Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №39 (1032) → Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт: Молитва – подлинное дыхание души

Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт: Молитва – подлинное дыхание души

№39 (1032) / 7 октября ‘19

Архипастырь

Владыка, что такое молитва и для чего она человеку?

– Это естественная потребность общения человека со своим Творцом. Молитва – как дыхание, как жизнь.

Можно молиться своими словами или лучше по молитвослову?

– Молитвослов – хорошая книга или азбука, которая помогает, когда ты уже стоишь на ногах – как путеводитель. Я часто привожу пример: мы в горах живем – когда стоишь на ногах, с компасом, тогда точно знаешь, куда идти, как преодолевать сложные маршруты... Каждый человек начинает молиться без молитвослова, у каждого человека рождается такая молитва: он вдруг начинает с кем-то говорить внутренне – и говорит не случайно, ибо слышит ответы из какого-то своего настроения. И так дальше развивается в человеке его молитва.

В одной из наших прошлых передач Вы говорили, что молитву нужно читать особым образом – не эмоционально, ровно. Почему?

– Да, именно так. Одно дело, когда эмоции – это слезы покаяния или радости: когда находишься на определенной грани, эмоции являются естественным ответом на твое состояние – ты не можешь больше удержать слез, ноги подкашиваются, опускаешься на колени, плачешь и молишься – это одно. Другое дело, когда начинаешь искусственно вызывать в себе чувства якобы присутствия Бога, своего присутствия рядом с Ним, вызывать чувства восторга, употреблять какие-то громкие слова и театральные, постановочные позы… Это все и остается театром, позерством, душа так и остается в театре одним героем. Никто ее, пожалуй, и не услышит.

Именно поэтому молитва должна быть сосредоточенной, тихой – она всегда рождается из тихого обращения. Представьте, мама утром будит ребенка в школу. Она же не подбегает к нему с бурными эмоциями, но простые и понятные слова. Просыпается ребенок и этими первыми словами радости, надежды начинает общение со своей мамой.

Так и душа, когда она начинает тихий диалог с Богом: Господь подходит очень-очень близко, внимает ее обращению и отвечает.

На длительных службах, наверное, редко кто молится до самого конца: человек устает и просто стоит и слушает службу. Это тоже считается духовной работой?

– Да. Это же пространство, и иногда пространство особенное, в котором ты можешь не цепляться умом за каждое слово, но это нахождение в пространстве наполняет тебя, если так можно сказать, другим запахом. Человек выходит из храма, иногда даже совершенно не понимая слов молитв (может, ему еще не очень доступен церковнославянский язык), но он говорит, что на душе стало как-то по-другому, что-то поменялось. Она как вдоволь наговорилась – она не просто услышала что-то, она вынесла это, оставила в себе. И эта сосредоточенная тишина и мир – ощутимая польза молитвы, которая совершилась.

Перепрограммирование сознания? А если человек очень устал и пришел через «не хочу», такая молитва может быть услышана?

– Конечно. Никогда нельзя ставить никаких препятствий между собой и Богом – Он знает, что ты устал, что у тебя был сегодня тяжелый день, как ты изо всех сил в этот день боролся, чтобы остаться человеком и не сорваться. Если ты Ему скажешь: «Господи, благодарю Тебя за этот день, благослови наступающую ночь и помяни моего друга, мою подругу, мою жену, моих детей», – и даже в этот тяжелый день вспомнишь начальника, или подчиненного, или соседа, с которым произошли какие-то диалоги, это будет очень полезно: это будет продолжением правильных поступков в течение всего дня.

Услышанная молитва – не та, когда все случилось, как ты хотел. Я очень просил, чтобы нам помогли с цементом, и если его завезли, молитва услышана? Услышана – это тогда, когда цемент еще не завезли, а желание строить осталось, и ты будешь дальше что-то искать.

Услышана молитва тогда, когда в тебе живет твоя надежда – она может быть совсем слабой, но она продолжает жить, радуется рассвету, дню, людям вокруг. Это есть услышанная молитва. Бог тебя, как дитя, взял и положил к Себе за пазуху: оттуда много не увидишь, но чуть-чуть света видно – значит, ты уже у Него за пазухой. Вот это и есть услышанная молитва.

Я слышала такое выражение – «очень сильная молитва». А бывает не очень сильная?

