Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №36 (1029) → Протоиерей Евгений Попиченко: Ты – тоже Церковь

Протоиерей Евгений Попиченко: Ты – тоже Церковь

№36 (1029) / 16 сентября ‘19

Благая часть

Хочется искренне всем пожелать, чтобы никогда не заканчивалось желание узнавать себя, мир, людей, чтобы жизнь никогда не превращалась в скуку – мрачное, пустое, безжизненное, неинтересное перетекание из прошлого в будущее, минуя настоящее. В жизни так много интересного, и самое прекрасное – это люди, с которыми Господь сводит.

Чтобы открыть человека, нужно самому быть открытым. Мы в современной беготне забываем, что самое дорогое сокровище сокрыто внутри – не в успехе, карьере, бизнесе, поездках, не в погоне за всевозможными благами, а внутри: в человеческом сердце. Когда происходит созвучие, резонанс, когда от сердца к сердцу происходит откровение – это самое радостное и самое сильное событие.

Недавно познакомились с одним священником. Так бывает, возникает взаимопонимание, созвучие (как у Киплинга в «Маугли»: «Мы с тобой одной крови!») – и происходит очередное открытие, очередная находка… Он про себя рассказывал такой случай. Он учился в институте, было занятие по философии (философы – люди, конечно, весьма умные, но для познания себя недостаточно одного только развитого интеллекта; очень важно, чтобы было развито и сердце – а оно развивается через покаяние, духовные усилия, познание Бога и сообщение с Ним, через молитву, а когда происходит перекос в интеллект, человек начинает думать, что он все знает, все понимает (что называется, «горе от ума») – и часто проходит мимо Бога).

Так вот, философ начинает откровенно, открыто навязывать аудитории свое мнение, что Бога нет, что все в мире только от человека, а Церковь – это старушки и мракобесие. Встает студент и говорит: «Как мракобесие? А как же Менделеев, Попов, Паскаль, Ньютон?» – и дальше список людей. Он говорит: «Что вы меня давите авторитетами?». Возникла дискуссия, преподаватель выгнал студента, он вышел из аудитории. Возник скандал. Следующая лекция – студенты сидят, ждут, а преподавателя нет. Потом выяснилось, что преподаватель никогда больше не будет преподавать в этом университете… Прошло какое-то время, замены ему так и не нашлось; были вынуждены пригласить преподавателей из других вузов. И при сдаче экзамена произошло маленькое чудо. Группа стояла, а этот студент немножко опоздал – в этот день у него родилась дочка (он заехал в роддом, увидел жену с ребенком). 3 часа шел экзамен, а только 3 человека прошли. Ему говорят: «Иди вперед – ты же виноват, иди за всех отдувайся». Он заходит, берет билет и понимает – завал. В это время кто-то из секретарей комиссии наклоняется к главному преподавателю и говорит: «У него сегодня дочка родилась – может, как-то снизойдете?». Преподаватель начинает возмущаться: «Вот только что студент хорошо ответил. Я беру зачетку и ставлю ему “отлично”» – читает фамилию… Оказывается, это как раз зачетка только что зашедшего студента. И там уже написали «отлично». Так он прошел дальше по курсу… Эта история напомнила фильм «Бог не умер» (неплохой фильм, можно посмотреть): там студент, верующий христианин, тоже встает на защиту Бога в дискуссии с профессором-философом, и дальше из этого получается целая история исповедничества и подвига веры.

Мне кажется, очень важно знать свою веру и, если необходимо, уметь ее защитить с кротостью и благоговением.

Иногда мы слышим возмущения: «Почему Церковь так активна – лезет в образование, в политику, в Законодательное собрание? Может ли она вообще участвовать в разных политических вопросах?». За этими словами обычно кроются невежество и непонимание природы Церкви. Многие думают, что Церковь – это иерархи, то есть духовенство: Святейший Патриарх, Священный Синод, епископы, священники. Нет. Церковь – это всякий крещеный человек, это сообщество людей, собранных во имя Христа.

Людей, причисляющих себя к Православной Церкви, в нашем Отечестве 100 000 000; по статистике, 84% людей причисляют себя к Православной Церкви. Степень этой причастности, конечно, разная – есть люди глубоко церковные; есть те, кто вошли в Церковь, стали членами Церкви через таинство Крещения, но дальше пока не развили свои отношения с Богом, с Церковью; может быть, они и не осознают себя верующими, но они de jure и de facto принадлежат Церкви Христовой – и, если размышлять на эту тему, Церковь – общественная организация с членством в 100 000 000 человек. Такая организация может себе позволить выдвинуть кандидатов в одно, другое, третье направление? Почему нет?

Церковь – это каждый человек, назвавший себя христиа-нином. Мы живем в нашем государстве, в нашем Отечестве, и каждый христианин на своем месте являет собой присутствие Церкви, будь он стоматолог, или логопед-дефектолог, или инженер, или милиционер. Просто человек не всегда осознает это. Да мы и русскими себя не всегда осознаем – русский человек может переехать в другую страну, сделать великие открытия и войдет в историю как великий русский человек, а может наделать таких дел, что станет позором для русского народа (были русские, которые, например, служили полицаями, предавали свой народ, издевались над ним). Всякое бывает, но если родился русским, это никуда не денется – не сотрешь (можно в паспорте написать какие-то другие слова, но суть от этого не изменится).

Так же и принадлежность к Церкви: если ты крестился, тебя уже никак не вычеркнешь из этого списка жизни – ты становишься Церковью: живым членом, плодоносной веточкой или уже засохшей, бесплодной… Ты – тоже Церковь. Это важно понимать, чтобы задавать такие вопросы или размышлять на эту тему. И от того, как человек связан с источником, корнем, который дает жизнь этому древу, во многом зависит, принесет ли он хорошие, человеческие, духовные плоды, дающие славу русскому народу. Обычно все величайшие открытия (и в поэзии, и в литературе, и в архитектуре) были совершены во имя Христа, ибо Он есть Источник вдохновения – Дух Святой дает силу, которая трансформируется в разные человеческие изделия, произведения, откликается в душе разумным, добрым, вечным, прекрасным.

Дух Святой дает ощущение жизни, животворит. И от того, насколько человек через Церковь (эту организацию жизни и взаимоотношений с Богом) связан с Христом, с Источником благодати, зависит его бытие, результат его жизни, его жизненный успех по сути – не по форме, а по тому, насколько человек стал человеком. Вот такая история.

Помогай нам всем Господь.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/peredachi/blagaya-chast-s-protoiereem-evgeniem-popichenko-vypusk-ot-24-avgusta;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/blagaya-chast-s-protoiereem-evgeniem-popichenko-vypusk-ot-30-avgusta

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс