Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (1030) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Первая заповедь Закона Божия

Протоиерей Алексий Ладыгин: Первая заповедь Закона Божия

№37 (1030) / 1 октября ‘19

Огласительные Беседы

Продолжение. Начало в №36 (1029) 2019

Сегодня мы будем говорить о первой заповеди Закона Божия, который Господь вручил Моисею на горе Синайской. Она очень важна для каждого христианина, т.к. вводит нас в Божественный мир, вступая в который мы начинаем общаться с Богом. Всякое общение с человеком регламентируется определенными нравственными понятиями. Если мы хотим общаться с Богом, то Господь хочет что-то очень важное нам сказать, чем это общение будет поддержано.

Со студентами мы говорили о первой заповеди Закона Божия: «Аз есмь Господь Бог твой, да не будет тебе других богов кроме Меня». Я спросил студентов: «Что Господь хочет сказать в этой заповеди человеку, с которым Он хочет дружить?» – «Я Бог Твой, да не будет тебе других богов». Давайте переведем это на человеческие отношения – возьмем отношения девочки и мальчика: Маша влюбилась в Сережу. Каким бы она хотела видеть Сережу? Стали говорить: «Он должен быть красивым, богатым, умным, помогать, цветы дарить и прочее». Я говорю: «Хорошо. Он вас любит, дарит вам цветы, уходит на работу вовремя, приходит с работы в нужное время, все делает правильно, но при этом любит другую девочку. Это хороший парень?» – «Нет, нам такой человек не нужен – он неверный». Я говорю: «А какое же самое главное качество вы должны видеть в своем избраннике?». Однозначно ответили: «Конечно, верность».

Верность – это то, что украшает человека, созидает семью, радует каждого из нас. В этой заповеди Господь говорит о верности: «Аз есмь Господь Бог твой, да не будет тебе других богов кроме Меня» – ты никогда не должен изменять Богу: если ты сохраняешь верность Богу, то с тобой можно строить и другие отношения.

Заповеди очень важны для каждого из нас. Некоторые говорят о том, что есть заповеди важные, а есть неважные, есть заповеди, которые нужно исполнять обязательно, а есть те, на которые не нужно обращать внимания. Нет! Каждая заповедь Закона Божия очень важна для нас, ибо заповеди Божии – это некие ступеньки: если ты не встал на первую ступеньку, то никогда не встанешь на вторую – не выполнишь вторую заповедь, не сможешь подниматься по лестнице.

Священное Писание говорит нам, что если ты нарушил одну заповедь, то повинен в нарушении всего Закона (кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем), поэтому каждый из нас должен стремиться выполнять каждую заповедь. Первая заповедь учит нас верности Богу. Ты никогда не должен иметь отношения ни с какими другими богами, ни с какими другими людьми, которые проповедуют другие ценности кроме ценности христианства; ты никогда не должен читать астрологические прогнозы, верить звездам, ибо звезды – не Бог, а творение Божие; ты не должен быть язычником – поклоняться пеньку, или свинье, или прочему какому-то творению, которое есть на земле – ты должен сохранять верность Богу. Святые отцы, указывая на эту заповедь (особенно преподобный Феодосий Печерский), говорили: «Кто хвалит другую религию, тот изменяет своему Богу». Мы не должны даже хвалить другую религию (ругать никого не нужно – если не знаем, просто должны молчать, сохраняя верность своему Богу, познавать, изучать веру, и тогда твое сердце будет открываться для Господа).

Что очень важно знать о Боге? О Боге надо все знать, ведь Бог есть любовь. Бог любит тебя, а ты должен познавать свою христианскую веру и верить в Бога. Вера всегда подразумевает верность. «А без веры угодить Богу невозможно», – говорит нам Священное Писание, и без веры невозможно спастись. Помните слова Спасителя: «Аще кто веру имеет и крестится, тот спасен будет, а кто не имеет веры, тот осужден будет»? Вера подразумевает исполнение Божиих заповедей, нашу определенную стройную жизнь, которой мы не просто говорим, что верующие люди, а делами своими подтверждаем свою веру – вера без дел мертва есть (это не только добрые дела, но и дела веры, благочестивые правила, утренние и вечерние молитвы).

У одного священника я спросил: «Как ты понимаешь, верующий человек или нет?» Это был сельский священник, он не стал богословствовать, рассуждать о вере высокопарными словами, а сказал удивительные слова: «Я просто спрашиваю человека: молишься ли ты утром и вечером? Он говорит: молюсь утром и вечером, читаю молитвенное правило, которое есть в каждом молитвослове – и понимаю, что это человек верующий».

Неверующий или сомневающийся, тот, кто плохо воспринимает нашу веру, никогда не будет читать утром и вечером молитвы. Но если человек поверил в Бога, он никогда не будет пропускать утренние и вечерние молитвы. Верующий человек не может прожить недели, если не посетит храм Божий: для него храм – это жизнь, общение с Богом; верующий человек обязательно будет участвовать в таинствах Церкви – он знает таинства и понимает, что не сможет без них жить, ведь так он соединяется с Богом, только в таинствах Церкви Господь дает ему великие и богатые милости – благодать, которая восполняется в нем, помогает совершать дела милосердия, бороться с грехом, противостоять неправде, сдерживать себя от тех грехов, испытаний, которые наполняют его. Вера помогает ему обрести полное понятие Бога.