– Мы все меряем в категориях: выше, сильнее. Так проще объяснять. Когда о ком-то говорят: «Вот это человек сильной молитвы», мы так быстрее понимаем, что это за человек – он, наверное, живет сосредоточенной, духовной, настоящей, хорошей жизнью и может чему-то научить и нас. Мы понимаем, что сила заключается в опыте, которым он может поделиться: человек, у которого есть дар сильной молитвы, – как хороший учитель, который может научить молиться.

Что значит «отмолить человека»?

– Отмолить – прежде всего не потерять к этому человеку любви. Не отчаиваться самому из-за этого человека. Вот, например, беспокойный сосед, соседка или еще кто-то в жизни. Взяться молиться за этого человека – это значит не потерять прежде всего самому возможность видеть в нем образ и подобие Божие. А потом, Бог даст, этот человек начнет исправляться: он в тебе будет замечать другой взгляд. Вокруг ежики, а ты, может быть, еще не совсем пушистый заяц, но в твоих глазах он увидит надежду – это поможет ему зацепиться за надежду. А там, Бог даст, он что-то и изменит в своей жизни.

За всех можно молиться?

– Конечно, как душа расположена. Нет понятия «ты должен молиться за него», но понуждать себя, если есть силы, – хорошо. Если пока совсем никак, Бог знает, за кого ты еще не можешь произнести слова, не стыдись подумать об этом и на молитве. Так постепенно твое сердце оттает.

Я думаю, этот вопрос и Вам задавали не раз: «Зачем ты молишься? Я не молюсь, а у меня и так все прекрасно».

– Я таких людей не встречал. Человек может предполагать, что молитва – особый чин: встал, открыл молитвослов, это и есть молитва. Нет.

Молитва – постоянный внутренний диалог твоей души с Создателем. Я не встречал людей, которые совсем не молятся. Помню, летели в самолете и попали в хорошую болтанку. Рядом со мной были соседи, которые, как казалось, не только не молятся, но и против всего того, что я собой олицетворял (я летел в подряснике).

Попали в болтанку, хорошо провалились в воздушную яму, все затрещало, попадало с полок, загудело. Наверно, я не так быстро вспомнил слова «Отче наш», как мои соседи, – оказалось, что все их убеждения спокойной жизни кроются в том, что они внутренне (каждый из них имеет опыт) говорят: «Господи, слава Тебе! Господи, помоги!».

Часто используют молитву как оберег: еду в путешествие – надо молебен заказать, тогда можно ехать нормально.

– Эти правила для тех людей, которые знают, что это действует, и употребляют это вне какого-то рассуждения. Молитва – не механические слова и не магическое действие, это живое общение со своим Отцом. И оно всегда должно оставаться именно таким – живым.

Как раньше готовились к Причастию те, кто не умел читать?

– Раньше для людей при подготовке к Причащению была соборная молитва в храме. А домашняя молитва (краткая, простая Иисусова молитва, которую знает любой христианин) совершалась дома постоянно, как вдох и выдох. И это было правилом к Причащению.

Зачем молиться за усопших? Живые что-то могут исправить в их другой жизни?

– Несомненно. В этом и есть удивительная сила молитвы: она не знает ни времени, ни пространства, ни обстоятельств. А молитва об усопших – реальное утешение их душам в их посмертной участи, и вместе с этим – реальное утешение и нашим печалям в расставании со своими умершими людьми.

Дорогие друзья, наша молитва, возможность и желание молиться, любовь к молитве – это самое лучшее выражение нашей свободы от того, что лишает нас надежды: нашей свободы от греха, страха, одиночества. Молитва – подлинное дыхание души, которая не может надышаться Небом, ибо состоит из Неба. И когда мы молимся, то Неба в нас становится больше. А когда мы молимся друг за друга, то неба становится больше не только в нас, но и в тех, о ком мы молимся. И дай нам Господи, чтобы молитвы наши были услышаны. Храни и благослови всех вас Господь.

Записала:
Инна Золотовская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Нас любит Бог» – вот суть того, что означает вера в Бога

– Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Бог спасает человека, потому что никто из людей не может спасти самого себя – не на какой-то краткий промежуток времени, а на всю жизнь и для вечности. Никому из людей это не дано, Бог спасает человека. Но если на этом поставить точку и далее ничего не говорить, то возникает много справедливых вопросов: как же свободная воля человека, как же образ Божий в человеке? Ведь если Бог свободен, а человек предопределен к спасению, то в чем же свобода человека?

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Димитрий Беженарь: Благоразумное подвижничество в современном мире

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс