Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №36 (1029) → Протоиерей Андрей Канев. Не теряйте времени: очень вас прошу обратиться к серьезным духовным трудам

Протоиерей Андрей Канев. Не теряйте времени: очень вас прошу обратиться к серьезным духовным трудам

№36 (1029) / 16 сентября ‘19

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) – №35 (1028) 2019

Дорогие братья и сестры, мы продолжаем цикл передач «Страсти и борьба с ними» и разбираем ваши письма – они очень интересные, глубокие, заставляющие и меня вновь и вновь задуматься над вашими вопросами.

Итак, пишет нам сестра – письмо короткое, в нем понятно не очень много каких-то духовных сторон сестры, написано оно крупными мазками. Будем разбирать то, что есть. Сестра пишет, что ей 50 лет, 20 лет назад (а то и больше) ей встретилась книга отца Александра Меня «Сын Человеческий», и она пишет, что после прочтения этой книги ее охватили волнение и стыд: «Как раньше я могла не знать этих сведений о Господе Иисусе Христе?».

Вскоре после прочтения книги в одном из городов она увидела крестный ход и «будто бы увидела сцену со Спасителем на Кресте, толпу и крики. И Господа вижу измученного, скорбящего, и меня – я тоже в толпе. Господи, как же мне стыдно и больно! Я представляю Его образ 30 лет спустя так же остро, как и тогда» (это не вопрос, а впечатление: человек описывает, как он начал приходить к вере).

Прежде чем перейти к вопросу, мне бы хотелось сказать, дорогая сестра, вот что: вы взяли в руки книгу отца Александра Меня – вам попалась эта книга. Бывает, люди узнают о вере от знакомых, кто-то – от противного ( уже нахлебался грехов и начинает идти к свету, ибо тьма вокруг и ад уже здесь начался), кто-то получает другие книги, еще кто-то фильм посмотрел – и у него начинают возникать мысли о вере, о ее необходимости. Вы прочитали книгу отца Александра Меня, и она на вас так подействовала. По поводу творчества отца Александра Меня: не все так гладко, как хотелось бы – конечно, отец Александр в свое время был человеком, проповедующим о вере, о Христе, но, к сожалению, в его творчестве встречаются и не совсем православные мысли (сейчас не будем в этом разбираться): человек просто трудился, как мог, в тех условиях – и, как нередко бывает с миссионерами, в некоторых своих мнениях немного ушел в сторону. Отец Александр трудился в сложное время перемен, тектонических сдвигов: страна поменялась, разрушился Советский Союз – все менялось и ломалось. Может быть, было мало источников, культурная обстановка для отца Александра была другой – можно привести много причин, почему вкрадываются какие-то ошибки; мы же люди – поэтому надо быть очень внимательными и больше ориентироваться на классические произведения, проверенные Церковью.

Очень хорошо, что эта книга была для вас ступенькой, но все-таки и вероучение Церкви, и учение Церкви о духовной жизни надо бы изучать по произведениям отцов Церкви.

Еще вопрос: человек увидел книгу, прочитал о вере, о Христе – что рождается в его душе? «Волнение и стыд, что раньше я этого не знала».

Я сразу хочу сказать, сестра, без всяких долгих предысторий, что это неправильное впечатление. Объясню. Да, в советское время (вам 50 лет) не учили вере – вы не знали об этом с детства, не знакомы были с Церковью. Нас наберутся миллионы – жителей современной России, которым 50, более или чуть-чуть менее лет: нас этому не учили. И вот Бог через ту или другую книгу приводит вас к вере. А вы говорите: «Как печально, что я этого не знала раньше». Представьте, ребенок приходит в школу в 7 лет и ему говорят: «Это буква такая-то, это – такая-то... Можно прочитать книжку самостоятельно». А он говорит учителю не «спасибо, что вы меня научили», а «как жалко, что я с детского сада это все не умел». Так почему жалко? Вам эта книга могла и не попасться – или попалась бы раньше, а вы бы ее не прочитали или прочитали, но ничего не поняли.

В духовной жизни есть такое понимание, как созревание: человек должен созреть. Осознанное вхождение в Церковь – это не вступление в партию, когда можно изобразить, что ты согласен с ее уставом, внести денежку на уставную деятельность, получить партбилет – и стать членом партии… Тут все работает совершенно иначе. Если человек не имел раньше веры в душе, а потом получил – это замечательно! Надо сказать Господу: «Господи, слава Тебе – Ты открыл мне, что Ты есть и есть Святая Православная Церковь, которая единственная в мире содержит истину и путь к спасению. Слава Тебе за это!», а лукавый начинает давить человека через страсть гордыни (человек не принимает, что он раньше был безбожником и натворил разных дел), страсть печали. И человек не идет ко Христу – оценив свое духовное состояние, он начинает испытывать волнение и стыд, что раньше чего-то не знал (но ты ведь не знал, поскольку тебе не сказали или ты вообще был не способен это принять). Это беда старших поколений.

В приходской жизни я тоже с этим сталкиваюсь, и каждый раз приходится говорить человеку: «Почему ты не радуешься, что тебя вообще привели к свету?». А лукавый начинает отсылать к прошлым годам, и начинается не покаяние, а какое-то самоедство, основанное на страсти печали: «Ах, если бы... Ах, если бы...» – но нет сослагательного наклонения в истории. Что значит «если бы»? Ты прожил жизнь, которую прожил, надо ее принять: ты тот, кто ты есть (давайте будем говорить: «Ах, если бы я родился в императорской семье! Ах, если бы мой папа был благочестивый преподобный!», – но это ведь не так…).

Давайте жить в реальности: мы те, кто мы есть, и нас, какие мы есть, Господь терпит и принимает в Свою Церковь. Этому надо радоваться, надо ценить этот дар, ибо дар веры не все получают: не все могут его получить не потому, что Бог не хочет, а потому, что не все способны получить. А вам Бог дал этот дар, и вы его приняли… Давайте будем благодарны Богу за это и будем рассматривать состояние стыда и волнения как проявление страсти гордыни (ибо «не согласен с Промыслом Божиим, что у меня были эти 50 лет безбожия») и, соответственно, страсти печали, что я не принимаю тот благой Промысл Бога о себе.

Дальше. «Приводит меня в смятение». Что такое смятение? Это состояние небоеспособное, недуховное, не бодрое – это состояние не покаяния, а запутанного человека, раздерганного в душе: он не знает, что делать. Вот шел строй, смешали его враги – и этот строй уже не боеспособный: это наше состояние смятения, когда через гордыню и печаль лукавый запутал душу помыслами и ввел в смятение. И христианин не может оценить своего правильного состояния, не видит, что это – страсть: он увлекается происходящими из души эмоциями и саможаления, и самоедства, не имеющими ничего общего с покаянием. А человек думает, что это духовная жизнь…

Так вот, вскоре после прочтения книги сестра увидела крестный ход. Начинающая христианка видит в этом крестном ходе «будто бы сцену со Спасителем на Кресте, толпу и крики, и Христа измученного, скорбящего, и себя тоже в толпе» – казалось бы, вполне благочестивые рассуждения? А я думаю, это очень опасные рассуждения, сестра.

Духовная жизнь – это непросто: в ней можно сделать много ошибок. Одна из них – включать воображение (например, во время молитвы, когда человек начинает что-то придумывать или представлять себе: Господа, ад, рай). Этого категорически не надо делать, это очень опасно: область воображения ненадежна для духовной жизни – лукавый очень легко пользуется воображением, особенно у натур впечатлительных, чувственных, у которых очень развита душевная, чувственная сторона (я думаю, это относится к вам); они очень легко впадают в печаль, долго находятся в ней, и нужен немалый труд, чтобы поднять их из печали, избавить от нее.

Итак, казалось бы, благочестивые впечатления, а на самом деле их надо категорически отвергать – ничего не надо придумывать, иначе получается, что христиане, идущие молиться Богу или молящиеся во время крестного хода, представляются толпой, кричащей Пилату: «Распни Его!»… Сестра думает: «Я тоже среди распинающих Христа!».

Дорогая сестра, у крестного хода совсем другая тема – совместная молитва во славу Христа, прославление Христа. Он не изображает распятие Христа и не вспоминает об этом – наоборот, христиане собрались славить Бога.

Бывает крестный ход на Великую Пятницу, когда все приходящие в этот день в храм на службу совместно идут крестным ходом и священники несут на руках икону, называемую «Плащаница» (это икона с изображением уже убитого Христа Спасителя, Которого ученики в спешке сняли с Креста и очень спешно готовят к погребению) – вот это скорбный крестный ход, но там нет никаких криков. Христиане воплощают собой (не изображают, а воплощают) учеников, которые погребают Христа, а не жителей Иерусалима или «гостей столицы», несколько дней назад распинавших Христа, кричавших об этом. Бывает торжественный крестный ход на Пасху, на великие праздники, бывают городские крестные ходы, собирающие весь христианский город и идущие к месту какой-то святыни или чтобы почтить какую-то великую дату (в Екатеринбурге, например, это и день святой Екатерины, покровительницы города, когда, несмотря на зимнее время, священники, прихожане, христиане, все желающие собираются в кафедральном соборе и от него идут крестным ходом), а бывает крестный ход скорбный, но он совершается совсем по другой причине, с другим побуждением.