Как понять, осознать, принять то, что у тебя есть такой Бог, что есть в Боге? Мы многое не можем понять своим разумом – человеческий разум ограничен, мы не можем объять необъятное (современная техника, компьютеры и то имеют ограничения в памяти – я еще помню, в 1990-е годы компьютеры требовали перезагрузки, потому что их память была переполнена. Сейчас компьютеры имеют определенную память – если их перезагрузить информацией, то они перестают работать; так же и человеческий разум ограничен).

Святые отцы сказали удивительные слова: «Ум должен знать меру познаний, чтобы не погибнуть». Мы видим очень часто, особенно в нашей практике встречается, когда человек получает одно образование, третье, четвертое, и у него начинает помрачаться рассудок: он переполняет себя излишними знаниями. Бога понять и вместить в человеческий разум практически невозможно, поэтому здесь включается вера. Мы по вере воспринимаем то, что Господь говорит, ведь невозможно Бога измерить логизмами своего разума: логика нарушается. Хотя мы видим, что Божественный мир исполнен Законом, но логика нарушается – «идеже бо хощет Бог, побеждается естества чин», побеждает даже человеческую природу, все законы, которые есть в этом мире. Но Он побеждает не ради нарушения, разрушения чего-то, но чтобы явить Свою Божественную любовь, как явил любовь Своим Воплощением.

Вера помогает нам понять Бога и жить с Ним, помогает узнать, что Бог вездесущ, находится везде, как говорит Псалмопевец: «Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря,– и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: «может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью»; но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет»... Это обязывает и нас жить и ходить перед Богом: если папы нет, мамы нет, то «все мне дозволено». Мы имеем некую свободу творить произвол. Бог присутствует везде: за угол ты убежал, или от родителей уехал, или в тайном месте поселился – Бог везде с тобой. Поэтому верующий человек начинает понимать и осознавать, что его жизнь – хождение перед Богом, от Которого невозможно утаить никакой поступок, даже наши мысли (поэтому святые отцы призывают нас, чтобы мысли были светлыми, и дела – добрыми, чтобы ничего злого мы не творили перед Богом).

Очень важно, когда мы делаем что-то не так, пойти в храм и покаяться перед Богом, попросить у Него прощения. Бог и так знает о наших недостатках – не мы Ему рассказываем, просто говорим Ему о том, что мы были не правы, неправильно поступали, искренне сожалеем об этом, просим, чтобы Господь нас простил, явил милость Свою к нам. Все это дает нам Сам Господь, в этом и заключается радость нашей жизни.

Удивительные познания дает нам Сам Господь: «Аз есмь Господь Бог Твой, да не будет тебе других богов, кроме Меня» – «познавай Меня, узнавай Меня, и в этом ты обретешь успокоение, правильный путь, который приведет тебя к спасению». Эта заповедь призывает нас знать Бога: зная Бога, мы сохраняем Ему верность. Без познания Бога это невозможно.

Люди сегодня читают много различной информации, но не знают своей веры. Один из упреков к нам, что мы еще в XVIII–XIX веках говорили: Русь хоть и крещена, но не просвещена. Это большой упрек каждому из нас, ведь мы не познаем своего Бога, не знаем, что Он несет в эту жизнь, чего хочет от нас и какой радостью желает наделить нас не только в этой жизни, но и в вечности. Тому, кто живет с Богом, много не надо – он живет очень ограниченно в наших материальных понятиях, но настолько счастлив и свободен в этой жизни, что не привязан ни к дорогой машине, ни к квартире, ни к зарплате: его это не интересует. Он привязан только к Богу, его интересует только одно – он боится потерять любовь Божию. Не что Бог его накажет (Бог никого не наказывает), но мы боимся и считаем наказанием, если потеряем расположение Бога, любовь Господа к нам. Это самое страшное, что приводит нас к мучению.

Верующий человек, который полюбил Бога, боится того, что Господь отвернется от него – для него это самое страшное. Есть замечательные слова в Священном Писании: «Услышь меня, Господи, ибо блага милость Твоя; по множеству щедрот Твоих призри на меня; не скрывай лица Твоего от раба Твоего, ибо я скорблю; скоро услышь меня; приблизься к душе моей, избавь ее». Мы пребываем в великой скорби, когда Господь не слышит нас, отворачивается от нас – это самое страшное в жизни верующего человека. Мы должны познавать Бога, нужно уходить от того, что Господу видеть в нас не хочется.

Всякие знания будут открывать нам бескрайний Божий мир, любовь Божию к нам. Познавая, мы всегда будем пребывать в радости, и это будет нам давать надежду на то, что Господь никогда не оставит нас, что жизнь наша полностью вверена Самому Богу, и Он любит Своих чад и никогда не оставляет их. Это очень глубоко.

Мы знаем, что все, что с нами произошло в жизни, было не без воли Божией, и Господь попустил нам испытать радость, чтобы увидеть Божию любовь, а трудности – чтобы мы не стали плохими людьми, превратившись в гордецов, эгоистов и живя только для себя. В настоящей жизни Господь нас никогда не оставляет, всегда помогает, заботится о нас. Место, на котором мы находимся, дала нам любовь Божия (ибо место, на котором ты стоишь, свято). И на нем мы могли бы послужить Богу, сделать много добрых дел для тех, кто окружает нас, для Церкви и нашего государства.

Мы вверяем свою жизнь Господу в настоящие и будущие времена, зная, что и в будущем Он так же будет заботиться о нас. Для нас самое главное – быть Его детьми, ибо в святом Крещении Господь нас усыновляет: мы становимся Его детьми (в молитве так и звучит: «Ты еси сын Мой, ты еси дщерь Моя» – мы становимся детьми Божиими). Это сразу рождает глубочайшее понимание: какой родитель не заботится о своих детях! Отец и мать отдают свою жизнь им полностью – они уже так не едят, не пьют, не одевают себя так красиво, как стараются одеть, обуть, накормить, напоить своих детей, устроить их будущую жизнь, дать им прекрасное образование, ущемляя во всем себя – они вручают полностью свою жизнь своим детям, видя в этом продолжение рода. Их любовь безгранична.

Господь, когда в святом Крещении усыновляет каждого из нас, тоже дарит нам Свою любовь и все лучшее, что есть у Него. Бог не только заботится о нашей современной жизни, но еще вручает нас в особое попечение, делает так, чтобы мы получили еще в наследство особое богатство – сокровище, которое Он имеет. А чем Бог обладает? Он обладает вечностью и дарит нам вечность: дарит в наследство великое богатство – вечную жизнь. Это не та жизнь, которая приносит нам мучения и страдания. Нет.

Апостол Павел был восхищен до третьего Неба и слышал неизреченные глаголы – своим языком он не мог выразить, хотя был грамотным, образованным человеком своего времени, то, что видел, когда был в Царстве Небесном. А что он видел, об этом апостол говорит: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия». Вот что Господь приготовил нам в наследство. Мы даже не можем выразить, понять, что Господь дает человеку, который остается верен Ему в жизни. Почему мы об этом говорим? Мы говорим о верности Богу.

Наследства лишается только неверный сын, что отказывается от своих родителей и в жизни не приносит покаяния. Поэтому для нас самое страшное – потерять веру в Бога, уйти от Него, не сохранить верность. Все начинается и заканчивается этой заповедью, которая дарит нам бескрайнее милосердие и любовь Божию: «Аз есмь Господь Бог твой, да не будет тебе других богов, кроме Меня». Вверься в руки Божии, доверяй и храни верность Ему, – а дальше Господь устроит. В правде, не в правде, в добрых поступках и в наших ошибках – Бог все равно не откажется от нас. Одна женщина, придя на Исповедь, сказала: «Батюшка, я грешница, но грешница Божия – хоть я и грешница, но своя». В этом есть правда и глубина: мы храним верность Богу, а грехи совершаем не по злобе нашей, а по слабости человеческой природы, поэтому всегда просим у Бога за это прощение. Если сохраняем верность Господу, то эта верность покроет многие наши неправды.

Первая заповедь Закона Божия, о которой мы сегодня говорили, очень важна для каждого из нас. Мы должны всячески стремиться исполнять ее по жизни: не заглядывать в астрологические прогнозы, которые сейчас обильно распространены в интернете, некоторые покупают газеты, журналы, чтобы прочитать астрологический прогноз: узнать, что же готовят нам звезды? Звезды ничего не могут нам приготовить, ничего невозможно предугадать, – все в руках Бога, Который заботится о нас, если мы будем молиться, каждое утро, вставая, просить: «Господи, благослови меня на день грядущий», а вечером благодарить Бога за то, что устроил все в нашей жизни, в этом дне, благополучно, какие-то искушения помог нам преодолеть. Берем благословение на сон грядущий, восстав от сна, благодарим Господа, идем куда-то – берем благословение, детей благословляем: в этом залог счастья и успеха, а не в том, как встанут звезды (как бы они ни встали – все в руках Божиих). Надо всегда помнить, что Бог не без милости, а по милости Своей относится к каждому из нас.

Никогда не нужно стремиться изучать другие религии – нужно познать свою веру. Когда мы познаем всю глубину нашего христианского православного вероучения, тогда можно изучать другие религии, аналитически подходить, сравнивать. Если же мы не знаем своей веры, а изу-чаем другую, то здесь большой соблазн: можно впасть в грех – похвалить другую веру, и тем самым посрамить свою. Поэтому нужно быть очень внимательным.

Господь дает нам первую заповедь Закона Божия, чтобы предостеречь от ошибок, чтобы мы познали красоту нашего православного вероучения, богословия, глубоких рассуждений святых отцов, которые делятся с нами мудростью и глубиной своего духовного пути. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Людмила Кедысь

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс