбор жизненного пути. Однажды его отец пригласил одного книгоношу. (Это были странники, образованные люди, среди общей массы необразованных крестьян они пользовались авторитетом, от них можно было что-то узнать.) Будучи 4-летним мальчиком, Симеон слушал, как отец разговаривает с этим книгоношей. Книгоноша начал ему говорить, что Бога нет, Христа нет. Потом мальчик с недоумением спрашивал своего отца: «Отец, ты мне говоришь, что надо молиться Богу, а этот грамотный человек говорит, что Бога нет. Где Он вообще?». Отец со скорбью вздохнул: «Я думал, что он умный человек, а он совершенно глупый. Не слушай его, сынок». Тогда в сердце 4-летнего мальчика зародилась мысль: когда вырасту, обязательно пойду по всей земле и буду искать Бога.

Святой возрастал телесно, стал высоким, красивым, сильным юношей, работал столяром в крестьянской артели. Уже тогда в его душе зародилось искание Бога, желание найти Господа. Он молился со слезами как мог, и Господь хранил его от различных соблазнов этого мира. Работая у князя Трубецкого, как впоследствии вспоминал преподобный Силуан, он на юных красивых дочерей князя смотрел просто как на сестер – с любовью, но без вожделения. Однако же юность берет свое. В юности были у него некоторые свойственные молодому возрасту падения. Одно событие потрясло его до глубины души и оставило след на всю последующую жизнь.

Однажды после не очень целомудренно проведенной ночи он наутро во сне увидел, как какая-то мерзкая, отвратительная змея будто бы входит ему через уста внутрь. Он с отвращением, ужасом проснулся и услышал голос необыкновенной кротости, любви, неземного милосердия – но голос с необыкновенной властью обращался к нему и говорил: «Ты сейчас проглотил змею; видишь, как тебе противно? А каково же Мне видеть то, что ты делаешь?». Он понял, что голос Пресвятой Пречистой Преблагословенной Девы Марии, Матери Божией. Это обстоятельство буквально переменило всю его жизнь. Он искал монашеской жизни, положил себе на сердце стать на путь подвижничества. Он спрашивал разрешения у своего отца пойти по монастырям, посетить Киево-Печерскую лавру. На что отец ему строго сказал: сначала отслужи воинскую службу, а потом делай что хочешь.

Он отслужил в лейб-гвардии в саперном батальоне. Перед демобилизацией многие солдаты уже собирались домой, а он служил недалеко от Петербурга и решил поехать к святому праведному Иоанну Кронштадтскому. Некоторые из его сослуживцев, кто знал о великом кронштадтском пастыре и тоже хотел получить от него благословение, молитвы, но не имел возможности с ним встретиться, начали писать красивые письма, излагая свою просьбу. А Симеон Антонов написал очень короткую просьбу: «Батюшка, хочу пойти в монастырь. Помолитесь, чтобы мир меня не задержал». Он отдал эту записку и после этого почувствовал, как вокруг него стало гореть буквально адское пламя. Вся окружающая обстановка стала для него чуждой.

В 1892 году по благословению родителей Симеон прибыл в Свято-Пантелеимонов монастырь на Горе Афон. В то время было принято при посещении монастыря брать холсты, подарки, пожертвования. Симеон взял все это. Он поступил в послушники, и так начался его подвижнический труд. По афонскому уставу начинающему послушнику разрешалось несколько дней побыть в покое, осознать свою жизнь, прийти в себя, вспомнить свою жизнь, основательно подготовиться к Исповеди. После первой, очень глубокой, обстоятельной Исповеди за всю жизнь (именно первой Исповеди в условиях монастыря, в качестве послушника) он почувствовал в своем сердце глубокий жар ревности к иноческим подвигам. Его духовник сказал ему такие слова: «Ты пришел в обитель спасения, оставил мирскую жизнь. Теперь радуйся, потому что Господь тебя привел в ковчег спасения». Так началась его подвижническая жизнь.

Вопрос телезрительницы: «Нужно ли молодым людям отстаивать, защищать свои убеждения перед сверстниками?».

– Ситуация весьма актуальная, и не только для молодежи, но и для любого возраста. Мы, верующие, живем в окружении людей, не всегда понимающих и разделяющих наши убеждения. Я попытаюсь на Ваш вопрос ответить такой аналогией. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил, что жизни учит сама жизнь. Представьте в обычной жизни ситуацию, что вы с родителями или близкими находитесь на вокзале в зале ожидания и ждете, когда на табло появится информация, что ваш поезд подали к перрону. В зале ожидания мы видим самых разных людей. Кто-то спешит, суетится, кто-то ждет другой поезд. У вас билет на руках – вы едете в город М. Кто-то, узнав об этом, вдруг начнет смеяться и говорить: «А что там делать, в этом городе? Надо ехать в город Н. или в город С., там весело, там дискотеки, что за отсталость, что за ретроградство, чего ради туда ехать? А в городе М. вас ждут родные и близкие». Как вы будете поступать? Неужели вы пойдете сдавать билет из-за того, что кто-то не понимает, зачем вы туда едете? Наверное, так мы не будем делать, ведь это крайне неблагоразумно. Или начнем оправдываться и объяснять людям, куда вы едете, с какой целью, кто вас там ждет? Скорее всего, мы так делать не будем, а просто спокойно и даже с некоторым добрым равнодушием отнесемся к непониманию других людей, так?

Наверное, будет уместно провести такую аналогию, что вся наша земная жизнь – это зал ожидания. Каждый из нас ждет, когда придет наш поезд, когда Господь призовет нас в Небесное отечество. Естественно, в этом зале ожидания кто-то думает, что его поезд придет не скоро, и старается устроиться здесь поудобнее; кто-то начинает притеснять других, смеяться, чинить другим беспокойства, забывая, что и его поезд когда-то придет. Но нужно ли нам стесняться, стыдиться нашего упования, нашей веры или оправдываться? Совершенно не нужно. Мы знаем, что нас ждет Господь, Пресвятая Владычица Богородица, целый сонм святых, наши благочестивые предки, которые жили по-христиански и уже перешли в Небесное отечество. Поэтому не надо оправдываться, комплексовать, спорить, что-то кому-то доказывая, а просто быть цельной личностью, жить по-христиански. И сама ваша жизнь будет лучшим доказательством.

Вопрос телезрительницы: «Часто приходится общаться с людьми, которые начинают воцерковляться, исповедуются, причащаются, а потом отходят и от Церкви, и от Православия, считают, что Православие для них “не работает”, раз они не получили того, чего хотели. Я не знаю, что им сказать, посоветуйте».

– Как говорит преподобный Паисий Святогорец – один из любимых святых, наверное, всех верующих людей в России, каждый случай имеет до 10–15 нюансов. Почему у конкретного человека произошел кризис, искушение? Вот он вроде молился, начал поститься, а «ваше Православие что-то не работает».

Есть много нюансов. Один из них таков. В своей книге «Духовное пробуждение», во 2-м томе, преподобный Паисий говорит, что когда мы начинаем подвизаться и в нас появляется добрая обеспокоенность, мы начинаем молиться, по мере сил соблюдать пост, регулярно ходить в храм Божий, стараемся что-то уделять нуждающимся, творить дела милосердия, враг воздвигает на нас брань еще более сильную. Мы можем подвизаться и не видим успеха, не видим изменений к лучшему, ведь враг мобилизует все большие силы на борьбу с нами.

Преподобный Паисий говорит: если раньше ты воевал с одним бесом, то теперь с 5-ю или 10-ю. Ты этого не видишь, Господь закрывает твои духовные очи, ты не знаешь, какая брань на тебя идет. Раньше ты с одним бесом сражался, и он тебя одним пальцем укладывал на лопатки, теперь 10 демонов с тобой воюют – тебе тяжелее, хотя ты вроде бы делаешь то же самое. Тебе труднее вставать в воскресный день на службу, хотя раньше было легко, и поститься тяжело, и молиться лень. Это духовная брань, которая воина Христова должна только закалять и побуждать двигаться далее: наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.