Впечатлительность, игра воображения приводит сестру к тому, что ей стыдно и больно за то, что Христа распяли, за то, что она была такой. «Стыдно и больно» – это опять неправильное впечатление. Почему? Господь пошел на Крест Сам: мы, по нашей вере, знаем, что Господь Сам пошел на Крест – Он, Сын Божий, Второе Лицо Троицы, для того и пришел на землю, воплотился от Духа Святого и крови Пресвятой Богородицы, взял Свое тело и человеческое естество – стал истинным Богом и истинным Человеком не чтобы ходить по земле и гладить детишек по головке, исцелять больных, воскрешать мертвых, кормить 5 000 человек несколькими кусочками хлеба. Не для этого! Он приходит сюда умереть за нас на Кресте: это цель и назначение Воплощения Сына Божия.

А если мы начинаем включать душевность, то получается, что эта Жертва Христа как бы «случайна» (как бы это ни звучало богохульством) – получается, это все случайно вышло: Он такой хороший, а плохие люди Его замучили… Он безусловно хороший – Он Богочеловек, но Он идет (еще раз повторюсь) умирать за нас, проливает кровь за нас (в том числе и за вас, сестра).

Останавливаться на картине пролитой крови, рубцов на теле Спасителя категорически не нужно – это делать опасно: это уже состояние гордыни и прелести, то есть самообмана.

Нужно быть очень внимательными к себе. Еще раз скажу, представлять не надо, это ошибочно. Иначе в силу вашей душевности (нашей, человеческой – вы же не одна такая, мы все такие) очень легко сбиться: вы начинаете печалиться о распятом Христе, а где же наша вера, что Он Воскрес и находится с нами? Получается, этого нет в таком раскладе.

Я вам очень советую, дорогая сестра, обратиться к серьезным творениям святых отцов, почитать творения святителя Феофана Затворника, святителя Игнатия (Брянчанинова), изучать основы веры – пожалуйста, тоже есть классические произведения: вполне простое и общедоступное – «Катехизис» святителя Филарета Московского, более фундаментальное, но не менее замечательное – «Точное изложение Православной веры» преподобного Иоанна Дамаскина. Давайте читать эти книги.

Понятно, что первое впечатление играет большую роль, но надо отходить от душевности – еще раз напомню: Христос Господь идет умирать за нас добровольно. Помните, как Господь спросил учеников: «За кого почитают Меня люди? За кого вы почитаете?», и Петр Ему говорит: «Ты – Христос, Сын Бога Живого». Господь его похвалил, сказал: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах». И дальше начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. Почему? Потому, что апостол в этот момент уже потерял смысл предназначения прихода Христа на землю. Господь отвергает это предложение именно таким категорическим отвержением, даже сатаной его называет: только враг рода человеческого может так искажать веру и христианские истины.

Сестра, выходит, впечатления, в которых вы продолжаете жить, не имеют ничего общего с правильным духовным настроем – с покаянием. Да, иногда бывает так, что в молитвах мы можем сказать: «Господи! Грехами распинаю Тебя вновь и вновь!», но это не впечатление, не разрыв сердца от сопереживания страданий – мы не сможем это сделать. Этими словами мы только можем укорить себя, что Господь за нас пострадал, а мы продолжаем грешить (но это не воображение, не душевное впечатление, не скорбь, исходящая из сердца в виде жалости, душевности к распятому Богочеловеку).

Дорогая сестра, не теряйте времени: очень вас прошу обратиться к серьезным духовным трудам. Я так настаиваю, ибо дальнейшие строки письма говорят, что вам надо это сделать. Вы пишете: «Господь вел меня. Я сразу познакомилась вскользь со святыми отцами благодаря книге “Несвятые святые”».

Дорогие мои! Я понимаю, что книга «Несвятые святые» занимает одно из первых мест по продажам в церковных лавках, но я тоже ее читал – это хорошее чтение для отдыха: я думаю, что архимандрит (а нынче митрополит) Тихон (Шевкунов) и не писал святоотеческого труда. Это его впечатления о том, как Промысл Божий действует в несвятых людях. Почему он называет их святыми? Он к ним так относится, для него это действительно родные, близкие люди, святые – ибо освященные Христом, а канонизированные Церковью. Они не святые – перевести это название можно примерно так: «они грешники, но хорошие».

