Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
– Очень многие люди задают вопрос о святых чудотворных иконах: «Насколько можно этому верить? Почему чудеса происходят?». Ведь мы живем в материальном мире, где даже не то что религиозной вере не остается места, но просто вере в людей: кругом много цинизма. И вдруг поверить в сверхъестественное чудо, что икона вдруг начала плакать, мироточить, что останки некоторых святых бывают полностью сохранившимися (или даже, если остались косточки, то и они совершают чудеса).
Основа тому, верить в это или не верить, лежит как раз в вере вообще – в загробную жизнь, в Бога, в вечность души. Только исходя из этого можно говорить с человеком обо всем другом. Иначе это будет как медь звенящая... Человеку, который никогда не был на море, и то, наверное, легче поверить в существование моря, в отличие от того, чтобы поверить в сверхъестественные чудеса: очень многие люди море видели по телевизору, можно послушать шум прибоя в аудиозаписи…
Я этим людям могу ответить, что очень многие слышали и видели Бога, даже находясь на земле, слышали и видели ангелов, бесов, святых угодников, прозревали будущее, исцеляли болезни и заслужили своей добродетельной, благодатной жизнью особое состояние на этой земле. Благодать осталась и в их останках, и в их одежде, и в молитвах к тем, кого мы называем святыми.
Но человек, который рассуждает о сверхъестественных событиях, чудесах в Церкви, должен поставить в основу не свои рациональные соображения и научные знания (которые здесь вообще не при чем), а свою веру.
Мы верим в то, что есть Вечный, Всемогущий, Вездесущий Бог, Который был всегда (причем мы, христиане, именуем Его Святой Троицей – один Бог, но в трех Лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой) и Он из небытия сотворил материю, которую мы сегодня называем Солнечной системой, и в ней – Землю, сотворил души и животных, и людей, вдохнув в них частицу духа. Люди стали разумными существами, и душа в них стала вечной, как у ангелов, которые вечно будут существовать. В связи с этим, безусловно, возникают взаимоотношения между Творцом и тварью, между Богом и человеком, в течение этой и будущей жизни.
И для человека, который верит в Бога, в бессмертие души, в загробную жизнь, совершенно естественно, что Небесный мир время от времени вторгается в наше материальное бытие: то ангел вдруг появляется, то демоны, которых видят святые люди или, может быть, самые великие грешники, уже работающие на них, то человек неожиданно исцеляется от явления ему во сне святого или от прикосновения к мощам какого-нибудь святого угодника и от молитвы перед ними.
Многие приходят к Богу именно через чудеса, когда бывают какие-то совершенно необычные явления в их жизни (вот это мы и называем чудесами). На самом деле, конечно, все останки святых являются чудодейственными, если Церковь назвала этих людей святыми. Мы сегодня знаем множество таких мощей угодников Божиих. Самые известные у нас – мощи Киево-Печерских угодников, которых очень много сохранилось в Киево-Печерской лавре, мощи Псково-Печерского монастыря в пещерах. Мы знаем и святые мощи преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, конечно, мощи матушки Матроны Московской (их сегодня все очень почитают). Или, например, мощи Александра Свирского, у которого совершенно нетленное тело: поражаешься, глядя на его ножку (полностью тело не открыто) – это даже для меня несколько необычно, хотя я неоднократно видел нетленные мощи святых угодников. Совершенно нетленные мощи святителя Спиридона Тримифунтского находятся на острове Корфу. И даже говорят, что его останки имеют температуру человеческого тела – и оно совершенно мягкое. Когда его несут по городу крестным ходом, просто сажают его, а потом снова кладут в гроб: это пластичность мышц обычного человеческого тела. Я назвал самых основных угодников Божиих.
И таких чудес в Церкви огромное количество. И как человек, который никогда не был на море, верит в его существование по высказываниям других, по картинкам телевидения, точно так же нужно верить и доверять миллионам верующих, которые верят и знают, что есть Бог, есть загробная жизнь, есть чудеса и помощь от святых угодников. И если не будет веры, значит, никогда человек не добьется того, чего он хотел добиться, – доказательств подлинности чудес, святых мощей и чудотворных икон (плачущих или мироточащих). Все-таки это область веры.
Конечно, мы знаем, насколько людям важны святыни. Взять, например, праведного Иоанна Кронштадтского: при жизни он совершил тысячи чудес, исцелений людей (в то время, к сожалению, в высшем обществе уже очень распространился атеизм, безбожие, более того – мистицизм, вызывание духов и многое другое) – описываются тысячи случаев с именами, фамилиями, адресами людей. Скажем, в одном богатом доме в семье заболел ребенок. Конечно, у людей неверующих на первом месте врачи, потом знахари, еще кто-то, но ничего не получается, ребенок почти погибает. Ему врачи уже прогнозируют несколько недель или дней жизни. И вдруг нянечка, православная «Арина Родионовна», говорит: «Барин, давайте пригласим батюшку Иоанна, который служит в Кронштадте». – «Да что там ваш батюшка? Что ваши попы могут?». И все-таки приглашают отца Иоанна, поняв, что нужно попытаться сделать еще хоть что-то для любимого ребенка. Приходит отец Иоанн, служит молебен, и ребеночек при нем же встает, начинает бегать, а потом жить полноценной жизнью.
Отцу Иоанну присылали телеграммы с уральских заводов. Так, например, там разбился в шахте шахтер, он был совершенно побитый, искалеченный. Только телеграмма пришла к отцу Иоанну, он за Литургией на проскомидии помянул это имя, помолился – буквально через несколько дней начинают невероятным образом срастаться косточки, человек встает – и пошел. Тысячи и тысячи случаев. Господь дал отцу Иоанну такой особый дар.
Взять того же преподобного Серафима Саровского – точно так же, когда он вышел из затвора (ему было практически 70 лет) и стал принимать людей и помогать им, он исцелил сотни и тысячи людей, помогал и в семейных проблемах, и в других. Еще задолго до канонизации как преподобного Серафима, так и отца Иоанна Кронштадтского их считали святыми, им уже писались иконы, почитались их могилки. И сегодня у людей огромное почитание этих святых.
Есть добрая русская поговорка: к пустому колодцу люди не ходят. Сегодня же нет какого-то специального ажиотажа, чтобы машины специально ездили с громкоговорителем по улицам и рассказывали, что преподобный Серафим святой – «езжайте к нему, денежки потратьте, привезите их в монастырь, ведь монастырь в деньгах нуждается, поклонитесь ему, и он вам поможет». Напротив, к святым едет просто множество автобусов с людьми.
Например, к Покровскому монастырю, где находятся мощи Матроны Московской, за ночь 40–60 автобусов прибывает, чтобы утром люди могли встать в очередь и приложиться к ее мощам. Это что? Нужно постоять в очереди, чтобы посмотреть, какие люди стоят, с какими мыслями. Конечно, многие не захотят давать интервью, но я знаю доподлинно, что многие первый раз приехали (может быть, услышали от кого-то о силе и помощи Матронушки), а многие уже повторно: она оказала им реальную помощь, и они готовы стоять и ночь, и день, молиться, потому что это реальная помощь. И чем быстрее человек уберет свой скептицизм, будет на веру принимать все, что происходит в религиозной жизни, в Церкви, тем проще ему будет жить и тем больше будет ему помощи от Бога и святых угодников.
Записала:
Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.