Преподобный Паисий говорит (и не только он), что, когда мы подвизаемся с гордостью, то есть что-то делаем, но начинаем внутренне превозноситься над теми, кто этого не делает (допустим, остальные члены семьи не могут пока поститься так же, как я, и начинается внутреннее чувство превозношения: я стою молюсь, а они смотрят телевизор, или я среду и пятницу соблюдаю, а они едят всё подряд), то начинается внутреннее чувство презрения, осуждения их. Оно может не всегда высказываться в словах, но есть чувство, что я лучше, я подвижник. А за гордыню благодать Божия отступает сразу же, и тут ты чувствуешь, что привычное тебе не дается, все начинает раздражать.

Мой долг сказать еще вот о чем.

Говорят, что «Православие не работает»... А как вы живете, что оно у вас не работает? «Вчера в ночном клубе был, наелись, напились» – и «что-то, смотрю, у меня Православие не работает». Так его у вас и не было никогда: ты просто носишь крестик, говоришь, что ты верующий, один раз перекрестился, а не хочешь регулярно читать Священное Писание, молиться, пост не соблюдаешь... И говоришь, что «Православие не работает»? Так оно же само не будет работать без твоей работы над самим собой.

Поэтому мой совет вам, уважаемая телезрительница: тем людям, кто говорит, что «Православие не работает», надо внимательнее посмотреть в себя. Им может помочь опытный духовный наставник.

Какая литература скорее вредит человеку, желающему вести правильный духовный образ жизни, чем помогает?

– Преподобный Паисий в книге «Духовное пробуждение», во 2-м томе, пишет так. Преподобный Силуан подвизался в условиях монастыря. А людям, живущим в условиях мира, которые могут сказать себе, что они не монахи и не должны быть, как монахи, враг ставит подножки: чрезмерное любопытство пустой информацией. Я не дерзаю осуждать тех, кто издает духовные журналы, но порой даже они больше отвлекают внимание от души. Очень полезно регулярно читать Священное Писание и святоотеческую литературу, в первую очередь патерики (Древний патерик, Алфавитный патерик, «Отечник» святителя Игнатия (Брянчанинова)). Там короткие, но, как говорит преподобный Паисий, согревающие душу примеры из монашеской жизни. Когда их читаешь, согревается душа и как бы настраивается на подвиг, на работу над собой, на борьбу с грехом. А читать просто разные журналы, где разные точки зрения, богословские мнения?.. Один говорит одно, другой другое...

Отвечая на Ваш вопрос, уместно сказать, что сейчас же не только что-то читают. Сейчас в основном сидят в интернете. Однажды ночью мне пришла ссылка на видеовыступление. 3 часа ночи... Потом узнал – в это же время, в 3 часа ночи, нескольким моим хорошим знакомым пришло сообщение с незнакомого номера со ссылкой на фильм в таком же ключе («идем до конца, боремся с тем-то и тем-то, тот плохой» и так далее).

Вопрос к размышлению, дорогие друзья. Может быть, тем, кто рассылал это, посчастливится – и они увидят эту программу. 3 часа ночи – значит, человек, как минимум, полночи в интернете сидит, что-то находит, копирует и делает рассылку. Предложить этому человеку: может, Евангелие почитаешь или Псалтирь до 3-х ночи? Скорее всего, он откажется – он устанет, скажет, что ему завтра на работу. Предложи ему в больнице, в онкологическом отделении посидеть у тяжелобольного, помочь человеку, сделать доброе дело, пожертвовать своим временем ради блага ближнего? Тоже не каждый согласится. А вот хорошо просто сидеть в интернете, что-то доставать и рассылать... Принесет ли подобное занятие пользу Родине, Церкви или твоей душе? Ответ очевиден.

Способна ли окружающая среда помочь человеку в духовном преуспеянии или она может затруднить его духовный рост?

– Святые отцы Церкви к этому тоже подходят с рассуждением. Не было более благоприятной обстановки, чем у Иуды-предателя – какую можно более благоприятную обстановку представить, когда Сам Господь, Спаситель мира, Сын Божий тебя в числе еще 11-ти учеников приблизил к Себе? Они 3 года были рядом со Спасителем, слышали из Его Божественных уст такие истины, видели чудеса своими глазами, были свидетелями событий, которые ни до этого, ни после в истории не происходили. Можно ли представить себе более благоприятную обстановку для спасения?! Когда душа человека черная, неблагодарная, жестокая, сребролюбивая, то даже максимально благоприятная обстановка не идет на пользу.