Я думаю, что отец (а ныне Владыка) Тихон и не задумывал свою книгу как святоотеческое произведение – тем более как знакомство со святыми отцами. Тут вы делаете большую ошибку: святыми отцами у нас в Церкви называются не священники. Эта книга (сейчас выходит много такой литературы) – беллетристика, книга для легкого чтения, к святоотеческим трудам не имеющая отношения. Читать ее можно – пожалуйста, бывают книги для отдыха, но нужны книги для труда, для правильного настроя, чтобы не делать ошибок в духовной жизни.

Я бы вам все-таки рекомендовал не терять время и начать знакомиться именно со святоотеческим учением Церкви.

Дальше. «На страничке 95 растерялась и в тупик попала» – сестра не понимает: «Священник говорит, что можно вас, священников, трясти за рясу. Так один батюшка и сказал: трясите за рясу. Как это понимать?» Видите, к какому серьезному вопросу мы пришли – «что такое „трясти за рясу”?». Если вы подойдете ко мне, возьмете меня за облачение и начнете трясти, то вы ничего не получите, а я получу как минимум взрыв заряда страстей: мне это вряд ли понравится.

Я сам несколько раз использовал в передаче это выражение – «нас надо трясти за рясу». В каком смысле? Не буквально, конечно. Тут имеется в виду, что у священника есть несколько задач, поставленных Церковью: это священнослужение (совершение богослужений, треб, таинств), душепопечение (священник должен заниматься душой христианина – вникать в обстоятельства жизни, рассуждать, советовать, переживать, вместе с ним молиться) и учительство.

Если священник, забыв о двух последних, занимается только требоисполнением и совершением богослужений в храме, но не занимается душепопечением и учительством, то паства остается духовно голодной. И совет (не только я это говорю, это обычный совет) подходить и просить у священника наставления, его внимания, заботы и называется «трясти за рясу»: чтобы мы не боялись духовенства, просили у наших священников наставления, просили поучить нас, вникнуть в нашу житейскую ситуацию – это не какое-то физическое воздействие.

А проблема такая есть. Как-то в одной из бесед я рассказывал, что лукавому нужно, чтобы паства от пастыря была далеко. К сожалению, люди часто делают духовные ошибки, когда приходя в церковь и, видя священника стесняются его (человека в черном облачении), а духовные вопросы начинают решать с какими-то рядом стоящими тетушками, которые сами чего-то не знают и начинают советовать. Потом приходится очень долго исправлять эту неправильно полученную информацию в голове человека, ведь могут быть и какие-то суеверия.

Проще подойти и спросить, что называется, специалиста – мы же, приходя в больницу на прием к профессору, не советуемся с человеком, с которым столкнулись в первую очередь (с гардеробщицей, уборщицей): мы ими не пренебрегаем, но это не те специалисты, к которым мы пришли.

Так же и в храме: надо обращаться к священнику – не бояться этого, не стесняться, преодолевать ложный страх. Иначе получится, что священника никто, грубо говоря, «не дергает за рясу», и он думает, что никому ничего не нужно. Я не могу поверить, что в приходе никому ничего духовного не нужно – да, бывают люди, которые решили свои вопросы, и у них сейчас острых вопросов нет, но бывают и люди, которым нужна настройка!

Я почему-то предполагаю, что сестра, написавшая письмо, ­– человек, склонный к душевности, к печали. Если такого человека регулярно не поддерживать, не выводить из этого состояния печали в нормальное состояние, то лукавый легко может через воображение, через неправильное духовное состояние просто «забить» человека печалью и тем, что человек не видит своего духовного состояния сейчас, а переживает: «Ах, если бы... Ах, если бы... А как бы было 30 лет назад, если бы я был тогда верующим человеком?».

Дорогие мои! Спасибо вам за терпение, что вы смотрите наши беседы и желаете получить ответ. Спасибо вам, сестра: вы написали очень важное письмо, на основе которого мы сегодня смогли сделать беседу о явных ошибках духовной жизни – я желаю вам их не повторять, быть к себе очень внимательной. Если у кого-то есть еще вопросы, пожелания и замечания, я предлагаю вам писать на адрес нашей электронной почты: kanev@tv-soyuz.ru. Спаси вас Христос, дорогие братья и сестры! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Людмила Ульянова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс