Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
8 августа Святая Церковь чтит память преподобного Моисея Угрина. Именно о нем и о борьбе с блудной страстью мы и будем беседовать... Преподобный Моисей был монахом. Что такое монашество?
– Слово «монах» происходит от греческого слова «монос», то есть «один» – это человек, живущий одинокой, уединенной жизнью ради Христа, вот изначальный смысл этого термина. Монашеское движение в Церкви появилось не сразу. Более-менее организованные формы оно приобретает с IV века. Такие подвижники, как Антоний Великий, Пахомий Великий, Иларион Великий, были организаторами этого движения. Именно к этому времени в Церкви появляется свобода исповедания (после Миланского эдикта). Соответственно, образ жизни людей стал более спокойным. С одной стороны, это хорошо, но с другой, в человеческой жизни появляется соблазн.
В первые христианские времена, когда были гонения, люди жили в сознании, что все очень непрочно в их жизни: за ними могли прийти в любой день, в любой момент могли начаться новые репрессии против Церкви – это поддерживало высокий духовный уровень христианского общества. А вот если наступает некоторая стабильность, это, к сожалению, Церкви всегда служит во вред. Тогда наиболее ревностные христиане стали выходить из общества, чтобы служить Богу в уединении, где-то в местах безлюдных, отдаленных, за городом... Это было началом монашества.
Сейчас не всегда и не везде сохраняется эта уединенность монастырей, появилось много городских обителей. Но все же некоторые общие принципы монашеской организации сохраняются до сих пор.
Какую роль в монашестве играют обеты? Каждый монах должен дать Богу обеты?
– Да, три главных обета – нестяжания, целомудрия и послушания. Почему именно их? Наверное, потому, что эти три страсти для человека самые главные – сребролюбие, властолюбие и похоть. То, чем и живет до сих пор человеческое общество – это главные движущие силы жизненной борьбы в миру: люди, как правило, стремятся либо к власти, либо к деньгам, либо к удовлетворению плотских потребностей.
Добровольный, сознательный отказ от всего этого и образует суть пути, который избирают люди, желающие подвизаться ради Христа. Наверное, в этом и состоит главное содержание монашеского подвижничества: достичь идеала служения Богу, отказавшись от главных препятствий на пути к этому идеалу.
Как ни говори, но семейный человек, у которого есть жена, дети, поневоле все равно будет заботиться о каком-то стяжании. У него будет для этого законное оправдание: чтобы кормить жену и детей, нужно располагать материальными средствами. Соответственно, он будет занимать какое-то место в обществе, у него будет какая-то власть, если он будет начальником на производстве или в какой-то фирме, структуре. При этом у него будет реализовываться и его половая потребность – да, законным образом, в законном браке, но эта страсть будет иметь проявление.
Поэтому человек, который от всех этих благ жизни отказывается (что ни говори, положение в обществе, материальный достаток, семья – это объективное благо в жизни), который избирает монашеский путь, отказывается от очень многих объективных человеческих благ. Но за это Господь обещает награду – есть прямые слова Господни, обетование Господне: тот, кто от всего этого откажется, получит во сто крат более в этой жизни и в жизни вечной.
Почему целомудрие считается обязательным обетом?
– Целомудрие нужно понимать более широко: речь не только о сохранении телесной чистоты, воздержании от внебрачных половых связей.
Целомудрие буквально означает «целостное мудрование» – это цельность ума человеческого, когда человек не только не грешит телом, но и не позволяет своему уму увлекаться греховными помыслами. Господь прямо говорит в Евангелии: кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем – фактически грех начинается уже со взгляда, с помысла. Если этот греховный страстный прилог принимается, это уже начало греха: даже если он не реализуется в жизни, а останется только на уровне внутренних переживаний, это уже все равно внутреннее осквернение, уже грех – меньший грех, но если человек постоянно им грешит, у него нечистое состояние сердца. Это уже изгоняет из сердца благодать. Рано или поздно это может привести ко греху в реальной жизни, вот о чем идет речь.
Поэтому подлинное целомудрие начинается именно с хранения своего ума. Надо стоять на страже своего разума, не впускать в свою душу эти прилоги. Ясно, что мы не полностью властны над своими помыслами: у нас в уме появляются любые мысли – и от естества, и от дьявола они всеваются намеренно, но мы всякий раз можем оценить, как к ним относимся. Если мы отсекаем прилог, тогда греха никакого не было, что этот помысел у нас появился, но если мы начинаем им услаждаться, медлим в этом помысле, начинаем его развивать – уже начинается грех. Поэтому самый верный способ сохранить целомудрие телесное – сохранять целомудрие в душе, не впускать в свой разум, в свое сердце греховных помыслов.
Какова духовная ценность девства и что значит иметь нерастленную душу?
– У преподобного Серафима Саровского есть замечательные слова из его беседы с Мотовиловым: Серафим предложил свое толкование притчи о десяти девах.
Что такое елей, который был у мудрых дев и которого не было у юродивых? Он сказал, что есть типичное толкование, будто елей – это добрые дела, которые были у мудрых дев, но их не было у юродивых. Но оно неправильное, ибо девство, правильно хранимое ради Христа, само по себе есть совокупность добродетелей. Поэтому нельзя говорить, что юродивые девы, если они были девы, были лишены добрых дел – если они хранили девство ради Христа, это уже очень много. У них не было другого – благодати Духа Святого. Внешне они могли сохранять девство, но при этом не заботились, чтобы находиться в живом, реальном богообщении, и благодать Духа Святого в их сердцах не обитала, поэтому они и называются юродивыми, неразумными девами.
Я это говорю к тому, что девство – это действительно великая добродетель. Если человек сохраняет его с детства и на протяжении всей жизни ради Христа, несомненно, это великий дар, который человек может принести Богу. Женщины, которые сохранили девство, называются невестами Христовыми. Они в Церкви почитаются – тот же Серафим Саровский, когда основывал свою обитель в Дивееве, заповедовал принимать туда именно девиц – не вдов, а именно девиц: он понимал разницу между этими состояниями человека. Так что, безусловно, это довольно важный фактор. Многие великие библейские праведники сохраняли девство на протяжении всей своей жизни – не только Сам Господь Иисус Христос, но и апостол Иоанн Богослов, Иоанн Креститель, пророк Илия. Это образцы для подражания.
Обратимся теперь к житию преподобного Моисея Угрина. Расскажите о его жизни.
– Преподобный Моисей – уникальная личность. Даже среди преподобных отцов Киево-Печерских он выделяется по многим параметрам. Начать нужно с того, что он не был русским – он был угрин, что буквально означает «венгр» (он происходил из Трансильвании). Я так понимаю, что он оказался на Руси вначале как наемник – он был профессиональным воином, вместе со своим братом он служил в дружине князя Бориса, но принял Православную веру (очевидно, он проникся убеждениями, которые были в этой стране, тем более что Борис сам по себе был святой личностью): глядя на своего непосредственного начальника, предводителя, своего князя, вероятно, Моисей старался ему подражать. У него это получилось. Даже после смерти своего господина, которого беззаконно убил Святополк Окаянный, он сохранил в своей душе эти ценности. Моисей сумел уцелеть в тот момент и какое-то время прятался, жил у княгини Предиславы (Предславы) – сестры Бориса и князя Ярослава Мудрого. Но впоследствии, когда Святополк Окаянный привел поляков на Русь и изгнал из Киева Ярослава, он захватил в плен многих дружинников, в том числе и Моисея Угрина. Он был уведен в плен в Польшу, где начались его многолетние злоключения.
Это очень интересная история. Хотелось бы знать ее поподробнее, но мы не все стороны жизни преподобного Моисея знаем в равной степени относительно его пребывания в Польше. Ясно одно: довольно длительное время (около 5-ти лет) он находился в неволе, в рабстве, подвергался побоям, насмешкам со стороны поляков, у которых находился. Это его положение для него стало в какой-то степени привычным. Он, вероятно, думал, что так это и закончится, что Господь послал ему такой крест, чтобы очистить его грехи, чтобы он легче мог победить страсти – в этом стесненном жизненном положении для настоящего христианского подвижника есть свои довольно значительные положительные стороны.
Но случилось по-другому. Наверное, было даже хуже, он не ожидал такого искушения. Одна знатная полька, муж которой погиб как раз в том самом походе Болеслава на Киев, овдовев, искала себе нового супруга. Ее взгляд пал на этого невольника, военнопленного – Моисея. Надо заметить, что он выделялся среди своих соплеменников, даже среди дружинников, большим ростом, атлетическим телосложением и красивой внешностью. Она влюбилась в него и прониклась к нему плотскими чувствами, хотела, чтобы он вступил с ней в плотскую связь. Он отказался от этого. Тогда она решила настоять на своем желании и, поскольку обладала большими материальными возможностями, выкупила Моисея у его хозяина – говорят, за тысячу злотых. В то время (первая половина XI века) это была большая сумма. Цена явно была завышена – даже за человека с такими выдающимися данными. Хозяин понимал мотивы этой польки и понимал, что она готова была любые деньги заплатить: страсть ее была очень сильна.
И когда она его купила, то решила, что теперь он полностью в ее распоряжении и она сможет с ним делать все что угодно. Она пыталась действовать по-разному – и лестью, и лаской, дарила ему красивую одежду, угощала прекрасными кушаньями, всячески пыталась расположить к себе. Ничего не действовало. Тогда она пыталась морить его голодом за то, что он отказывался удовлетворить ее пожелания. Но нашелся один человек в ее окружении, который тайком подкармливал святого Моисея в неволе. Таким образом, Моисей с голоду не умер. Тогда она даже решила предложить ему вступить в законный брак. Это самый интересный момент: пока речь шла о прелюбодеянии, о блуде – понятно, почему он отказывался, но она уже стала называть его при людях своим мужем, делала вид, будто они уже вступили в брак, предлагала ему вступить в законный брак, чтобы он с ней вместе правил ее имением (она была довольно знатного рода, у нее было большое имущество и большие земли, богатства), но он и в этот момент все равно отказался. Насколько я понимаю, у него уже созрело желание всецело посвятить себя Богу.
Да, здесь очень интересно: казалось бы, красавица, богатая, влюбленная – ради чего он отказывается?
– Имеет смысл поразмыслить над его мотивацией. Прежде всего хочу отметить, что он ее не любил, нужно прямо это зафиксировать. Чувств у него к ней не было – нигде в его житии не говорится, что он боролся со своим чувством к ней: у него не было таких чувств вообще. Если и была какая-то мотивация, то она была чисто материальная – он понимал, какие блага сулит ему этот брак, но при этом ему придется с ней жить как с женщиной, абсолютно ничего к ней не испытывая. Но даже не это было главным.
Через пройденное за эти годы он, вероятно, успел приобрести аскетический опыт. У него уже был буквально мистический опыт общения с Богом: вероятно, были ситуации, в которых Господь явно спасал его от смерти, он чувствовал благодать Божию, которую получил в страданиях. Ему не хотелось потерять эту благодать, вот что было главной причиной его отказа. Их брак был бы законным, я хочу это подчеркнуть – в тот момент, если бы он женился на этой польке, он бы не сделал ничего плохого. Ведь она, хотя и была полька, не была католичкой: это первая половина XI столетия, Церковь была еще единой – хотя поляки были христианами западного обряда, разделения Церквей еще не произошло, поэтому брак, который был бы с ней заключен, был бы вполне законным христианским браком – Моисею не пришлось бы изменять своей вере, все было бы в рамках правил. Но он понимал, что он изменит себе самому: девство, которое он сохранял (а у него никогда не было женщины, он прямо об этом говорил), он потерял бы. Он потерял бы Бога, с Которым так близко общался. У него не было бы уже такого общения с Господом, которое он считал самым главным для себя в жизни. Поэтому он отказался.
В этой истории речь идет о блудной страсти – в чем ее опасность?
– Эта опасность помрачает человеческий разум, лишает человека общения с Господом. Ее коварство состоит в том, что в отличие от такой страсти, как, например, наркомания, корень блудной страсти есть в нашем естестве: у человека есть половая потребность. Если он вступает в брак, эта страсть направлена в законное русло и оправдывается ответственностью, которую несет человек за свою жену, детей, за их христианское воспитание. Он несет большие труды, чтобы содержать домашний очаг. Это все вполне Церковью благословляется и приемлется: брак честен и ложе нескверно.
Но если блудная страсть имеет место вне брака, просто ради удовлетворения самой похоти, ясно, что никакого оправдания здесь нет. Это постепенно духовно опустошает человека, оскверняет его и отдаляет от Бога. Бесы имеют к этому человеку легкий доступ.
Я много раз встречал в жизни ситуации, когда у человека случались совершенно непредвиденные проблемы – аварии на дороге, нападения разбойников, бандитов, хулиганов, которые избивали человека на улице. Абсолютно ничем нельзя было объяснить, почему именно с ним это случилось! Я вначале не знал причин этого, а потом стал задавать вопросы: «Состоите ли вы в браке?» – «Нет». – «А есть ли у вас сейчас какие-то связи на стороне?» – «Да». И я стал замечать эту зависимость. Если человек имеет нераскаянный, продолжающийся грех блуда или прелюбодейства, телесной нечистоты, это подвергает его духовной опасности. Бес имеет легкий доступ к этому человеку. Это может проявляться в самых разных ситуациях. Бесы непосредственно могут ему вредить и при посредстве таких искушений.
Как бороться с блудной страстью неженатым и незамужним?
– Конечно, такие люди находятся в особенно уязвимом состоянии. Если по какой-то причине человек не состоит в браке, но живет в миру, это постоянный соблазн – и для него, и для других. Другие считают его свободным и могут вести себя довольно развязно по отношению к этому человеку (любого пола). И сам он тоже думает: в конце концов, я же никому не изменяю, у меня нет жены (мужа). Но при этом в глубине души он понимает, что это грех. Когда говорят, что сейчас все так живут, это неправда – даже если бы это было правдой, это все равно не было бы оправданием: в Содоме и Гоморре тоже все так жили, но это никого из них не оправдало. Господь просто погубил эти города: все они были неправы перед Богом.
Нужно понимать, что человек, который находится не в брачном состоянии, должен особенно строго бдеть над своей душой: больше молиться, строже соблюдать все постановления Церкви относительно поста, посещения богослужений, участия в церковных таинствах – это целый подвиг жизни. Я знаю людей, которые, живя в миру, сохраняют себя в чистоте, в непорочности, ведут по-настоящему благочестивый христианский образ жизни. Таких примеров немного сравнительно с общим числом людей в обществе, но они имеют место.
Нередки случаи измены в браке. Как людям в браке хранить верность и бороться с блудной страстью?
– Даже из церковного права мы видим, что грех прелюбодеяния тяжелее греха блуда. За грех блуда по церковным канонам отлучение от Причастия на 6 лет, за грех прелюбодейства – на 8 лет: это говорит, что он тяжелее. У человека есть законный супруг или супруга, тем не менее он пытается идти на сторону. Он не довольствуется тем, что есть у него по закону, а хочет чего-то сверх этого. Безусловно, это усугубляет его вину, это вина уже не только перед Богом, перед своей совестью, но и перед супругом.
Почему это происходит? Враг рода человеческого не дремлет. Он пытается человека искушать: здесь человеку уже надоело, неинтересно, а там что-то интереснее, привлекательнее. Это все соблазн, бесовские искушения, поэтому надо стоять на страже своей души, своего сердца. Мне как священнику приходилось иногда слышать от людей, которые пережили опыт измены, какие это тяжкие душевные муки – за какие-то минуты греховного удовольствия потом приходили жуткие муки совести, раскаяния. Человек ощущал, насколько он теперь стал другим человеком: он уже не может так общаться со своей супругой, как раньше – у него что-то уже изменилось, нарушилось единение душ, вторглось нечто инородное. То есть бес уже вбил клин, и человеку приходится длительным покаянием искупать свою вину.
Почему блуд имеет такое распространение и силу в мире?
– Причины можно назвать разные. Уже апостол Иоанн Богослов говорил: все, что в мире, – это похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. Похоть плоти на первом месте. Это, к сожалению, всем нам свойственно. В каждом из нас присутствует это греховное начало в большей или меньшей степени. Наверное, само по себе плотское удовольствие, которое человек может испытать в теле, живя на земле, – самое сильное из тех, что человек может испытать по естеству. Поэтому оно оказывается для многих приманкой, особенно для тех, кто достигли материального благополучия, уже пресытились разрешенными законом благами этой жизни. Они начинают искать дополнительного удовольствия и развлечения. К чему это приводит, мы видим. Люди сами себя разрушают развратным образом жизни. Даже само слово показательно – разврат: обычное круговращение человеческой жизни разрушается грехами блуда и прелюбодейства – это именно разврат, разрушенное правильное движение, беспорядочное движение явно не в направлении к Царствию Божию.
Записала:
Маргарита Попова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.