А ветхозаветный праведный Лот, один из праотцев, жил в Содоме, то есть в атмосфере максимального нечестия, где не дай Бог вообще оказаться. Это не помешало ему сохранить целомудрие и чистоту. Это диаметрально противоположные, очень яркие примеры, которые говорят, что многое зависит и от окружающей среды, и от внутреннего твоего устроения.

Вопрос телезрительницы: «Со многими знакомыми я разговариваю о покаянии, что нужно прийти в храм, исповедоваться, причаститься. Но, несмотря на возраст, мне очень трудно убедить людей. Они говорят: схожу завтра, потом. Я не знаю, как разговаривать с ними, хотя я за них очень переживаю. Какие слова находить, чтобы убедить людей, что покаяние – вещь необходимая и что времени у человека может не быть?».

– Существует, к сожалению, очень опасное заблуждение (я бы хотел вашу мысль дополнить) – есть иллюзия, что пока находятся силы и время заниматься чем-то другим, значит, мне пока некогда молиться, соблюдать пост: есть дела поважнее – «я работаю, у меня учеба, карьера и так далее, а в глубокой старости я успею покаяться, перед смертью я точно покаюсь, а раз Бог есть любовь, то Он меня обязательно простит, даже если я буду жить нечестиво. Я точно знаю, что в конце я успею покаяться!». Вот такая распространена в современном мире иллюзия.

Опасность такого подхода – пренебрежения милосердием Божиим – не только в том, что мы не знаем, каков будет конец, в каком мы будем состоянии перед переходом в вечную жизнь, но и в том, что подлинной веры, подлинной любви к Богу у таких людей нет. Можно провести аналогию – вот перед свадьбой молодой человек думает: «Я сейчас успею по всем злачным местам, ночным клубам совершить путешествие, пущусь во все тяжкие, а когда мы будем подъезжать к ЗАГСу, тогда я своей возлюбленной скажу, что она у меня единственная и что, кроме нее, я никого не люблю». Как вы думаете, любит ли он ее на самом деле? Очевидно, что нет. Если человек думает, что сейчас может жить как хочет, как может, а покается перед смертью, это свидетельство, что по-настоящему такой человек вообще в Бога не верует и Бога совершенно не любит.

Что такое духовное здравие и что нужно для его приобретения?

– Я зачитаю преподобного Паисия Святогорца (лучше него о духовном здравии вряд ли кто-то может сказать), из 2-го тома «Духовного пробуждения»: «Духовное здравие равняется чистым помыслам, просвещенному уму и очищенному сердцу, постоянно имеющему в себе Христа и Пресвятую Богородицу. Многое внимание, самонаблюдение и молитва весьма помогают приобрести здравие души. Молитва необходима для очищения души и благоразумие – для сохранения доброго духовного состояния».

В заключение, дорогие друзья, по традиции зачитаю вам очень мудрые наставления преподобного Силуана Афонского, память которого завтра чтит Святая Церковь: «Дух Святый учит любить врагов так, что будет жалеть их душа как родных детей. Есть люди, которые желают своим врагам или врагам Церкви погибели и мук в вечном огне. Так мыслят они потому, что не научились любви Божией от Духа Святого, ибо тот, кто научился, будет проливать слезы за весь мир. Ты говоришь, что он злодей и пусть горит в адском огне, но спрошу тебя: если Бог даст тебе хорошее место в раю и ты будешь видеть в огне того, кому ты желал огня мучений, неужели и тогда тебе не будет жалко его? Кто бы он ни был, хотя и враг Церкви. Или у тебя сердце железное? Но в раю железа не нужно. Там нужны смирение и любовь Христова, которой всех жалко. Кто не любит врагов, в том нет благодати Божией. Милостивый Господи, Духом Твоим Святым научи нас любить врагов и слезно молиться за них. О, Господи, дай Духа Святого на землю, чтобы все народы познали Тебя и научились любви Твоей». Так молился преподобный Силуан Афонский.

Благодарим всех вас, дорогие друзья, кто задавал вопросы и терпеливо смотрел нас. Желаем вам всем помощи Божией.

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс